В роли юного буддиста

Арчил Манджгаладзе
         Чуть не забыл совсем первую встречу, с Джавахарлаллом Неру и его дочерью Индирой Ганди.
         Индийский лидер и его будущая преемница на посту президента собирались с визитом в Грузию, и по решению комиссии по организации встречи вместе с членами правительства их должны были встретить пионеры - мальчик с девочкой. Имени девочки уже не помню, я же, обрадованный, побежал к отцу на работу сообщить что я буду встречать Неру в аэропорту, и в Дворце пионеров мне велели постричься и придти в нормальном виде. Отец не любил такие, как он считал, липовые мероприятия, и незадолго до этого, когда мне предложили какую-то третьестепенную роль в детском фильме, не разрешил мне сниматься, проворчав, что моего актерства ему и дома хватает. А на сей раз повел меня к Жоре - цирюльнику, у которого была парикмахерская под лестницей редакции газеты «Заря Востока». Между прочим, он не уступал в известности брату своей жены, знаменитому кинорежиссеру Сержу Параджанову. Отец попросил Жору сбрить мне наголо волосы в надежде, что комиссия забракует бритоголового пионера- на фоне голых висков рельефно выделялись мои оттопыренные уши.
            В комиссии по организации торжественной встречи, увидев меня, ужаснулись и срочно стали искать дублера, но затем махнули рукой и передумали, решив, что оно может быть и к лучшему: нашли, что я похож если не на Далай Ламу в отрочестве, то уж точно на маленького буддиста с красным галстуком, справедливо считая, что включение в число встречающих Неру пионера с  внешностью юного Шакьямуни явилось бы определенным шагом по пути сближения детей двух стран. «Хинди-руси бхай, бхай!» было потом, во время визита Хрущева в Индию, а настоящая дружба закладывалась именно в то время, когда я встречался с Джавахарлаллом и его дочерью. Между прочим, я заглянул в Грузинскую советскую энциклопедию, хотел уточнить год приезда высоких гостей, но обе статьи - и «Джавахарлалл Неру» и «Индира Ганди» оказались списанными с БСЭ и об этом историческом визите не было сказано ни слова. Да благославит Господь покойного ныне фотожурналиста Владимира Гинзбурга, который запечатлел это событие! Сейчас, вспоминая эту историческую встречу, думаю, что единственный, кто поймет, каково было мне общаться одновременно с двумя лидерами - действующим и будущим -это Зураб Жвания. Правда, мне пришлось находиться между Неру и Ганди всего 40 минут, а Жвания, будучи премьером, после отставки Шеварднадзе, в течение 40 дней выдерживал натиск действующего и будущего президентов, но не забывайте, что я был первым и это случилось более 40 лет назад.
          Перед отъездом на родину Неру подарил Дворцу пионеров инкрустированный стэк- палочку из слоновой кости  редкой красоты, которую не выпускал из рук. И
впоследствии, спустя год или два, когда в Грузии распространился полиомиэлит, по городу прошел слух, что бациллы «детского паралича» находились в подаренной Джавахарлаллом Неру палочке. Обвинить в таком чудовищном преступлении последователя Махатмы Ганди, т.е. приписать индийцам создание и применение первой бактериологической бомбы, это такой же грех, как не признать за соотечественниками Рабидраната Тагора изобретение первого идеологического оружия - слезоточивого индийского кино.