Что мы имеем с гуся?

Борис Росицан
       Это происходило во времена панской Польши.
 В одном еврейском местечке жил-был один еврей по имени Хаим. И был у него сын-переросток тринадцати лет, который научился только читать по слогам, как отец взял его себе в помощники, чтоб кормить семью. Все мы знаем, каково было стремление еврейских родителей вывести в люди своих чад. То ли это веяние, то ли желание семьи Хаима не отставать от других, а, может быть, семья накопила немного денег или всё это вместе, но решил Хаим отдать своего недоросля в школу-гимназию.
Как учился Мойша, а так звали сына Хаима, никто не знает. Но вот сохранился в народе один рассказ о нём.
       Идёт урок логики. И учительница спрашивает у Мойши:
- Мойша, ты знаешь, что такое логика?
- Ну-у-у. Это, э-э-э...
- Хорошо Мойша. Давай на примерах из близкой нам жизни попробуем определить, что такое логика. Возьмём , к примеру, ... ну хотя бы, гуся. Скажи нам, что мы имеем с гуся?
- Ну, это я знаю, - счастливо отвечает Мойша, - с гуся мы имеем мясо и жир.
- Молодец, Мойша! - подбодрила его учительница. - А что ещё мы имеем с гуся, мы высчитаем логически. И тогда все вы поймёте, что такое логика. - Учительница воодушевилась, найдя такой замечательный пример, знакомый всем ученикам, данный ею для наглядности.
- Вот, скажи-ка мне, пожалуйста, на чём ты спишь?
- На лаве.
- Так, хорошо! А что ты стелешь под себя на лаву?
- Кожух.
Учительница не обескуражена таким ответом, и продолжает задавать наводящие вопросы Мойше:
- А что ты кладёшь себе под голову?
- Рукав от кожуха.
Несколько задержавшись с очередным вопросом, учительница всё же решила продолжить показывать ученикам, что такое логика.
- Так! А на чём спят твои родители?
- На кровати.
       Ага! - про себя обрадовалась учительница, и опять спрашивает:
- А что родители стелют на кровать?
- Два кожуха.
- А под голову, что кладут? - с надеждой спрашивает учительница.
- Подушки.
       Ф-фу-у!.. Обрадовалась учительница, что наконец-то сможет на наглядном примере показать классу свой предмет и спрашивает, вся зардевшись от осознания своей маленькой победы:
- А что набито в подушки?
- Пух и перья, - отвечает утомлённый, и ничего не понимающий в предмете, Мойша.
- Вот! - обрадовалась учительница, и вздох облегчения нечаянно вырвался у неё. Она была в восторге, что достигла желаемого результата. - Так что мы имеем с гуся?!
- А, понял! Воши!  (Вши - по-русски.)
- ?????