Семейные узы

Сергей Вершинин
«...Быть честной, недоступной для света и куртизанкой для мужа – значит, быть женщиной гениальной».

О. Бальзак.

Поднимая тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной продолжая многотрудный разговор о семье, браке и интимных связях между супругами, без которых, совместное проживание полов не имело бы никакого практического смысла, не хочется давать советы. Давайте лишь воссоздадим некую модель возможных семейных неурядиц и рассмотрим ее с позиции многовекового человеческого опыта.

Итак: отзвучал марш Мендельсона, приняты поздравления, прошел медовый месяц. Наступила повседневная, обыденная жизнь. В народе не зря второй месяц супружества называют «полынным», пожалуй, он является первым тяжелым испытанием для молодых пар.

Буквально со всем приходиться сталкиваться впервые: «Что приготовить мужу на обед? Друзья звали вечером попить пиво, не пошел – отказался. Эту юбку теперь уже не одеть, она ему не нравиться. Опять придется есть этот салат, но ведь он ей так нравится…». Так называемая «притирка», идет полным ходом: какие телевизионные передачи смотреть, какой пастой чистить зубы. К дневным проблемам быта добавляются интимные разногласия вечером. Ведь, выйдя замуж, далеко не все девушки легко и свободно входят в мир секса, а их мужья не всегда настолько опытны, чтобы понять это. В итоге, утром они просыпаются слегка недовольные друг другом. Она с головной болью и думами, что сегодня вечером произойдет то же самое. Хоть бы на денек успокоился. Он – с чувством, что вчера она как-то прохладно отвечала на его ласки. Сексуальная неудовлетворенность (причем с обеих сторон), словно коррозия металл, начинает разъедать еще неокрепшую семью.

Быт обычно является лишь поводом, а не причиной ее распада. Люди, порой, боятся в этом признаться, даже самим себе. Ведь любви (какой бы она не была), если ее не подкреплять чувствами сексуального характера, надолго не хватит. Появляется неосознанная усталость от супружеских обязанностей. Все чаще промелькивают мысли: «Коль она такая холодная, пойду лучше выпью пива с ребятами». «Зря юбку подруге отдала». «Подумаешь, ему не нравится!». В отношениях молодоженов образуется маленькая трещинка, и если не начать меняться или хотя бы подумать; почему, по вечерам жена затевает уборку, стирку, старается уклониться от объятий; почему, муж стал задерживаться на работе, пропадать с друзьями за кружкой пива, то постепенно трещинка превратится в пропасть.

Статистика неумолимо свидетельствует: больше половины молодых пар распадаются после года супружеской жизни. Ни правда ли, довольно печальный факт. Именно по этому сексологи больше склоняются к тому, что половые отношения не стоит откладывать до свадьбы. По мнению многих из них, надо сначала присмотреться друг к другу во всех отношениях, а потом уже решать – стоит ли создавать семью или лучше расстаться, пока любовь необратилась в ненависть.

Такое отношение к проблемам брака совсем не ново, по германскому праву, а потом и по законодательству протестантских земель до 1871 г. помолвка давало право, и даже обязывала молодых к половой жизни. Если одна из сторон упрямилась и избегала близости – брак не заключался.

Не единственная, но немаловажная причина разводов – разная половая конституция. Именно она порой мешает свить уютное семейное гнездышко семейной жизни. Мужская и женская половая конституция делится на три категории: сильная, умеренная и слабая. Это совершенно не означает, что какая-то из них лучше или хуже. Просто они разные. Иногда в литературе сомнительного характера советуют подыскать себе сексуального партнера согласно своей половой конституции, и проблема будет решена. Как просто! Мне вспоминается одна из многочисленных баек про знаменитого русского полководца А. В. Суворова.

В XVIII в. бобыльство  (холостячество) крепостного было экономически весьма невыгодно для помещика, в своей деревне Александр Васильевич эту проблему решил просто, по-военному. Построил одиноких баб и мужиков в две шеренги по ранжиру (росту), и переженил. Только вот досада половая конституция не рост, ее сразу не увидишь. Люди, порой сами не знают, к какой из них они относятся. На этой почве разыгрываются целые трагедии. Живя с сексуально сильным партнером и обладая слабой половой конституцией, женщина начинает считать себя фригидной (по сути дела совершенно не являясь таковой). Если происходит наоборот, мужчина со временем становится псевдоимпотентом.

Ладно, с телом еще как-то можно определиться, а как быть с душой? Под час мы не можем объяснить, ни себе, ни людям, почему любим, до обожания, одного и совершенно игнорируем другого. Хотя в глазах друга или подруги тот, другой выглядит гораздо привлекательней. Математический подход здесь не годиться, природа сложней и изобретательней. В целях разнообразия генофонда особи, она не терпит одинаковости. Поэтому, маленькие люди любят высоких, худые – полных, разговорчивые – молчаливых.

Обладая сильной половой конституцией А. С. Пушкин, в своих стихах откровенно признается:

«...Нет, я недорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змеей,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний,
Она торопит миг последних содроганий!
О, как милее ты, смирница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья
Ты придаешься мне, нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле –
И делишь, наконец, мой пламень по неволе!».

Прибавьте, к выше сказанному, четыре основных темперамента (меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник) присущих человеческой натуре и получится, что ответа не существует.

Так ли это? Конечно, нет. Из любой ситуации есть выход. Помните, молчание, замыкание в себе, единственный, коварный враг в сексуальных отношениях. Попробуйте совместно обсудить возникшие проблемы, опираясь только на свои чувства. Советы из книг (статей), здесь совершенно не пригодны.

Судите сами: она подушилась на ночь новыми духами, а у него аллергия на запахи. Надела сексуальное белье, а он ревнив до чертиков и устраивает допрос: «Для кого?». Ужин при свечах, а она с детства боится темноты. В результате неумело приготовленной, мужем, пищи – расстройство желудка. Поэтому, нужно не опираться на опыт других, а создавать свой. С конкретным человеком, а не абстракцией.

Вы же не стесняетесь спросить: какие любимому (любимой) нравятся фильмы или книги. Конечно, можно и не объяснятся – присматриваться, подмечать, но тогда пройдет много лет, пока вы научитесь понимать друг друга с полуслова, взгляда. Обычно у молодых на это не хватает ни терпения, ни желания. Да и стеснятся нечему. Когда-то писатель и врач-сексолог В. В. Вересаев по этому поводу сказал: «Если бы считалось стыдным обнажать исключительно лишь мизинец руки, то обнажение именно этого мизинца действовало бы сильней всего на лиц другого пола». Чтобы стало понятней, приведу вам один довольно пикантный исторический пример. В Древней Греции, подвергшийся обрезанию крайней плоти не мог участвовать в олимпийских играх. Так, как атлеты выступали голыми, то выставлять на показ головку полового члена считалось вульгарным и крайне невежливым даянием.

Поистине, все в мире относительно. Поговорив, постарайтесь к обоюдовыгодному соглашению, не употребляя слова «никогда», лучше более мягко: «может быть впоследствии, но не сегодня». Такие слова из ваших уст вовсе не лукавство, с годами люди меняются, и что в данный момент кажется невозможным, завтра – может быть естественным. И не в коем случае не торгуйтесь: «Если я соглашусь на это, ты сделаешь то», соглашайтесь или отказывайтесь, но не ставьте условия. Составление неписаного договора надо делать как можно быстрее, пока в вас кипит любовь. Она поможет вам справиться с невзгодами, только определите ей нужное направление.

Что-то подобное люди пытаются сделать обычно, когда уже поздно. Когда неприятия друг друга достигает критической точки и даже мелочь раздражает партнера до истерики. Заключив союз двоих, вы покончите с тяжкой неизвестностью, и сами не заметите, как из него исчезнут все запреты.

Конечно, в одной статье невозможно рассмотреть все проблемы подстерегающие молодые пары, это и взаимоотношения с родителями противоположной стороны (теща, свекровь) и давление на психику «доброжелателей». Само слово «невеста» (невестка) на многих языках мира означает – неизвестная, естественно свекровь всегда с опаской принимает ее в свой дом. На Востоке вплоть до XX в., существовал обычай «избегание» – запрет невестке разговаривать с матерью мужа. Иногда «избегание» длилось несколько лет, иногда – всю жизнь. Может оно было и к лучшему? Очень часто неуместные разговоры: «Да, что ты в ней нашел?», «Такая красавица, могла бы и лучше найти», приводят к ссорам, а впоследствии и к разводу.

Распавшийся первый брак, никогда не проходит бесследно ни для мужчины, ни для женщины. Она боится обжечься повторно и предпочитает одиночество (особенно если от брака есть дети), он – выбирает мнимую свободу, восхваляя холостой образ жизни до небес. Когда-то в Древней Спарте, по законам Ликурга, холостой мужчина считался самым призираемым членом общества. В праздники он обязан был приходить на торговую площадь и вставать к позорному столбу, где любая проходящая мимо женщина могла отвесить ему оплеуху. Мудрость древних людей – в простоте.

Но оставим разведенные пары в покое (наша тема брак и семья), и поговорим об еще одной семейной проблеме – проблеме власти. Обычно наивысшего накала, вопрос: «Кто в доме хозяин?» достигает ближе к среднему возрасту.  Борьба за первенство происходит во всех семьях и в тех, что создаются вновь (второй брак, третий…) и в тех, что пережили невзгоды первых лет и сумели сохранить первый и единственный союз.

Дело в том, что тридцатилетняя женщина (и старше) совсем не та девочка, когда-то боязливо поглядывающая на своего уверенного в себе мужа. Она родила детей – стала матерью, познала жизнь и научилась управлять своим «грозным» супругом, отлично изучив все его слабые стороны. В этом возрасте чувственность женщины достигает своего апогея. Она убила в себе все комплексы, научилась получать удовольствие от интимных отношений. Теперь уже мужчина начинает пасовать перед ней, время его наивысшего сексуального могущества прошло, силы сравнялись. Плоды феминизма дают о себе знать, и супружеские пары входят в новый виток отношений в браке. Довольно опасный, как для мужчины, так и для женщины.

По своей природе мужчина – лидер (победитель), без этого состояния он не может существовать. Далеко не секрет, что в наше непростое время мужчинам не всегда удается удержаться этой позиции. Если женщина оказывается более деятельной, она берет руководящую роль на себя, неосознанно подавляя этим мужчину. Такое положение в семье, наносит вред обоим сторонам, ведь женщина, захватившая власть, подсознательно все равно будет искать опоры в жизни, ее естество не может существовать без твердого мужского плеча. Созданный, подчас ей же самой, безвольный слабохарактерный муж станет для нее обузой. Постепенно чувство любви перейдет в жалость с изрядной долей призрения. Вдобавок ко всему общественное мнение накаляет страсти.

Мужчине сумевшему сохранить власть в семье за собой, сразу же вешается ярлык – домостроевец. Рискуя навлечь на себя гнев многих женщин, я позволю себе защитить, не мужчин, нет – Домострой. Книгу, написанную в середине XVI в. святителем Сильвестром. Наверное, мало кто ее читал или хотя бы держал в руках. Написана она в виде проповедей и напоминает домоводство (книга обо всем). В ней много советов, как управлять домашним хозяйством, какие украшения (драгоценные камни)  выбирать к нарядам, есть там и правила этикета.

Приважу вам оно из них: «Посланный с поручением слуга, подойдя к двери (воротам), должен вытереть ноги, высморкаться в руку, прокашляться, сплюнуть и произнести: «Благословенно буди имя Господня». Только услышав в ответ: «Аминь», – входить. И теперь уже, не сморкаться, плевать и не совать пальцев в нос». В Домострое также дано меню на все постные дни. Конечно, в книге монаха Сильвестра присутствуют главы, как воспитывать детей и жену, даже указываются места, по которым можно бить, а по каким нельзя. Именно из-за них историки XIX столетия назвали весь «Домострой» пережитком прошлого недостойным для просвещенного христианина.

Чтобы мой рассказ о труде Сильвестра не показался вам односторонним, приважу пример из главы о воспитании: «…муж должен увесть ее (супругу) от нескромных взглядов и там, сняв с нее рубашку (Домострой учит, очень бережно относится к вещам) и без гнева взяв жену за руку, но с необходимой строгостью погладить ее плечи плеткой (кстати, такая плетка вручалась на свадьбе свекром, зятю для воспитания дочери, и называлась – «Дурак»). После наказания муж должен быть обходительным и ласковым с женой, чтобы не пострадали супружеские отношения».

Согласитесь, такое обращение с женой сегодня, с легкостью может быть приравнено к последователям Леопольда фон Захер-Мазоха (я уже не говорю о маркизе де-Саде) который тоже приложил свою руку к перу (роман «Венера в мехах» и мн. др.). Его имя (как и де-Сада) дало название целому направлению в сексологии. Легкие формы садизма и мазохизма сейчас даже не считаются патологией (половым извращением), а вот вполне невинный и свое время нужный «Домострой» до сих пор в черном списке общества.

Почему нужным? XVI в. на Руси в отношениях мужчины и женщины был не таким уж нравственно безоблачным. Мужья, нелюбимых жен отсылали в монастырь, жены – ненавистных мужей кормили травлеными грибами. О том, что бедных женщин запирали в монастырь, написано много и мы не будем касаться этой темы, а вот коварстве женщин поговорим.

Дело в том, что по Судебнику Ивана VI (1550 г) вдова, имевшая сыновей, получала все права на владения мужа до совершеннолетия детей. В области домашнего хозяйства в поместье (в XVI это целые деревни и даже города-вотчины), русская женщина с древних времен была полноправной хозяйкой. Ее первенство в этом перед мужчиной подтверждают и «Домострой» и Судебник Ивана Грозного. Здесь она далеко обошла и свою подругу – Западную женщину. Укоренившиеся на Руси «право вдовства» позволили в XVIII столетии прийти к власти и стать царицами Екатерине I и Екатерине II Великой.

Рассматривать действия мужчин или женщин средневековья с точки зрения современной морали, было бы, мягко говоря, не сосем правильно. Что еще  делать молодой, цветущей женщине (лет 25-ти) У которой двое или трое детей, когда она узнает, что ее и так нелюбимый муж собрался дать за нее заклад (денежный взнос) в монастырь. Единственный способ остаться при детях – отравить мужа (развод был невозможен).

Генетика во взаимоотношениях мужчины и женщины играет далеко не последнюю роль. Конечно, желание женщины, в определенном возрасте взять власть в свои руки, обусловлено многими факторам, но в том числе и теми временами. А «Домострой» больше выдумка, чем реальность, очередная попытка мужчин выдать желаемое за действительное. 

Болезнь «хотения власти» в среднем возрасте охватывает буквально всех женщин. Только, более умные делают вид, что полностью под властью мужчины,  у таких гораздо больше шансов, и захватить власть, и сохранить семью. Хочу закончить свою статью цитатой (к сожалению, не знаю автора), которая наиболее точно формулирует понятие – идеальная супружеская пара: «Мужчина должен чувствовать себя королем, а женщина знать, что корона на его голове – лишь каблучок ее туфельки».