Дикарям там тоже живется неплохо

Юрий Красавин
Вы не любите точки на карте? Я обожаю! Если есть неизведанный пункт – то обязательно стоит туда поехать. Уже просто потому, что никогда там ранее не бывал…Итак – Геленджик!

ПРИГОРОД АНТАЛЬИ

При выборе места можно почти не сомневаться: чем больше заплатишь — тем лучше проживёшь, но поторговаться никогда не будет лишним. Мне легко удалось сбить цену. Высоко в горах койко-место можно найти за 100 рублей в сутки, но, добавив ещё 50, можно поселиться и в центре. А ещё полтинник накинул — и комната будет побольше. Рублей с 300 начинается проживание с признаками цивилизации: горячая вода, унитаз… Кондиционер — немаловажная деталь в субтропиках — появляется при цене от 400 рублей. За 500—600 можно снимать отдельные апартаменты, за 1000 — жить в санатории с питанием, а за 2000 — в стильном отеле у самого синего моря.

Чистота морской воды, как оказалось, — причина комплексов жителей города-курорта, который по итогам 2003 и 2006 годов был признан лучшим на российском Черноморском побережье. Дело в том, что очистных сооружений наподобие новгородских здесь, как, впрочем, и в Сочи, и во многих других приморских городах России, нет, вся канализация попадает в бухту. Поэтому многие приезжие брезгуют купаться в водах бухты и, проживая в Геленджике, ездят в близлежащие посёлки — Дивноморское, Архипо-Осиповка, Бетта, Прасковеевка, Джанхот, где море открытое и вода, соответственно, считается более чистой. Правда, как выяснилось позже, берег там не убирают, и в обмен на чистое море отдыхающие получают захламлённое побережье.

В Геленджике мусора не видно. Здесь исправно трудятся дворники, газоны поливаются в автоматическом режиме специальными разбрызгивателями. Отдыхающие весело принимают включение полива за шутку и сразу оглядываются в поисках скрытой телекамеры.
Постоянно патрулирует на автомашинах центральную часть Геленджика милиция. В городе-курорте, которому уже более ста лет в этом качестве, не видно бомжей, братвы, путан, хулиганов, бесчинствующих подростков и даже пляжных коробейников совсем немного, потому как у них работу отняли многочисленные кафе и лоточки со всяческой снедью.
Удалось местным властям вкупе с бизнесом победить и самостийную продажу вин домашнего приготовления, сомнительное качество которых, как правило, оборачивалось головной болью для приезжих.

Теперь на каждом углу Геленджика из маленьких бочонков, встроенных в стены винных заведений, наливают белые, розовые, красные, сухие, десертные, креплёные напитки на спиртовой основе. Происхождение этих продуктов осталось для меня загадкой. В заведении местный житель на вопрос, натуральное ли вино он пьёт, ответил мне так: «Ну, сам подумай, виноградников в округе с каждым годом становится всё меньше, работать на них некому. А вин с каждым годом всё больше. Так натуральное это вино? Я зашёл не столько выпить, сколько у кондиционера посидеть».

ВДОЛЬ ПО БЕРЕГУ

Набережная в Геленджике приятна сочетанием запаха морской воды и сосновой смолы. Особенно красиво здесь на закате, когда солнце плавно опускается в море купаться и тут же, с наступлением темноты, включаются гирлянды лампочек, подсвечивающих деревья.

Согласимся, что антураж — это немаловажно. Что-то в этом есть, когда не утруждённые ничем повесы, прибывшие со всех концов России, приходят вечером посидеть у фонтана на центральную площадь, а у расположенного здесь же кинотеатра идёт фестиваль искусств «Южные ночи», на котором выступает его вечный президент Александр Панкратов-Чёрный. Тут же Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Лановой…

Гуляя вечером по набережной, можно увидеть немало интересного. Вот студентки местного культпросветучилища лихо отплясывают канкан, а вот неформальная группа подростков исполняет брейк-данс. Обойдя обступивших их зрителей с огромной коробкой для добровольной оплаты зрелища, они вдруг объявляют: «Всё, концерт окончен. Мы ожидали большего». И уходят, обидевшись.

ВСЁ ВЫКЛЮЧЕНО

Скупой нынче пошёл отдыхающий, что тут скажешь… Российский турист полюбил выражение «всё включено» и, чтобы поесть от пуза, едет в Турцию. Очень ревниво жители Геленджика отзываются о Турции. «Ну, конечно, там за лежак платить не надо, а у нас на каждом шагу и за всё раскошеливайся». Отдых в Геленджике построен действительно по принципу «всё выключено». Пресловутый лежак — 50 рублей до обеда и 50 после. Мини-аквапарк — это уже 150 рублей до обеда и столько же после. Проезд на декоративном электропоезде по набережной — 150 рублей (три года назад было 50). Комплексный обед в ресторане — 100—150 рублей.

Но ещё больше ценовое воображение захватывают аттракционы и развлекательные мероприятия, которых здесь великое множество: прогулки и рыбалка на яхтах, прыжки в высоту с помощью канатов, дайвинг, водные скутеры, полёты на парашюте, джиппинг (новое словечко в русском языке, означающее протряску по горам всех почек и селезёнок на внедорожнике), а ещё дельфинарий, две канатные дороги в горы, сафари-парк…

Денег можно истратить сколько хочешь. А если не хочешь, дам совет, как избавиться от зависти и, соответственно, комплекса денежной неполноценности: побеседуйте с теми, кто уже соблазнился, и вы услышите типа: «Что б я ещё раз — ни за что! Кроме страха и животного ужаса, я ничего на этом аттракционе не испытал». «Мы с сыном выбрали вроде безобидный аттракцион, а нас стали вертеть, как в центрифуге. Я только и думала, как бы выжить».

В Геленджике три аквапарка: небольшой, средний и огромный. Цена билета соответственно от 450 до 1000 рублей. Молодожёны из Краснодара, мои соседи по домику, вернулись после аквапарка зелёными. «Не понимаем, что с нами случилось, — рассказали они. — Но то ли вода холодная, то ли с хлоркой, но нам стало очень плохо».

— Не спешите записываться на экскурсию в горы, лучше съездите на рейсовом автобусе в Адербиевку, это то же самое, — советовала хозяйка.

Словом, в Геленджике отдыхающему дикарём надо думать, как рационально потратить деньги. В принципе в этом есть и какая-то прелесть. Отдыхающие в санаториях признавались: «Сначала мы съедаем обед, а потом идём гулять и все равно покупаем что-нибудь вкусное. Питание в санатории хорошее, как в советские времена, но всё равно хочется попробовать — здесь так много всего аппетитного».

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Российский город-курорт старательно перенимает из-за границы всё, чему может позавидовать российский турист. Видели дискотеку с пеной — увидите и в Геленджике, катались на пиратском корабле — встретите его и в Геленджике, слышали про полёты на парашютах — пожалуйста, летайте и в своей стране. Стоимость услуг всегда рыночная. Пустыми аттракционы не остаются ни днём, ни ночью, и санатории тоже, надо сказать, в основном заполнены. В то же время отдых на отечественном курорте, безусловно, удобен тем, что не надо даже думать о таких вещах, как языковые и визовые проблемы, обмен валюты, срок годности загранпаспорта.

С общественным питанием, как меня предупредили, надо быть всё же осторожным. Случаев отравлений очень много. Жители города весьма недовольны тем, что власти закрыли большой гастроном в центре: земля понадобилась кому-то, а вместо него возникло множество частных лавочек, цены в которых прыгают как блохи. Надежду на качественный и недорогой товар возрождает только недавно обосновавшаяся в Геленджике торговая фирма, отличительная черта которой — молочная, бакалейная и другая продовольственная продукция с надписями: «Упаковано специально для…».

Признаюсь, мне магазины этой фирмы понравились несмотря на очереди в кассах — они притягивали покупателей как магнит. Было очень радостно по возвращении домой прочитать в газете, что эта фирма хочет развернуть свою сеть и в Великом Новгороде вслед за «Лентой».