За правдой да за счастьем

Софья Бородянская
Сказка о представлениях


В некотором царстве, некотором государстве жила была царевна ни добрая, ни злая, ни мудрая, ни глупая, а такая как все, обычная девушка. Всего было в ней собрано, перемешано: доброты и недовольства, ума и простоты, хитрости и верности. Да она об этом и не задумывалась, а жила как живется рядом с родителями.
Но случилось так, что умерли они в одночасье неведомо от чего. Поплакала царевна, погоревала, но делать нечего, пришла пора становиться царицей. А по законам ее государства для этого ей нужно было выйти замуж незамедлительно. Стали министры торопить девушку:
- Выходи, царевна, пора пришла.
Никого не любила девушка, и ее никто не любил. А сердцу человеческому ох как любовь нужна.
«Как же замуж идти без любви? Призову соискателей, а им не я нужна, а приданное», - думала она горестно.
- Не горюй, - слышит, - помогу тебе. – Голос тоненький откуда-то снизу раздается.
- Ты где, помощница?
- Да здесь я, здесь. Ты вниз посмотри.
Видит царевна, около дырочки в стене сидит мышь серая ни большая, ни маленькая, а такая как все. Но, присмотревшись, увидела девушка убор на ее голове драгоценный.
- Ты кто? – спрашивает.
- Фея я, разве не видно? – та удивляется.
- Феи такие не бывают.
- И не то бывает, глупая. Ну, что, помогать тебе или нет?
- Помоги, - царевна приободрилась, слезы вытерла.
- Вот, что, подменю я тебя на время. А ты отправляйся в дорогу, как девушка простая. И ничего не бойся. Жизнь такую, какая она есть, увидишь, да, может, и суженого встретишь, если узнаешь, - сказала мышь, палочкой волшебной взмахнула и стала расти.
Вмиг превратилась фея в царевну: и лицом точь в точь, и фигурой, и одеждой.
Смотрит девушка, удивляется. На нее смотрит, а себя словно в зеркале видит.
- Похожа? – слышит.
- Вылитая.
- Теперь твоя очередь,- взмахнула фея палочкой, закрутил, завертел ветер царевну. Ахнуть не успела, стоит в платье простом, в руках узелок, на голове лента алая повязана.
- Иди, девушка, в мир, открой сердце и глаза. Помни, увидеть ясно истину мешают наши представления. Все нам кажется известным и знакомым, все должно идти так, а не иначе.  Вот и меня не признала, с мышью простой спутала. Иди, будь внимательна. Вестника не пропусти. А я уж за тебя тут подежурю. Да, чуть не забыла, когда домой захочешь вернуться, хлопни в ладоши три раза, в этой комнате окажешься.
- А куда идти? – царевна спрашивает.
- Сердце свое слушай, оно подскажет.
Вышла девушка на дорогу беспрепятственно и пошла. Утро стояло раннее, солнце только взошло. Птицы поют, цветы благоухают. Красота! «Как же я этого раньше не замечала?», - удивляется.
Видит она, собака за кошкой гонится, лает, а та не сдается, остановилась, на задние лапки поднялась, шипит, да передней лапой норовит пса по морде ударить.
- Что же вы неразумные делаете? – обратилась царевна к ним. – Что делите?
« И тут представления»,- подумала.
Послушались они ее, друг на друга смотрят, будто первый раз видят.
Пошла царевна дальше, и они за ней, а она и не гонит. Втроем веселее. Не заметили, как вечер наступил. Нашла девушка место для ночлега на пригорочке, под деревом села, узелок развернула, еду нехитрую поделила на троих, про запас оставила. Поели, да спать легли. Кошка у ее груди свернулась калачиком, а пес у спины вытянулся.
«Тепло, хорошо друзей иметь», - подумала царевна и заснула.
С восходом солнца они поднялись, позавтракали, да в путь отправились. Подошли к развилке. Одна дорога ведет направо, другая – налево, а третья – прямо. Кошка за подол девушку тянет влево, собака – вправо.
- Подождите, глупые. Тут торопиться нельзя, - она их останавливает, - давайте сердце свое спросим, куда путь дорогу держать.
Закрыла девушка глаза, сердце слушает. Пошли они прямо. Чем дальше идут, тем на сердце легче становится.
«Верно выбрала»,- она подумала, на попутчиков глянула. И кошка, и собака радуются,  рядом идут, не отстают.
Долго ли коротко они шли, видят озеро лесное. Хотели воды испить, а она соленая, как слезы материнские. Огляделись путники, видят, у озера женщина сидит, плачет. Слезы в два ручья льются, в озеро падают. Кинулись к ней кошка с собакой, ластятся, а она будто окаменела вся, на ласку не отзывается, все плачет.
Царевна подошла, обняла женщину, к сердцу прижала, дыханием отогрела руки замерзшие. Перестала та плакать, голову подняла, глазами незрячими смотрит, да не видит.
- Чувствую сердце у тебя доброе, девица, - говорит, -  спасибо тебе за тепло, да за ласку. Расскажу тебе свою историю, горе поведаю, чтоб не повторяла моих ошибок.
Была я дочерью могучего короля. Молода была да красива, своевольна да заносчива. Любил меня отец, ни в чем не отказывал. Замуж выдал за соседнего короля, молодого, ласкового, полюбившего меня несказанно. Вроде все было хорошо в жизни моей, но стала я скучать. Ни сын, ни дочь не смогли скуку мою развеять. Стала мужа ругать, что, говорю, сиднем сидишь, иди, воюй земли новые, серебро да злато вези, шелка да меха.
Ушел он на войну, да сгинул. Тут уж совсем мне плохо стало. Дети все ссорились, как кошка с собакой жили. Все выясняли, кого больше люблю, кому слева от меня сидеть, кому справа. Чувствовали, видно, что мало любила их, счастья своего материнского не понимала. Все раздражало меня. Вот и крикнула в сердцах:
- Чтоб глаза мои вас не видели!
Вот и пропали дети мои сразу же. Опомнилась я, пошла искать их. Шла, шла, а глаза совсем видеть перестали. Села я на камень и заплакала. Сколько времени прошло, где муж да дети не знаю. Живы ли они, горемычные?
- Горе твое большое, да что  сидеть, слезы лить. Этим ни себе, ни детям своим не поможешь. Пойдем с нами, матушка, сердцем чувствую, приведет эта дорога нас к правде великой, да к счастью, - царевна говорит, женщину поднимает.
- Как же я пойду, если глаза мои не видят? – возразила женщина, - помешаю тебе только.
- Есть у меня поводырь для тебя, - царевна говорит, ленту с головы снимает, на шею пса повязывает. А тот рад радешенек женщине угодить, под руку ее голову подставляет, чтоб той за ленту удобней было взяться.
- Да ты тут не одна? – женщина удивляется.
- Попутчики мои кошка с собакой все стараются внимание твое привлечь, да услужить тебе.
- Опять я только о себе думаю, ничего вокруг не замечаю, - женщина сокрушается. Собаку погладила, та не нарадуется, кошку позвала, та на колени ее заскочила, к щеке мордочкой прижалась, мурлычет, всем видом любовь да ласку выражает. – Ах, мои милые, словно детей своих встретила, на сердце материнском полегчало.
 Собрались путники в дорогу. Долго ли, коротко шли, привал сделали, у ручья воды ключевой напились, поели, дальше пошли.  Вечер опустился. Заночевали путники на пригорочке под деревом, прижались друг к другу.
«Тепло, хорошо друзей иметь», - подумала царевна и заснула.
С восходом солнца они поднялись и в путь отправились. Долго ли, коротко шли, видят, на камне у дороги  сидит воин  в латах дорогих серебряных, золотом украшенных, ни рукой, ни ногой пошевелить не может.
- Здравствуйте, люди добрые. Сколько времени здесь сижу, может год, может десять лет, а может и того больше, счет времени потерял, никто мимо не проходил. Куда путь держите?
- Здравствуй, воин, - девушка отвечает, - за правдой да за счастьем идем. Чем тебе помочь можем?
И собака с кошкой к нему подбежали, ластятся. Улыбнулся он, да говорит:
- Хорошие да дружные у тебя друзья, девушка. Столько любви да тепла от них получил, будто сына с дочерью встретил, даже на сердце полегчало. Погладил бы друзей четвероногих, да нет сил руку поднять.
Помогла царевна воину латы снять. Выпрямился он, на ноги стал. Видит она,  не стар он вовсе, и красив, только горе лицо его морщинами изрезало.
- Спасибо, милая, за помощь. Расскажу тебе историю свою, чтоб ошибок моих не повторила.
Был я королем могущественного государства, и жену нашел подстать себе – дочь короля соседнего. Полюбили мы друг друга. Жили, не тужили, сына и дочку  растили. С какого момента все пошло, поехало у нас не помню. Но жена стала сварливой, все было не по ее, и золота мало, и подданных, скучно ей стало жить, дети не радовали. Вслед за ней и меня все стало раздражать, все было не так, как я представлял: жена не такая, дети не такие, все ссорились между собой, жили как кошка с собакой. Как-то в сердцах я подумал, а может, и сказал: «Пропади все пропадом», собрал армию и ушел воевать. Вот все и пропало. Счастье меня оставило, друзья предали, армия разбежалась. Шел я, шел, сел передохнуть, а встать не могу. Сил нет. Так и сидел, пока вы не появились.
- Пойдем с нами. Сердцем чувствую, приведет эта дорога нас к правде великой да к счастью, - царевна говорит, с собой короля зовет.
Собрались путники в дорогу. Долго, ли коротко шли, стемнело уже, видят, впереди свет показался. Убыстрили они шаги, все ярче огонек светит, словно приглашает.
Подошли путники, костер горит светом ярким, пламя до небес поднимается. У костра старец сидит белый как лунь, улыбается, посох в руках его не простой, камнем драгоценным увенчан.
- Здравствуйте, гости дорогие. Садитесь к огню, погрейтесь.
Поблагодарили путники хозяина, у костра расположились, молчат.
- Вижу, за правдой да за счастьем пришли, - старик говорит, - но вот ведь, как получается. У всех разное представление о правде и о счастье. А выполнить я могу только одно желание на всех.
Гости задумались, как поступить не знают. А царевна глаза закрыла, сердце свое слушает.
- Знаю, знаю, что попросить, - говорит, торопится, - позвольте мне за всех сказать, обо всех позаботиться.
- Будь, по-твоему, - в один голос молвили и мужчина, и женщина, а пса с кошкой и не спрашивали.
Встала девушка, поклонилась старцу и говорит:
- Пусть любовь зажжется в сердцах наших, сделает их мудрыми, тогда и правду узнаем, и счастье свое не пропустим, увидим, удержать сумеем.
- Ну, что ж, пусть будет так. Слово сказала мудрое, желание не девы юной, а сердца зрелого. Такое выполнить, одно удовольствие.
Стукнул он посохом о землю, она отозвалась, вздрогнула. Закрыла царевна глаза от неожиданности, а когда открыла, вскрикнула от удивления.
Стоят рядом король с королевой во всем блеске силы и красоты. Друг к другу кинулись, прощения просят, обнимаются. Собака с кошкой закрутились, завертелись, о землю ударились, в юношу и девушку превратились. Стоят рядышком, сразу видно брат с сестрою, похожи очень. К королю с королевой подходят:
- Отец, матушка, мы дети ваши, - говорят.
Только царевна не изменилась внешне, какой была, такой и осталась. Подходит к ней юноша, за руку берет, к королю подводит.
- Отец, разреши просить славную попутчицу нашу замуж за меня выйти. Люблю сердце ее мудрое, доброту да нежность великие, всю ее больше жизни люблю. Не нужны мне ни знатность, ни богатство, только она.
- Что же, если она согласна, то и мы с королевой не возражаем.
Посмотрели все на девушку. А она молчит, зарумянилась вся, похорошела несказанно. На парня красивого, статного, с лицом добрым и ласковым украдкой взглянула, да только кивнуть и сумела.
Обрадовались все, поздравляют друг друга. Хотели старца поблагодарить, оглянулись, а его и нет, и костра нет, утро стоит раннее. Солнце взошло и светит ласково.
- Как же вернуться нам домой? – король спрашивает, на девушку смотрит.
А она улыбается.
- Держитесь  за меня, -  говорит.
Хлопнула три раза в ладоши. Вихрь поднялся, всех подхватил и  в покои девичьи  перенес.
- Ну, наконец-то, вернулась,  - фея гостей встречает, вся – точь в точь девушка, даже платья одинаковые.
- А тебе, принц, последнее испытание, - говорит. – Узнай, где твоя суженая.

Взяла царевну за руку, да давай кружиться. Девушки одинаковые, гости смотрят, удивляются, отличить не могут. А принц смеется.
- Разве это испытание  для сердца любящего. 
Закрыл глаза, будто к чему-то прислушался, руку протянул и говорит:
- Вот любовь моя!
- Верно нашел, - фея говорит, палочкой волшебной взмахнула, и платье царевны засияло шитьем золотым, каменьями драгоценными, от чего она стала еще краше.
- Благословляю вас на жизнь долгую с радостями и горестями, такую как у всех. Сердце будете слушать, и тогда беда не беда, горе не горе, а радость, она всегда радость. А мне пора, засиделась я тут у вас, - сказала и опять в мышь превратилась.
- Да, чуть не забыла, - она остановилась у норки и продолжила. – Тут у вас дом полон гостей: принцев да королей. Приехали свататься к царевне нашей. Есть и посольство из вашего королевства. Вызвала я его, - сказала, да в норке и скрылась.
Дальше все, как по писанному пошло. В тронный зал все спустились. А там народу полно. Царевна объявила всем о выборе своем, жениха с семьей представила. А тут и послы из королевства соседнего. Как увидели своего короля с королевой, обрадовались, в ноги им кинулись, о делах докладывать принялись. Но те дела отодвинули, о помолвке объявили. Да и дальше тянуть не стали, через три дня свадьбу справили.

И я на той свадьбе гостем была.
Молодая королева меня приняла.
О представлениях мне все рассказала.
Я себя в том рассказе, конечно,  узнала.
Сквозь очки представлений на мир я гляжу,
Все не там и не так, как хочу, нахожу.
И от этого сердце часто болит.
Я не слышу его, а оно мне велит:
Сбрось очки, в них ты подобна слепцу.
Сказка   наша подошла к    своему концу.