Ославльские протестанты, 21. Трудные вопросы

Евгений Каширский
21. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
– Да не торопись ты на свой автобус, – убеждал Сергей приятеля, – на вечернем уедешь. Надо же когда-нибудь приступить к изучению Слова Божиего. Сейчас Марина придет, вместе и поразбираем…
– Да я и так читаю, вот сейчас Послание к Евреям заканчиваю… кстати сказать, мой дед по материнской линии был евреем…
– Олег, во все времена христиане любили читать Слово Божие совместно. Это же так интересно!

Пришла Марина. Присутствие Олега ее смутило. Он показался ей задиристым и беспокойным…

Олег предложил разбирать Послание к Евреям, причем сразу с седьмой главы, в которой говорилось о Мелхиседеке.

– Никак не могу понять, что это за личность?… царь Салима какого-то, священник Бога Всевышнего… – говорил Шишкин, в задумчивости потирая бровь… – А где сейчас этот Мелхиседек?
– В Царстве Божием, я думаю… – неуверенно ответил Сергей.
– И что, он там служит?
– Не знаю… не думаю, что это важно. Главное, что Иисус – священник по чину Мелхиседека.
– Да, я обратил внимание. А кстати, давно хотел спросить, – Олег взял в руки Библию, полистал ее, но так и не нашел нужную цитату, – не могу найти, где написано, но смысл такой: Израиль называется женой Бога, так или не так?
– Ну да, так написано.
– А Церковь называется Невестой Христовой. Это как понять? Она что, вторая жена Бога? Мне православные все уши прожужжали: кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец. Но ведь если Церковь – Невеста, какие же могут быть у нее дети? Разве что незаконные или от первого брака.
– Я не пойму, зачем залезать в эти дебри, если мы еще в основных понятиях плаваем? – возмутился Сергей, – сначала в молоке разберись, а потом уже принимайся за твердую пищу.
– Ладно, – махнул рукой Олег, – это я так, для разминки…

Сергей предложил вернуться к началу Послания и зачитал первые два стиха. Тут же возник вопрос, как понимать выражение «говорил нам в Сыне»? Говорил через Сына, говорил посредством Сына? Говорил, явив Сына? К общему мнению друзья так и не пришли.

Марина с удивлением слушала их препирательства, не решаясь вступать в дискуссию заядлых филологов, сыпавших незнакомыми ей терминами. Она и не подозревала, что можно так увлеченно разбирать Слово Божие… Ее мать тоже любила зачитывать дочери отдельные места из Писания, но никаких вопросов у них не возникало, поскольку всякий раз Галина Даниловна подкрепляла прочитанное поучением из святых Отцов, после чего они молились и расходились по своим комнатам.

* * *
Вечером Марина спросила у матери:
– Ты не знаешь, почему Иисуса называют священником по чину Мелхиседека?
– Спроси у отца Валерия, если хочешь, а вообще – не советую тебе забивать голову такими вещами. Это Сергей, что ли, Мелхиседека с тобой обсуждает?
– Ну, да… – замялась Марина, – а что здесь такого? он любит читать Библию.
– Вот и хорошо, – ответила мать, – тогда пусть в воскресенье пойдет с нами в церковь. Он, надеюсь, понимает, как это важно?

Марина промолчала.
– Что молчишь? – нахмурилась Галина Даниловна.
– Я поговорю с ним, – ответила дочь, зная, что говорить бесполезно.

* * *
В воскресенье, когда Галина Даниловна увлеклась разговором с прихожанками храма, Марина спросила отца Валерия о Мелхиседеке. «Кто такой Мелхиседек, каков его чин?... Почему о нем говорится в Послании к Евреям?»

– Это твоя протестантская подруга тебя расспрашивает? – улыбнулся священник. – Да уж… какой только чушью, смотрю, ни забивают ей голову ее пасторы. Мелхиседек их волнует! Ох, как я ненавижу всех этих священников по чину Мелхиседека. Я вот что скажу: православные служители были и остаются священниками по чину Аарона. Запомни это, дорогая Марина.

«А как же Иисус?» – хотела спросить Марина, но промолчала, боясь, что отец Валерий неправильно ее поймет.

– Ты лучше вот о чем спроси свою подругу, – сказал священник, видя, что девушка не вполне удовлетворена его словами, – эти протестанты заявляют, что им достаточно одного Писания, дескать, они обойдутся без Священного Предания. Для них Библия – это Слово Божие, продиктованное Святым Духом слово в слово…  И как же тогда в Деяниях Лука пишет, что Фест пробыл в Иерусалиме «не больше восьми или десяти дней»? Неужели Святой Дух не знает, сколько времени точно пробыл Фест в городе? Ты спроси ее, пусть подумает.

Марина поблагодарила отца Валерия за беседу и вышла из храма.

«Надо бы разузнать, что это за подруга такая влияет на Мариночку», – подумал священник, глядя на удаляющуюся девушку. Впрочем, время было подкрепиться, и он направился в трапезную.

В Ославле отца Валерия любили за отзывчивость и веселый нрав. Приехав два года назад откуда-то с Украины, он быстро приобрел популярность, чему в немалой степени способствовали его неистощимый запас шуток и анекдотов, умение создать непринужденную благодушную атмосферу… Неудивительно, что отца Валерия постоянно приглашали на самые разнообразные городские мероприятия, и редкая неделя обходилась без его фотографии на страницах районных газет. За короткое время священник сумел обзавестись нужными связями в среде ославльских чиновников и предпринимателей.

Правда, злые языки поговаривали, что у батюшки непростые отношения с женой, и та время от времени его поколачивает, но эти сплетни отвергались большей частью ославльских чиновных дам.