Записки Прогдиггера 29 Zeuhl

Андрей Фко
Zeuhl (по-русски принято писать и произносить как Цойл) – главная заслуга Франции перед Прогрессивом. Стиль, придуманный Кристианом Вандером, бессменным барабанщиком группы Magma.
 
Первоначально, это была своеобразная форма фьюжн или, скорее, Кентербери с креном в авангард и под сильным влиянием джаза великого саксофониста Джона Колтрейна, однако, после альбома 1973 года (Mekanik Destruktiw Kommandoh), Magma продемонстрировала абсолютно новый путь в прогрессиве, основанный на репетативном многоголосом пении в темпе, близком к готическим маршам. Сам упомянутый альбом сильно напоминал "Кармину Бурану" К. Орффа, спетую на изобретенном Вандером "кобайском" языке.

С этого альбома и началось мое знакомство с цойлом, переросшее в очередное обострение мании копания. Я перелопатил весь Интернет в поисках групп, имеющих хоть какое-то отношение к стилю и, в итоге, собрал почти все, что считается классикой этого жанра. Не смотря на очень жесткие стилистические рамки, групп, играющих эту необычную музыку, за двадцать пять лет истории цойла набралось не так уж и мало.   

На данный момент, в цойле существует два основных направления:
   - мрачноватый экспрессивный фьюжн с уклоном в авангардный джаз (Eider Stellaire, Kultivator, Potemkine) или РИО (Dun, Archaia, Shub-Niggurath)
   - и верный заветам Магмы времен 1973 года стремительный и торжественный вокальный цойл (Eskaton, Koenji Hyakkei, Pseu, Weidorje).
Сама Магма надолго оставила за собой лидирующие позиции в обоих направлениях, впрочем, к новому веку окончательно сделав выбор в пользу вокальной ипостаси.

Стоит упомянуть еще одну группу, чей вклад в возрождение и дальнейшее развитие цойла трудно переоценить – Koenji Hyakkey. Это один из многочисленных проектов еще одного неутомимого барабанщика, на этот раз из Японии – Татцуя Йошиды. Именно эта группа вызвала очередной всплеск интереса к цойлу, соединив его с более современным и экспрессивным хард-коровым звучанием. Музыка японцев более громкая, рванная и сумасшедшая, поэтому настоятельно не рекомендую начинать с них знакомство с жанром. Лучше это сделать с классических альбомов Магмы или Eskaton.
 
Характерные особенности Цойла:
- Мощный (т.н. галопирующий) бас
- Цикличность и репитативность, роднящие с Краутом
- Короткие быстрые музыкальные фразы (в рамках фьюжн-цойл)
- Гипнотизирующие (часто, хоровые) вокализы
- Мощные маршевые аранжировки
- Характерное ("цойловское") звучание инструментов
- Часто пение на несуществующих языках
- Фантастическая и апокалиптическая тематика текстов

Классики Цойла: Magma, Eskaton, Eider Stellaire, Koenji Hyakkei, Zao

Abus Dangereux
Anamorphose (Belgium)
Archaia
Bondage Fruit (Japan) – одна из самых известных и интересных альтернативных групп Японии с женскими вокализами и мощной плотной музыкой.
Christian Vander (solo)
Cruciferius
Demi Semi Quaver (Japan)
Dun – записали всего один альбом, но считаются одной из лучших групп цойла, хотя их музыка гораздо больше напоминает жесткое РИО (о жанре РИО речь впереди)
Eider Stellaire – красивый фьюжн-цойл.
Eskaton – очень сильный вокальный цойл на самом настоящем французском языке (женский вокал).
Francois Thollot
Happy Family (Japan) – жесткий инструментальный фьюжн-цойл
Honeyelk
Jannick Top
Jean-Philippe Goude
Koenji Hyakkei (Japan)
Korekyojin (Japan) – один из многочисленных сайд-проектов Йошиды
Kultivator (Sweden) – весьма интересный фьюжн-цойловый коллектив
Lagger blues machine (Belgium)
Laurent Thibault
Magma – зачинатели и эталон всего цойла. Классики прогрессива вцелом. Через группу прошли многие знаменитые впоследствии музыканты французской и бельгийской прогрессивной сцены.
Noa
Nyl – англоязычный вокальный цойл. Звучат несколько архаично, но, по-своему, интересно.
One Shot – сайд-проект музыкантов Магмы – несколько упрощенный фьюжн-цойл
Paga Group
PascaI Duffard
Patrick Gauthier
Potemkine – одна из самых ярких групп фьюжн-цойла, немного мрачноватая по музыке, но гипнотирующе красивая.
Pseu
Ruins (Japan) – еще один проект японца Татцуя Йошиды, еще более жесткий, минималистский и авангардный, чем все остальные, но их самый «цойловский» альбом я пока так и не нашел.
Runaway Totem
Shub-Niggurath – одна из самых мрачных записей в рамках инструментального цойла, отсылающая к текстам Говарда Ф. Лавкрафта. Только на очень подготовленного слушателя.
Teddy Lasry & CIaude Perraudin
Univeria Zekt
Universal Totem Orchestra – потрясающе динамичная, жесткая музыка с мощными вокальными партиями. Одна из лучших групп жанра в девяностые годы.
Uppsala
Weidorie
Zao