Карнавал столетий - новогодняя сатирическая феерия

Ефим Хазанов
КАРНАВАЛ СТОЛЕТИЙ
новогодняя сатирическая феерия




































ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ПЕРВЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.
ВТОРОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.
ВАСЯ СИНИЧКИН – он же Дед Мороз.
ЦАРЬ ПЁТР ПЕРВЫЙ.
АЛЕКСАНДР МЕНШИКОВ.
ДЬЯК ВИННИУС – дьяк и писарь царя.
МАУТХ – вождь племени индейцев Аракара.
АХАЙЯ – его дочь.
БОЛЬШОЙ КОЗЁЛ – индеец.
МАДАМ ДЕ ЛУАВАЗЬЕ.
МАРКИЗ ДЕ СОМБРЕ.
ШАХ.
СЛУГА ШАХА.

В ЭПИЗОДАХ:  ПАЛАЧ, ТОРЕАДОР, БЫК, СЛУЖАНКА, ШАМАН.

В МАССОВЫХ СЦЕНАХ: УЧАСТНИКИ ХОРОВОГО И ТАНЦЕВАЛЬНОГО
                АНСАМБЛЕЙ.














                ПРОЛОГ
         
         На дверях зрительного зала приколоты таблички:
                «Тише! Идёт эксперимент!»
                «Посторонним вход воспрещён!»
         В боковых проходах зала, справа и слева, установлены две загадочные машины. Их частями могут служить самые разнообразные предметы: дырявый чайник, гнутое колесо от велосипеда, ржавая сковорода и т. д.
         В зале, не обращая ни малейшего внимания на зрителей, заполняющих зал, возятся два изобретателя. Они тянут провода от машин к центру оркестровой ямы, где установлено стартовое кресло.
         Когда все необходимые приготовления закончены, и зрители, наконец, заполнили зал, изобретатели усаживаются в кресла каждый за свою машину и, взяв радиомикрофоны, обращаются к залу.

ПЕРВЫЙ. Внимание, господа!

ВТОРОЙ. Добрый вечер!

ПЕРВЫЙ. Прежде всего, мы просим вас соблюдать полнейшую тишину.

ВТОРОЙ. Сегодня все вы являетесь свидетелями величайшего открытия…

ПЕРВЫЙ. На ваших глазах мы поставим любопытнейший эксперимент…

ВТОРОЙ. Наш эксперимент имеет определённую степень опасности и риска, поэтому людей со слабой нервной системой просим заранее покинуть зал, чтобы не создавать паники.

ПЕРВЫЙ. Перед вами открытие века: Экспериментальная Машина Времени!

ВТОРОЙ. Так как у нас сегодня новогодний праздник, мы решили пойти навстречу вашим пожеланиям, и вы сами можете выбрать себе эпоху и страну, где вам хотелось бы в этот вечер побывать.

ПЕРВЫЙ. Итак, мы слушаем вас! Вадим, записывай…

Далее зрители могут называть любую страну и эпоху, но среди множества их голосов должны быть следующие определённые:
               
               - Франция, 17-ый век!
               - Испания, 19-ый!
               - Южная Америка, начало 20-ого века!
               - Что-нибудь из Востока!
               - Палеолит!
               - На самый первый новогодний праздник!

ПЕРВЫЙ. Стоп! Неплохая идея! Самый первый новогодний праздник… (Роется в энциклопедии).
       
       Так… «Новая Зеландия», «Новокуйбышевск», «Новосемейкино»,
«Новиков-Прибой»… Ага, нашёл! «Новый Год. Всемирный праздник. В России был введён в 1700 году указом Петра Первого…». Вот это нам, пожалуй, подойдёт. Итак, самый первый новогодний праздник, эпоха Петра Первого!

ВТОРОЙ. Поехали-и!…

КАРТИНА ПЕРВАЯ

В фонограмме звучит электронная фантасмагорическая музыка полёта машины времени. Свет гаснет, лишь пистолетом высвечивается просцениум перед закрытым занавесом. Музыку машины времени сменяет праздничный перезвон колоколов, и из-за бокового портала в пистолетный луч входят Пётр, Меншиков и думный дьяк Винниус.

ПЕТР(Меншикову). Данилыч, этому подьячему ноздри вырву, ты ему так и скажи! Одно занятие – чинить перья, спит целый день, дьявол!

МЕНШИКОВ. Непременно скажу, мин херц.

ПЁТР. Растут по дворам московским такие балды сажень ростом, дубиной приходиться гнать в науку! (Винниусу) Читай!

ВИННИУС(разворачивает грамоту). «По примеру всех христианских народов считать Новый Год не с первого сентября, а с первого генваря сего 700-ого года, и в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым Годом…»!

ПЁТР. Отныне так тому быти!

В фонограмме звучат пушечные залпы, крики «урра-а!» и(наложением) всё громче – звон колоколов. Пётр, Меншиков и Винниус уходят. За занавесом начинает звучать народная песня петровских времён. Чуть погодя, открывается занавес. Сцена представляет собой часть Красной площади. Здесь – народ: бояре, купцы, холопы… По центру сцены девушки ведут хоровод и поют песню. В самый разгар веселья – крик: - Царь! По толпе: - Царь! Царь!… Из кулис выходят всё те же: Пётр, Меншиков и Винниус. Вся толпа приседает в реверансе.

ПЁТР(Меншикову). Алексашка, анисовой чарку!

МЕНШИКОВ. Слушаюсь, мин херц. Анисовой царю!

Катят бочонок, вышибают днище, и царю подносят кубок с вином. Пётр пьёт.

ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ: - Ура царю-батюшке! Ура Петру!…

В С Е. Урра-а-а!!!

Пётр делает знак рукой, и толпа мгновенно умолкает.

ПЁТР. Пошто веселие оставили? Али глотки повысохли, ноги поустали? Велю продолжать!

На сцене начинается общая плясовая. Неожиданно в самый разгар веселья из оркестровой ямы появляются шуба и мешок Деда Мороза, а затем оттуда вылезает и сам владелец дедморозовских атрибутов – хлипкий невысокий паренёк Вася Синичкин. Ногою он нечаянно задевает один из проводов, ведущий к машинам времени от стартового кресла. Провод обрывается, и в фонограмме раздаётся оглушительный взрыв и шипение. Свет на мгновение гаснет, а когда включается снова – из оркестровой ямы валит дым, а сцена петровских времён застывает, как в стоп-кадре. Оба изобретателя немедленно бросаются к Синичкину.

                ЭПИЗОД  ПЕРВЫЙ

ПЕРВЫЙ.  Ты что наделал?! Куда лезешь?! Дверей тебе мало, что ли?!

ВТОРОЙ.  Ну вот… Всё испортил!

ПЕРВЫЙ.  Ты кто такой?

СИНИЧКИН. Дед Мороз я… Вася Синичкин.

ВТОРОЙ.  Ну и иди себе к деткам. Нечего людям настроение портить… Тут люди работают!

СИНИЧКИН. А я тоже пришёл работать. А к вам иначе не прорвёшься. Я же по вызову к вам – из Бюро Добрых Услуг.

ПЕРВЫЙ.  Хорошенькая услуга! Тебе же надо в восемь вечера начинать, а ты в семь заявился…

СИНИЧКИН. Так вы ж у меня не одни – четвёртую ёлку работаю, а ещё три!

ВТОРОЙ.  Всё равно ждать придётся. Так что, садись и не мешай…

Оба изобретателя возятся с проводами.

СИНИЧКИН(указывает на сцену). А это кто – артисты?

ПЕРВЫЙ.  Артисты, артисты…

СИНИЧКИН. Я тоже выступать люблю!

Изобретатели переглядываются.

ВТОРОЙ.  Выступать, говоришь, любишь?

СИНИЧКИН. Ага.

ПЕРВЫЙ.  Ну, сейчас выступишь. Одевайся!

СИНИЧКИН. Зачем?

ВТОРОЙ.  Как зачем? Ты же Дед Мороз, тебе же быстрее отработать надо? Вот и будешь сейчас работать. Одевайся!

Синичкин начинает одеваться, изобретатели ему помогают.

СИНИЧКИН.Вот спасибо, ребята! Выручили, честное слово, выручили!
А то уж очень долго ждать, а работы – невпроворот. (Зрителям) А я вам так скажу: неблагодарная это работа. За день так напрыгаешься – в ногах гул, язык отваливается… А каждый ещё и навредить старается – то за нос схватить норовит, то за бороду цепляется… Или ещё какую-нибудь мерзкую штуку выкинет – в мешок с подарками хоть что-либо да подсунет, гадость какую-нибудь. Да ещё в пакетик всё это увернёт, ленточкой атласной перевяжет…

За время этого монолога изобретатели успевают полностью одеть Синичкина в Деда Мороза.

ПЕРВЫЙ. Готово! Садись сюда. Ты у нас как-никак Дед Мороз…

ВТОРОЙ. Почётному гостю и место почётное!

Изобретатели усаживают «Деда Мороза» в стартовое кресло, а сами разбегаются по машинам.

СИНИЧКИН. Так я и говорю: перевяжут пакет ленточкой атласной, а я приз Королеве бала вручаю…

ПЕРВЫЙ. Поехали-и!…

                КАРТИНА ПЕРВАЯ
                (продолжение)

В фонограмме – музыка машины времени. Свет гаснет и по окончании музыки снова зажигается. На сцене всё та же петровская эпоха. Перед Петром Первым, сидя на задней точке, - Дед Мороз-Синичкин. Закрыв глаза и не замечая произошедшей с ним перемены, он продолжает начатый в зале монолог.

СИНИЧКИН. А девочка – во! Закач…

Наконец, открывает глаза и замечает произошедшую с ним перемену. Толпа также замечает странного непрошеного гостя, и все с криками шарахаются на дальний план сценической площадки.

ПЁТР.  Что за вор, откель взялся?

МЕНШИКОВ. Шапку, шапку ломать надо, холоп!
СИНИЧКИН(испуганно озираясь).Вот те раз!… А-а, самодеятельность… 

Заученно, с характерным для Деда Мороза завыванием обращается ко всем.
         Дорогие служители искусства!
         Позвольте мне от всей души поздравить вас с Новым 200__годом и пожелать вам…

МЕНШИКОВ. Как перед государем стоишь? На колени, собака!

СИНИЧКИН. Как натурально… Браво!

Хлопает царя по плечу.

          Вы – вылитый царь!

Общий вздох толпы. Видя такую непростительную наглость, Меншиков обнажает шпагу, но Пётр жестом его останавливает.

ПЁТР.  Пошто, смерд, с бородой дерзнул явиться пред очи царёвы, али указа моего не ведаешь?!

СИНИЧКИН. Ай да молодцы, ребята! Во, шпарят! Во, шпарят! (Петру) Давай, давай, шпарь, коллега! Я сам тоже в некотором роде артист!

ПЁТР.  Данилыч, ножницы сюда тащи! Сперва бороду стричь, а потом и голову рубити предерзкому!

Меншиков уходит за ножницами.

СИНИЧКИН. Ха-ха-ха-ха-ха!… Ай да молодец парень! Во, в образ вошёл – ну, прямо настоящий царь! За игру твою, так и быть, получи от дедушки Мороза конфетку – грильяж!

Лезет в мешок за конфетой, и в это время приносят ножницы. На дальнем плане воздвигается плаха, и выходит Палач с топором.

СИНИЧКИН. Ха-ха-ха-ха-ха!… А ведь и точно ножницы притащили! Ну, шутники, шутники… (Дурашливо) Великий государь, а у тебя самого усищи, никак, тоже клеенные…

Синичкин щиплет царя за усы. Снова – общий вздох толпы и Пётр в гневе вскакивает.

ПЁТР.  Бороду твою вместе с башкой сечь буду!

Делает знак стражникам – те хватают Синичкина и волокут к плахе.

СИНИЧКИН. Ха-ха-ха-ха-ха!… Ой, пустите меня! Ой, я щекотки боюсь! Ха-ха-ха!… Ладно, сам пойду, только отпустите!

Синичкин поднимается на плаху и подходит к Палачу.
         
         Ух, ты!… И палач у них – ну, прямо натуральный, аж страх берёт! Если бы не топор декоративный…

Пробует остриё топора, режет палец и только теперь, наконец, понимает, что с ним не шутят.

           А-а-а!… Они… они… они же настоящие!

Синичкин вырывается из рук палача и с воплем бежит к авансцене. Наткнувшись там на невидимую стену, пробует найти в ней выход, но безуспешно. Его снова хватают и тащат к плахе. В фонограмме звучит барабанная дробь.

СИНИЧКИН. Пустите меня, я больше не буду! Товарищи! Дорогие! Родненькие! Дед Мороз я! Мне же на ёлку надо!…

Палач замахивается топором.

           А-а-а!!!…

Шум, треск, грохот, музыка машины времени. Свет гаснет, а когда включается снова – сцена уже пуста. В стартовом кресле, дрыгая ногами, сидит Синичкин.

                ЭПИЗОД  ВТОРОЙ

СИНИЧКИН. А-а-а!!!…

ПЕРВЫЙ.  Наша шутка далеко зашла!

ВТОРОЙ.  Я же не думал, что он такой слабонервный…

Изобретатели бросаются к Синичкину и трясут его за плечи, стараясь привести в чувство.

СИНИЧКИН. Прости меня, надёжа госуда-арь!

ПЕРВЫЙ.  Да не ори ты, дурья башка!

СИНИЧКИН(приходя в себя). Что же это, а? Галлюцинации? Не, с самодеятельностью надо завязывать…

ВТОРОЙ.  Постой, постой! Мы тебе сейчас всё объясним… Понимаешь, мы с Шуриком изобрели машину, которая позволяет любому и каждому путешествовать во времени!

ПЕРВЫЙ.  Так что, тебе сейчас можно только позавидовать – ты был у самого Петра!

СИНИЧКИН. Значит, ты всё это время сидел и мне завидовал? Ну, вот что… Не нужна мне эта ваша самодеятельность!…

Собирается снять с себя шубу и вылезти из кресла.

ВТОРОЙ.  Постой! Да погоди ты! Неужели тебе не было интересно?

СИНИЧКИН. Очень интересно! Оч-чень! Особенно вот это место: «Бороду твою вместе с башкой сечь буду!»…

Вылезает из кресла и снова пытается снять шубу.

ПЕРВЫЙ.  Подожди, не кипятись! Давай-ка лучше мы тебя теперь куда-нибудь полегче отправим – чтоб без эксцессов.

ВТОРОЙ.  Во! Будешь века обслуживать!

ПЕРВЫЙ.  Представляешь – сенсация: «Первый Дед Мороз Вася Синичкин во времени!

ВТОРОЙ.  Газеты пестрят! На каждой полосе крупным планом – твои портреты!

ПЕРВЫЙ.  Восторженная толпа выпрашивает сувениры!

ВТОРОЙ.  Полчища корреспондентов осаждают твоё общежитие!

ПЕРВЫЙ.  Женщины сходят с ума!

ВТОРОЙ.  Завтрак в Париже!

ПЕРВЫЙ.  Обед в Сан-Франциско!

ВТОРОЙ.  Ужин в Токио!…

СИНИЧКИН. Я еду!

ИЗОБРЕТАТЕЛИ. Поехали!

Изобретатели разбегаются по машинам. Синичкин снова лезет в стартовое кресло.

СИНИЧКИН. Поехали! А… куда?

ПЕРВЫЙ.  В Испанию!

ВТОРОЙ.  В Мадрид!

ПЕРВЫЙ.  Искромётные танцы!

ВТОРОЙ.  Зажигательные песни!

ПЕРВЫЙ.  Коррида!

СИНИЧКИН. И девочки! Смуглые, стройные богини!

ПЕРВЫЙ.  Вперёд!

ВТОРОЙ.  Вперёд!

СИНИЧКИН. Поехали-и!!!…

                КАРТИНА ВТОРАЯ

Свет гаснет. Шум, музыка полёта машины времени в фонограмме, затем рёв восторженной толпы, возбуждённые выкрики на испанском. В луч света входит Тореадор. Он рассылает невидимой публике воздушные поцелуи, раскланивается. Со всех сторон к его ногам летят цветы. (Здесь тореро желательно исполнить зажигательный испанский танец. Фоном в этом танце ему может служить группа девушек в испанских нарядах).
        Наконец, Тореадор делает жест рукой, призывая публику к молчанию, и толпа мгновенно затихает. В этой тишине начинает звучать барабанная дробь и - наложением на неё – гневное мычание быка. Из фойе неожиданно для всех раздаётся душераздирающий вопль и в стык – увертюра из оперы Бизе «Кармен». Двери зрительного зала резко распахиваются, и к сцене бежит Дед Мороз-Синичкин. За ним гонится разъярённый бык. Так, гуськом, они и поднимаются на сцену, где далее разворачивается настоящая коррида.
        Дед Мороз и бык начинают кружить вокруг  растерянного тореро, пока тот не приходит в себя. Наконец, он выхватывает шпагу и с куском красного полотна бросается к быку, отвлекая таким образом его от Синичкина. Бык пытается поддеть Тореадора на рога и, в конце концов, ему это удаётся.
        И тогда в бой вступает пришедший в себя Синичкин – содрав с себя свою красную шубу, он бросается к быку. После нескольких ловких нырков и уклонов Синичкин наносит животному решающий удар кулаком в лоб, и бык, издав предсмертный рёв, падает. Победитель встаёт на него ногой. Снова гул восторженной публики в фонограмме. Со всех сторон к ногам героя летят букеты. Счастливый Синичкин срывает с себя бороду и парик.

СИНИЧКИН. Товарищи испанцы!
          Я глубоко тронут вашим гостеприимством! Поздравляю вас с Новым 200___годом! Вива, камрад! Ура!
(С вдохновением поёт): «Я землю покинул, пошёл воевать,
                Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
                Красивое имя, высокая честь,
                Гренадская волость в Испании есть!…».

ПЕРВЫЙ(Второму). Он сошёл с ума, останови же его!

Свет гаснет, и звучит музыка полёта. Когда свет зажигается снова – сцена уже пуста, а в стартовом кресле с огромным букетом цветов – совершенно обалдевший от счастья Синичкин.

ЭПИЗОД  ТРЕТИЙ

СИНИЧКИН(с пафосом): Он медлит с ответом, мечтатель-хохол:
                Братишка, Гренаду я в книжке нашёл!…

Изобретатели бросаются к нему.

ПЕРВЫЙ.  Ты с ума сошёл!

ВТОРОЙ.  Эх ты, борец за справедливость!

СИНИЧКИН. Господа, это же Светлов!

ПЕРВЫЙ.  Я тебе покажу Светлова! Какого чёрта ты влез к ним с этим гимном?

СИНИЧКИН. А что, я разве исказил слова?

ВТОРОЙ.  Лучше бы уж исказил. Пойми: всему своё время! У них ещё будут «Гренады»!

ПЕРВЫЙ.  В семнадцатом веке им Светлова закатил… Ну, артист!

СИНИЧКИН. Ладно, не буду больше…

ВТОРОЙ.  Гляди у меня! А насчёт быка – молодец, не растерялся.

СИНИЧКИН. Если друг в беде, всегда рад помочь!

ПЕРВЫЙ.  Ну, ладно. Впредь, смотри, ничего не трогай и ни во что не вмешивайся, обещаешь?

СИНИЧКИН. Обещаю!

ВТОРОЙ.  Тогда – в путь!

ПЕРВЫЙ.  В путь!

СИНИЧКИН. В путь!

Все занимают каждый своё место.

          А теперь куда?

ВТОРОЙ.  А тебе самому куда бы хотелось?

СИНИЧКИН. Мне? Мне бы хотелось… А нет ли у вас там по прейскуранту чего-либо этакого… экзотического?

ПЕРВЫЙ.  Значит, экзотика?

СИНИЧКИН. Ой, экзотика!

ВТОРОЙ.  Тогда поехали!

СИНИЧКИН. Поехали, но… куда?

ПЕРВЫЙ.  Южная Америка!

ВТОРОЙ.  Великая, полноводная Амазонка!

ПЕРВЫЙ.  Непроходимые джунгли по её берегам!

ВТОРОЙ.  Удивительная фауна!

ПЕРВЫЙ.  Отважные индейцы!

СИНИЧКИН. И девочки! Гибкие краснокожие богини!

ВТОРОЙ.  Вперёд!

ПЕРВЫЙ.  Вперёд!

СИНИЧКИН. Поехали-и!!!…


                КАРТИНА  ТРЕТЬЯ

В фонограмме музыка полёта машины времени. Затемнение. Через некоторое время вспыхивает свет. Музыку полёта сменяют отдалённые глухие удары барабана. На сцене, по центру, - индейский вигвам. Перед ним на циновке – вождь племени Аракара Великий Маутх. Звуки барабана всё ближе и ближе, и к вигваму выбегает дочь вождя Ахайя.

АХАЙЯ.  Отец, ты слышишь барабан? Он возвещает радостную весть: наши воины возвращаются с победой! На их томагавках – кровь наших врагов, за их поясами – их окровавленные скальпы!

МАУТХ. Клянусь богами, это прекрасный подарок всему племени Аракара в честь Новой Луны!

Барабан уже стучит достаточно громко, слышен гул множества возбуждённых голосов.

АХАЙЯ.  Ты слышишь, отец, - твой народ хочет видеть своего вождя! Он хочет вместе с ним радоваться победе! Иди же к нему, Великий Маутх, воины ждут тебя!

Вождь поднимается с циновки и, выйдя на авансцену, обращается к воображаемому войску.

МАУТХ. Мои отважные воины!
       Наши земли обширны, а леса богаты. В наших реках достаточно питьевой воды, а в озёрах полно рыбы. Враг пришёл на наши земли, чтобы отнять у нас всё это, и он получил своё – вы победили его и нет для меня большей радости, чем эта победа!
       Пусть скальпы этих паршивых собак украсят наш вигвам боевой славы. Танцуйте и веселитесь! Пусть сменят наши барабаны ритм войны на ритм пира!
       Я всё сказал.

Снова в фонограмме возникают восторженные крики индейцев и более частые удары барабана. Вождь снова садится на циновку. Входит Ахайя и бросает к ногам вождя охапку скальпов.

АХАЙЯ.  Отец, вот скальпы этих собак!

МАУТХ(глядя на скальпы). Я вижу, сегодня на Большой Поляне была изрядная потеха, Ахайя! Больше сорока лун я правлю своим народом, но ещё ни разу не видал такой богатой добычи!
        Пора уже призвать племени Аракара другого вождя, дочь моя. Я хочу, чтобы он был достоин твоей руки, Ахайя. Он должен быть мудр и отважен, как Чингачгук. Пора тебе сделать свой выбор.

Неожиданно к вигваму выбегает Синичкин. Судя по внешнему виду, он явно возбуждён: шуба нараспашку, парик отсутствует. Не обращая ни малейшего внимания на индейцев, он бросается к скальпам и торопливо роется в кровавой куче. Вскрикнув от неожиданности, Ахайя выхватывает из-за пояса кинжал и загораживает собою отца.

МАУТХ(грозно). Что ищет бледнолицый в моём вигваме?

СИНИЧКИН. Да какой-то козёл с меня мой парик снял… Хорошо, что не вместе с волосами!

МАУТХ.  Козёл, говоришь ты?

СИНИЧКИН. Ещё какой! Ладно бы мой парик был, а то ведь казённый! Ну, попадись он мне!…

МАУТХ.  Позвать сюда Большого Козла!

АХАЙЯ(кричит в кулисы). Великий Маутх зовёт Большого Козла! Большого Козла к Великому Маутху!…

Убегает в кулисы и, секунду спустя, выходит индеец по кличке Большой Козёл.

БОЛЬШОЙ КОЗЁЛ. Большой Козёл пришёл к Великому Маутху!

СИНИЧКИН. Он! Он это! Ну, мужик, сейчас я из тебя отбивную делать буду!

Засучивает рукава шубы. Индеец в страхе шарахается от Синичкина.

БОЛЬШОЙ КОЗЁЛ. А-а-а! У него – два скальпа!!!…

МАУТХ. И один из них ты посмел утаить?! Горе тебе, Большой Козёл!
Бросает Синичкину свой нож.

        На! Сними с него скальп!

БОЛЬШОЙ КОЗЁЛ. Пощади, помилуй меня, о Великий!

СИНИЧКИН(растерянно). Да я… как-то больше по морде специалист… Не, мужики, я – пас. Пусть он вернёт мне мой парик, а уж потом вы сами меж собой разбирайтесь.

МАУТХ.  Он твой, бери его, бледнолицый!

Вытаскивает из-за пояса несчастного индейца парик и бросает его Синичкину.

        Бери и объясни: зачем тебе два скальпа?

СИНИЧКИН. Во-первых, это не скальп, а парик. А во-вторых, какой же я без него Дед Мороз? Мне без него никак нельзя на новогоднем вечере появиться.

МАУТХ.  Твоя речь, бледнолицый, недоступна моему пониманию. Что означает «Дед Мороз»?

СИНИЧКИН. Дед Мороз – это… ну… В общем, Дед Мороз – это что-то наподобие вашего шамана. Во, - гляди!

Надевает парик и начинает говорить с завыванием:

В гости к вам летел я, дети,
На космической ракете –
Мимо солнца, мимо звёзд,
И подарки вам привёз!

Вытаскивает из мешка с подарками сувенир и с поклоном подносит его вождю.

МАУТХ(Большому Козлу). И такого Мороза ты обидел? (Пинает его ногой). Нет тебе прощенья – я принесу тебя в жертву Богам!
        Я всё сказал.

БОЛЬШОЙ КОЗЁЛ(валиться вождю в ноги). Не губи, о Великий Маутх! Даруй мне прощение!…      

СИНИЧКИН. Отпусти ты его, пусть живёт.

МАУТХ. Как? Бледнолицый желает отпустить своего обидчика?

СИНИЧКИН. Да у меня давно уже всё перекипело, не держу на него зла.

МАУТХ. Ты слишком великодушен, Два Скальпа. (К индейцу) Возблагодари же его – он дарует тебе прощение и жизнь.

БОЛЬШОЙ КОЗЁЛ. О, разреши, Два Скальпа, поцеловать тебе ноги!

СИНИЧКИН. Не, не люблю я этого, не принято у нас. Будь здоров!

Индеец, кланяясь, уходит.

          Пора мне, Великий Маутх. (Смотрит на часы). Скоро Новый Год, а мне ещё текст повторить надо. Пора.

МАУТХ. Куда же ты? Выкури со мной трубку мира.

СИНИЧКИН. Спасибо, не курю. Меня там мои физики-лирики ждут. Пора мне…

Синичкин идёт к выходу, но неожиданно сталкивается с дочерью Вождя. При виде её красоты, поражённый, застывает на месте.

АХАЙЯ. Отец, праздник в разгаре! Племя шумит – тебя требует!

МАУТХ. Ты права, Ахайя, пора мне присоединиться к своему народу.

АХАЙЯ. Почему этот старик до сих пор в нашем вигваме, отец? Все наши старцы уходят умирать на гору Макомбо, почему он не идёт туда?

МАУТХ. Его зовут Два Скальпа и он мой гость, Ахайя. Однако, некогда ему – прощай же, бледнолицый…

СИНИЧКИН. Постой, Маутх! Выкурим прежде твою трубку. Подождут мои физики-лирики.

МАУТХ. Клянусь богами, это речь настоящего мужчины! Принеси нам трубку, дочь.
Индианка уходит.

СИНИЧКИН(глядя ей вслед). Хороша!

МАУТХ. Бледнолицему понравилась Ахайя?

СИНИЧКИН. Мировая девочка – богиня!

Ахайя возвращается.

АХАЙЯ. Трубка мира, отец. (Передаёт трубку мира). И помни о своём народе, я буду с ним…

МАУТХ. Останься, дочь! Этот бледнолицый – мой друг, и он предлагает дочери вождя племени Аракара руку и сердце. Так ли я сказал, Два Скальпа?

СИНИЧКИН. Так, так, о Великий!

АХАЙЯ. Этот старик забыл спросить – соглашусь ли я выйти за старца?

СИНИЧКИН. Это я-то старец?! Ха! Я – старец?!

Одним рывком срывает с себя бороду и парик.

АХАЙЯ. Ах!…

Падает в обморок.

МАУТХ. Что с моей дочерью, Два Скальпа? Ты погубил её?!

СИНИЧКИН. Ничего страшного, Маутх, - очухается. Это она от моей неотразимости.

Синичкин трясёт Ахайю за плечи, хлопает по щекам, пока, наконец, не приводит в чувство.

АХАЙЯ. Отец, я… я согласна!

Обрадованный вождь бежит к авансцене.

МАУТХ. Эй, созвать к моему вигваму великое племя Аракара! Отныне моя дочь принадлежит бледнолицему! Бери же её, Два Скальпа, и готовься править моим народом! Эй, позвать сюда шамана!

В фонограмме снова начинает призывно и часто стучать барабан. Синичкин с будущей женой на руках бегает за возбуждённым Маутхом.

СИНИЧКИН. Папа! Папочка! Ради бога, поторопись – скорее оформи наши отношения! Они же меня выведут отсюда в любую минуту!

Неожиданно останавливается и в бессилии роняет индианку к ногам.

       Всё, не успеть… Чувствую – поехал… (Отчаянно) Поеха-а-а…

Крик Синичкина тонет, заглушённый музыкой полёта машины времени. Гаснет свет, а когда спустя несколько секунд, зажигается, - сцена уже пуста. В стартовом кресле – Синичкин.

                ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ

СИНИЧКИН(продолжает кричать)… а-а-ал!!!

ПЕРВЫЙ. По-моему, с ним истерика…

Изобретатели бросаются к Синичкину.

ВТОРОЙ. Возьми себя в руки, Синичкин!

СИНИЧКИН. Ну, знаете… Такой подлости я от вас не ожидал! Сейчас же верните мне невесту!

ПЕРВЫЙ. Но ты же сам понимаешь, что это невозможно.

СИНИЧКИН. Тогда верните меня ей! Я не останусь здесь ни на одну минуту! Имею я право эмигрировать?

ВТОРОЙ. Имеешь. Но учти, что в прошлое ещё никому эмигрировать не удавалось.

СИНИЧКИН. Прекрасно!… В таком случае, я буду первым!

ВТОРОЙ. Ну, хорошо – уезжай! Но почему именно в Южную Америку, когда весь цвет русской эмиграции – это Париж.

ПЕРВЫЙ. Ах, Франция! Ах, Париж! Славные мушкетёры…

ВТОРОЙ. Великолепные вина!

ПЕРВЫЙ. Тончайшие духи!

ВТОРОЙ. Эйфелева башня!

СИНИЧКИН. И девочки! Очаровательные грациозные богини!

ПЕРВЫЙ. Вперёд?

СИНИЧКИН. Ну, конечно же, вперёд…

ИЗОБРЕТАТЕЛИ. Поехали-и-и!!!…

Изобретатели разбегаются по машинам, и тотчас свет в очередной раз гаснет. Музыка полёта машины времени в фонограмме, и по её окончании свет снова вспыхивает…


                КАРТИНА  ЧЕТВЁРТАЯ


На сцене, по центру, - тахта. На ней, увлечённая чтением бульварного романа, возлежит мадам де Луавазье. Перед нею, - неудачно приземлившийся на пятую точку, Синичкин-Дед Мороз.

МАДАМ(при виде Синичкина). Ах!…

Падает в обморок.

СИНИЧКИН. И эта готова… Ай да Синичкин! (Осматривается). И надо же было именно сюда… (В зал) Осторожнее надо! Послушайте, как вас там… мадам!

Подходит к тахте.

          Чёрт возьми, вот это дамочка! Эй, мадемуазель, очнитесь, наконец!

Тормошит её и хлопает по щекам, приводя в чувство. Наконец мадам де Луавазье открывает глаза и с криком «Ах!» прячется за тахту.

МАДАМ. К-кто вы?!…

СИНИЧКИН. О, мадам, ради бога, не пугайтесь! Я – ваш друг, я посланник вечности! (Становясь в позу, заученно) Мадам, я поздравляю вас с наступающим Новым 200____годом!
          Желаю вам успехов в труде, учёбе, а также большого личного счастья, мадам!…

МАДАМ(жеманно). Благодарю, но… кто вы?

СИНИЧКИН. Я Дед Мороз, мадам!

МАДАМ. Ах, шарман! Как это мило… Очень приятно, мадам де Луавазье.

Протягивает Синичкину для знакомства руку и тот порывисто её целует.

СИНИЧКИН. О, мадам, вы самая очаровательная Снегурочка из всех, с кем мне когда-либо приходилось работать!

МАДАМ(кокетливо). Вы льстите мне, лукавый…

Входит служанка.

СЛУЖАНКА. Маркиз де Сомбре, госпожа!

МАДАМ. О, месье Мороз, прячьтесь поскорее! Этот маркиз ужасный ревнивец, и если он застанет вас здесь, он убьёт и меня, и вас!

СИНИЧКИН. Одно ваше слово, мадам, - и я размозжу ему череп!

МАДАМ. Нет, нет!… Не надо в этом доме крови! Лезьте сюда!

Указывает Синичкину на тахту.

СИНИЧКИН. Я ради вас готов на всё!

Едва Синичкин успевает спрятаться под тахту, как в спальню врывается Маркиз.

МАРКИЗ(расшаркиваясь). Мадам!

МАДАМ(в глубоком книксене). Маркиз!

В фонограмме звучит музыка песни «Парижское танго». Под неё Мадам и Маркиз совершают несколько кругов танцевальной проходки вокруг тахты и, наконец, садятся.

МАДАМ.  Признаться, я сегодня вас не ожидала…

МАРКИЗ(страстно). Вы рады нашей встрече?

МАДАМ.  О, конечно!

Валит Маркиза на тахту и сочно целует.

СИНИЧКИН. Апчхи!!!…

МАРКИЗ(подпрыгнув). Ч-что это?

МАДАМ(в нос). Про… простуда у меня, маркиз. Апчхи!

МАРКИЗ(отодвигаясь). П-простуда?…

Наступает Синичкину на палец, и тот пулей вылетает из-под тахты, вертясь волчком и воя от боли.

СИНИЧКИН. Ой, палец, палец, палец, палец!!!…

МАРКИЗ. Ах, вот она простуда какова…
        Ну, что ж, пусть мой клинок послужит ей лекарством!
       
Обнажает шпагу.

СИНИЧКИН. Ну, ты! Не очень!

Печатая шаг, Маркиз идёт к Синичкину и бросает ему в лицо перчатку.

МАРКИЗ. Месье, я вызываю вас!

СИНИЧКИН(в зал). Во, шпана! Придётся, видно, поговорить с ним по-самарски…

Синичкин снимает дедморозовскую шапку, а вместо неё надевает шпанскую фурагу. Рывком сбросив шубу на лопатки и выставив два пальца вперёд, идёт на Маркиза.

СИНИЧКИН. Ну, чё ты?! Чё ты, чё ты, чё ты?! Атас, пацан!

МАРКИЗ. Атос – мой лучший друг!

СИНИЧКИН. Ну, ладно, пошутили и довольно,
          Меня уже давно на ёлке ждут.
          Прощай, маркиз!

МАРКИЗ. Нет, не уйдёшь от мести –
        Тебя везде догонит мой клинок!

Загораживает Синичкину дорогу.

СИНИЧКИН. Что ж… Если так, - согласен, вызываю!

Бросает в лицо Маркизу свою варежку, тот падает.

          Поднять и приготовить к бою. Тащите шпагу,
          Я покажу вам удаль и отвагу!

Пока Мадам приводит Маркиза в чувство, Служанка приносит Синичкину шпагу.

МАРКИЗ(очнувшись). Где тот наглец? Я заколю его…

СИНИЧКИН. Я здесь, мой друг!

МАРКИЗ(вскакивая). Скрестим же шпаги!

СИНИЧКИН. Я готов, маркиз!

На сцене разыгрывается настоящая фехтовальная баталия. На стороне Маркиза – искусство владения шпагой, на стороне Синичкина – ловкость и смекалка. В конце концов, верх начинает одерживать Синичкин.

ИЗОБРЕТАТЕЛИ:

ПЕРВЫЙ(Второму). Вот неугомонный! Убери же его поскорей оттуда!

ВТОРОЙ. Да куда ж я его уберу?!

ПЕРВЫЙ. Пошли его куда-нибудь… подальше!

ВТОРОЙ. Поехали-и-и!!!…

Гаснет свет. Снова – музыка полёта. Когда свет включается – на сцене уже произошла смена декораций…


                КАРТИНА  ПЯТАЯ


В центре сцены установлены две огромные рогатины, служащие для приготовления пищи на костре. Вокруг, на коленях, лицами в пол – люди в шкурах. На дальнем плане, стоя лицом к залу, - Шаман.
Он начинает обряд моления Богам. Вся сцена этого обряда решена в танце. К концу танца начинает гулко стучать барабан, издалека – шум и возбуждённые крики. С топорами и рогатинами возвращаются с охоты мужчины племени. На палке, с кляпом во рту, они несут связанного по рукам и ногам Синичкина. Дикари кладут его на рогатины, и рисунок танца меняется: теперь это танец восторга от предстоящего вкусного обеда. Несут хворост, точат ножи, готовят тарелки.

ИЗОБРЕТАТЕЛИ:

ПЕРВЫЙ. Похоже на то, что они сейчас будут ужинать нашим Дедом Морозом…

ВТОРОЙ. Вот садисты! Надо немедленно прекратить это безобразие! Крути обратно!

                ЭПИЗОД  ПЯТЫЙ


Снова музыка полёта в фонограмме, и свет на мгновение гаснет. Когда он снова включается, сцена пуста. В стартовом кресле - притороченный к палке, Синичкин. Изобретатели бегут к нему.

ПЕРВЫЙ. Стоп, приехали… Не робей!

ВТОРОЙ. Давай помогу…

Изобретатели освобождают Синичкина от пут.

ПЕРВЫЙ. Ну, как охота?

СИНИЧКИН(всхлипывает). Мамонта жалко! Как кричал, бедненький…

ПЕРВЫЙ. Ты бы себя лучше пожалел. Хорошо, что мы вовремя вмешались. Был бы у них сейчас новогодний ужин…

СИНИЧКИН. Втянули меня в эту авантюру, да ещё и насмехаетесь?! А у меня до сих пор мороз по коже дерёт, как вспомню их рожи противные… Ух, мерзость!

ВТОРОЙ. Сам виноват! Ладно, забыли. В конце концов, всё кончилось благополучно. А теперь – поехали!

СИНИЧКИН. Мне… мне… мне что-то уже не хочется!

ПЕРВЫЙ. Не боись, мы тебе сейчас что-либо поинтереснее отыщем…

Заглядывает в блокнотик, куда записывал пожелания зрителей.

        Во, Восток!

ВТОРОЙ. Шикарные ковры!

ПЕРВЫЙ. Жемчуга, брильянты, золото!

ВТОРОЙ. Восточное гостеприимство!

ПЕРВЫЙ. Прекрасные вдовушки с персидскими глазами!

СИНИЧКИН. Я еду!

ВТОРОЙ. Вперёд!

ПЕРВЫЙ. Вперёд!

СИНИЧКИН. Поехали-и-и!!!…

Изобретатели разбегаются по своим местам. Снова музыка полёта. Свет гаснет и через некоторое время зажигается…

                КАРТИНА  ШЕСТАЯ


В центре сценической площадки расстелен огромный восточный ковёр. На ковре установлен трон. На нём восседает персидский шах и курит кальян. От чрезмерно выкуренного он явно пребывает в трансе и, словно сомнамбула, раскачивается взад-вперёд. За троном два дюжих негра-раба обмахивают его опахалами. Вся процедура сопровождается унылой восточной музыкой. Неожиданно музыку обрывает какой-то шум и возня за кулисами. Вскоре оттуда доносится дикий вопль, и на сцену, насмерть перепуганный, бежит шахский слуга и бухается в ноги своему хозяину. На шароварах, сзади, след огромного башмака.

СЛУГА. Села мана катапу селида!

ШАХ(сонно). Щто?…

СЛУГА. Села мана катапу селида!

ШАХ(всё также сонно). Щто?…

СЛУГА. Катапу, катапу! Села мана селида-а!!!

ШАХ.   Ай, гавары па щелавещески!

СЛУГА. Какой-та щилавека прыщёль! Стражныкь ругаиса! Вароты – стук, стук! Какой-та мат спаминаит!

ШАХ.    Пуст падаждёт…

СЛУГА. Он гаварыт: тарописа щибка – ва дварэц ему ната…

ШАХ.   Как завут спрасыль?
 
СЛУГА. Па облику – купеса русски, а назвался… Тетой Маросой.

ШАХ.   Вели пустыть…

Кланяясь, слуга убегает и через некоторое время возвращается с Синичкиным в облике Деда Мороза.

СИНИЧКИН. Великий шах!
          Поздравляю тебя с наступающим Новым 200___годом!
          Желаю тебе и всем твоим товарищам успехов в труде, учёбе, а также…

Шах жестом останавливает Синичкина, встаёт с трона и вплотную подходит к нему.

ШАХ.  Парле ву франсе?

СИНИЧКИН. Не-а…

ШАХ.  Ду ю спик инглиш?

СИНИЧКИН. Не-а…

ШАХ.  Шпрехен зи дойч?

СИНИЧКИН. Не-а…

ШАХ.  Кено ту самай?

СИНИЧКИН. Ага!

ШАХ.  Прахады!

Шах жестом приглашает гостя на ковёр, и они оба на него усаживаются. Едва разместившись, шах три раза хлопает в ладоши, и под звучащую в фонограмме восточную музыку очаровательные жёны на широких расписных блюдах несут в серебряных кувшинах различные вина, а на блюдах – диковинные закуски. Шах наполняет себе и гостю пиалы вином.

ШАХ.  Ну, давай па малэнькай за встрэщу!

СИНИЧКИН. Не… Мне нельзя, мне на ёлку надо!

ШАХ(недоумённо). Ёлька?…

СИНИЧКИН. Дерево такое.

ШАХ.  А-а… А защем тыбе на этыт ёлька лезт?

СИНИЧКИН. А какой же Новый Год без ёлки? Про неё у нас и стихи слагают, и песни поют. Вокруг неё детишки хороводы водят.

ШАХ.  Иех! Лублу, кагда весила! У нас тозе и пет, и плясат умеют!

Шах хлопает в ладоши, и к ковру под восточную музыку выбегают шахские жёны. Они перед заморским гостем исполняют свой танец. К концу танца Синичкин не выдерживает и выходит в середину круга.

СИНИЧКИН. Девочки, стоп! Минуточку! Этот танец не пойдёт, он не модный. Я вас сейчас другому научу… Внимание! (Кричит) Ван, ту фри, фо, файв, сикс!…

В фонограмме звучит современный металлорок. Синичкин трясётся, выписывая замысловатые кренделя и, глядя на него, в танец  постепенно втягиваются все.

ИЗОБРЕТАТЕЛИ:

ПЕРВЫЙ. Опять он за своё! Нет, его, видно, не перевоспитаешь… (Второму) Убирай его оттуда!

В фонограмме снова звучит музыка полёта, и свет гаснет. Буквально секунду спустя, в полной темноте звучит оглушительный взрыв, шипение и вой сирены. Свет то вспыхивает, то снова гаснет. Музыка металлорока продолжается, и под неё теперь уже на сцене пляшут все персонажи, принимавшие участие в спектакле.

ПЕРВЫЙ. Что ты наделал?! Ты же сломал нашу машину!… Это всё, это конец!

ВТОРОЙ. Да, это конец. Конец нашего новогоднего спектакля, и мы заканчиваем его великолепным карнавалом – карнавалом столетий…

ПЕРВЫЙ. Правильно! А наш вечер мы продолжим в фойе у новогодней ёлки!

Музыка металлорока звучит громче. Персонажи спектакля продолжают плясать. Сам Синичкин вскакивает на шахский трон, срывает с себя дедморозовские атрибуты и, словно пропеллером, крутит шубой над головой.

СИНИЧКИН. Во, карнавал! Во, карнавал! Во, карнава-а-ал!!!…


                З а н а в е с