Как мы вступали в Вечность в Политехническом

Любовь Тарайкевич
Если кому-то любопытно, что же произошло 31-го числа, славного месяца октября сего года в Политехническом Музее, да и вообще... То лучше милости прошу на мою страницу в ЖЖ, где все подробненько и с картинками http://dicura.livejournal.com/2009/11/03/ , потому как здесть тоже все подробненько, но без картинок (только с одной)...

Мысли можно оставлять как тут, так и там. Кому как по нраву... :))


Итак,

ЗАМЕТКИ ФОТОГРАФА НА ПОЛЯХ
ИЛИ КАК МЫ ВСТУПАЛИ В "ВЕЧНОСТЬ" В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ...


Или как сказала умопомрачительная в своей меткости высказывания Анна Герасимова (Умка) на презентации пару дней назад книги «Авангранды» еще одного замечательного человека – Владимира Климова (я ее уже как-то цитировала):

«Мы будем забыты эпохой,
И пох…»

… Эти два дня я ждала. Ждала, когда Наташа Никифорова отойдет от усталости и напишет или в дневниках, или на Стихире о том, так что же произошло в этот день и столетие… Ждала я с умыслом, потому как не хотелось ни самой повторяться, ни восхитительно-добрейшую душу-Наташеньку ставить неудачным оборотом или изображением в неловкое положение… Вот кого совсем не хочется огорчать, так это ее. Ей итак достаточно! Без меня…

Что ж… Поскольку мое ожидание оправдалось, то теперича можно и начать!..
 
Начну я, пожалуй, издалека-долга, но не с Волги, а скорее с самого утра:

*   *   *
Снег идет?..
Ах, нет… -
Предснежье…
Тридцать первое…
Октябрь…

Уже не осень
еще не зима:
березы в сережках,
под снегом дома…

 


…На балкон влетела синичка. И не лень же ей было на 14-ый этаж да без лифта… И щелка-то вроде приоткрытого окна на совершенно застекленном балконе была с гулькин нос, ан нет! Удосужилась…

Я немного понаблюдала за ней, потом осознала, что могу стать обладателем маленького трупика бестолковой пичуги, и решила вмешаться. Она – дурочка, вдруг вздумала обратно на волю, а на ее беду вокруг было только стекло и никакого просвета. Я в своем благом намерении ринулась на балкон в образе 911. Птица не оценила моего рвения и забилась то ли в истерике, то ли просто забилась… Я открыла окно настежь и замерла, чтобы лишним движением не усложнять ее и без того хрупкую жизнь лишней провокацией и паникой… Кстати, силу паники я хотела бы отметить отдельно, потому как это веха нашего Сегодня слишком сильна в своем проявлении!

Итак, отвлечемся немного… Собралась я на днях в родные пенаты – славный город Минск «нога здесь, нога там» сделать. Другими словами недельку-другую матушку свою и бабушку порадовать отменным аппетитом и послушанием. Не успел чемодан чихнуть, как благодаря сарафанному радио и специальной передаче с песней по заявке «К нам приедет, к нам приедет…», мой телефон вдруг стал удивляться номерам с белорусским кодом. Суть гласа друзей сводился к следующему: «Захвати, плз… (и далее по списку перечень различных лекарств, принимаемых при простудных заболеваниях)» Первому звонку я не удивилась, поскольку привыкла, что иногда меня просят о разных разностях типа «захвати в златоглавой, у нас тут не найти, деньги потом отдадим»… Второй меня удивил своей поспешностью за первым. Третий заставил задуматься: «А хватит ли у меня денег на всех?». Четвертой была мама, которая и разъяснила суть происходящего: «На Украине ввели карантин в связи со свиным гриппом и ОРЗ, а в Белоруссии в связи с этим случилась паника. Народ стал впрок разметать все, что есть в аптеках, включая никому до селе ненужный парацетамол… Сплошь и рядом встречаются люди в масках и… В общем, чтоб не огорчаться, лучше дома сидеть и телевизор не включать!»..  Так что друзья мои, паника это такая вещь, которая напрочь отключает мозги и… А другими словами: бедная синичка и да здравствует неведение!..

… Дождавшись, пока уставшая от битья об стекло птица нашла долгожданный выход, я вернулась к своему прежнему занятию: безделью и размышлениям о бренности существования. Я осознала, что все не просто так случается, и раз уж собралась в Политехнический, то надо идти!.. И потом синица – почти что знак!.. А если совсем уж потом, то кому, как не мне самой шагать в бессмертье? За меня это все равно никто не сделает…

*   *   *

А теперь смена декораций!

«Вечерело… Та-та-та-там… Кибитка медленно тащилась по лесной дороге…» (слова автора под музыку со старой доброй пластинки про Бременских музыкантов и их приключения)…

И я как кибитка, укутавшись по самый нос в неочень шерстяной, но теплый шарф, тащилась от станции метро «Китай-город» в сторону Политехнического музея. Почему тащилась? Потому что под грузом ответственности перед эпохой и потомками, а также нежеланием мерзнуть и диким порывом повернуть назад…

В фойе было светло и почти уютно… Уютно, видимо, от осознания, что здесь ходили сами О-го-го и Э-ге-ге, а еще Ой-ёй!.. И я теперь почти наравных!..

Наличие билетов не смутило, и правильно: за вход надо платить. И это лучше, чем по арабско-египетско-израильской традиции: «А теперь чтоб слезть с верблюда не изволите ли-с раскошелиться еще чуток?»

Засунув тут же куда-то заветный билет я первым делом наткнулась на… драгоценнейшего и восхитительного своей преданностью себе и делу Чеслава Чуканова. Фотограф, который везде и нигде, то вороном, то ужом витает-стелется по пространству, где собираются поэты, барды, художники, музыканты  и иже с ними.

Далее, кстати, будут либо его шедевральные фотографические шедевры, либо мои, но сделанные на его второй фотоаппарат. К счастью моему, он доверил моим рукам свою технику!

Итак, уже догоняя друг друга с фотоаппаратами наперевес, мы добрались до.. вешалки… Там нас нагнали совершенно случайно Константин Кедров и Елена Кацюба.

Чеслав стал их фотографировать, а я, воспользовавшись минутной заминкой, поторопилась  далее.

В ожидании, когда откроют вход в зал для пока невошедших в сонм признанных, я бродила по залу и любовалась: как параллелям жизни, так и…

Сначала я разглядывала витражи из цветного стекла, на которых без особого удивления разглядела улыбающегося Ленина, и молящийся то ли на серп и молот, то ли на него же, пролетариат…

Потом мое внимание привлекла паровая турбина 30-тых годов и вызвала улыбку. Я вспомнила, как преподаватель по, кажется, теплоэнергетике с чего-то невзлюбила меня и постоянно то выгоняла с лекций, то донимала своими замечаниями. И когда я шла к ней на экзамен, то была полностью уверена, что буду «завалена», а она вдруг добродушно разулыбавшись, поставила «4» и сопроводила словами: «Вы могли бы и больше получить, если бы были усерднее. Я в Вас верила!»

Расположенный рядом с турбиной фрагмент шинопровода СССР 1980 г.  вообще вызвал легкий смех. В ушах зазвучал голос другого преподавателя по электроснабжению из далекой юности: «…совский! Вы же ничегошеньки не знаете! Ну, ладно… Лабораторные-то вы все-таки делали. Стало быть, должны были запомнить… Какого цвета шины в шинопроводе и сколько их?..» Совский судорожно глотнул воздух и с некоторым сомнением произнес: «Кажется, три… красная…» - одобрительное «Вооот» от преподавателя, - «…синяя и, кажется, белая!»

Стоит ли добавлять, что преподаватель даже не покраснел, а побагровел, и пространство пробило громогласным разрядом: «Марш в лабораторию и в течение часа ко мне на глаза лучше не попадайтесь! Если хотите когда-нибудь вообще защитить эти лабораторки!» Совский тогда куборем скатился с третьего на первый этаж, подгоняемый воплями преподавателя, а мы еще долго, когда хотели его добить, то задавали простейший вопрос: «Совский, а какого цвета шины?»…

Но мы отвлеклись! Мы же здесь не за этим собрались, а ради вечного и разумно-доброго!... То бишь поэзии…

И как поэт поэту,
скажу я Вам,
как грустно это:
закрыт рояль!

И «не шумите!»
ему приказ…
Друзья, простите,
но в мой рассказ

вмешалась осень
и пара фраз:
«Замрите, просим,
Идет показ!»…

И так захотелось
взорвать тишину,
затронув звуком,
души струну…

К сожалению глубочайшему генетическая память может мне позволить только «Вальс» Грибоедова и «Полонез» Огинского, да и то… Только одной рукой…

Полюбовавшись на то, что показывали зеркала и экран Панасоника в фойе – а показывали они приблизительно одно и то же – меня любимую и время, - я, улыбнувшись своей находке, направилась к собратьям по «историческому событию…

«Собратья» в большинстве своем толпились на лестнице перед входом в зал. Мне толпиться не хотелось, и я сделала заход на второй круг.

Круг начался с буфета. Вот это буйство красок! Вот это размах!.. Одна доска объявлений чего стоит!..

И колесики, и шестереночки, и распоряженьица про НЕ КУРИТЬ и про главный по пожаробезопасности! После такого я ожидала как минимум официанта в ливрее да с водочкой на подносе «Не изволите-с выкушать с морозца-то?»

Все оказалось гораздо спокойнее. Без фанатизма… Два одиноких классических бутерброда с колбасой и красной рыбой вызвали у меня приступ то ли голода, то ли объявленной выше паники.
 
Вспомнились, почему-то сталинские времена периода относительного изобилия на картинках по кулинарии. Видимо внешний вид бутербродов навеял о былом. Захотелось тут же купить этих бедолаг впрок. Мало ли? Вдруг что, а я без бутербродов?.. Но я преодолела себя и кризис и направилась к окну, посмотреть что там?.. А там Детский мир объявил о начале действа и поднял занавес…

Еще раз восхитившись фундаментальностью места и полюбовавшись петухом я опять вернулась к «собратьям». В толпе наблюдалось некое оживление, предвещавшее скорый исход, а точнее вход… И вдруг я увидела… Да-да-да!... Прямо на меня шел Виктор Ахломов.

Я и Ахломов в фотографии, это приблизительно что-то вроде «бакалейщика и кардинала». Мне оставалось только воскликнуть: «Я спасу тебя, Франция!»

Мы поздоровались, а вернее, это сделала я, потому как он меня не узнал и правильно сделал. Мало ли кто с ним здоровается!.. Запоминание еще заслужить надо!.. Он показался мне немного растерянным. Это объяснялось просто: как приглашенное лицо он был предоставлен сам себе, и куда идти, не очень знал. Я вызвалась помочь и… тут же передала его в надежные руки Людмилы Королёвой.

А потом мед пиво и так далее с перерывом на официально-серьезную часть…

Другими словами, продолжение следует и очень скоро… А почему? А потому, что открылись двери и нас впустили или нет, при…. (не помню слово, вот проруха!) к таинству!... И началось действо!.. А для того, чтобы его описать, ишо с мыслями собраться нужно, а на это у меня не много времени, потому как на поезд опаздываю…

Продолжение обещаю завтра…