Быть королевой

Ольга Вальтер 2
Три часа – это много? Смотря чем их занять! Сегодня у меня целых три часа, только для себя. И это много!
Маникюр, педикюр и ещё целый ряд «кюров»?...Нет, это я улажу как-нибудь в другой раз. Глажки опять собралось много...Стены в ванной надо бы почистить... Стоп! Никакого хозяйства! Эти часы я посвящу своему любимому занятию – чтению. Я обожаю исторические романы. Три часа с книжкой в руках – это чуть ли не мечта всей моей жизни...
Итак, я удобно устраиваюсь на диване: за спиной – подушка, под боком – мурлыкающая кошка, рядом – ваза с фруктами и шоколад (праздник должен быть полным!).
И вот я уже бесшумно ступаю по мраморному полу огромной залы. Туфельки из белого сатина, украшенные нежно-голубыми лентами, не производят ни малейшего шума. Слышен только шелест бархатного платья цвета ночного неба. Серебряная вышивка украшает тяжёлую юбку, а глубокий вырез и рукава отделаны дорогим венецианским кружевом. Жёсткий корсет стягивает мою талию. Мне даже становится трудно дышать. Моя шея украшена россыпью бриллиантов с матовыми вкраплениями жемчуга. Такие же серьги покачиваются, посверкивая, в ушах. Мои волосы уложены в сложную, высокую причёску, открывающую шею и плечи, и украшены заколками с аметистами и бриллиантами.
Я проплываю мимо огромных окон, за которыми виден великолепный сад. С геометрической точностью проложенные дорожки бегут между пышно цветущих розовых кустов к центру сада, где виден большой фонтан. Струи воды бьют в вышину, окутывая в переливающуюся радугу статую женщины в центре фонтана. Белый мрамор её тела благородно оттенён дымчато-серым, из которого сделана её накидка и пьедестал. Статуя несколько контрастирует с бурной красотой сада: задумчивая поза, склонённая голова, протянутая рука, из которой струятся каменные цветы на дно фонтана. Это сочетание движения и неподвижности завораживает.
Я направляюсь к большой, резной двери в конце коридора. Вокруг меня ни души. Я протягиваю руку к дверной ручке и...

...раздаётся звонок. Что это? Откуда это? Я «плюхаюсь» обратно на свой диван между подушкой и кошкой. Несколько секунд спустя до меня доходит, что странный перезвон – это всего лишь телефон. Только вот, где он звонит?
Я придерживаюсь твёрдого мнения, что изобретение беспроводного телефонного аппарата – это одна из тяжелейших ошибок человеческого гения. С появлением этого, так сказать, «усовершенствования» человек тратит уйму времени на поиски телефонной трубки. По непонятным мне законам, она всегда оказывается в самых неожиданных местах: в ванной комнате, в спальне под кроватью или в детской, между фигурками Губки Боб Квадратные Штаны и неразлучного с ним Патрика Стар. Ещё хуже, если трубок несколько. Вот ты её нашёл, вот ты радуешься её появлению, чтобы в следующую секунду убедиться в том, что в нём села батарейка. И охота начинается сначала. Впрочем, так как наш дом насчитывает три этажа (и мне приходится прочёсывать в спринтерском темпе их все), то, беря из вазочки очередную конфету, я успокаиваю себя тем, что спортом я сегодня уже занималась. Так что, нет худа без добра.
Итак, телефон. Поднимаю трубку и, пытаясь успокоить дыхание, шепчу «Аллё?». В ответ – короткие гудки. Несмотря на мой довольно резвый забег по этажам, к телефону я таки не успела. Обидно вдвойне: и от книжки оторвали, и побегать заставили. А результат – ноль. Ну что ж, разочарованно возвращаюсь в комнату и опять удобно устраиваюсь между подушкой и – слегка недовольной – кошкой. Где я остановилась?

...я протягиваю руку к литой, бронзовой ручке, сделанной в форме экзотического цветка орхидеи. Ручка бесшумно поворачивается, дверь приоткрывается...

- Это самый необычный будуар из всех, которые мне приходилось видеть. – раздаётся вдруг за моей спиной.

Я испуганно роняю книжку на кошку. Кошка с шипением срывается с места, кубарем выкатывается в открытую дверь в сад – так, наверное, разгоняется Порше на автобане, - и мгновенно исчезает в ближайшем кустарнике. Я шарахаюсь вслед за кошкой, но на полпути к открытой двери вдруг понимаю, что всё ещё нахожусь у себя дома и бежать мне, вобщем-то, незачем. В конце концов, мой дом – моя крепость. И кто сюда придёт с мечом, тот, как говорится, этим самым мечом и... Только вот кто пришёл-то? В конечном счёте победило банальное женское любопытство (которое на кошек, по-видимому, не распространяется).
С возмущённым видом я обернулась, чтобы выяснить, кто посмел нарушить покой моих законных трёх часов отдыха?!

- Кто... – тут слова у меня все кончились, потому что глазам моим предстала весьма необычная картина.

«Нарушитель» оказался мужчиной лет пятидесяти. Пышные волосы, по-видимому, не слишком часто встречавшиеся с расчёской, мягко спадали ему на плечи. Глаза, цвета тёмного шоколада, смотрели на меня изучающе и немного насмешливо из-под длинных ресниц. Мужчина был чуть выше меня ростом и довольно крепкого сложения. Вобщем-то, ничего необычного, но его костюм... Его бёдра облегали узкие штаны золотисто-жёлтого цвета до колен. Ниже шли белые чулки. Обут он был в тяжёлые башмаки с квадратными носами, не лишённые, однако, изящества, благодаря серебряным пряжкам весьма тонкой работы. Наряд дополняла белая, батистовая рубашка с пышным жабо и плотно облегающий его фигуру длинный, тёмно-коричневый жилет с изящной золотой вышивкой. Но больше всего привлекала внимание брошь, украшавшая его жабо (чисто женский угол зрения). Это была брошь с камеей. Очаровательная женская головка, сделанная, по-видимому, из слоновой кости, была окружена россыпью тёмных, переливающихся камней.  При каждом движении незнакомца в камнях вспыхивали и потухали искорки, окружая светлый профиль дамы фосфорицирующим светом. 
Мне, почему-то, вспомнился фильм «Берегись автомобиля!», где главный герой играет в любительском театре. Это что, тоже вор из театра? И как он сюда попал? Неужели я так углубилась в книгу, что не слышала как открылась дверь?Хотя...

Пауза затянулась, что, впрочем, никак не смущало моего гостя. Наконец, он решил нарушить тишину первым, так как его появление, видимо, надолго лишило меня дара речи.

- Мадам, - произнёс он низким, мелодичным голосом, - я прошу прощения за тот испуг, который Вы испытали при моём появлении. Я уверяю Вас, это не было моим намерением. Если Вы позволите, я попытаюсь объяснить...хм...или скорее рассказать, как это произошло...

Звук его голоса вывел меня из столбняка. Я открыла рот. Потом снова его закрыла. Мысли разлетались во все стороны как вороны от пугала. Незнакомец же терпеливо ждал, когда я покажу первые признаки жизни.

- Простите, - произнесла я наконец, стараясь придать голосу оттенок возмущения (что, по-моему, мне не сильно удалось), - Кто Вы такой? Как Вы сюда попали? И что Вам здесь нужно?

- Ещё раз прошу прощения, - ответил незнакомец, - но, если Вы позволите, я присяду. Что-то меня ноги не держат после эдаких приключений... – пробормотал он уже сам себе.

Я, помедлив, сделала приглашающий жест в сторону дивана. «Странно, - подумалось мне, - мне абсолютно не страшно. Даже весело как-то... И ужасно интересно...». С такими мыслями я устроилась на некотором расстоянии от него. Благо, диван у нас достаточно велик.

- Мадам, - начал он, собравшись с мыслями, и сделав небольшой, элегантный поклон в мою сторону, - меня зовут маркиз Жерар де Ломбаль. Я являюсь подданным Его Величества французского короля Людовика XIV. Ещё час назад мы мирно разговаривали перед камином с моим другом, Генрихом Розенталем. Надо сказать, Генрих – его дед был немцем – философ и гурман. Он знает толк в винах и в его доме найдутся такие, какие не стыдно подать даже королю. Сегодня...то есть в этот вечер, Генрих открыл для меня бутылку восхитительного рислинга, урожая 1540 года. Это большая редкость! Как патриот, я  должен сказать, что французские вина несомненно очень хороши. Среди красных вин нет равных винам из Божоле! Но рислинг – это король белых вин. И тут уже ничего не поделаешь. 

Маркиз заметно воодушевился. Глаза его заблестели, жесты стали более интенсивными. Видимо, тема вин его вдохновляла.

- Но я отвлёкся, - продолжил он. – Итак, мы вели неспешную беседу о бытие, о временах и людях, приправляя её воистину королевским наслаждением в виде тонкого вина в бокалах из зелёного хрусталя. Я помню, что Генрих сказал, задумчиво глядя в бокал: « Друг мой, пройдут сотни лет. Люди забудут наши имена. Но эти восхитительные капли будут приводить в восторг ещё не одно поколение!». « Да, - ответил я ему. – прекрасное не умирает.»

На лице моего посетителя при этих словах возникло какое-то возвышенно-восхищённое выражение. Он замолчал ненадолго, как будто его мысли покинули эту комнату, и вообще, это измерение. Потом его мина опять изменилась. Он недоумённо взглянул на меня.

- Потом мне показалось, что я задремал. Надо сказать, мы довольно усердно восхваляли это прекрасное вино, если Вы понимаете, что я имею в виду. Вероятно, я хватил лишнего. А проснулся я уже здесь...

Он беспомощно оглянулся вокруг.

- Где я? И позвольте мне узнать Ваше имя, моя прекрасная хозяйка.

Его взгляд прошёлся по моим оголённым ногам. Температура на улице подползала к отметке +30, поэтому одета я была очень легко: шорты и лёгкая майка. Просто и удобно.

- Тереза, меня зовут Тереза, - произнесла я, неуклюже пряча ноги за журнальный столик. – Я, действительно, хозяйка этого дома.

Он как-то странно посмотрел на меня. Я замолчала, не зная, что рассказать ему ещё.

- Простите,... мадам Тереза, - произнёс он учтиво. – я, вероятно, застал Вас в момент отдыха. Вы не одеты. Я приношу тысячи извинений, что задерживаю Вас своими нелепыми рассказами вместо того, чтобы дать Вам возможность одеться.

Он слегка склонил голову и посмотрел на меня. Я словно прилипла к дивану. Чего он от меня хочет? Я вполне по погоде одета. Потом до меня стало медленно доходить: он даёт мне возможность переодеться. Я тупо уставилась на свои голые коленки, потом снова на него, неловко подскочила, чуть не опрокинув столик, и побежала наверх, в спальню, переодеваться. Только вот во что? По привычке схватила брюки. Но тут мне в голову пришла мысль, что женщина в брюках его удивит не меньше, чем женщина в шортах. Юбки у меня все короткие... И тут очередная вешалка выпала у меня из рук. Так это что получается, он совершил путешествие по времени?! Но как?! Это же невозможно! Или? Мне понадобилось пару минут, чтобы прийти в себя после такого открытия. Я ведь не сплю? Чтобы убедиться в этом, я воспользовалась испытанным методом – ущипнула себя за руку. Боль заставила меня поморщиться, но зато я теперь была уверенна – нет, не сплю. «Хорошо, - начала я успокаивать сама себя. – предположим (только предположим!), что маркиз совершил путешествие по времени (!!!???). Что дальше?... Кому об этом сообщить?... Милиции? Прессе? Учёным? Тогда я очень быстро окажусь либо за решёткой, либо в смирительной рубашке. Оба варианта меня не устраивают. Что делать? «Спокойствие, только спокойствие!» - как говорил великий Карлсон. Пожалуй, я отложу решение этого вопроса на потом.» Размышляя таким образом, я вытащила из шкафа единственное длинное платье и стала переодеваться.
Когда я вновь спустилась в зал, маркиза там не оказалось. Я нервно потёрла себе виски: я что, брежу что ли? Но, случайно взглянув в окно, я обнаружила пришельца стоящим в саду. Он пристально рассматривал наш садовый домик и увитую виноградом беседку. Я вышла в сад и осторожно прикоснулась к его плечу.

- Могу я чем-то помочь?

Он, вздрогнув, обернулся. Оглядев меня с ног до головы, он, казалось, остался доволен. Потом он густо покраснел и после небольшой заминки сказал:

- Эээ...мой вопрос покажется Вам нескромным, но поверьте, только крайняя необходимость заставляет меня спросить Вас об этом.

Он опять изучающе на меня посмотрел и опустил взгляд. В моей голове уже начали выстраиваться самые невероятные предположения по поводу его вопроса: автомобили? Компьютер? Интернет? Теория невероятности?...

- Где у Вас находится потайная комната?

- ???

Потайная комната? Что это? Кладовка? Сейф?
- Ну, небольшая комната, где Вы справляете...Ваши естественные потребности. – произнёс он почему-то уже шёпотом.
Тут меня осенило. Только моё безупречное воспитание удержало меня от приступа хохота. Проглотив смех и скорчив серьёзную мину, я пригласила его пройти в дом и показала ему туалет для гостей. Открыв дверь, он нерешительно остановился на пороге и вопросительно посмотрел на меня. Ну конечно, он же понятия не имеет об унитазе!

- Вот этот гор...эээ, сосуд предназначен для отправления естественных потребностей. Потом нажмите вот эту клавишу и польётся вода. А потом Вы можете помыть руки вот здесь, - продолжила я, показывая на раковину. – Для этого просто поверните ручку крана.

После этого объяснения я покинула туалетную комнату и оставила моего гостя   t;te-;-t;te с чудом современной техники под названием «унитаз». Через несколько минут послышался шум воды и что-то звонко грохнулось на пол. Не успела я подойти к двери, чтобы спросить, всё ли в порядке, как дверь распахнулась и маркиз ошалело вылетел из туалета.

- Что случилось? – спросила я, соображая, что там вообще могло случиться кроме того, что там должно было случиться.

- Там...там..., - маркиз пытался найти слова. – там столько воды и она вся куда-то уходит.

Он дрожащей рукой вытер капельки пота со лба.

- Всё в порядке, - успокоила я его. – Так и должно быть. Вода уносит всё...всю грязь и по трубам доставляет в очистительные сооружения... Но я не хочу утруждать Вас разъяснениями о канализации. В конце концов, эта система была известна уже древним римлянам.

Мой гость, успокоенный таким объяснением, вздохнул облегчённо. А я, не выдержав напряжения, ... разразилась смехом.

- Простите! Я понимаю, смех в данной ситуации неуместен, но вся обстановка настолько комична, что я просто не могу не смеяться...Простите...

Меня разбирал такой смех, что я вынуждена была сесть. Маркиз, помедлив немного, нерешительно последовал за мной в комнату и опустился на диван на некотором расстоянии от меня. Через пару минут мы уже оба покатывались от смеха...

- Мадам Тереза, - произнёс, наконец, маркиз, утирая слёзы. – я должен признаться, мне ещё не приходилось бывать в такой ситуации. А у меня богатый опыт!

Он горделиво выпрямился, как будто умение попадать в нелепые ситуации – это своего рода искусство. И тут мне в голову пришла мысль:

- Расскажите мне о Вашей жизни! О Франции, о Короле – Солнце. Это же уникальная возможность узнать обо всём от очевидца. Это всё равно, что сделать историческую вылазку в стиле романа: интересно, занимательно и точно.

- Что же Вам рассказать? – маркиз недоумённо посмотрел на меня. – О политике? Так Вам неинтересно будет. Об экономике? Тоже не слишком увлекательная тема...

- Расскажите мне о короле. Или ещё лучше, о королеве. История имеет мужское лицо. Мужчины строят города, завоёвывают государства, совершают подвиги, делают открытия. А как же женщины за их спиной? Ведь их жизнь не менее интересна и трудна. И даже ещё более тяжела от того, что ведётся она в мужской тени. Да. Расскажите мне о королеве.

- Да, Вы, пожалуй, правы. – усмехнулся маркиз. - История имеет мужское лицо. Это Вы правильно подметили...

Маркиз погрузился в молчание.

- Наш король, - начал он. – хотите или не хотите, но я должен начать с него, взошёл на трон в очень юном возрасте. Ему было всего четыре года, когда вся тяжесть правления государством легла на его плечи. И правление его началось отнюдь не в мирное время: война с Габсбургами, Тридцатилетняя война, война с Испанией... Францию раздирали на части. Конечно, он не один нёс эту ношу. Его мать – королева Анна Австрийская – повела себя как истинная француженка. Хоть по рождению она и принадлежит к дому Габсбургов. Да и Мазарини проявил неожиданную стойкость. Поэтому и был подписан пять лет спустя мирный договор, который положил конец Тридцатилетней войне. Потом была Фронда... А три года спустя Людовик был коронован. За это время война с Испанией несколько утихла. Но после заключения мира и победы над Фрондой Людовик обратил освободившиеся силы против Испании. А после того, как на сторону Франции перешла Англия, испанский король Филипп  IV и вовсе стал просить пощады. В качестве залога мира, он предложил королю Франции руку своей старшей дочери – Марии – Терезии, испанской инфанты. Надо сказать, король очень долго не соглашался. Он тогда был весьма увлечён племянницей кардинала Мазарини, Марией Манчини. Девица и вправду была очень хороша. Но... Большая политика требует больших жертв. Этот договор приносил Франции долгожданный мир и 500 000 золотых экю. Так Мария – Терезия стала королевой Франции.

Он снова замолчал, словно проживая ещё раз события, бывшие для него яркой реальностью. Для меня же это была глубокая история, покрытая толстым слоем пыли и приукрашенная фантазией писателя на страницах любимого романа.
Вдруг он снова изучающе посмотрел на меня. Как будто что-то вспоминая.

- Вы удивительно похожи на неё. – Он приподнял кончиками пальцев мою голову за подбородок. А я – в плену его взгляда – даже и не думала сопротивляться. – Те же волосы пепельного цвета. Голубые глаза. Полные губы. Мягкие черты лица... И имя...

Над нами повисла тишина. Мы изучали друг друга. Взгляд против взгляда. Мир против мира. Прошлое и настоящее.

- Готов поклясться, что Вы любите шоколад. – произнёс он, разорвав наконец магию времени, с хитрой усмешкой, окинув взглядом мою фигуру.

Я почувствовала себя мелким воришкой, пойманным с поличным. Что греха таить, шоколад я, действительно, очень люблю. Отодвинувшись от него на «безопасное» расстояние, я попросила:

- Не прерывайтесь, я прошу Вас!

- Год спустя после заключения мира вся Франция праздновала свадьбу короля. Какой это был праздник! Хотя, не обошлось и без курьёза. – улыбнулся маркиз. – Наш король обладает весьма утончённым вкусом. Поэтому он пришёл в ужас, когда впервые увидел свою невесту. Надо сказать, Испания – страна очень консервативная и строго религиозная. Кроме того, и её финансовое положение после стольких лет войны было весьма плачевным. Поэтому наряд невесты был более, чем прост. Но положение смогли быстро исправить... Зато прибытие Их Величеств в Париж было просто потрясающим. Вся церемония была инсценирована как триумфальный въезд римского полководца: дома и улицы украшены красной материей, вдоль дороги стояли ряды статуй греческих богов. Когда королевская пара проехала под триумфальной аркой, их встретила целая армия высокопоставленных придворных, священников и учёных, которые торжественно вручили им ключи от города...

***

Через год у королевской четы родился сын – наследник престола. Но, хотя королевская пара и считалась счастливой, за этот год многое изменилось. Людовик – очень образованный, всесторонне развитый молодой человек, наделённый, к тому же, живым, острым умом. Несмотря на свою молодость, он очень серьёзно относится к своим обязанностям властелина. Он провёл ряд политических и экономических реформ, которые перевернули всю страну. Он привлёк к управлению страны таких талантливых людей как Кольбер и Лувуа. Он смог сконцентрировать фактическую власть в своих руках.
Кроме того Людовик очень красив. Как красивый и властный монарх, он, конечно, привлекает женщин – короли могут позволить себе такую слабость. Её Величество, несмотря на её миловидность, всё же теряется на фоне таких красавиц как невестка Его Величества Генриетта Английская или мадам де Монтеспан.
К сожалению, супружеская верность не является добродетелью королей. Король вернулся в привычный ему круг праздников и красивых женщин. Королева же всё больше отходила на задний план. Двор купался в роскоши, король давал праздник за праздником. Мария – Терезия, так и не овладевшая французским языком, не могла участвовать в утонченных дискуссиях напыщенных придворных. Да и её образование, скорее скромное и очень набожное, не позволяло ей участвовать в мудрёных беседах. За её спиной быстро расползались слухи о её невежестве, грубоватости вкуса и простоте суждений. Людовик был по-прежнему вежлив и обходителен с ней, но большую часть внимания отдавал череде постоянно сменяющихся фавориток. Самая постоянная из них – Луиза Лавальер. Но самый тяжёлый удар нанесла Её Величеству мадам де Монтеспан. Королева любила её, считая порядочной женщиной. Она верила и доверяла ей. А та оказалась самой жестокой из всех «капризов» короля. Де Монтеспан не только не старалась скрыть свою связь с королём, но и всячески пыталась показать всем свою власть над ним. Доходило даже до того, что она делала королеве замечания по поводу её внешности. И эти две фаворитки были не единственными.
К сожалению, Бог не дал Марии – Терезии испытать в полной степени и радости материнства. Она родила королю наследника – Луи, - но две дочери, Мария – Елизавета и Мария – Анна, не прожили и года. А малышка Мария – Тереза, хоть и отпраздновала свой первый день рождения, всё же растёт очень болезненным ребёнком. Смерть детей на какое-то время сближает королевскую чету, но ненадолго. Горе королевы усугубляется ещё тем, что бесконечные фаворитки дарят своему сюзерену целое множество здоровых детей, которых король - всех без исключения – признаёт законными и наделяет их званиями и привилегиями.
Что же остаётся несчастной Марии – Терезии? Она всё больше удаляется от двора, предпочитая общество своей свекрови и тётки Анны Австрийской, где она могла насладиться своим любимым напитком, горячим шоколадом, и поговорить на родном кастильском наречии. Но и этот приют продержался недолго...
Смерть Анны Австрийской больше года назад потрясла Марию – Терезию. Вместе с королевой – матерью из жизни ушла последняя опора и отрада молодой королевы. Она осталась одна.
К тому же, Людовик объявил войну Испании, потребовав часть наследства, оставленного умершим Филиппом IV. Разумеется от имени своей жены, королевы Франции. В этой обстановке отношение двора к королеве ещё более охладело. Да ещё и эта безобразная сцена в карете... Недавно король настоял на том, чтобы де Монтеспан и Лавальер сопровождали его в путешествии, поэтому он посадил их в одну карету с королевой. Как она страдала, бедняжка, когда всякий сброд кричал вслед карете: «Вот едут три королевы!»...
Мне по-человечески жаль эту милую женщину. Хотя придворному и запрещено видеть в королеве женщину, но только его госпожу. И всё же... Она по детски наивна и безмерно несчастна. Волей судьбы она была рождена в одном из богатейших и знаменитейших семейств Европы, но счастья ей это не принесло. Её наивность люди принимают за глупость. Её безграничная любовь к мужу – явление редкое среди королей – вызывает у него в лучшем случае жалость, а в худшем – раздражение. У неё нет подруг. Она теряет своих детей. И даже толпа бродяг у ворот её дворца насмехается над ней. Так ли представляют себе жизнь королев?...

***

Когда я открыла глаза, комната купалась в розовых лучах заходящего солнца. В саду пели птицы и кошка, вальяжно развалившись, нежилась на тёплых плитах террасы. «Приснится же такое!» - подумала я, находясь ещё в полудрёме. «По-моему, мне пора перейти на более лёгкую литературу». Сквозь полуопущенные ресницы я наблюдала за игрой бабочек в саду. Слушала шум ветра в розовых кустах и пение птиц, удивительно гармонично сочетавшееся с насыщенно-розовым, закатным светом солнца.
Как жестока бывает иной раз к нам жизнь. Мария – Терезия была просто игрушкой в руках сильных мира сего. Она любила своего мужа, ничего не получая взамен. Из шести родившихся у неё детей выжил только один, который, однако, так и не стал королём Франции. Она не была принята ни придворными, ни народом, хотя усердно занималась благотворительной деятельностью. Одиночество, вероятно, самая страшная «болезнь» королев.
Отбросив печальные мыли и сладко потянувшись, я встала с дивана. И тут взгляд мой упал на журнальный столик. То, что я увидела, заставило меня опять сесть. На гладкой поверхности стола лежала, поблёскивая, брошь. Матово-белый женский профиль, окружённый мерцающими, тёмными камнями.