Города, аулы, кишлаки

Александр Гринблат
Алфавитная зарисовка о городах и кишлаках Узбекистана                               
               
Города, аулы, кишлаки,
Не могу подать я вам руки,
Чтобы это сделать, надо ведь -
Больше суток мне до вас лететь,
Может быть, когда-то соберусь
И к своим пенатам я вернусь.
С этим делом вовсе не спешу,
Да, о вас немного напишу:


АЛМАЛЫК
Хотел я в детстве стать хирургом,
Но в Алмалыке был бы металлургом.
Такой громадный горный комбинат,
Директор, помню - член ЦК Гринблат,
Он о моем существовании не знал,
Эх, я б ему в родстве не отказал…

АНГРЕН
Здесь, у реки Ахангаран
Прет бурый уголь "на гора",
Богата и щедра земля -
Два миллиарда тонн угля.
На глубине до 1000 метров,
А площадь-70 кв. километров.

АНДИЖАН
Когда кого-нибудь "кидали",
Мы "андижанкой" называли.
Прошу простить, не виноват,
Но так в народе говорят.
Тенистый, чистый, милый джан,
Гостеприимный дастархан,
Имел ты имя Андукан,
Теперь зовешься Андижан.
Джан (узб.) - дорогой
Дастархан - накрытый стол

БРИЧМУЛЛА
Хоп, на шайтан-арбе отправлюсь в путь,
За сутки до тебя я долечу,
Меня звала ты в гости, не забудь,
Тем более, что сам того хочу.
Когда-то жил в тени твоих чинар
Ученый – мистик, все на свете знал,
То был аскет, cуфийский шейх Омар,
Он нашу встречу точно предсказал.
Я здесь не появлялся двадцать лет,
Все это время ты меня ждала,
Ну вот он я, катта рахмат, привет,
И ассалям алейкум, Бричмулла!
Хоп - ладно
Шайтан-арба - дословно, чудо-техника
Катта рахмат - большое спасибо
Ассалям алейкум - здравствуй(те)

БУХАРА
Ах, Бухара, в эпоху Саманидов,
Капризною красавицей слыла,
Что до тебя садам Семирамиды -
И их затмила, фору им дала!
В поэзии, искусстве и культуре
Примером подражания была,
Сто сорок образцов архитектуры
Букетом ярким нам преподнесла.
С годами ты становишься мудрее,
Извечно молодая Бухара,
Твоя судьба богаче и длиннее,
Чем газопровод "Бухара - Урал"

ВАБКЕНТ
У Бухары есть друг, cосед - Вабкент,
Оплот строителей, ткачей и шоферов,
Да, он слегка поменьше, чем Ташкент,
Но, тоже – работяга, будь здоров!

ГИЖДУВАН
О, Гиждуван, ты - умница и гений,
Воздастся благодарность поколений,
Уже за то, что аж с восьмого века
В сохранности наследство Улугбека.
Благодаря тебе, доступно cтало всем
Взглянуть на это дорогое медресе.
Медресе - религиозный центр обучения


ГУЛИСТАН
Нежно - спелые дыни известны повсюду,
Так Голодная степь выдает урожай,
Никогда и нигде этот вкус не забуду,
Ты, давай, Мирзачуль, их побольше рожай!
Мирзачуль - районный центр в Голодной степи

ДЕНАУ
Свадьба - чувствительно воют карнаи,
Душещипательно стонут сурнаи,
Радостно им подпевает народ,
Нет с алкоголем забот и хлопот -
Благо, в Денау есть свой винзавод !
Карнаи, сурнаи - духовые инструменты

ДЖИЗАК
Я помню ветренный, степной Джизак,
C ним подружиться не могли никак -
Меня он видеть на полях мечтал,
А я на "хлопок" ехать не желал,
Юлил, отлынивал, "хвостом вилял",
Но шесть сезонов все ж ему отдал!
(cм."Хлопковые страдания")

ЗАРАВШАН
Станция отправки в Заравшане,
Поезд называется "Мотаня",
Он народ туда-сюда мотает,
Четко в Мурунтау доставляет.
Этот очень скромный уголок
В Кызылкумах "выдает" песок,
Из него трудяги Заравшана
Золото "стригут" Узбекистану.
Проба того золота в порядке,
Не "халам-балам", а три девятки!

ИСФАРА
Хоть ты в Таджикистане, Исфара,
Здесь о тебе сказать давно пора -
Всегда верна народу и Корану
Мечеть намазгох Абдулла-хана.
В кровавых бойнях было тяжело
Защитникам твоим, Калаи-Боло,
Остатки старой крепости целы,
Они достойны высшей похвалы.
Намазгох - место, где совершают
мусульманский обряд - намаз

КАТТАКУРГАН
Полдетства я провел в Каттакургане -
Базар, вокзал и…русский драмтеатр.
Мне бабушкины сливки и сметану
Устало гнал сердитый сепаратор.
На стареньком, продавленом диване
Экстерном познавался Новый мир,
В семь лет я растворялся в Мопассане
И "Милый друг" зачитывал до "дыр".
(cм. "Каттакурган")

КОКАНД
С тобой сражались царские войска
И толпы варваров-большевиков,
Нет тех, и нет других, а ты, Коканд -
Живи, цвети и вечно будь здоров!

ЛЯЛЬМИКАР, ЛЯНГАР
Есть в Навоийской области - Лянгар,
В Сурхандарьинской, братик - Ляльмикар,
У них слегка похожи имена
И легкая промышленность одна.
Она легко только звучит, зовется,
На самом деле - нелегко дается.

 МАРГИЛАН
У шелководов Маргилана
Сильны традиции веков,
Тут шелк мотают без обмана,
Храня секреты стариков.
Потомки лучших мастеров
По дереву и ганчу режут,
Достойных их учеников
Увы, встречаем мы все реже.

МУЙНАК
Когда-то крупный рыбный порт
На берегу Арала,
Теперь без рыбы он живет
И моря вдруг не стало.
Суда заброшены, пусты,
В печали и тоске,
В ста километрах от воды
Стоят по грудь в песке.
Арал - высохшее море

НАВОИ
Тихонько жил поселок Кермине -
Пасли овец и ткали сюзане,
Тогда-то Кызылкумы удивились -
Вах, с техникой людишки появились!
И грозным Кызылкумам вопреки,
Вмиг, стали стройплощадкою пески.
В пустыне вырос город Навои,
Умножив предприятия свои.
Добротно удобрения "кует"
Завод огромный "Навоиазот",
Цементный и химический заводы,
И ГРЭС ласкают Зеравшана воды.
Здесь золото умеют из песка
Талантливые люди извлекать.
Ну, в общем, Алишеру Навои
Понравился бы город Навои.
Сюзане - легкая ажурная ткань

НАМАНГАН
Нет, не мечтай найти изъян
В короне солнечной долины -
Чуст, Касансай, Янгикурган,
Акташ, Алтынкан, Учкурган.
И от нее неотделимы -
Чадак, Чартак, Туракурган.
Но среди этих городов,
Аулов, сел и кишлаков
Сверкает, как алмаз любимый -
Устоз почтенный, Наманган!
Устоз - мастер

ОШ
Сосед Узгена, Асхикета, Насрабада,
Ты жил в Ферганской области когда-то.
Теперь, мой друг, в Киргизии живешь,
Но варишь из "девзира" Узбекский Ош!
Девзира - андижанский сорт риса
Ош - плов

ПАРКЕНТ
Паркент Ташкенту яблочки везет,
Паркентский рынок их ташкентцам продает.

ПЕНДЖИКЕНТ
На краешке Таджикистана,
Живет в долине Зеравшана
Старинный город - Пенджикент,
Согдийский, древний монумент.
Настенных росписей фигуры,
Из глины, дерева скульптуры.
Физически - в Таджикистане,
Душою - служит Согдиане.
Согдиана - старинное государство

РУШАН, РИШТАН, РОМИТАН
Гордись, Узбекистан, не зря
В дозоре три богатыря -
Рушан, Риштан и Ромитан.
Дежурят двое по краям,
Давно, усердно, и поныне,
А Ромитан - посередине.

САМАРКАНД
Столица Согдианы - Мараканда,
Ты здравствуешь поныне - Самаркандом,
Твои небесно-голубые купола
Воспела легендарная "Ялла".
Шахи-Зинда, Биби-Ханым и Регистан
Прославили родной Узбекистан.
Великим мавзолеем Гур-Эмир
Не перестанет восхищаться мир.
Прости, Ташкент, любимый город мой,
Но Мараканда снится мне порой…
Мараканда - древнее название
Самарканда

ТАШКЕНТ
Цвети, Ташкент, Восточная столица,
Люблю и помню, все же мы - родня,
Горжусь, что довелось в тебе родиться,
Так жаль, тебе теперь не до меня…
(кто хочет побывать в краю родном,
Пусть открывает мой "Фотоальбом")

ТЕРМЕЗ
Мой жаркий друг, достойнейший Термез,
Благословен ты волею небес.
Красив, уютен, строен и богат,
я говорю тебе:"Катта рахмат"!
Ты "термосом" для караванов был,
средь путников оазисом прослыл,
тебе желаю счастья и любви,
приеду, только в гости позови

УРГЕНЧ
Развитие ремесленной структуры,
Наследие письма, литературы.
Вот, например, ученого возьми -
Мухаммед бен Муса аль-Хорезми,
Аж до Европы западной достала
Его "Китаб аль-джабр валь-мукабала".
Китаб... - книга, здесь - труд по
математике

УЧКУДУК
С "Яллой" не в силах я бороться -
Послушай песню "Три колодца".

ФЕРГАНА
В долине солнечной цветет она -
Садами и полями, Фергана.
Свежа, красива, молода, стройна
И грациозна, фея Фергана.
Зачем-то ей когда-то пол меняли
И "Скобелевым" грубо называли.

ХИВА
Старейшая, святейшая Хива,
Любые меркнут перед ней слова,
Известны повсеместно в этом мире
Ее ковры, поделки, сувениры.
Средневековой даме Жанне Д,Арк
Понравилась бы крепость Куня Арк.
Мы б неспеша проехаться смогли
До самого дворца Таш-Хаули,
От заповедника Ичан-Кала
В ремесленный рабад Дишан-Кала.
Рабад - поселение мастеров

ЧИНАЗ
У Сырдарьи стоит Чиназ,
Он - рыбная столица.
Чиназ радушно встретит вас,
Да так, что не приснится.
Здесь рыбы – тысячи сортов
И десять тысяч видов -
Лещ, карп, сазан, змееголов,
А сколько в Сырдарье сомов!
Богат улов, не надо слов -
Купите, без обиды!

ЧИРЧИК
Промышленный сосед Ташкента,
Букет сосредоточен в нем
Значительнейших аргументов -
Электрик, химик, агроном.

ШАХРИСАБЗ
Шахрисабз, Великий господин,
Ты - ровесник  Рима и Афин,
Бывшая столица Согдианы,
Родина, обитель Тамерлана.
Cтены твои дышат стариной,
Древний Кеш, поговори со мной.
Расскажи, как можешь, просвети,
Про мечеть имама Хазрати,
Кок-Гумбаз и Дор-ут-Саодат,
Ак-Сарай и Доруттилават.
Имам - духовное лицо

ЭСКЕДЖУВА
Римский Ватикан - Эскеджува,
Старый город в городе живет,
Здесь - свои законы и права,
Вежливый, доверчивый народ.
Вроде-бы проста Эскеджува
И готова ближнего любить,
Если ближний станет воровать -
Могут просто руку отрубить…
Эскеджува - район Ташкента,
старый город

ЮСУПХОНА
Студентами в тебе мы отдыхали
И лучше зоны отдыха не знали,
Манила из Чимгана, свысока -
Юсупхана, подружка Чарвака
Чарвак - водохранилище в горах
Чимгана

ЯНГИЮЛЬ
При сборе "ватки"
Без "довеска" не бывает -
Грязь, листья, ветки,
Вечно что-нибудь мешает.
Вот тут-то, Янгиюль и выручает -
Он хлопок на заводе очищает.
(см."Янгиюль")

ЯНГИЕР
О, Славный город Янгиер,
Ты - трудолюбия пример,
Ведь это надо, так суметь
В степи Голодной преуспеть.

Города, аулы, кишлаки,
Вы теперь безумно далеки,
Мне никак вам не подать руки.
С вами связана судьба моя,
Вам принадлежит душа моя
И, пока живу, вас помню я