Меч самурая, Черный пояс и путевка в Сочи

Арчил Манджгаладзе
         Не счесть, сколько таких «секретных материалов», закрытых писем, циркуляров и распоряжений прошло через мои руки!.. Недавно я сосчитал: за 40 лет службы я получил две благодарности, 32 простого выговора, 4 строгих и 4 - с последним предупреждением, три раза освобождали с занимаемой должности, плюс - неведомо, за что, был награжден  нагрудным  знаком победителя соцсоревнования 1978 года, который долго висел на шее самого любимого мишки моей младшей дочери.
        Допустим, все было бы наоборот:допустим, у  меня было бы  сорок благодарностей и одно замечание, плюс  две грамоты Президиума Верховного Совета ГССР, орден Дружбы народов, Почетный знак, орден Чести, орден Союза казаков Грузии - «Кавказский орел» и  звание заслуженного мастера спорта СССР по фигурному катанию и стоклеточным шашкам, а еще бы меня наградили Черным поясом каратиста и блестящим Мечом самурая, - изменилось бы что-нибудь в моей жизни? Абсолютно ничего!
        Как подумаю, все, что происходит, происходит с неотвратимой и не всегда постигаемой справедливостью. Долги, подсчитывая которые, я обнаружил, что задолжал другим столько же, сколько другие - мне, видимо, распространяются не только на деньги и время от времени происходит их исправление, как в бухгалтерии, когда один раз выпишут тебе больше причитаемого, а затем удержат эту сумму, или же, не доплатив в одну зарплату, восполнят разницу в следующую.
        Признание, это - совершенно иное, Божья милость,благо! Что может сравниться с радостью,испытываемой, когда тебя благословляет беззащитная старушка, улыбнётся незнакомая женщина, без слов пожмёт руку незнакомец, крепко прижимётся к твоей груди больной ребенок?.. Признание должен заслужить, а то, просто так, никто тебя ни благословит, ни улыбнется, ни пожмёт руку и, тем более, ни прижмется. Хотя, самое большое признание - от малыша я заработал не без участия хвалителей тех самых людей, которые до этого всячески обходили меня.
        Летом 2003 года моя дочь привезла к нам из Неаполя своего мальчугана, Луку -Лучано Канджано, которому тогда только исполнилось 8 месяцев. Здесь он начал говорить, ходить, и среди нескольких слов, которые научился произносить на грузинском, чаще всего повторял «бабу» , подразумевая меня.
         После долгих размышлений и всестороннего анализа я пришел к выводу, что это было обусловлено политическими причинами: Лукино пребывание в Тбилиси совпало с «Революцией роз», - с днями ноябрьских демонстраций. Почти каждый вечер я спускался вместе с ним на проспект Руставели, где стояли манифестанты, требовавшие отставки президента Шеварднадзе, а затем – и лидера Аджарии Аслана Абашидзе, единственного, кто не оставил старшего друга в беде и бросился к нему на выручку вместе с многочисленными сторонниками. Именно эти сторонники пытались, с трогательным кличем на устах – « Бабу -Бабу!» (дед) выразить свою верноподданическую любовь к стареющим лидерам. Так как знакомый клич, по мнению наблюдательного малыша, раздавался при нашем появлении, Лука Канджано решил, что собравшийся народ приветствует именно его дедушку, тем более, на улице не прекращались возгласы - «Да здравствует Бабу!» или «Бабу не уйдет в отставку!», т.е. все в один голос вопили «Бабу-Бабу!».
          Я  точно не помню, что говорил Достоевский насчет слезы ребенка и остального человечества, но мой внук, который уже умеет считать до трех, даже если ему подарят трижды три тысячи разноцветных шариков, ни за что не скажет на чужого «Бабу», в отличие от тысяч взрослых, математические способности которых не пошли дальше тридцати сребренников.
         Вот это и есть истинное признание, а то знакомый всем механизм получения разных грамот, медалей и орденов, которые, за редким исключением, хоть в России, хоть у нас, в Грузии, доставались ценой крайнего унижения, необычайно точно описан в русской частушке, которая звучит не совсем цензурно, но, как говорится, из песни слов не выкинешь:
           По путевке едет в Сочи,
           В жопу ёб..ный рабочий.
    Здесь Сочи употреблен в переносном смысле, а рабочий - в прямом...