Одношаровые. Упрощённый механизм вариатора скорост

Иосиф Ольшаницкий
Если можно обеспечить хорошее гидродинамическое скольжение такой втулки - подобно работе подшипников скольжения на шейках коленвала в автомобиле, - то конструкция вариатора получается заманчиво простенькой и очень не дорогой, особенно в крупносерийном производсте.
 
Полусферы можно бы выполнять литыми, всего лишь из отбелённого чугуна, материала вообще достаточно износостойкого.
 
Наклоняемая рамка под втулку - тоже литая, также требующая лишь минимума механообработки, - сразу шлифованием.

Втулка - из чего хошь. На ее торцы стоит надеть фрикционные манжетки (здесь не показаны).

Хорошо бы обойтись лишь призмами вместо, как обычно, массивного и громоздкого корпуса.

Такой вариатор-муфта не предназначен для регулирования оборотов под нагрузкой, как и для старта под нагрузкой. А после старта всего лишь дешёвенькие подшипники скольжения, - гидродинамического, - работают лучше, чем подшипники качения.

Усилие прижима к вариатору - всего электродвигателя - осуществляется покупной пневматикой очень короткого хода, той, что с диафрагмой. Она типична, напр., в оснастке металлорежущих станков, где предназначена для быстрого зажима и разжима обрабатываемых деталей.

 Можно даже ещё проще, - применить надувной мяч, например, футбольный, -
поджимать им так снизу, чуть приподнимая показанные здесь призмы, установленные на плате, качающейся на шарнире (не показано).
 Так удобно будет осуществлять и старт, - на холостом ходу, лишь плавно нагружая наш подшипник гидродинамического скольжения втулки, - по тончайшему слою масла.

 Оно в ничтожном количестве вдоль оси наклоняемого звена должно поступать в микроскопический зазор между поверхностями скольжения.
 Для этого, как положено, на них выполнены рельефные элементы подвода такой смазки.