Блеск и нищета европейской столицы конец 2006 г

Наир Алиев
Блеск и нищета европейской столицы

Демократия в Брюсселе превыше всего, даже когда ее «слишком» много

Н.АЛИЕВ (Баку – Лондон – Брюссель – Баку)

***ТРУДНОСТИ ПЕРЕЛЕТА

*курсив* *****- Граждане Евросоюза есть?

Огромная, почти километровая очередь шевельнулась и затихла – граждан ЕС среди транзитников, летевших в разные страны через лондонский аэропорт «Хитроу» оказалось не много. Но те, кому повезло родиться или жить в Евросоюзе, сопровождаемые завистливыми взглядами менее удачливых пассажиров, прошли проверку вне очереди. Терминал N4, у которого приземлился самолет авиакомпании British Airways, летевший из Баку, считается удобным. Именно отсюда вылетают и рейсы на Брюссель. Но, тем не менее, не гражданам ЕС пришлось простоять в «транзитной очереди» более 2-х часов. Причем, на заключительной стадии необходимо было пройти унизительную проверку, которой нет даже в Соединенных Штатах. Причина понятна: после предотвращения этим летом серии терактов, британцы стали весьма подозрительными. Весь «транзитный» километровый путь внутри четвертого терминала был усыпан дорогостоящей косметикой, минералкой, жидкими лекарствами, детским питанием, зажигалками. С этими предметами никаких шансов пройти проверку просто не было. Впрочем, пассажиры, летевшие из Баку, расстались со всеми «опасными» веществами еще в аэропорту имени Гейдара Алиева. И это сильно мешало после прилета в «Хитроу» - в курительной комнате редко у кого можно было найти зажигалку или спички. Что касается товаров, купленных в магазинах беспошлинной торговли, то их разрешали провозить только при наличии чека, свидетельствующего о том, что, например, виски действительно были приобретены в Duty Free после прохождения проверки.

Правда, пассажиры, купившие какие-то напитки в Duty Free еще в Баку заметно нервничали – станет ли для службы безопасности лондонского «Хитроу» бакинский чек веским доказательством того, что купленная жидкость не взрывчатка, а напиток. К слову, уже через неделю европейские авиаперевозчики еще более ужесточили правила. Сейчас, даже при наличии документа из магазина беспошлинной торговли, разрешают провозить только 1 литр жидких веществ. Причем, все емкости (даже сувениры, где присутствует хоть капля воды) необходимо упаковать в специальный пакет, который после этого аккуратно вскрыть уже не удастся. И если он будет надорван, то налицо факт попытки провоза чего-то запрещенного. И еще немного о правилах. Если пассажир летит с двумя очень легкими сумками, то одну в любом случае он обязан сдать в багаж. При этом особой проверке подвергаются люди, перевозящие ноутбуки или другую технику – фотоаппараты, диктофоны и т.д. В этом случае при помощи специального прибора проверяют - нет ли в багаже и на одежде человека следов разного рода взрывчатых веществ. Кроме того, внутри аэропорта постоянно дежурят вооруженные автоматчики. Что любопытно, среди них есть и вооруженные женщины. С одной стороны это радует, ведь такой контроль свидетельствует о серьезном подходе ко всем пассажирам. Но с другой – это, как минимум, сильно утомляет.

Каждый раз, оказываясь в «Хитроу», приходится удивляться его  размерам. Этот аэропорт – огромный перевалочный пункт для людей из всех стран мира. Можно услышать разговор на десятках языков мира. Обычная картина – спящие на полу дети и сидящие рядом родители. Встречаются здесь и … пробки. Речь идет о  специальных автобусах, которые довозят пассажиров из самолета до терминалов.
Бывают, конечно же, и задержки рейсов. Причем, если самолет запоздал с вылетом более чем на 2 часа, то пассажирам полагается компенсация. И еще один штрих. Если Лондон считается одним из самых дорогих городов мира, то «Хитроу», наверняка, лидер по ценам среди прочих аэропортов.

Но при всех проблемах British Airways остается одной из самых лучших авиакомпаний мира. Достаточно пройти проверку, после чего желание пассажира становится для экипажа законом. Правда, немного напрягает инструктаж перед вылетом. В отличие от других авиакомпаний, здесь рассказывают и о том, что делать при «ударе лайнера о землю». Впрочем, вряд ли какие-либо советы в этом случае уместны.

«МАФИЯ БЕССМЕРТНА»

Аэропорт Брюсселя похож на бакинский. Правда, не внешним видом, а характерным явлением – таксистами, которые навязчиво предлагают свои услуги, «атакуя» пассажиров. Причем, что не очень характерно для Европы, здесь можно торговаться. Зная, что приезжие не  разбираются в ценах, таксисты предлагают довезти до центра Брюсселя за 50-60 евро. Поторговавшись можно договориться и за 35. А если таксист найдет двух пассажиров, то вообще можно доехать за 25 евро. Причем, брюссельский аэропорт «Завентем» находится всего в 15 минутах езды от центра бельгийской столицы. Если же ехать на официальном такси, имеющим счетчик, то поездка обойдется примерно в 30 евро. К слову, таксисты-«халтурщики», в большинстве своем иммигранты. Чаще всего марокканцы, хотя хватает и турков. Есть даже и азербайджанцы.

Иммигранты в Бельгии ассимилировались гораздо лучше, чем в соседней Франции. Когда в предместьях Парижа некоторое время назад горели машины, а выходцы из Северной Африки громили в магазины и автобусные остановки, в Брюсселе все было спокойно. Сказываются демократические принципы, которыми так гордятся в европейской столице (так все называют Брюссель). По улицам города ходят бородатые ваххабиты с характерными укороченными брюками. Одного из таких «бородачей» удалось увидеть даже в метро, он управлял составом. В Брюсселе есть арабские кварталы. Ну а такого количества женщин с покрытыми головами не увидеть даже в Баку. В небольшой даже по европейским меркам Бельгии, около 300 мечетей. Одна из них стоит совсем рядом со зданиями Евросоюза…

Местные жители рассказывают о «грузинской мафии», представители которой промышляют кражами в метро, на улице и в магазинах. Интересен способ, с помощью которого воришкам удается выносить товары из дорогих магазинов в исторической части города. Кражи совершаются с помощью сумок, покрытых изнутри алюминием. К примеру, на престижной одежде в бутиках закреплены специальные датчики, которые снимаются после того как покупка оплачена. Если попытаться вынести товар из магазина, то на выходе срабатывает сигнализация. Однако если вещь лежит в алюминиевой сумке, то детекторы ее не замечают.

Арабы и турки в Брюсселе задействованы в сфере «общественного питания». По всему городу разбросаны специальные «донерные» пункты. В европейской части, где находятся офисы Еврокомиссии, Европарламента и Совета Европейского Союза их меньше, но в исторической части и, особенно, в арабских и турецких кварталах таких объектов множество. Стоит такая еда не очень дорого – от 1,5 до 5 евро (зависит от типа донера и места, где он куплен). В этот бизнес арабы и турки посторонних не пускают. Есть и другие «поделенные» сферы. Например, попрошайничеством в Брюсселе занимаются приезжие из Румынии, чаще всего цыгане. Их очень много, милостыню они просят с детьми на руках, сидя, стоя, лежа. В центре города, на пешеходной улице (вроде бакинской Торговой) такие попрошайки встречаются через каждые 5-10 метров. Нищих можно встретить даже у входа (!) в Европарламент. И их никто не гонит – демократия. Дети цыган не ходят в школу, а, значит, через некоторое время повторят судьбу родителей. Но насильно их у цыган европейские власти не отбирают. По ночам можно встретить много бездомных, спящих на улице. А ведь Брюссель далеко не самый теплый город. Здесь, как говорят, 300 дней в году идут дожди. Недаром, в каждой гостинице сразу же предупреждают – вы можете взять у нас в аренду зонтик. Стоит это удовольствие в среднем 15 евро.

Возвращаясь к теме: не брезгуют попросить деньги и местные жители. В том же метро можно увидеть расхаживающих по вагону музыкантов, играющих незатейливые мелодии. Им подают, хотя не очень щедро. Расхаживают по брюссельской Торговой молодые парни, которые просят 1-2 евро на еду и т.д. Пришлось столкнуться и со случаем вымогательства на станции метро Шуман.

В разгар дня четверо молодых ребят обступили меня и начали что-то говорить по-французски. После просьбы говорить по-английски последовало заявление: «Нам срочно нужно 10 евро. Быстренько давай сюда деньги и иди дальше». На станции было достаточно людно, чтобы понять – на насилие эти ребята не пойдут, значит, просто берут на испуг. Повысив голос, чтобы услышали окружающие, я отказал им. Однако расходиться молодежь не собиралась. Всем своим видом они показывали, что готовы на агрессию. Впрочем, когда пассажиры метро обратили внимание на то, что происходит, четверка ретировалась.

Азербайджанцы и турки тесно контактируют на бытовом и
«околокриминальном» уровне. Хотя говорить о существовании чисто «азербайджанской мафии», конечно же нельзя, но «авторитетные люди», обещающие помощь и «крышу» приезжим из Азербайджана, в Бельгии, конечно же, есть.

Одна из «достопримечательностей» Бельгии – улица Красных фонарей. Она не настолько велика, как в Амстердаме, однако и здесь «есть на что посмотреть». И, кстати, тут можно встретить немало жриц любви из Азербайджана. Ну а в целом же здесь трудятся, в основном, приезжие из стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Достаточно сказать, что владелец  многоэтажного бара «Король Испании», расположенного на Ратушной площади – армянин. Говорят, что сейчас ему принадлежат множество объектов на Гран-пляц, а это – исторический центр Брюсселя. Кстати, бар «Король Испании» известен не только тем, что находится в самом сердце Брюсселя и тем, что там можно попробовать десятки видов бельгийского пива. Само здание считается историческим – многие балки и перекрытия в нем сохранились со средних веков.  Кстати, помимо пива бельгийцы по праву гордятся своим шоколадом, который не уступает швейцарскому, а многие говорят, что бельгийский даже лучше.


ДВА ГОРОДА

Город удивительным образом делится на две части – историческую и «европейскую». Символ Брюсселя – «Писающий мальчик» (Maneken pis). Это маленькая статуя, огороженная решеткой, находится на одной из улочек вблизи Гран-пляц. Легенд вокруг возникновения этого символа великое множество. Согласно одной из них, именно мальчик спас Брюссель,  когда город окружили враги. Противник заложил взрывчатку и поджег то ли шнур, то ли пороховую дорожку. А в это время некий мальчик заметил огонек и из озорства решил его потушить. Так и появился «Писающий мальчик». Правда это, или нет – никто сказать не может. Кстати, говорят, что в Брюсселе есть еще и статуя писающей девочки. Ее увидеть не удалось, так же, как не удалось узнать, что она символизирует. Возможно, это альтернативная версия истории про мальчика… Правда, говорят еще, что "писающая девочка" возникла в результате
требований феминисток: мол, как же так,
мальчик есть, а девочки нет...


Кроме «Писающего мальчика», вокруг которого всегда толпятся туристы, в Брюсселе есть на что посмотреть. Очень красив Кафедральный собор и сама площадь, на которой он стоит. Величественно смотрится Королевский дворец. Кстати, Бельгия – это монархия. Но об этом забывают все, и даже многие бельгийцы, настолько здесь развито самоуправление. Многие муниципальные образования  могут даже самостоятельно вести внешнюю торгово-экономическую деятельность. Возвращаясь к Королевскому дворцу – внешний вид несколько портит широкая трасса перед дворцом, по которой разъезжают автомобили.

Узкие мощеные улицы исторического центра Брюсселя не менялись  несколько веков. Ощущение того, что ты попал в Средневековье несколько «портит» современный интерьер зданий и магазинов вдоль узких улочек. Много в центре Брюсселя парков и прудов. Красив парк с огромной аркой, названный в честь 50-летия Европейского союза.
Есть и фонтаны, которые так любит бакинский градоначальник Гаджибала Абуталыбов. К примеру, между Европарламентом и зданием Консилиума (Совета Европейского Союза) фонтаны на специально оборудованных площадках бьют прямо из земли. При этом в свободное от фонтанирования время здесь гуляют люди. 

Ну и, конечно, одна из главных достопримечательностей не Брюсселя, а в целом Бельгии – Ватерлоо. Место, где была разбита армия Наполеона. Кстати, Ватерлоо находится неподалеку от Брюсселя. Добраться туда можно минут за 30-40. На этом историческом месте сейчас находится холм, который, по преданию, насыпали местные женщины, носившие землю в корзине. А на вершине холма установлена статуя льва. Любопытно, что морда льва направлена на Францию. Это символ того, что угроза для Европы исходит от Франции. И одновременно это знак того, что Европа готова нейтрализовать врага.

Иначе выглядит «европейская» часть Брюсселя. Находясь здесь сложно определить - в каком собственно городе ты оказался. Да, конечно, большая часть людей на улицах говорит по-французски. Но это еще не значит, что они франкоязычные бельгийцы.  Это вполне могут оказаться итальянцы, шведы, испанцы, французы, англичане, работающие в десятках огромных, выстроенных в стиле второй половины прошлого века зданиях. Здесь мало магазинов и крайне сложно приобрести какие-либо бельгийско-брюссельские сувениры. Зато множество ресторанов, ресторанчиков и пабов, открытых уроженцами разных стран. И отбоя от клиентов у них не бывает – в европейском правительстве и парламенте работаю люди десятков национальностей. И, конечно же, итальянцы предпочитают ходить в итальянские рестораны, где на входе встречает итальянец восклицанием: «Бон Джорно!», выходцы с Туманного Альбиона – в английские и ирландские пабы и т.д. К примеру напротив основного здания Еврокомиссии – Берламонт – находится ирландский ресторан-паб «Кити О’Ши». Так там по четвергам звучит живая ирландская музыка, а евробюрократы в свободное от работы время смотрят футбол.

ЕВРОБЮРОКРАТЫ И ЕВРОСТОЛИЦА

В этой части Брюсселя не просто много, а очень много зданий Еврокомиссии, Европарламента и других евроструктур. И их масштабы поражают. Во многих строениях внутри есть даже парники. Ну и, конечно, заблудиться там проще простого, что не раз и происходило. Например, в здании Еврокомиссии на Rue Joseph II (улица Джозефа Второго) в коридорах установлены телефоны с надписью SOS. Возникло предположение, что они здесь как раз на такой случай, если гость потерялся, ведь даже «местные жители» - евробюрократы - не знали, как добраться до конкретного кабинета, номер которого я им показывал. Бывают и другие казусы. Во втором по значимости здании Еврокомиссии – Шарлемайн - лифт N2 застревает (дважды испытано на собственном опыте).

В Евросоюз сейчас входят 25 государств. В следующем году в списке появятся еще несколько стран – 3 или 4 (Болгария, Хорватия, Румыния и, возможно, Турция). Еще есть программа соседства, охватывающая больше десятка государств. Все это приводит к непрерывному увеличению количества евробюрократов. Имеющихся офисов и бюро уже не хватает и потому по всей европейской части Брюсселя идет непрерывное строительство новых зданий. Строят, к слову весьма аккуратно, без угрозы для жизни пешеходов да самих строителей.

Что касается отношения местных жителей к «новым европейским соседям», расширению Европы, то оно не однозначно. Европейские демократы говорят о том, что соседи важны и т.д. В основной своей массе люди также толерантны. В то же время на тротуарах в исторической части Брюсселя встречаются откровенно националистические надписи на разных языках. Самая приличная из них звучит как «долой новых соседей». При этом надпись сопровождается характерным рисунком – кулак с вытянутым вверх пальцем. Впрочем, о наличии «европейских» проблем говорят и сами европейские деятели. И проблемы эти вызваны как раз демократическими принципами. Огромный бюджет Еврокомиссии и Европарламента увеличивается из года в год еще и из-за переводчиков. Вступила, к примеру, Эстония в Евросоюз, значит, депутаты от этой страны имеют полное право говорить на своем родном языке. Найти переводчика с эстонского на английский язык или на французский не сложно. Но ведь в парламенте еще и депутаты, например, из Португалии. И как найти португальско-эстонского переводчика? А ведь в парламенте депутаты из 25 стран!
Сейчас никто из европейских деятелей не берется говорить о том, насколько реальны у Азербайджана шансы на вступление в ЕС. Но, к слову, азербайджанский флаг перед главным зданием Еврокомиссии уже висел – 7 ноября, когда президент страны Ильхам Алиев встречался с руководством Еврокомиссии…

Практически ежедневно перед зданиями Совета Европейского Союза, Европарламента проводятся акции протеста. К примеру, в понедельник, 6 ноября здесь протестовали беженцы из Эфиопии, призывавшие остановить насилие в их стране. Во вторник негодовали греки, призывавшие не принимать Турцию в Евросоюз, и рабочие, недовольные уровнем безработицы (звучали звуки «Марсельезы» из установленных динамиков). В среду протестовали белорусы. А перед Европарламентом установили плакаты граждане Конго. Конголезцы, как ни удивительно, были против «оранжевой революции» в своей стране. Импозантные женщины в национальных одеждах заявляли о том, что Запад привел к власти в их стране президента, которого не любит, и не избирал народ. Кстати, Конго – бывшая бельгийская колония и протестанты использовали и этот факт. По их словам, все благополучие Бельгии (а эта страна на 13 месте в мире по среднему уровню доходов на душу населения) построено на ресурсах Конго…

Пробки в европейской части Брюсселя, конечно, есть. Но они не идут ни в какое сравнение с ситуацией в Баку. Некоторые заторы на дорогах возникают, в основном, рано утром, когда бюрократы едут на работу. Многие, кстати, предпочитают ездить на велосипедах, среди них и крупные чиновники Еврокомиссии. Благо для велосипедистов созданы все условия – есть специальные дорожки рядом с пешеходными. Кроме того, возле крупных офисов всегда найдется велостоянка. Велосипеды в Европе любят, но иногда зрелище гоняющего на скорости велосипедиста в шлеме, за спиной которого закреплен … младенец, может испугать.

Бывают и непредвиденные ситуации. Например, когда приезжает  высокопоставленный иностранный гость. Дороги, конечно, заранее не перекрывают, но в момент движения гостя полицейские на мотоциклах останавливают машины. А порой, когда дорогу перекрывает автобус, его заставляют выехать на обочину.

Впрочем, пешеходам, которые соблюдают правила уличного движения (а так поступают все), ничего не угрожает. В Брюсселе даже светофоры со звуком – специально для слабовидящих людей. Когда загорается зеленый свет, начинает звучать быстрый тикающий звук. При этом секунд за 5 до этого для автомобилей заранее зажигается красный свет. Надо ли говорить, что и для инвалидов в Бельгии созданы все условия.

КАК ЖИТЬ

В Бельгии очень много беженцев со всех стран, в том числе и из бывшего СССР. Есть приезжие из Казахстана, Узбекистана, России (Чечня), Беларуси, Азербайджана и т.д. Кстати, больше всего мигрантов не в Брюсселе, а в Антверпене. В этом городе есть и еврейские кварталы, а выходцы с Земли Обетованной тут славятся своим мастерством ювелиров. Легче всего в Бельгии получить убежище чеченцам. Именно поэтому множество армян и азербайджанцев прикидываются беженцами из Чечни. Процесс приобрел такие масштабы, что с недавних пор иммиграционные службы Бельгии ввели для чеченских беженцев экзамен на знание… чеченского языка, чтобы изначально отсеять аферистов.

Средний заработок жителя Бельгии – около 2500-3000 евро. Если экономить, то на еду, проезд и квартплату понадобится примерно 1200-1500 евро в месяц. Это, повторюсь, без развлечений и траты на одежду. Многие приезжие, не обеспеченные хорошей работой снимают квартиры у… беженцев, которые получают жилье у государства. Самая низкая квартплата в этом случае – 300 евро.

Мобильная связь, на азербайджанский взгляд, достаточно дорога. Номер можно купить за 30 евро, при этом 10 евро из этой суммы – это сумма, на которую уже можно поговорить. В месяц, экономя на разговорах, можно потратить от 100 евро и выше. При этом, купив номер местного оператора связи, клиент автоматически получает возможность говорить в большинстве стран Европы.
 
Возвращаясь к доходам, надо отметить, что мигранты зарабатывают намного меньше, чем коренные жители. Беднейшие люди – марокканцы и турки. Многие из них, порой, зарабатывают около 500 евро в месяц и выживают только благодаря солидарности и помощи общины. При этом цены в Бельгии заметно ниже, чем, например, в Финляндии. Но, естественно, выше, чем в странах Восточной Европы.

Проезд в метро здесь стоит 1,5 евро. При этом сама система крайне интересна. Билет, приобретенный в метро, работает и в автобусах, и в трамваях. А трамваи, кстати, также ходят и в метро. Отличаются от составов метрополитена они только малыми размерами и неудобными узкими дверьми. А некоторые станции метро являются одновременно  и мини-вокзалами для поездов.

Стоит отметить, что приобретенный билет действует в течение одного часа, но за это время можно ездить без ограничений. Но самое удивительное2, что никаких систем проверки на транспорте нет. Даже продажа билетов происходит автоматически, при входе в метро никаких заграждений нет. Этим пользуются многие местные жители, которые, зачастую, ездят зайцем. Правда, как говорят, иногда по вагонам прохаживаются контролеры. За 7 дней в Брюсселе я их не видел, но билеты покупал исправно.

Другая интересная особенность в метро – двери вагонов открываются полуавтоматически. Если есть сходящие или заходящие, им необходимо дернуть за ручку или нажать на кнопку двери, которая тот час открывается. Сложно в начале, разобраться и в маршрутах метрополитена. Составы, вроде бы идущие по одной ветке, называются, к примеру, 1A или 1B и т.д. И маршруты их отличаются.

Брюссель оказался неожиданно грязноватым городом. Конечно, там чище, чем в Баку, но все-таки мусор, окурки и т.д. даже на станциях метро выглядит несколько не по-европейски. Иммигранты, живущие в Брюсселе, говорят, что сами бельгийцы достаточно ленивые, а, если точнее, несколько безалаберные люди. Но у Бельгии есть еще одна потенциальная проблема, с которой с разной степени остроты, сталкиваются многие страны Европы. В Испании – это баски, в Финляндии – это местные шведы, а в Бельгии – это фламандцы. В Бельгии, так же, как и в Финляндии, все названия даются на двух языках – французском и фламандском. Но, конечно же, до терактов, как в Испании, дело не доходит, хотя значительная часть фламандцев, живущих на севере Бельгии, хотят соединиться с Голландией. Есть и умеренные, ратующие за своего рода культурную автономию, и т.д.

Впрочем, на фоне объединяющейся Европы, когда стираются границы, такие тенденции кажутся анахронизмом. Удалось, в Брюсселе увидеть человека, который работает в Бельгии, живет, в Люксембурге (уезжает туда на уик-энд), а сам родом из Финляндии. При этом мама у него из России… В основной своей массе бельгийцы многоязычные люди и помимо знания английского и французского, многие из них говорят еще на нескольких европейских языках.
 
… Местным жителям не чуждо ничто человеческое. Даже то, что и по азербайджанским меркам выглядит «слишком». Например, в самом центре Брюсселя удалось увидеть человека, который справлял малую нужду в кустах близ одного из парков. Рядом шли другие люди, которые просто делали вид, что не замечают. Что ж, европейская столица, демократия превыше всего…