Княжна Нина. Глава II

Каменная Княжна
Глава II.
(Нина Соврадзе)

Спасённая.- Керим и Зинат.

Очнувшись, я почувствовала, что лежу на земле, на чём-то тёплом и мягком. Сквозь сомкнутые веки в лицо бил яркий свет. Где-то рядом потрескивал костёр, от которого волнами исходило тепло. В окружавшей меня обстановке, по-видимому, не было никакой опасности, поэтому я приоткрыла глаза и осторожно огляделась.
Я находилась в небольшой пещере, вход в которую (точнее - выход) был тщательно замаскирован ветками, так что мне стоило большого труда его обнаружить. В центре пещеры горел костёр и лежала связка дров для растопки. Сама я лежала неподалёку от этого костра на расстеленной волчьей шкуре.
В каких-нибудь восьми шагах от меня, у противоположной стены пещеры, сидели три человека в одежде горцев. Незнакомцы негромко переговаривались на лезгинском наречии, изредка бросая на меня беглые взгляды.   
Увидев, что я очнулась, один из сидевших встал и подошел ко мне. Свет костра осветил черты подошедшего. Это оказалась высокая девочка чуть старше меня, одетая, как и все остальные, с дорогим ожерельем на шее. За поясом у неё торчала нагайка.
Девочка наклонилась надо мной и спросила по-лезгински;
- Как ты себя чувствуешь, госпожа? Дать тебе воды?   
Я была знакома с лезгинским наречием, поэтому без труда поняла вопрос незнакомки.
      - Да, спасибо, - ответила я на том же языке.
    Девочка налила холодной воды из кувшина в глиняную чашку и подала мне.
     - Как тебя зовут? – поинтересовалась я, утолив жажду.
- Зинат... Ты не беспокойся, Керим привёл твоего коня и привязал его у пещеры, - сказала девушка, как бы отвечая на мой немой вопрос. – Ты сможешь уехать, как только почувствуешь себя лучше... Керим, подойди сюда! 
Последние слова относились к одному из двух горцев, сидевших от противоположной стены пещеры. Тот, которого Зинат назвала Керимом, встал и приблизился к нам. Я с удивлением увидела, что это был мальчик чуть старше Зинат. На вид ему было не более шестнадцати лет. Одежда его была богато расшита золотыми и серебряными нитями, а за поясом торчал небольшой дагестанский кинжал с украшенной камнями костяной рукоятью. Приблизившись, горец заговорил приятным мелодичным голосом, обращаясь ко мне;
- Не бойся, госпожа. Мы поможем тебе. Я не стану спрашивать твоего имени – в горах это не принято...
- А я и не боюсь, - сказала я храбро. – Я – княжна Нина Соврадзе, дочь русского генерала князя Александра.
Зинат поклонилась мне, Керим почтительно кивнул.
- Рад видеть тебя в своём жилище, сиятельная княжна. Я не останусь в долгу у тебя и также назову своё имя. Я – Керим-Самит бек-Джемал из аула Шамиль.
  Услышав это имя, я непроизвольно вскрикнула от охватившего меня страха.
- Ты – Керим, вождь разбойников, наводящий ужас на весь Кавказ? Тот, которого полиция ищет по всему Гори? ...Прости, но я тебе не верю!
- Мой брат не лжёт! – неожиданно вмешалась Зинат. – Тебе нечего бояться нас, княжна. Здесь ты в безопасности.
Керим подтвердил её слова. Мне стало неловко.
- Простите меня, Керим, - искренне извинилась я. – Мне говорили, что вы обычный разбойник, грабящий путников, убийца... – я вспыхнула, не закончив.
Неуловимая улыбка скользнула по лицу молодого горца.
- Многие думают так. Я рад, что ты не из их числа, княжна Нина Соврадзе. Будь гостьей в наших горах и в нашем доме. 
Я смутилась от такого неожиданного приглашения. 
- Боишься? – насмешливо спросил молодой горец.
Я гордо выпрямилась.
- Княжна Нина Соврадзе ничего не боится, Керим. Но я должна вернуться домой как можно скорее. Отец, наверное, думает, что я упала в Терек и утонула...
Керим отрицательно покачал головой.
- Ночью в горах опасно, княжна Соврадзе. Вы можете погибнуть, если поедете сейчас. Когда расцветёт, я сам провожу вас до дома вашего отца.
Я с ужасом взглянула на него:
- Но вас же могут поймать!
По губам молодого бека скользнула презрительная усмешка.   
- Они меня не поймают, княжна Соврадзе, - спокойно сказал Керим. – Я не боюсь.
Я с восхищением взглянула на него.

...Спустя десять минут я сидела у костра на волчьей шкуре и весело разговаривала с Зинат. Я попросила девочку рассказать что-нибудь о себе и о жизни здесь, в горах, что она сделала с величайшей охотой.
- Наш отец, Самит, был обычным лезгином и служил в доме одного богатого человека, - начала свой рассказ Зинат. - Когда умерла мама, отец ушел вместе с нами в горы... Это было два года назад. 
Взгляд Зинат затуманился при упоминании о покойной матери, но девочка справилась с собой и продолжала ровным голосом;
- Постепенно обитавшие в горах разбойники образовали шайку, главарём которой стал наш отец, Самит бек-Джемал. Отец никогда не грабил честных горцев; но людям, нажившим своё богатство ценой чужой крови, было не уйти от его возмездия... Естественно, власти Гори, недовольные беспорядками в селениях, всячески искали способа схватить и убить отца... Он погиб около года назад. Керим теперь продолжает его дело.
- Но ведь это опасно! – воскликнула я помимо своей воли. – Вас могут убить! Неужели вы не боитесь?
Зинат печально улыбнулась. 
- У нас нет другого выхода, княжна Нина Соврадзе. Эти горы - достаточно надёжное убежище, но и они не гарантируют нам полной безопасности. Мы с братом и теми, кто остался верен нашему закону, хотим перебраться в другие места...
- Возьмите меня с собой! – невольно вырвалось у меня.
Моя собеседница широко раскрыла глаза от изумления.
- Зачем, княжна? Жизнь в горах полна опасностей. Ведь у тебя есть родные, дом...
- Зинат, ты не представляешь, что это за ужас! – воскликнула я, не дав ей закончить. – Иногда мне кажется, что разбойникам-душманам в горах живётся лучше, чем мне.
И неожиданно для себя самой я начала рассказывать Зинат обо всём, что произошло в нашем доме после смерти матери. Девочка слушала, не перебивая, только глаза её становились всё грустнее и серьёзней.
Когда я дошла до описания своего побега, Зинат неожиданно вскочила и топнула ногою.
- Нельзя так, княжна Нина! А если бы вы упали в пропасть и погибли? Подумайте, что было бы с вашим отцом.
- Да, я понимаю, - ответила я тихо. – Я неправильно и дурно поступила. 
- В жизни вам встретится ещё много плохих и несправедливых людей, княжна. Надо бороться, а не опускать руки, - строго сказала Зинат. – Только сильные люди смогут справиться со своими бедами. Кериму не было ещё и четырнадцати лет, когда погиб отец, а я была младше, чем вы сейчас. Но мы же выдержали! Значит, справитесь и вы. Вы меня понимаете, Нина Соврадзе? – неожиданно закончила она.
Я утвердительно кивнула.

Мы с Зинат проболтали до рассвета. Когда желтовато-алый край солнца выглянул из-за горных вершин, Керим подошел к нам.
- Пора ехать, княжна. Я буду ждать вас возле пещеры.
И с этими словами он вышел.
Я быстро повернулась к Зинат и сказала, протягивая ей взятые в дорогу деньги;
- Тут три червонца. Возьмите, по крайней мере, эти деньги в знак моей благодарности. Мне жаль, что я не могу пригласить вас в дом моего отца. Он был бы рад видеть моих спасителей.
    Зинат на мгновение задумалась.
- Денег этих ни я, ни мой брат не возьмём, - сказала она наконец. – Но отказаться от приглашения не позволяют законы нашей страны. Жди нас в гости, княжна.
- Как же вы ко мне придёте? – растерялась я. – Ведь вас знают все в Гори... 
Зинат лукаво блеснула чёрными глазами.
- А вот увидишь!
...В это время вошел Керим, седлавший лошадей, и напомнил мне, что пора ехать. Я поспешно простилась с Зинат и вышла из пещеры.
- Не стоит тебе ехать, господин, - заметил молодой горец, помогавший Кериму седлать Смелого. – Тебя могут поймать...
  - Молчи, Магома! – перебил его Керим. – Пора ехать, Нина Соврадзе. Время не ждёт.
Керим помог мне подняться в седло, вскочил на своего коня, и мы помчались по скалистой горной тропе прочь от пещеры.

...Спустя примерно полчаса быстрой езды мы миновали знакомое мне селение и начали спускаться вниз по крутой горной дороге. Внезапно Керим остановил своего коня и начал напряженно прислушиваться.
- В чём дело? – тихо спросила я, останавливая Смелого.
- Всадники. Четверо. Едут сюда, - шепотом ответил Керим.
Я взглянула вниз, туда, куда спускалась дорога. На некотором расстоянии от нас из-за скал и вправду выехали четыре всадника. Нас они увидеть не могли – и мы с Керимом, и наши кони были скрыты за выступом скалы. Ветер, дувший в нашу сторону, донёс до меня их разговор.
- Мы её не найдём, Михако, - сказал один из всадников.
- Да, Мурат, - хмуро подтвердил его собеседник, и я узнала по голосу нашего конюха. – Верно, девочка в темноте упала в пропасть... Бедная Нина!   
Значит, искали меня...
Я быстро повернулась к Кериму.
- Это слуги моего отца... Мне пора.
Он кивнул. Вынул из-за пояса дагестанский кинжал, богато украшенный камнями, и потянул его мне;
- Возьми на память, княжна!
Я молча приняла подарок и хлестнула Смелого нагайкой;
- Но, вперёд!
Отъехав на несколько шагов, я оглянулась... Но на утёсе уже никого не было. 
- Прощайте! – крикнула я. Горное эхо повторило мой голос.
Я вздохнула, развернула коня и поехала навстречу всадникам.