Кто поймет этих китайцев!

Арчил Манджгаладзе
       Если бы не диссидент Буковский, мои знания китайской кухни остались бы на уровне отведанных в «Хуанхе» маринованных бамбуковых побегов и жасминной настойки. Как-то раз в сообщениях из-за рубежа я поместил перепечатанную из «Таймс» заметку о бесчеловечном обращении с узниками совести в китайских тюрьмах, которую подписывал Владимир Буковский. На второй же день примчались представители посольства, а еще через день, на заседании коллегии узнаю, что из-за этой заметки  крайне обострились отношения между двумя государствами, и не исключена возможность, что китайцы отзовут посла из Тбилиси. Хоть бы не началась война с Китаем, обеспокоенно качали головами члены коллегии. Как вы могли довериться этому подонку, диссиденту Буковскому?! Будь он достойным человеком, его бы не выдворили из Советского Союза, - обратился ко мне один из коллег. - Я же не специально, - стал я оправдываться, - как я мог подумать, что дипломаты такой великой страны станут копаться в такой... Ну, в общем, в нашей газете.
       Сразу же после окончания коллегии я узнал телефон посольства, связался с тем сотрудником, который ведал отношениями с прессой и договорился о встрече на тот же вечер. Встретились. Посидеть в хинкальной или кафе дипломат категорически отказался (чтоб я, не дай бог, не подумал, что работники посольства голодают) и я был вынужден  прямо  у входа в издательство, стоя, решать дипломатические и военные проблемы. Была достигнута договоренность, что: а) посольство не закроют и дипкорпус не отзовут и  б)Китай не объявит войну Грузии. Со своей стороны, я дал слово, что больше не буду доверять западной дезинформации и инсинуациям, и в вопросах Китая всецело буду полагаться на сообщения агентства Синьхуа, одновременно заверив китайскую сторону, что на перепечатку из «Таймс» никто не обратил внимания: нашими читателями являлись, в основном, бывшие секретари райкомов, председатели исполкомов и нынешние работники канцелярии, прокуратуры и органов МВД, а их абсолютно не волновало, что творится в застенках тюрем ни то что Китая, даже в самой Грузии. И Слава Богу, вздохнул с облегчением китайский дипломат, пригласив меня на торжественный прием в посольстве. Там мне передали изданную на русском языке брошюру об отколовшегося от Китая Тайваня. Просмотрите, может, заинтересуетесь, сепаратисты есть и у вас, сказали мне в посольстве. Я просмотрел, одобрил и стал публиковать в газете. В Интернете отыскал карту Тайваня, и по аналогии, виденной в «Атласе командира РККА» приписки к острову «кит.» рядом с надписью «Южно-Китайское море» припечатал China. И так печатал в каждом номере. На это сразу обратили внимание китайские товарищи, отметив, что на англоязычных картах у Тайваня отсутствует приписка «кит.», и когда я рассказал, как справился за пять минут с проблемой, над разрешением которой 10-летиями бьется Пекин, много смеялись.
          На приемах, устраиваемых по случаю праздников, где посол, высокий, худощавый с вечно смеющимися глазами дипломат, с неизменным успехом доводил до обморока вооруженных вилками и изготовившихся к фуршету гостей, - с серьезным видом объявлял, «сейчас я вам зачитаю маленький доклад о последних достижениях Китая», и вытаскивал из внутреннего кармана смокинга толстую общую тетрадь, затем со смехом поднимал вверх обе руки и к неописуемой радости приглашенных говорил: «Доклада не будет, прошу всех к столу», я проникся большой симпатией к веселым, чистосердечным и, одновременно, - вечно замкнутым и напряженным китайцам.
         Прошло полгода, и меня вместе с несколькими журналистами пригласили в Китай. О нечеловеческом обращении с  узниками совести ничего не могу сказать - программа, которую нам роздал наш переводчик Хуапинь, была составлена заранее, расписана по минутам, и, честно говоря, я не стал убиваться из-за того, что она не предусматривала осмотр застенков, так что узников я не видел. Видел одно объявление, вывешенное в фойе отеля, рядом с лифтом: «Массаж - 20 долларов». Я был поражен, ведь аналогичные услуги в «Хуанхе» у Темала, притом - без массажа, стоили по крайней мере в два раза дороже. Как оказалось впоследствии, я был не единственным, кто читал то объявление: в час ночи просыпаюсь от стука в дверь; открываю - на пороге стоит мой тбилисский коллега, в трусах, белый как полотно.
        -Поверишь, с первого этажа до девятого поднялся бегом, перепрыгивая через три ступени, чудом спасся, - говорит. - Зашел в массажную, подумал, такая же, как у нас, в Тбилиси. Оказывается - в действительности массажная! Я откуда мог знать, разделся, лег, вдруг врывается полуголый верзила, с обмотанным вокруг бедер полотенцем, переворачивает меня и прыгает мне на спину. Хорошо еще, я вовремя смекнул, что у китайца что-то недоброе на уме, еле унес ноги...
        О происшествии, естественно, узнал и Хуапинь. Во время прощального ужина, когда руководитель нашей делегации в шутку стал укорять переводчика, мол, в городе, где проживает 8 миллионов, нет ни одной спецмассажной, Хуапинь ответил: запомните, у нас везде, где на дверях написано какое-то название, внутри находится именно то, что написано снаружи, и больше ничего. То, что вы думали, наверное, есть и у нас, - к сожалению, проституция процветает во всем мире. Но борделей в Китае никогда не было и нет,  во всяком случае, я не слышал.
         Это еще что: лет двадцать назад в 250-миллионом Советском Союзе, как утверждали, не то что борделей, не было и секса!..