Философский словарь

Лариса Викторовна Светличная
ГЕНИАЛЬНОСТь
               
Под гениальностью понимают высшую степень одарённости умом  или талантом. (Из толкового словаря).

В прошлом веке психиатр Ч. Ломброзо и вначале нашего века психиатр П. Ганнушкин пытались объяснить феномен гениальности патологией мозга. Они утверждали, что гении являются психически нездоровыми людьми, и что сама гениальность является СИМПТОМОМ болезни.
 
Но для такого заявления нужны не только серьёзные основания, но и достаточное количество наблюдений. Возможно, Ч. Ломброзо и П.Ганнушкину  довелось встречаться и с действительно гениальными людьми. Но гениев настолько мало, что более чем одного – двух гениев им вряд ли приходилось наблюдать. Вероятно, в понятие гениальности эти психиатры включали любое проявление таланта.
Кроме того, Ч.Ломброзо, как и многие в его время, относил к гениям великих лидеров - Наполеона, Петра Великого и других, которые были выдающимися личностями, но гениями в прямом значении этого слова - не являлись.
 
Мои наблюдения в течение всей жизни показывают, что лидерские способности не связаны ни с умом, ни с талантом, ни с какими-либо другими достоинствами. Лидер может быть умным или ограниченным, обладать множеством талантов или не обладать ни одним, быть смелым или панически трусливым, жестоким или справедливым, красавцем или уродом, здоровым или больным. Способ организации особей в стаю - инстинктивный.

Вспоминаю я об этом потому, что достаточно много людей (и среди них - медики), которые осознавая  свою заурядность, с плохо скрываемым злорадством цитируют это высказывание Ч. Ломброзо как аксиому при каждом проявлении у других людей каких-либо талантов или склонности к размышлениям. Доходя иногда до абсурдного утверждения, что не только каждый гений  - сумасшедший, но и каждый сумасшедший – гений. Игнорируя сведения о том, что рассуждения людей, страдающих тяжёлым психическим заболеванием, не только не бывают гениальными, но часто лишены здравого смысла.  Например, мне приходилось наблюдать одного юношу, больного вялотекущей шизофренией, который размышлял над созданием “единой теории ада и рая”.

Бытует так же мнение, что гениальность является мутацией хромосом, но не полезной, необходимой для совершенствования вида (ибо она не передаётся по наследству), а своего рода уродством.
 
Появление гениев целенаправленно продвигает развитие Разума вперёд. Простая элементарная логика говорит, что уродство или болезнь не может быть полезной и необходимой для развития  всего человечества. В таком случае, весь прогресс человечества был бы патологией! А это - абсурд.

Прогресс развивался  за счёт того, что у некоторых самцов  вида "человек разумный" появилась способность к такому творчеству, которое не являлось необходимым для выживания вида, но было необходимо для развития всеобщего Разума.

Очевидно, что такая целенаправленная мутация не может быть случайностью, гениальность -  запрограммирована в программе развития человечества.
Но работает эта программа только в одном из миллионов случаев и только в мужских особях.
 
Почему гении появляются так редко? Почему гениальными бывают только мужчины?
Почему «божья искра» таланта падает на мужчин чаще и в большей степени, чем на женщин? Почему эти полезные для развития и совершенствования всего человечества признаки не закрепляются в генах и  не передаётся по наследству?
Кто  такие гении?

Замечено, что очень многие гениальные творения искусства рождались под влиянием душевного страдания автора от неразделённой любви.

Гениальные мужчины часто испытывали чувство душевной любви к обычным заурядным женщинам, которые отвергали любовь гениального человека, его душа была для них слишком высокой и непонятной, а его душевная любовь не вызывала у них никакого интереса. Этот отказ порождал у гения бурю душевных страданий, которые он воплощал в своих произведениях.

Судя по наследию гениев (творчество, дневники, рассказы современников), можно сделать вывод, что гений мог любить женщину ТОЛЬКО ДУШОЙ И ТЕЛОМ. Это особое свойство души гения, которая прочно связана с центром полового влечения.

Так же особым является сознание и мышление гениев.
В отличие от обычных людей, гений мыслит независимо от мнения любых авторитетов и устоявшегося общественного мнения, а его поведение в социальной группе - независимо от поведения лидера и членов группы.

Целесообразность такого «отклонения» - прогресс. МЫСЛИТЕЛЬ - не должен верить какому бы то ни было утверждению без доказательств (экспериментальных или логических).
Но эта особенность мышления гения – всего лишь один из признаков гениальности.
   
 До меня, это замечали и другие исследователи поведения людей в обществе.
« ... НЕЗАВИСИМОСТЬ от него (общественного мнения, Л.С.) есть первое формальное условие совершения чего-либо великого и разумного, как в действительности, так и в науке». Гегель, «Философия права».
Однако в одной из популярных брошюр это высказывание гения приводиолось, как... доказальтельство нелепости его умозаключений.

Известно, что руководители государств  преследовали гениальных людей за инакомыслие. Их объявляли изгоями и подвергали травле, их часто высылали из столицы или страны.

Замечено, что затравленный человек может вести себя неадекватно, может (и даже должен) заболеть каким-либо неврозом. А открытая травля может вызвать у человека состояние близкое к острому психозу, в котором он склонен совершить попытку самоубийства.

Ч. Ламброзо заметил, что у гениальных людей есть психические отклонения в поведении на уровне психопатии, и нашёл, что эти два явления прочно связаны между собой.
Но вот чем обусловлено психопатоподобное поведение гениев, при каких обстоятельствах оно проявляется, Ч. Ломброзо  и его последователи - не заметили. Ибо чтобы заметить это, необходимо быть всегда осознанным, независимым от влияния лидера и стаи.

          -
Разберём, чем отличается развитие гения, от развития обычного человека.

Обычный, ничем не выдающийся человек, в раннем детстве (приблизительно около 5 лет) проявляется как учёный и творец. И мальчики, и девочки задают вопросы от простых до очень сложных, ответы на которые искали гении всех времён, например: «Кто снёс самое первое яйцо?» - ОНИ МЫСЛЯТ. 
Кроме того, все дети с увлечением рисуют, лепят, строят, причём, с увлечением, получая от этого удовольствие, - КАК ИСТИННЫЕ ТВОРЦЫ.

Далее, в отрочестве, программа творческого обучения постепенно заканчивается. В большинстве случаев страсть к познанию, интерес к рисованию, лепке, игре на инструментах – исчезает. У большинства юношей и девушек появляется (и остаётся на всю жизнь) отвращение к философским проблемам, требующим размышления.

Ребёнок из мыслителя и творца постепенно превращается в заурядного взрослого, которого уже ничего, кроме стремления к удовольствию и  его собственного благополучия, не интересует, а на иногда возникающий вопрос «почему?»  он быстро находит ответ в общепринятом мнении.
 
И лишь у немногих страсть к познанию и творческие задатки не исчезают и развиваются.
Но гениальными во все времена - были только мужчины. Почему?

В научных изданиях, газетах и журналах время от времени появляются высказывания о том, что по психологическим тестам мужчины умнее женщин. О значении тестов можно поспорить, например, на вопросы профессионального медицинского теста один врач, мужчина, ответил намного лучше всех женщин, но… когда задали диагностическую задачу – все(!) женщины быстро решили её, а этот мужчина, к всеобщему удивлению, – не смог.

От рождения мальчики не умнее девочек,  девочки легче обучаются и более старательны в учёбе. Иногда этот факт объясняют тем, что у женщин есть дополнительный центр речи, и потому вербальную информацию мозг мальчиков воспринимает хуже, чем мозг девочек.

Далее, в юности, мальчики вырываются вперёд и догоняют девочек. Некоторые утверждают, что и перегоняют, но по моим наблюдениям и в старших классах школы, и в вузе соотношение было то же, что и в начальных классах школы.
А вот далее это соотношение изменяется в пользу мужчин. Почему?

Дело конечно не в том, что женщины глупее мужчин, в повседневной жизни этого не заметно. Кроме того, если бы женщины были действительно глупее, ОЧЕНЬ БЫСТРО НАСТУПИЛА БЫ ДЕГРАДАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Ибо у человека за каждый признак (кроме пола) отвечают 2 одинаковых хромосомы – одна от матери и одна от отца. За половой признак отвечают 2 одинаковые хромосомы у девочек – XX,  и 2 разные у мальчиков –XY.

Доказано, что половая Y-хромосома, которой нет у женщин, отвечает только за мужские половые признаки. Известно, что от глупой матери даже при умном отце не рождаются сыновья, равные по уму отцу.
И, наоборот, от разумной матери и заурядного отца рождаются сыновья, заметно превышающие по уму отца.

Если в женском наборе отсутствует одна половая Х-хромосома (XO вместо XX), – рождается жизнеспособная, но отстающая в физическом и умственном  развитии, девочка, если же в мужском наборе YO вместо YХ, – плод не развивается.
В Y-хромосоме, несущей мужскую программу развития, нет программ для развития ЖИЗНЕСПОСОБНОГО организма. Но в женском организме эти же программы В ИЗБЫТКЕ. В избытке потому, что для развития жизнеспособного организма хватает и одной Х-хромосомы, а у женщин их - две. Возможно, это программы не только для выживания, но и для совершенствования всего вида.
 Как утверждают, только самцы приспосабливаются к изменяющемуся миру, а самки несут в своей наследственности всё самое нужное потомству, отобранное самцами.
 
В таком случае,  ген  гениальности, как самый нужный, также должен был бы храниться у женщин. Этим легко объяснялось бы отсутствие у женщин гениальности – «негениальная» Х-хромосома у них доминировала бы.
Но…почему-то гениальные способности (как ВЫСШАЯ степень одарённости умом или талантом) пробуждаются только у одного из миллионов мужчин.
По наследству гениальность, в отличие от умственных способностей,  не передаётся.
 
Гений родится от обычных родителей, и от него рождаются обычные дети. Гениальность не передаётся ни по отцовской, ни по материнской линии, и не проявляется даже у отдалённых потомков (за потомками гениев наблюдают уже более 200 лет).
Если этот признак не передаётся по наследству,  то это значит, что его, как такового – нет. Признака гениальности - не существует.

В научном мире возникло предположение, что особенности личности каждого из людей обусловливают не сами гены, а способ их сочетания. Как семь нот несут в себе - в зависимости от их расположения на нотном стане - различные мелодии, от примитивных до гениальных.

Предположим, что гениальность так же зависит от определённого сочетания определённых признаков.

Можно так же предположить, что природа смешивает гены, как художник краски. Смешивая жёлтый и голубой художник получает красивый зелёный цвет. Но каким бы прекрасным ни был зелёный цвет, если добавить красный, получится - грязно-бурый. Последним можно было объяснить рождение у гениев заурядных детей.
А в каждом человеке  множество «оттенков», сохраняемых от самых древних предков.

Способными, одарёнными, талантливыми бывают как мужчины, так и женщины. Но талантливые  мужчины всё-таки встречаются чаще, чем талантливые женщины, и они более талантливые.
Исключение -  исполнительское искусство (пение, танцы, актёрский талант). В этих областях встречаются женщины более талантливые, чем мужчины.

Было так же замечено, что вундеркинды очень редко становятся гениями. В большинстве случаев гениальность проявляется не от рождения, а в юности, когда мозг наконец становится взрослым и появляется мощное подтверждение мужского начала – выброс мужских половых гормонов. Программа гениального развития получает стимул и подкрепление.

Всё это говорит о том, что «прогениальные» гены встречаются и в мужских и в женских хромосомах,  но вторая половая Х-хромосома женщин, «не прогениальная», определённо оказывает тормозящее влияние.

Женская программа развития не допускает игнорирования основных обязанностей - женщина, как и любая самка, должна выбрать достойного продолжения рода самца, не только родить жизнь, но и сохранить её, и обучить своих детёнышей. 
И только по окончании детородного периода творческие способности у женщин получают толчок к развитию (по моим наблюдениям).

В таком случае, для развития гениальности, кроме других обязательных условий, обязательно сочетание мужской и женской хромосомы в половом наборе. Это могло бы объяснять, почему гениальными бывают только мужчины.



 
                Продолжение следует