сафари-3 Дальний Юг, система рифов Сент-Джонс

Катерина Розанова
октябрь 2009, Красное море, система рифов Сент-Джонс


--------------------------------------------------------


Удивительно. Прошло больше полугода с весеннего сафари, но как только я перебралась с Зодиака на борт яхты, мне показалось, что и не было этих месяцев разлуки, что вот буквально вчера я тут была и вовсе никуда не уезжала.

Всё то же синее море, синее  небо, и тот же тёплый вкусный ветер, пахнущий горячим песком и солью. И Солнце! везде! настоящее яркое Солнце каждую минуту! - жители моего любимого северного болотного города, как и я 350 дней в году живущие под низким плотным серым облачным одеялом меня поймут.

Иллюзия "deja vu"  ещё больше усилилась под водой, потому что для чек-дайва был выбран тот же самый сайт, которым мы заканчивали мартовское сафари -  Saab Marsa Alam, с тем самым рифом и симпатичным реком, где мы тогда так веселились. Всё мило, всё знакомо, 50 минут лёгкого спокойного фан-дайва. Сразу же встреченные рыба-крокодил и стайка барракуд  были мною истолкованы как хороший Знак - ура, если на чеке живность есть, значит сафари будет удачным, решила я!

Увы, под конец  погружения я совершила первую из тех многочисленных дуростей, которые потом  сплошь и рядом преследовали меня по ходу этого такого неоднозначного сафари. На всплытии я почувствовала некоторые ощущения в левом ухе и вместо того, чтобы опуститься и выровнять давление, наоборот продолжила подъём, да ещё и продулась от души.

Взрыв в моей голове, а именно в левом ухе, мгновенно освежил все мои знания по теме "обратный блок" и чуть не лишил меня всего сафари вообще. Бегая потом пару часов в каюте по стенам и потолку и заливая в многострадальное ухо все имеющиеся в наличии капли и волшебные масла, я честно и искренне не представляла, как я буду теперь нырять. Но обошлось, ныряла.

Под водой первые дни ничего эдакого не происходило. Тихо, не глубоко, красиво, спокойно - нам новичкам для первых погружений идеально.

Чтобы чем-то себя занять, я использовала эти релакс-дайвы для экспериментов с развесовкой. Неужели год назад я ныряла тут с чудовищными 12кг? Теперь это уже только 8 кг, но я с завистью смотрю на опытных гуру, кому хватает и 6ти кг чтобы утопиться в 5мм гидрике.

Пока что я просто перемещаю по карманам эти 8кг, в поисках идеала. В итоге добиваюсь под водой состояния такого замечательного равновесия, невесомости и расслабленности, что аж мурашки по коже от наслаждения. Закрываешь глаза и висишь неподвижно, даже дышать не хочется. Где-то читала, что на дайвинг подсаживаются в том числе и из-за того, что прочувствованное однажды состояние нейтральной плавучести  пробуждает  в памяти тела воспоминания об ощущениях пренатального невесомого парения ребёнка в утробе матери. И ничто в обычной жизни не даёт возможности ещё раз прочувствовать то состояние. Кроме дайвинга. Кто его знает, может и так.

Как и обещал нам наш гид Хани, с третьего дня под водой стало значительно веселее.  Увы, с самим Хани нам к тому времени из-за случившегося несчастья у него дома пришлось расстаться.

На 20 человек у нас осталось 2 гида - Паша, загруженный под завязку новичками, и Мухаммед.
 
 
Итак, день третий.

Мой первый маленький юбилей, 50 погружений! Случился он на втором в этот день дайве, на рифе Habili Gafar. После непростого утреннего Habili Ali этот риф показался каким-то на удивление милым и приятным, даже тамошнее течение понравилось - дует себе тихонечко и дует в одном направлении.

Сам риф - классический поросший разноцветными кораллами небольшой столб-"недорослик", вокруг которого мы успели сделать 2 полных круга, прежде чем вернуться к боту.  И всё такое живенькое, солнечное, пёстрое! Танцующие рыбы, танцующие люди - уходить не хотелось. Но разве ж нас кто спрашивает? Ушли на Dangerous.
 
О, мой отныне нежно любимый Dangerous! Кто ж тебя так назвал? Что опасного может быть в этих извилистых лабиринтах и  изумительных по красоте гротах и пещерах, напоминающих тёмные островерхие готические соборы?  Почти невидимая вода, вся в переливающихся лучах солнца, неподвижно висящие в этой воде рыбы, и мы, летящие по этим гротам. Куда ни посмотришь - красота неземная, именно что не земная - подводная.

Гигантские резные вееры горгонарий, голубые гроты и ущелья, разноцветные шапки мягких кораллов, тысячи пёстрых рыбок.

А под конец погружения, на десерт - огромный анемон со стайкой рыб-клоунов, за которыми можно наблюдать бесконечно и также бесконечно(но корректно!)кошмарить это  отважное семейство по всему анемону. Нам всё шуточки и забавы, а у бедных рыбок, наверное, каждый раз предынфарктное состояние, когда очередные чудища лезут к ним в дом "поиграть".

Днём - красота! Но окончательно я влюбилась в этот риф во время ночного погружения. Ну почему, почему я не стала брать тогда камеру?! хоть что-то заснять из того фантастического зрелища... Но с другой стороны, наличие камеры в руках всегда мешает просто плыть и наслаждаться тем, что происходит вокруг, а тогда нужно было именно плыть и наслаждаться.

Гроты и пещеры, прекрасные днём, ночью в свете фонарей стали вообще сказочными.

Чёрная вода, каменный лабиринт, луч света выхватывает из тьмы ходы и провалы и спящих в них рыб. Огромная одинокая барракудища, висящая совершенно неподвижно в кристально чистой воде под сводом одной из пещерок и кажется совершенно нас игнорирующая.

Красота! И когда казалось, что все удовольствия от этого ночного погружения получены , случился главный номер программы этого дайва, а может быть и всего этого сафари.
 
Подплывая к яхте, ещё издалека я заметила под ней что-то странное. Какое-то то ли облако, то ли муть (странно, вода такая чистая...), и в этом облаке висят, плавают, крутятся  и вообще ведут себя крайне загадочно дайверы с нашей яхты, и фонариками светят во все стороны как-то бессистемно и хаотично.

Подплыли.

Тысячи, сотни тысяч, а может и миллионы маленьких  рыбок, размером с палец,  огромной плотной стаей пришли на свет нашего кораблика. За ними, как водится, пришли те, кто эту мелочь жрёт - стая каранксов (типа большая ставрида) и стали эту мелочь гонять. А дайверы своими фонарями гоняли и слепили и тех и других (и других дайверов тоже, кстати). И вот в этот  фиш-болл мы и вплыли.

Фонарём светишь - серебряные искры синхронно мчатся в одну сторону, потом также синхронно резко сворачивают, обплывают, обтекают тебя сплошной живой бесконечной искрящейся стеной, и  вдруг ты снова в чистой чёрной воде, но через секунду опять оказываешься в центре этого безумного вихря из рыб и сверкающих пузырей, которые полностью тебя дезориентируют, и ты уже абсолютно не знаешь где верх и низ, где яхта, где бадя и группа , но по разрезающим темноту лучам фонарей понимаешь, что все тут, все рядом и все так же, как и ты, наслаждаются этой подводной феерией.

Несколько бесконечных минут полного восторга, такое вот маленькое подобие знаменитого "Sardina Run" в красноморском исполнении.

Но и это ещё не всё!  Через пару часов, когда мы все, разумеется, уже были наверху, к яхте пришли манты. МАНТЫ! ТРИ! Сначала никто не понял, что это за странные огромные пятна периодически возникают и исчезают около нашего борта - косяк мальков? не похоже... Один раз, второй... И вдруг - "Да это ж манты!"  Те будто бы ждали, чтоб их признали -  поднялись к самой поверхности, чтоб уже ни у кого не осталось сомнений, плавно и элегантно несколько раз прошли прямо рядом с нашим бортом, вызвав бурю общего восторга, потом также плавно и элегантно удалились.

Такой вот вохитительный  риф под названием "Опасный".
 
 
На 4й день я утопила буй.

Мой прекрасный аквалунговский буёк, я ж тебя толком так ни разу и не использовала, кроме учёбы. Где ты теперь? Один, в темноте, в пучине.

Не виноватая я. Я вообще его на это погружение не хотела брать. Потому что знала, что у меня там маленькое нарушение, да и не нарушение вовсе, а так, нюанс - не зафиксирован был сам буй к жилету вторым карабином, а просто свободно лежал в своём конвертике с застёжкой-липучкой. Зато тяжёлая железная гайка была к нему предусмотрительно привязана ещё дома. Чтоб тонул лучше, ага.  Нафига я его взяла тогда? Нет же, решила быть "правильной". Ах, всем взять буи! Ах, тут течение! Тьфу. Течение. Жалкая струйка, лёгкий сквозняк то было, а не течение, как выяснилось потом в сравнении с другим течением через пару дней.

Взяла буй. И висел он у меня совершенно спокойно на жилете весь дайв и ничто, ничто не предвещало такого вот конца.

Вылезаем на "Зодиак", я в воде снимаю с себя снарягу, передаю наверх, жилет втягивают на лодку, на моих глазах конвертик цепляется за единственный на всём борту  выступ, "липучка" открывается и нафаршированный свинцом и гайкой буй покидает меня навеки. 

Оплакать эту внезапную потерю я не успела. Потому что утопив буй, я практически сразу же чуть не утопила ласту, что на сафари равносильно самоубийству и списанию на берег - запасной буй при необходимости у спутников  ещё найти можно, а вот запасные ласты...

Как свалилась ласта? А я опять не виновата! Впервые сидящий в лодке садык-водила не помогал нам вылезти наверх - сволочуга такая, мы на него потом даже нажаловались.

Сидит, лыбится, хала-бала, сама давай-давай! Развлечение себе такое придумал, паразит. Самостоятельная попытка - раз, два и силы мои кончились. Да, не умею я сама без помощи вылезать в Зодиак и что?! Мне даже ни капельки не стыдно! Нужно было, конечно, дождаться чтобы наши мужчины вылезли наверх и они бы нам уже помогли, но мы с Леной вышли наверх первыми, первыми разделись - чего ждать то? - ну никак не думали, что садык не будет помогать.

Лена решила подцепить меня за ногу, дать мне точку опоры под водой - щаззз... В общем, в какой-то момент почувствовала я , что правая моя нога совершенно свободно болтается в воде, без малейшего сопротивления. Ну уж нет! Я ещё не смирилась с утратой буя, а тут - драгоценная ласта. И дна под нами нет, не найти потом. Отпихивая всех и вся локтями и коленями, бросилась я за моей ненаглядной "Аванти Кватро", без маски, без жилета, в одной ласте. Что-то под водой схватила - моя, всё, не отдам. От Розарио Агро ещё никто не уходил.

На Зодиаке народ радостно начал выяснять, чей это буй так шустро улетел вниз? Пыталась отмолчаться, но пустой конверт на компенсаторе меня подло выдал.

Разумеется сразу же нашлись "учителя", с удовольствием начавшие напоминать мне правила фиксации буя на компенсаторе - вот нафига это делать, а? Никогда этого не понимала. Пострадавший человек и так уже пострадал, получил необходимый урок и осознал все свои ошибки более чем нужно, накой его дополнительно чморить своими дружелюбными нотациями?! Понятие "деликатно промолчать" многим, увы, совершенно не знакомо. Пришлось, стиснув зубы, мило улыбаться и отшучиваться.

До сих пор вспоминаю мой несчастный утопленный буёк. Даже на карте рифов место посмотрела - треклятая Gota sogayara. Будто какая то часть меня там осталась. Я прямо вижу, как он лежит себе там на дне морском, в темноте, совсем один. Верёвочка косичкой аккуратно заплетена, гайка железная. Может рыбка какая в нём уже поселилась, или креветка...

Бросать при возвращении традиционную монетку в море я не стала. Потому что пересчитав на монетки стоимость буя, я решила, что его утопление запросто гарантирует мне бесперебойное посещение Красного моря на протяжении ближайших лет ста.
 
 
Потом были дни спокойных безмятежных погружений, ночные кормления крылаток в свете фонаря, хитрый наполеон, сожравший яйцо практически вместе с пашкиной рукой, осьминоги, черепахи, мурены всех размеров и очередные, но уже такие знакомые пещерки Sha'ab Claudia, и какой-то симпатичный рэк, и самостоятельные хождения без гида и опять с гидом, и высадка на остров с мангровой рощей, до которой мы так и не дошли, увлёкшись преследованием крабиков.

Но вот акул всё не было и не было. И Паша уже говорит - если сегодня акул не будет, то их уже не будет вообще, потому что мы идём обратно, на север. Нет, не было акул. Пейзажи постепенно менялись, появился песок и видимость, разумеется, упала. Запись в лог-буке после очередного ночного: "мутно и безжизненно". Единственный "плюс" нашего перемещения на север - температура воды немного снизилась с 31го (!) до нормальных 27-28 градусов.
 
 
А утром крайнего дня мы пришли к Habili Mariam.
 
Самое короткое, самое физически трудное, самое экстремальное, самое офигительное и самое глупое из всех моих тогдашних 62х погружений.

Сложность рифа, кажется, стала сюрпризом не только для нас, но и для наших гуру. Во всяком случае лично я, прослушав брифинг, совершенно не ожидала ничего подобного. Брифинг как брифинг. Картинка, стрелочки - всё стандартно. Течение. Да, сильное, спускаться вниз по ходовому концу. Из всего брифинга больше всего запомнилось предупреждение не толкаться при спуске и подъёме и что "акулы тут маловероятны".
 
Кстати, надо попросить Пашу, чтоб он теперь перед каждым погружением говорил, что акулы тут маловероятны. А также на всякий случай, что и манты маловероятны, хаммерхеды, осьминоги, китовые и прочая живность. Уверена, что после этого вероятность встречи с ними значительно возрастёт.

Моя ошибка номер раз - баллон мне забили фигово, 190 бар. При обычных 200-210. Почему моя ошибка? Потому что зная, что у меня меньше воздуха, я должна была за ним следить более внимательно. Я же самонадеянно решила, что уж мне-то и 190 хватит. Показала манометр гиду, но как то неакцентированно - посмеялись, ушли.

И понеслось.

Продираясь сквозь течение и волны от кормы вдоль борта к ходовому концу, я было подумала поменять регулятор на трубку и дышать не из баллона, но во-время увидела то, что творилось чуть впереди.

А впереди с корабля слили содержимое гальюнов. Фактически на головы плывущих перед нами тех, кто шёл по поверхности и дышал через трубочку, экономя воздух. Увидев сие зрелище, я тут же  ушла чуть вниз и завернула по приличной дуге, огибая нехорошее место. Таким образом, сэкономить воздух тут не удалось - и опять я этого не учла.

Подплыли к ходовику. Лично я в этот момент уже дышала как запыхавшийся слон - кто пробовал плыть в снаряжении по поверхности против течения, тот поймёт. Чуть отдышалась, ожидая отставших. Пошли вниз.

Бодренько по верёвке сползли к рифу, забавно полоскаясь на "ветру". На самом деле здорово, мне понравилось, главное за верёвочку крепко держаться.  Внизу  Мухаммед сразу спросил про воздух. У меня уже 130. Фига се! 60 бар скушать лишь на спуске?!  Подивилась я сему факту, а дальше напрочь про это забыла - привыкла, что дышу хорошо. Немыслимая глупость.

Как я потом выяснила, только наша группа прошла через плато на дальнюю часть и в результате лишь мы увидели акул.

Через несколько минут вполне бодрого движения, когда я ещё немного помнила об экономии воздуха и правильном дыхании, я увидела, как Мухаммед забил себя ребром ладони по лбу и мгновенно забыла обо всём на свете.

Маленькая акулка шмыгнула между кораллами, я со всей дури рванула за ней, попала в какую-то мощную струю течения, отлетела от группы, пришлось активно догонять, а тут Мухаммед опять забил себя ладонью по лбу и ещё более ускорил движение - туда! - показывает куда-то в синьку.

Напряжённо всматриваюсь, ускоряюсь как только могу, догоняю и уже даже обгоняю идущих впереди и наконец-то вижу. Они! Камеру мне!

На какой я глубине? Сколько времени мне тут можно быть? Сколько воздуха осталось? Да где вообще все?! - спиной к группе, обо всём и всех забыв, блеск! Руки аж дрожат от азарта, невыносимо хочется подобраться ближе - снимаю буквально несколько секунд видео, для фото далековато и течение колбасит, еле держусь чтоб не рвануть к ним, но сзади  звенит и звенит шейкер гида.

Оглядываюсь. Мухаммед настойчиво стучит по ладони - говори сколько воздуха? - ах, отстань, не до тебя! я уверена, что у меня ещё море воздуха, минут 10 всего как мы на дне - мозг счастлив и безмятежен. Где там манометр, сейчас быстренько посмотрю, отвечу этому зануде и назад, сделать хоть пару хороших фоток.
 
Несколько секунд тупо пялюсь на манометр, на стрелку в запретной красной зоне, между 3й и 4й чёрточками. Потом на компьютер.

40 бар, и даже меньше.  Глубина 33 метра. Вот уже действительно - ай да я.

Ну, здравствуй, пушной зверь песец. Пришёл?

То есть получается, что если на дорогу сюда я потратила почти 160 бар, то на обратную дорогу воздуха у меня что-то около 30 бар?

У других в группе лучше, минимум по 50 бар - вот они, мои недозабитые в баллон 10-20 бар. Погонялась за акулками, дура... 

Мухаммед, видя мои выпученные глаза и попытку дёрнуться наверх, "успокоил" - "У меня самого 50, всё ок". Если он так хотел меня утешить, что мол не ты одна так облажалась - у него это удалось, мне стало чуть менее погано. Но с другой стороны - он и его октопус теперь мой основной шанс на всплытие, и мне было бы спокойнее, будь у него в баллоне воздуха по-больше.

Про моих нежно любимых, таких долгожданных и таких как никогда до этого близких акул пришлось забыть. Очень-очень быстро мы развернулись и пошли, буквально побежали назад и наверх. Ух, как быстро наверх.  Мой компьютер беспрерывно орал SLOW!, но был проигнорирован. Я и не смотрела на него тогда, не до него было - шла ровно за Мухаммедом, с его скоростью, повторяя его профиль. А на манометр теперь смотрела всё время - опомнилась. Вот уже и 30 бар преодолели, начинаем сползать к 20ти.

Но ходового конца я всё ещё не вижу и мне кажется, что он где-то  далеко-далеко.

Неописуемая мешанина чувств ощущалась мною в те минуты. Экстатический восторг от встречи с акулами, дикий животный ужас при каждом взгляде на манометр, глубочайшее офигение и стыд от произошедшего (как?! я?! и так облажаться?! боже, какая глупость!). И над всем этим доминируют какая-то дурацкая бесшабашная весёлость и азарт (азотный наркоз, что ли, в конце концов накрыл?) -  интересно, а как это, когда воздух заканчивается? сразу или постепенно? а как это будет? на вдохе или на выдохе?  всё-равно я в группе и утонуть не дадут!  не буду просить октопус!  вдруг сама смогу? смогу-смогу! доплыву!  Судя по всему, я совсем рехнулась тогда.

Не дали мне самой доплыть до ходового конца. Сначала я его наконец-то увидела вдали, и сразу увидела висящих на нём поднимающихся наверх человечков, а за спиной у каждого человечка - баллон с воздухом. И каааааак рванула к нему (к ним, к баллонам), мимо Мухаммеда,  мимо всех,  наплевав на группу, на бадю (позор-позор). Умница-Мухаммед остановил меня звоном шейкера. Оглянулась - плывёт навстречу с октопусом наперевес. Ну, если вы так настаиваете. Так и доплыли. По пути встретили группу ПЮ и конечно же постучали себе ребром ладони по лбу, мол - завидуйте.
 
Не знаю, сколько на тот момент оставалось воздуха у Мухаммеда, но поднимались мы очень быстро - комп опять жалобно попискивал. Дошли мы до границы в 4,5 метров, где отвисали остановку трое наших самостоятельных товарищей-гуру и там остановились.

Потом на яхте был длительный "разбор полётов", к счастью, не коснувшийся нас. Начальство метало молнии на протяжении нескольких часов в адрес особо провинившихся товарищей из других групп, мы же на их фоне совершили просто образцово-показательный дайв.

А он таким и был - так единодушно решила вся наша маленькая группа. Этот дайв и следующий стали лучшим завершением всего этого сафари, таким вот прощальным подарком, компенсировавшим некоторые  негативные моменты предыдущих дней.
 
 
Крайнее погружение.

Ничего особо выдающегося я не ждала от этого погружения. Habili Marsa Alam, десятки больших и маленьких яхт, сафари- и дейли-ботов, сгрудившихся на небольшом пятачке недалеко от берега - шум, толкотня и масляные пятна на воде.
 
Ушли двумя небольшими группами , на Зодиаках, подальше от всего этого скопища - на внешнюю сторону рифа, там упали и...вдруг попали в более-менее чистую воду с весьма живеньким разноцветным коралловым лабиринтом, в котором даже встретили черепах ну и традиционный рыбный аквариумно-суповой пёстрый набор. Народу, конечно... Но это ерунда. А вот то, что здесь будет такое же течение, как на прошлом сайте, было немного неожиданно. Но я то уже, после опыта, полученного несколькими часами раньше, пуганная ворона. Во-первых, в баллоне у меня нормальные 200 бар! Ха! Во-вторых, у меня нет камеры и теперь ничто меня не отвлекает. В-третьих, я теперь никуда не рвусь, не дёргаюсь, не обгоняю, а наоборот - я само спокойствие и абсолютный контроль.

Идём с бади крайней парой и благодаря этому имеем возможность видеть то, что творится впереди. Вот впереди идущие огибают коралл и я вижу, как их начинает сносить мощным боковым течением, поэтому они быстро разворачиваются и плывут назад. А мы с Леной всё это время спокойно висели, держась за стеночку, и никуда не дёргались, благодаря чему избавили себя от этих ненужных метаний вперёд-назад.

И ещё не раз Мухаммед нас разворачивал, потому что пройти было невозможно - я видела, как синяя плоская рыбина, типа рыбки-Дори из мультика, выплыла за угол коралла, куда мы направлялись, и там эту рыбу сдуло. Видимо это же увидел Мухаммед, поэтому нас туда и не повёл. Но несколько ущелий нам всё же пришлось преодолеть, плотно прижавшись ко дну и изо всех сил выгребая  ластами против течения.

Сначала я тоже начала честно сражаться, а потом опомнилась - чего это я? я ж ещё со времён первого сафари знаю чудесную тактику. Зацепилась за камушек, повисела, подышала, отдохнула, наметила цель немного впереди, раз-раз... И вот я уже преодолела сложный отрезок при этом совершенно не устав, не сбив дыхание и даже слегка скучая. Нет, я упрямо поставила себе целью после этого дайва выйти на поверхность с полным баллоном! Это была моя реабилитация перед самой собой после утреннего позора. Забегая вперёд - мне это почти удалось, вышла я на Зодиак со 100 барами.

А потом я получила ещё один наглядный урок, на этот раз это был урок физики.

Да, кровь под водой на глубине 18 метров действительно ярко-зелёного цвета! Не какого-то там зеленоватого оттенка, как я думала раньше, нет, она  именно такого химически зелёного цвета, как аптечная зелёнка. 

Это я рукой незаметно о коралл царапнулась, пока по дну ползла. Плыву, вижу, что к руке прилипла какая то зелёная дрянь, что-то вроде длинной волнистой водоросли. Стряхиваю, стряхиваю, а она всё болтается и болтается. И тут до меня доходит, что это никакая не водоросль, а это из меня вытекает некая зелёная субстанция. Тут же показала сей забавный феномен Лене и с удовольствием увидела её обалдевшие глаза.

Дальше была остановка безопасности, которую мы отвисали, вцепившись в коралл - болтало уже на 7ми метрах, а на 5ти подбрасывало как на качелях, и возвращение на яхточку, и заключительный ритуал каждого сафари - опреснение и сушка снаряги...
Всё! ура! пора домой! ХОЧУ ДОМО-О-О-О-ОЙ!!!


Эпилог.
Аэропорт Хургады, очередь, сзади русская речь. Не слушаю, думаю о своём, но вдруг явно слышу "...всего четыре бара!".  Ого! - обалдеваю - ну мужик даёт, это как надо дышать,  чтоб в баллоне осталось 4 бара?!  Но диалог сзади продолжается и я понимаю, что речь идёт совсем-совсем о других барах. Так вот ты какая, параллельная реальность.

5 часов спустя. Низкие тучи, холод, снег. "Уважаемые пассажиры! Наш самолёт произвёл посадку....ля-ля-ля... Температура воздуха в Санкт-Петербурге +2 градуса!"
 
Привет, дом. Верните меня назад на сафари?