Эпиграф
«Если мир к правде дорогу найти не сумеет,
честь и слава тому, ЧТО навеять сумеет
человечеству сон золотой»
(Запись из дневника. Автор не указан)
ВСТУПЛЕНИЕ
Недавно мне пришлось отвечать на вопрос: «Нравится или нет ЕГЭ?».
Расценивая эту акцию как писк комара в бушующем мире.
Высказать свое мнение не грех. Но ведь что изменится от моего личного «НЕТ», в ответе на этот вопрос? Ну, подсчитают голоса, выведут % «за» и «против» и все!
На этом успокоятся.
А ведь проблема ЕГЭ не есть маленькая и частная ведомственная проблема Народного Образования, отданная на откуп чиновникам Министерства этого самого главного Управления по обучению и образованию всего нашего народа российского. Я хочу, чтобы столкнулись два взгляда на эту проблема, как две линии, ведущие в будущее наше поколение. От выбора этого пути сегодня, зависит будущее жизни завтра.
Я выскажу свою точку зрения на эту проблему, с позиций широкого взгляда и думой о будущем нашей страны и всей цивилизации на нашей планете.
Ввиду широты и важности этой проблемы на судьбы людей, приходящих на смену старому поколению и прошлому веку, хочу охватить мыслью и более широкий горизонт событий, чтобы увидеть главное и существенное.
ПЛАН
1. О светлой мечте человечества. (Линия мечты)
2. О линии науки и НТП
3. А туда ли мы идем?
4. Что и кому дает ЕГЭ? В чем ПРОБЛЕМА?
Чтобы не уходить в дебри широкого философствования на проблемы жизни вообще и ее прекрасного завтра, я возьму конкретного человека и с позиций этого единичного и конкретного пройду мыслью до общего и глобального.
В таком плане можно будет увидеть место и значение этого явления.
Моя мать родилась в начале прошлого века (в 1910году).
Она захватила крестьянскую жизнь, когда хлеб свой насущный добывали своими руками в буквальном смысле: молотили зерно вручную цепами (палка-шест, с прикрепленным на конце, через гибкую связку-веревку или цепь, другую короткую палку.) Вот этим цепом и выбивали зерна пшеницы из колосьев. Ручной и тяжелый труд. Не буду описывать сев, косьбу, вязание снопов. Когда на лошадях или быках пахали землю, серпом косили пшеницу, на бричках воловьих или запряженных парой лошадей, возили с поля. Много из этого хорошо написано Некрасовым, про тяжелую русскую долю.
К чему я это говорю? А к тому, что в этих тяжелых условиях жизни зарождалась мечта, о той счастливой жизни, когда ТЯЖЕЛЫЙ РУЧНОЙ труд будут выполнять машины.
Моя мама вспоминала, что тогда, в перерывах на обед или вечерние часы короткого отдыха, они, молодые, рассказывали друг другу «байку»-мечту о том времени, когда ОДНА МАШИНА будет и косить, и молотить, и отсевать зерно от мякины, то это вызывало у них громкий смех! «Мы покатывались от смеха» - так выражалась эмоционально эта самосбродная мысль-мечта. Потеха для людей труда, да и только. Это было верх их мечты.
Это говорила мама, когда глядела на комбайн в поле.
И в ее, этом взгляде на работающий в поле комбайн, и в словах из памяти (о хохочущем детстве), мне представилась целая эпоха, перевернувшая не только взгляд на вещи, но и той скорости, с какой мысль человеческая воплощается в реальное наше бытие.
Но это были только цветочки.
2. Вторым этапом о счастливом завтрашнем дне, когда ВСЮ РАБОТУ будут выполнять УМНЫЕ машины, родилась по ходу развития и воплощения мечты в жизнь в эпоху НТР. В век индустриализации, как его окрестили люди.
С середины 20 века, (в 50-х годах), зародилась наука информатика, научная дисциплина, породившая УМ для машины. А дальше – больше.
Кибернетика – это сплав науки и техники, ускорили прорыв к вершинам машинного интеллекта. Ныне уже созданы компьютеры с машинным интеллектом.
Сегодня на автомобильных заводах Японии высоко-точную сборку машин на конвейере ведут машины-роботы, заменившие человека и исключившие брак в работе, возникающий как «человеческий фактор». Чувствуете разницу: роботы оказались умнее, точнее и безотказнее при работе на производстве.
Компьютеры сегодня взяли «на свои плечи» всю рутинную умственную работу человека.
В системе управления разработаны целые системные комплексы программного управления производством, в котором человеку-руководителю отводится вспомогательная роль «менеджера» по решению непредвиденных вопросов обеспечения производственного цикла.
Идет процесс наращивания количества умных машин во всех сферах человеческой жизни. Век индустриализации переходит в русло века информатизации. Что за этим стоит в реальности, мы все скоро увидим и пожнем его первые горькие плоды.Пока что мы радуемся его цветочкам.
В век научно – технического прогресса, при котором науке, с ее техническим мышлением, отдается ведущая роль, происходит то, что и должно происходить.
Тяжелый молот науки крушит материю, на все более и более мелкие части (получая пю-мезоны, мю-мезоны,…, кварки… и т. д).
А техника тоже не спит.
Атомная бомба. Водородная бомба. Способные уничтожить все живое на Земле.
На подходе сверхмощные лазеры космического базирования. Программа СОИ.
Обычные вакуумные бомбы и кассетные снаряды с термитной начинкой – так это просто игрушки.
Психотронное оружие, бескровное и умное – вот мечта военных стратегов.
Синхрофазотроны уже не справляются с поставленными наукой задачами, создаются новые циклические пушки для дробления и ускорения движения микрочастиц. Такая гигантская пушка построена в международном составе – это Большой Адронный Коллайдер (БАК). Читайте в Интернете статью: «Бог против БАКа».
3. Как видится мне, в беспредельном шествии нашей нынешней науки с ее мощным техническим вооружением, сметающая на своем пути все разумные и человеческие ограничения, и не имеющая нравственных регуляторов, приблизилась на этом пути постижения глубинных тайн материи к пределу. При столь одностороннем подходе и линейной перспективой осчастливить человечество, отстраняя его от ВСЯКОГО ТРУДА, (как тяжелого физического, так умственного), и превращая его в изощренного потребителя земных благ, ощущающего свое счастье в количестве этих материальных вещей, которыми он обладает, видится не просто человек – потребитель, биологическое существо, удовлетворяющее свои нужды. Но и ценный строительный материал для новых форм жизни в Космосе.
За всем этим я вижу сегодняшнего человека-производителя новой ветви цивилизации в космосе. Имя этой цивилизации «КИБЕРРОИДНАЯ». Это мой термин.
И создателем этой РОБОТОИДАЛЬНОЙ МАШИННОЙ ИМПЕРИИ, с встроенным биологическим видом мышления нынешнего человека, является Князь мира сего.
Главное, что товар есть, а спрос будет. Поэтому, ничто не пропадет. Все пойдет в дело. Только вот, ДЕЛО - то какое? Хотелось бы его разглядеть заранее.
Но нет, внимание пешек, должно быть всего на 1 шаг. Такова природа «реального» одностороннего взгляда в круге своего мышления.
Поэтому вновь я обращаю Ваш взгляд на эпиграф в начале рассказа.
Ограниченное, односторонне мыслящее, «сонное» сознание реально рождает чудовищ. Только это не сон. Виртуальный мир компьютерной графики увлекает и завораживает детей. Уводит от мира реальности. Границы реального и виртуального понемногу стираются. То ли еще будет. ... Впереди нас ждет множество сюрпризов. Сон навевается. Бдительность разума усыпляется.
Темная невидимая нам сила космоса, все внимательнее приглядывается к происходящим на Земле процессам и устремлениям человечества. Все более тщательнее ведется тестирование и вбрасывание все новых и новых игрушек. Все больше и больше забот ощущается нами, незримо подталкивающих всех нас по этому пути. Пути к своему порабощению новой цивилизацией. Нет не той, о которой мы мечтаем, как о светлой, свободной, прекрасной. Это цивилизация другого плана. Она хорошо, провидчески описана умницами-фантастами. Их живая мысль, удалялась за пределы Земли, моделировала в перспективу жизнь земную, как развитие во времени тенденций земного бытия. Они – первопроходцы в будущее, мыслью опередившее наше время и показавшие нам все «прелести» той жизни.
Практика жизни осуществит их предвидение. Их бред и фантазии, всего лишь попытка заглянуть в этот завтрашний день человечества.
Конечно, речь не идет о всей фантастике. Я имею ввиду научную фантастику, умных и мудрых авторов.
5. Немного о ЕГЭ.
Цель любого экзамена – это проверка знаний, полученной учеником за год (годы) учебы. Контроль должен быть объективный и беспристрастный.
Желательно – быстрый и эффективный.
Еще лучше, чтобы он охватывал все стороны знания и был универсальным.
Имел эквивалент «всеобщей ценности», сродни золоту, для «хождения» в обществе.
А теперь, скажите мне честно, разве ЕГЭ не есть решение этой задачи?
Для высших чиновников, призванных контролировать и проверять СВОЮ систему образования, лучшего средства не придумать.
Ну и что из того, что кто-то, где-то и чем-то недоволен относительно нововведения.
Компьютерный контроль, дающий мгновенный срез знаний по всей стране – это разве не впечатляет?!
И при этом, каждый проверяемый ученик получает свой «полюс» государственного контроля, на гербовой бумаге.
Что, и это Вас не убеждает в правильности выбранного решения о незаменимости и абсолютной «легитимности» данного предприятия?
Ну, тогда уж точно у Вас с головой не все в порядке, уважаемый гражданин!
Не желаете ли пройти … курс лечения в соседнем ведомстве – Здравоохранении.
Знаете ли, сейчас у многих здоровье пошаливает. Лучше, на всякий случай, поберечься и не затевать таких склок с самым умным ведомством. Себе дороже, ведь.
Это ответ на вопрос: «Кому это выгодно?»
Правда, остается немного не ясно: «Что это?» - по существу, скрытому от глаз красивой оберткой и помпезной риторикой. Когда-нибудь эту обертку все же придется развернуть и узнать истинную цену этому феномену.
Но для этого надо обществу самому посмотреть вглубь себя и поискать там истинные, а не показные, ценности и те задачи, которые решает эта система образования.
То, что это СИСТЕМА и она образована кем-то и для чего-то, не вызывает сомнения.
А вот как СИСТЕМА ОБРАЗУЮЩИХ ЗНАНИЙ в этой «кузнице знаний», как и сама СИСТЕМА ЦЕННОСТИ ЗНАНИЙ, получаемой учениками, остается для нас не раскрытой тайной.
А ведь, пора бы ее решать. И не компьютерными обертками, а реальными делами.
Ноябрь 2009 года.