Улица Котовского

Лариса Сергеева
 
  Когда мы приехали в Молдавию,главой семьи стала мама.Она получила престижную работу:
с окончанием института Плеханова она могла претендовать на должность в госучреждениях,
в высших эшелонах власти.При её необыкновенной красоте и уме её с удовольствием приглашали.

  Нам выделели квартиру на улице Котовского,д.7. Это была огромная комната,окном во всю стену,с двойными рамами.Между рамами,как я подумала сейчас,можно было расставить цветы,но тогда такая простая мысль не приходила нам в голову.Всё у нас было просто:по-спартански.

  Русская печь.

  У входа,возле двери,направо, стояла русская печь.Это придавала комнате особую красоту.
Печь эту мы с братом исследовали очень подробно в первую очередь:там было поддувало,рещётка,куда ссыпалась зола,чугунная дверца для загрузки дров.Заслонка для сохранения тепла и многое другое.Самым романтичным моментом было:эта печь не топилась.В
доме давно было централизованное отопление,но эта печь придавала особую прелесть нашей квартире.

  Вдобавок к квартире во дворе нам был выделен маленький деревяный домик.где были полати
поставленны.Григорий Савельевич мог ночевать там круглый год:зимы в Молдавии почти не было.
А днём там наслаждался мой брат,как на сеновале.Там он мечтал,проводя большую часть своего времени.

  Возле печи стояла кровать моего брата,затем вдоль той же стены,стол для наших занятий.Мой стул стоял с одной стороны,а стул Вячеслава - с другой.

  Комод.

  Затем,почти у самого окна мы с мамой соорудили "комод":он был составлен из чемоданов,совершивших с нами незабываемое путешествие.
 Внизу был поставлен окованный,оцинкованный, сундук:мы ведь вернулись с Южного Сахалина,
бомбардировка Хиросимы и Нагасаки ещё была свежа.Принимались меры против радиации.
 А на сундук мы положили 2 модных американских чемодана.Задрапировали сооружение японским шёлком."Комод" получился прекрасный.Осталось водрузить на него фарфоровые,
статуэтки,декоративные вазочки и шкатулки тоже японского происхождения.

 Мы жили в Молдавии в прямом смысле на чемоданах,готовые в любую минуту снова тронуться в путь,в далёкий или близкий всё равно,главное,чтобы не стоять на месте.
 В одно мгновение разобрать "комод",побросать туда пожитки и ехать,ехать,ехать,куда глаза глядят...

  На Новый год в нашем доме по-традиции стояла нарядная ёлка.Её мы водружали тоже на наш импровизированный комод:выота комнаты- более 3 метров-и ёлка выбиралась так,чтоб быть до потолка.
  Мне доставляло удовольствие наряжать новогоднюю ёлку.Каждый год я докупала новые игрушки к тем,что уже у нас были.Несколько игрушек ,наиболее дорогих нашему с братом сержцу,привезены были с Сахалина.ЯС особым усердием наряжала ёлку,чтобы порадовать моего брата,чтобы он постарался забыть те обиды,которые ему каждодневно наносил Григорий Савельевич.

  Я ,мне казалось,была в особом,привилигированном положении,и поэтому старалась, по мере
своих возможностей,защищать его.
  Когда в нашем доме появились щеглы,они устраивались на ночлег среди пахучих зелёных веток.Они служили дополнительным украшением:Среди разноцветных блестящих и матовых шаров,
среди загадочных игрушек,они,с их нарядным опереньем ,естественно вписывались в колорит праздника.

  Обеденный стол.

  На противоположной стороне,у окна,стояла мамина кровать,над ней висел ковёр,а на ковре мама прикрепила ,вышитый гладью листик с вишенкой.Мама сумела создавать уют в самых,казалось,спартанских условиях.После занятий в школе, я ложилась здесь отдыхать,
смотрела на эту вишенку,трогала нё пальчиками,и незаметно засыпала.Там мне сеились розовые сны.

  Рядом с маминой кроватью стояла и моя.А ещё немного дальше к двери,наискосок от печки,стоял большой,для всей семьи,обеденный стол.Все мы: мама,мой брат и я,и Григорий Савельевич-усаживались в выходные и праздничные дни,и каких только разносолов мы там ни перепробовали.Одних только фруктов,в зависимости от сезоно года было столько,сколько не могло быть на Сахалине.
 
  Операция аппендицита.

  Было нам хорошо вместе,но случилась беда:маме сделали операцию аппендицита.говорят,что это самая лёгкая операция,что её научились хорошо делать,и беспокоиться ,вроде нечего.
Но было странно,что мамы нет дома несколько дней.Хотя в больницу шла с Лёгким сердцем,убеждённая,чтоничего страшного в таких операыиях нет.Я раздобыла по дороге букет ролевых цветов и пришла навестить маму в больнице.
 
  Мама спросила:"Зачем ты принесла срезанные цветы?Ты не надеешься на хороший исход опе-
рации?"Мама,оказывается,очень тяжело перенесла эту операцию,она прошла со многими осложнениями для мамы.Ьак я узнала,что срезанные цветы в больницу приносить не рекомендуется.Больным нужно много фруктов,хотя как правило,они их не очень-то хотят.

  До этого события,я думала,что наша жизнь всегда будет безоблачной:всегда яркое солнце будет заливать светом красивый город,всегда будет добрая мама ласкать и лелеять меня,всегда будет брат,которого мне надо защищать.Но

  Но теперь в мою душу закрался страх потерять маму,единственную,которая может спасать нас от грубых выходок Григория Савельевича.Я спрашивала себя,что будет со мной,с моим братом,если вдруг мамы не будет с нами,и мы окажемся в полном распоряжении деспотизма
Григория Савельевича.

  Просыпаясь среди ночи,мне нужно было убедиться,-стараясь не разбудитьть её-,что мама жива,что дышит,и тогда я снова спокойно засыпала.

  Вскоре произошёл незначительный эпизод,который рассеял мои иллюзии о моем особом положении в семье,что меня,как девочку,не могут наказывать по напрасну.Теперь я знала,что я не только не могу своего брата защищать,но и себя-то оградить не могу от грубого,бесцеремонного обращения со стороны отца.Этот случай дал маме понять,что меня нужно подальше держать от Григория Савельевича.

  Я благодарна маме за её мудрое решение отправить меня к  своей сестре,Марии Дмитриевне,
 мало сказать,получившей педагогическое образование,но имеющей талант воспитывать детей всех возрастов.Она спасала свою дочь от таких опасностей,о которых я в том возрасте и не подозревала.

  И вот Григорий Савельевич,которому была дана власть по всей Бессарабии, провожает меня до границы с Украиной,выходит на последнем полустанке,и дальше я еду одна,в поезде,который несёт меня на милый сердцу моему север.В руках  у меня томик стихов Пушкина,я читаю "Евгения Онегина"...

  И потекли ко мне благотворной рекой посылки из солнечной Молдавии:фрукты,продукты,
кролики и утки,и непременно каждый месяц денежные переводы.
  У мамы было удивительное чувство"большой семьи".Где бы она ни находилось,как бы далеко
ни забрасывала гас судьба,она считала своим долгом заботиться о своей маме,о младшей сестре Марии,вела переписку со всеми своими братьями.
  Да ещё её брат ,мой дядя Алексей не забывал о Татьяне Ивановне в далё1ком Иркутске.
  У нас была дружная семья...