Проводы Зимы Масленица

Эрнест Катаев
 Действующие лица:
Королева (Ко)
Канцлер (Ка)
Мачеха (Ма)
Дочка (До)
Падчерица (Па)
Апрель (Ап)
Зима (Зи)
Февраль (Фе)
Весна (Ве)
Скоморохи (Ск)

I

 Ко – Эх, скукотища-то какая, сил нет! Чем бы заняться, а то от скуки зевота одолела, аж скулы сводит… Эй, канцлер!
Ка – Я здесь, Ваше Королевское Величество!
Ко – Ну, чего там у нас по регламенту? Может кого «казнить-нельзя-помиловать» есть? Или оппозиция опять голову поднимает? Так хоть дело для нашего королевского палача найдётся. А то он безделья ожирел уже, зря только льготы на трамвай получил.
Ка – Никак нет, Ваше величество. Всё тихо, спокойно.
Ко – Эх, вот не везёт… Ну, хоть чего-нибудь для нашего времяпрепровождения у тебя отыщется? Ты же канцлер!
Ка – Ну, в общем-то осталось несколько не пройденных уроков правописания. «Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит». Вот.
Ко – Ты с дуба на старости лет рухнул, канцлер! Это было сколько времени назад? Мне уже давно замуж пора, а ты со своим дурацким правописанием… Я тебе о праздниках толкую, о праздниках! Понял?
Ка – Так праздники только что прошли.
Ко – Это какие, напомни.
Ка – Дни всеобщего женского счастья – 23 февраля и 8 марта!
Ко – Это кому счастье? Я же не замужем!
Ка – (в сторону) Поэтому ты и бесишься!
Ко – Чего ты там бормочешь?
Ка – Так, говорю, для бюджета праздники – большое напряжение, налоги не собираются, подданные не работают, отдыхают.
Ко – Отличная идея! Когда у нас самые длинные праздники в году?.. Новый год! Да-да, Новый год! Пиши, канцлер, указ, а я, самая красивая и обаятельная, порулила к нашему королевскому портному.
Ка – Как, Новый год?! Так весна на дворе. Вон Ваши подданные на площади зиму пришли проводить, весну встретить. Традиция!
Ко – Традиция – это я! А кто не согласен – «казнить-нельзя-помиловать»! Ты согласен?!
Ка – Абсолютно! Эй, скоморохи. Зачитайте королевский указ!
Ск – Слушайте, люди – королевский указ! Кто слушать не будет, тому сразу в глаз! Королевская милость – каждому в дом: ищите все зиму, и денег мешком! С зимою приходит опять Новый год… Ты что-нибудь понял?.. Свихнётся народ!

II

Дочка и Мачеха

 До – Маменька, вы про новый указ нашей королевы слышали? Она чего, в школе не училась – круговорот воды в природе, смена времён года. Природоведение – первый класс, вторая четверть.
Ма – А зачем ей в школе учиться, когда денег вагон?! Это мы с тобой везде своим трудом и упорством добиваемся!
До – Так то-то и оно, что за зиму в марте и второй Новый год она мешок денег отстёгивает. Это на науку и образование ей денег вечно не хватает, а вам кандидатский минимум защищать надо и мне аспирантуру заканчивать.
Ма – Да-а, и для диссертации опыты провести надо. Тебе телескоп купить…
До – Так надо найти зиму и привести её во дворец!
Ма – Не научно это! Как человеку против естества природы пойти?
До – Да за такие бабосы я третий закон термодинамики опровергну! Собирайтесь маменька, хватит болтать!
Ма – Да ты что, мать посылаешь… ветра в поле искать?! Хотя… что для науки не сделаешь. Вон Эдисон с Эйнштейном ворами были: и ничего, сошло ведь.

III

Те же и Падчерица

Па – Что за чудная погода! Солнышко светит, пригревает. Снег тает. Капель звенит. Пацаны все такие симпатичные… Весна!
Ма – Опять всю ночь в клубе тусовалась! У тебя экзамены выпускные на носу, а учебники уже пылью покрылись. Кто будет учиться? Пушкин?
Па – Ой, глупости всё это, неважно. Вы забыли, что за корзину подснежников в декабре мне наша королева по курсу евро отсыпала. Один подснежник – один евро. Правда, десять процентов отдала Апрелю, но это же бизнес, нормально.
До – Маменька, а давайте её пошлём за зимой!
Ма – Это логично. Раз она раздобыла в декабре подснежники, то и зиму в марте отыскать ей по плечу.
Па – Чего вы несёте, какая зима!
До – Обыкновенная – с морозами и метелями! Давай собирайся, нам деньги на опыты нужны. Королева за зиму обещала мешок денег отвалить.
Па – Вам надо, вы и идите.
Ма – Подумай сама – ты уже взрослая, замуж пора. А где ты хорошего жениха найдёшь, уж не в клубах точно.
Па – Ну и не в библиотеках! Там одни снулые очкарики водятся.
До – А Апрель? Ты же про него все уши прожужжала. Он наверняка тебе зиму найти поможет. А мы тебе с выручки отдельную квартиру купим – живите, мешать не будем.
Па – Апрель?.. Это аргумент… Парень он хваткий, прирождённый коммерсант, с таким не пропадёшь. Ладно, но свадебное платье за ваш счёт.
Ма и До – Договорились!

IV

Падчерица и Апрель

Па – Ты катись, катись колечко, на зелёное крылечко. Раз, два, три, четыре, пять – появись Апрель опять!
Ап – Ну, в натуре, чего за дела?! А, это ты… Слышь, подруга, давай по быстрому – у меня стрелка забита. Младший сын Зимы – Февраль на моего старшего брата Марта наехал! Совсем беспредельничает, отморозок бородатый – метель и минус тридцать!
Па – Ты крутой мэн, Апрель. При тебе я выпадаю из зоны действия сети! Жажда – ничто, Апрель – всё! Апрель, ты всегда думаешь о нас. С тобой я весь день ощущаю сухость, лёгкость и комфорт!
Ап – Ну, загнула! Лесть твоя груба, но приятна. Замуж, что-ли, хочешь?
Па – Я согласна, Апрель.
Ап – Э, э! Я не про себя!
Па – А я про себя! Мачеха с дочкой достали совсем – учиться заставляют. Пожалей Апрель, сиротинушку, давай вместе тусоваться будем. Помоги, не откажи. Они мне квартиру отдельную в столице, в центре, если дело выгорит, обещали.
Ап – Квартиру, говоришь?.. Ну и – не тяни.
Па – Королеве нашей опять неймётся. На этот раз она хочет обратно зиму, и встретить Новый год второй раз.
Ап – Молодец! Если бы не такие люди, как ваша королева, от скуки помереть можно было бы. Однако и мне Зима нужна – через неё только на Февраля управу найти можно. Держись, девчонка, сейчас колдовать буду: “Как змея опасная, Зима ко мне приди, на лицо ужасная, добрая внутри!”
Па – Ну и бред!

V

Те же, Зима и Февраль

Зи – Вот именно, красна девица. Полный бред! Ну, опасная – ладно, заморозить могу. Но почему на лицо ужасная? А, Апрель?
Ап – Да это я так, для рифмы. А потом, если тебя, тётя Зима, не заинтересовать, ты и не явишься.
Зи – Вот уж знаток женской психологии. Ладно, племянник, говори, чего звал. А то мне на Север пора – вышло моё время, отдохнуть хочу.
Ап – Так и я о том. Февраль Март обижает: наезжает, задувает, до костей пронзает!
Зи – Вот проказник! Чего же делать – характер у моего младшенького. Никто ведь его с холодами и ветром не любит, вот он и злится. Эй, Февралюшка, явись – Зиме в ноги поклонись!
Фе – Здорово, маманя! О, красна девица! Брови чёрные, собольи. Губы алые, коралловые. Глаза ясные, яхонтовые… Хочешь, замуж возьму?
Па – Вы, конечно, интересный мужчина, но немного не в моём вкусе.
Фе – Вот видишь мама – опять облом! Пойду тогда Марту морду набью!
Ап – Сначала я с тобой разберусь!
Фе – Руки коротки! Мама, мама, заморозь Апреля!
Ап – Маменькин сынок!
Фе – Этим и горжусь!
Зи – Мальчики, не ссорьтесь. У каждого своё время, Февраль. Весна приходит, так что давай мирись и не шали.
Фе – Не хочу!
Па – А что, если тебе Апрель, с Февралём поменяться?
Ап – Это чем?
Па – Ну, к примеру, ты ему хорошую погоду на курортах Краснодарского края, а он тебе ровный снег в Давосе. Я слышала, что нашу королеву уже не раз приглашали туда на горных лыжах кататься. Принца иностранного хочет себе подцепить – да всё лениво ей.
Ап – Отличный бизнес! Обоюдная выгода, а, Зима? По рукам, Февраль?
Фе – А не кинешь?
Ап – Гадом буду!
Фе – Ладно, по рукам. Девушка, а у вас подружки случайно нет?
Па – Случайно есть – Дочка моей Мачехи! Очень симпатичная, науками занимается. Скромная, по ночам на звёзды в подзорную трубу смотрит.
Фе – Одинокая, значит. Это хорошо!
Зи – Ну, что моему сыну хорошо, то и мне не плохо. Спасибо тебе, девица, за неожиданную помощь. Проси, чего хочешь – не откажу.
Па – Наша королева вновь Новый год отпраздновать хочет. Не откажи в милости – приди на недельку. И королеве развлечение и народу облегчение.
Зи – Ладно, пойдём сынок. Пошумим напоследок.
Фе – Это дело!
Па – А ты, Апрель, замуж меня возьмёшь.
Апрель молчит

  VI Падчерица, Февраль и Дочка

Па - Сестрёнка, привет! Вот хочу тебя познакомить с кузеном Апреля - Февралём.
Фе - Здравствуйте, красавица!
До - Здрасте, коли не шутите! Давайте поскорее, чего там вам? А то мне срочно надо практику перед защитой коллоквиума просчитать.
Фе - А тема коллоквиума какая?
До - А вам-то зачем? Ну ладно, тема такая: абберация поляризующего квазиполя в деструктурной вихревой поливоронке, смещающегося по закону Кандинского-Геймгольца в сторону ультрафиолетового спектра.
Фе - Вы учитываете диффузию микрочастиц при переходе критического сечения?
До - Это не существенно при околозвуковых скоростях потока. Потери не более полпроцента.
Фе - А при разгоне? Поливоронка начинает абберировать лишь на скорости двести восемьдесят, двести восемьдесят один метр в секунду при условиях стандартной атмосферы. На коллоквиуме вас обязательно об этом спросят.
До - Вы думаете? Но тогда расчёты будут гораздо обширнее - я не успею подготовиться!
Фе - Я вам помогу: у меня большой опыт в такого рода проектах!
До - Правда? Вы такой интересный мужчина!
Па (в сторону) - Молодец, Февраль! Нашёл подход.

VII

Канцлер и королева

Ка – Ваше Королевское Величество! К Вам ваши подданные просятся. Говорят, привели Зиму. Ко – Так зови скорее!

Входят остальные участники

Ма – Здравствуйте, Ваше королевское Величество. Исполняя Ваш указ, привели мы к вам Зиму!
Ко – Отлично! Канцлер, отсыпьте ей мешок денег. А теперь слушайте мой приказ. Повелеваю идти снегу, морозу ударить и праздновать Новый год! А кто ослушается, тому секир-башка мой королевский палач!
Зи – Хоть ты и королева, да не тебе над силами природы командовать. Ладно, так и быть, вот мой сын Февраль, снегу за недельку подсыпет. Весну это не задержит, а урожай будет богаче. Но календарь никакие твои указы не изменит, и не пытайся.
Ко – Так ведь скучно, праздников хочу!
Па – Так кто Вам их устроить мешает, Ваше Величество? Февраль Апрелю обещал хороший снежный покров в Давосе. Поезжайте туда – вас же звали принцы иностранные на горных лыжах кататься.
Ко – Февраль Апрелю!?
Фе – Моё слово железное.
Ап – Уговор дороже денег.
Ко – Канцлер, пишите указ: я уезжаю кататься… в смысле на саммит глав государств Европы в швейцарский Давос. А вас оставляю регентом, ясно!?
Ка – Слушаюсь, Ваше Величество! Вы там не торопитесь, всё обстоятельно обсудите, договоритесь – интересы государства превыше всего.
Ко – Вот именно! Да, и ещё – у палача отберите проездной на трамвай. Пусть пешком ходит, хоть жир растрясёт.
Ка – Очень правильная забота о здоровье подданных, Ваше Величество! Всё будет хорошо, поезжайте.
Ко – До свидание, люди! Встречайте Весну без меня – есть у власти дела поважнее.

Канцлер и королева уходят

 VIII

Ап – А теперь пришла пора звать Весну.
Зи – Верно, Апрель. Пусть приходит и радует людей солнечным теплом, весёлой капелью, звонкими ручьями и первой зелёной травкой. Пора просыпаться природе, зимний сон окончен.
Ск – Эй, природа, просыпайся, зимний холод улетай. Дверца в лето отворяйся через март, апрель и май! Прилетай, Весна, с надеждой – будет лучше, чем вчера. Будет лучше – неизбежно, ведь на то и есть Весна!

Выходит Весна и поёт песню


Эрнест Катаев - eryk@inbox.ru