Хотите посмеяться

Сарра Хейфец
               
Сегодня у моей приятельницы  Рахель  из  Хайфы  - день рождения. Довольно круглая дата – восемьдесят лет. Я набрала  номер её домашнего телефона и не успел прозвенеть звонок, как  я  услышала довольно тревожный голос  её мужа  - Бориса:
-  Ало, ало.   Я  Вас  не слышу!
-  Привет, дорогой.  Не  удивительно. Я  еще не  успела слово сказать.  Это  Рая  из Иерусалима, хочу новорожденную  поздравить.
- Ой, Раичка,   милая  - здравствуй! Хорошо, что ты только сейчас позвонила. Двое суток мы  были отрезаны от всего мира, – продолжал он взволновано говорить. -  Мы не могли ни с кем связаться. Ты представляешь,  как мы жили?
- А что случилось с телефоном?  Разве у нас это проблема?
-  Еще,  какая проблема!  Ты забыла,  что был  праздник  - Суккот.  Все  гуляют  и никто нормально работать не хочет. Тебе просто повезло. Только пятнадцать минут назад как включили нам телефон.
- Боря,  так я могу поздравить,  выходит, твою жену?  Дай  ей….
-  Она здесь рядом,  сейчас дам.  Я тебе еще главное не сказал.   Ты не  представляешь, что было с  Рахель?   Она места себе не находила - ни с кем не могла связаться – ни с дочкой,  ни с внуком – Сёмочкой?  А если бы у неё опять случился приступ?  Как  бы мы могли вызвать врача или скорую помощь? За эти дни она, просто, извелась!
- О,  слава  Б-гу,  надеюсь  сейчас уже всё у Вас  в порядке?
- Это хорошо, что ничего плохого  у нас не случилось.  А сколько нервов нам это стоило?
-  А  как «мобильный» телефон – тоже не работал?
- Зачем он нам нужен?  Такие деньги стоит, а  говорить уже и не с кем. Мы сидим  целыми днями дома,  уже перестали ездить в гости (мало кто остался), а за двадцать лет,  живя здесь,  многое и в мире повидали. Теперь дома  и в садике своём  больше…
-  А у Вашей Ани  и у внука – Сёмы, наверное, есть мобильный телефон?
-  Конечно, есть. Аничка  уезжает на работу очень рано, когда мы еще спим, а  возвращается  домой  тоже поздно. А вчера  до глубокой ночи готовила   вкусные  блюда на кухне  для приёма гостей 
- А  Сёма где?
-  У него праздничные каникулы. Уехал в  Эйлат с друзьями поплавать и погулять.
- Ну что?   Дела обычные,  и если бы не проблема с телефоном – всё  хорошо, "прекрасная  маркиза", как  на старой родине мы пели. Позови, Рахель, а то я уже забыла, зачем звоню. Пора и именинницу поздравить.
-  Раичка, я совсем забыл. У меня с Рахель сегодня тут  серьезное  разногласие на счёт…
-  Всё! Может - быть потом расскажешь?  Ну и дела! Я тоже хороша, забыла тебя, Боричка,  поздравить  с круглой датой  твоей  жёнушки. Это у Вас  уже,  сколько лет совместной жизни? Пригласите  Вы  меня на свою «бриллиантовую  свадьбу?
-  Не торопи события.  Дай спокойно  пока сегодня посидеть. А гостей  ждём, как всегда-  свою «мишпаху» (иврит-семью). Обещала еще племянница  из армии приехать.  А еще так много дел  нужно сделать. Пока. Даю трубку  Рахель.
 - Рахель   дорогая  моя, наконец, пришла очередь  тебя поздр….
И не  успела я закончить фразу, как услышала  с далёкого эфира:
-  Спасибо, Рая,  подожди минутку с поздравлением.  Потом  успеешь. Сейчас Борис уходит в магазин, а мне надо у тебя  кое-что спросить.
-  Слушай меня лучше, подруга. Я тебе такие  стихи  к юбилею написала.
-  Ну, он уже уходит. Два слова, один вопрос?  Скажи,  ты давно получала деньги  за    кондиционер  или лекарства из фонда, что  Германия  выплачивает   гражданам, кто был в эвакуации?   Я недавно сделала новые зубы у протезиста. Можешь поздравить  - с трудом жую.
-  Так в чем вопрос?
-  Борис говорит, что я ничего не получу сейчас, так как  только один раз в пять  лет оплачивают за протезы, а я слышала,  что  уже через два года дают. Это правда?  Он  уже  убегает. Так, что ты знаешь?
-  Мне совсем недавно рассказывала одна  моя  знакомая, что теперь  уже через каждые два года можно получить  помощь из этой организации.
-  Ты слышишь? -  закричала  мужу  Рахель.
-  Что я могу слышать, если ты у телефона?
-  Рая сказала, что уже опять дают через  два года,  а не через пять….
-  Ну,  я пошел, а то на обед закроется наш  маколет  ( ивр. магазин).
-  Иди,  иди, а то у нас еще столько  дел надо сделать.   
-  Извини меня, Раичка, а ты не знаешь, сколько они дают  за  зубы?
-  Больше четырех тысяч шекелей не дают одноразово теперь там.
-  А я ведь заплатила протезисту  шесть тысяч! Шкуру  рвут  эти стоматологи.  Страшно попадать к ним.  А что  делать?  Кушать  всё равно надо.
-  Да, не суждено мне, видимо, сегодня тебя поздравить. И наговорила  по телефону  столько, что могла бы уже за транспорт заплатить и к тебе приехать.
- Не обижайся - говори. Борис уже ушёл.  Ой, совсем  забыла тебе сказать,  что  мне дали с завтрашнего дня  метапелет ( иврит). Но, я её попросила остаться сегодня, чтобы мне помочь, т. к. у меня день рождения. Она сейчас в спальне  пылесосит.  Хорошая  женщина – лет не более  пятидесяти. В «прошлой» жизни  работала, говорит  в  Н.И.И   А сейчас работает  помощницей по дому у стариков.   
-  Слава Богу, с чем тебя  и поздравляю.
-  Спасибо, не сердись. Я слушаю тебя внимательно, Раичка, подруга моя давняя. 
И я уже без  пафоса и стихов «проговорила» нужные слова по случаю её рождения.
-  Раичка,  а где же твои стихи?
-  Прости, пока болтали – выскочили из головы. Пока. Целую. Тебе до ста двадцати!
И  опустив  трубку - тяжело вздохнула и задумалась.