Последнее танго в Париже

Владим Филипп
* * *

Лекция по режиссуре...открытие для них, 20и летних, ранее для для этих ребят-студентов   неизвестного.

Фильм .виденный мной уже  раз шесть.
Каждый раз удивляясь.
Всматриваясь и отмечая детали.
Нюансы.
Гармонию и глубину пауз.
Их философию неопределяемого, неявного, словно сильное течение под ровной коркой льда.
Казалось бы бессюжетность…или сюжет, напоминающий взведённую пружину.
Случайность встречи 45 летнего мужчины, Его,  и молоденькой девушки 20 лет.
Её.
Его опытность…цинизм.. желание и сознание вседозволенности… безграничности возможного… в контакте с женщиной.
Женшина ,как его собственность.....и ощущение рабской от неё зависимости.
Привязанность и настороженность брошенной собаки.
Растерянность от потери жены, депрессия и одиночество.
И надрывность внутри .. собственная потерянность…обстоятельствами разорванная ткань обычности.
И Жанна ,Она ,  случайная конкурентка при съёме квартиры, с ..цинизмом, желанием подчиниться своим инстинктам, равнодушием и влюблённостью, доминантой в которой только её переменчивое Я.…экцентричное.. и буржуазное …как единое целое.
И тоже желание властвовать и подчиняться.

Всё действие в Париже….
Свобода всего и одиночество каждого.
Пустота улиц..переходов… элегантность одежды… и свобода в одежде героя…
Пуловер на голое тело…..дорогое светлоохристое кашемировое пальто.
Импульсивность обоих, как общность языка.…

. «Последнее танго в Париже» принадлежит к небольшому числу тех произведений искусства кино, значение которых, наверно, только возрастает с течением времени — а прошло уже более 35 лет (кстати, на кинофестивале в Риме в октябре 2007 года устроили специальный показ фильма по случаю этой даты).
Выдающаяся картина всего лишь 32-летнего итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи, который, впрочем, успел зарекомендовать себя, запомнился ,прославился двумя годами ДО ранее замечательным «Конформистом».

Встреча с любовником жены, который любит вырезать что-то из газет. При встрече он тоже что-то вырезает.
«
- У нас одинаковые халаты.
- Да..
- А чем моете голову…,- любовник отвечает
- Вы хорошо выглядите…. Мы похоже одного возраста.
- Слежу за животом….- долгая пауза.
  Они даже дружелюбны.
  Он изучает соперника, хотя и с равнодушием.
В основе контакта безразличие.
- Этим.? - Герой показывает на самодельный турник.
- Да…, - любовник жены медленно начинает собирать турник… настраивает его примеривается… начинает подтягиваться, …раз…два…три….но Герою уже неинтересно…он  незамеченным уже ушёл…
Ему неинтересно ничего ,что как-то связано с умершей женой…её бывшим любовником…движет только любопытство…

И тут тоже одиночество всех в кадре….
И героя…
и Любовника…
Их общность в  Пустоте общения..в …разнокоординатности.
Они  случайно соприкоснувшиеся галактики.

Герой в комнатке с трупом жены.

Сцена перед гробом жены.
Он в запертой тёмной маленькой комнате..
Заходит…
зажигает маленькое бра под шёлковым абажуром…
символ уюта,погасшего уюта, уже или ранее для героя утраченного.. и
Слова…монолога героя…
45и лет.
Возможно считающего себя виновником смерти жены…

« Ну что лежишь?.....  Раскрашена словно кукла  !... Как проститутка ! ….ты же никогда не пользовалась косметикой…а сейчас… выглядишь,как ****ь!.... Дай сотру  всё это… пудра…какая мерзость…. И эти губы….ты же всё слышишь….. идиотка…. Эти цветы… словно на клумбе…., ты лежишь, как *****…на клумбе…"- он выбрасывает  из гроба цветы,-  "Кретинизм»….и захлёбывается в рыданиях…

Вырвавшаяся боль.
К ней?…
к себе?

Переменчивость…настроения  ….невозможность изменения реальности и  внутреннее согласие и несогласие с происшедшим… и понимание невозврата , неисправимости…

Всё перемешано.. и сплавлено ….в единый слиток времени..

Всё ещё остаётся сложным и непонятным особый киноязык этого фильма, загадочна и непостижима с житейской точки зрения история интимных взаимоотношений Пола, американца средних лет, только что потерявшего жену. И экцентричной француженки Жанны.

Франция – визуальная страна.
Страна ,в которой прекрасна даже нищета.
И здесь..
Дорогая съёмная квартира… и отсутствие мебели…и чья-то прежняя мебель, жизнь в накидке белых простыней… что под простынями неизвестно… скульптура?.. Мебель?
И вид на Париж…
и крыса найденная и сдохшая в кровати…..когда Он пытается Ею обладать….
Всполохи страсти… и лёд отчуждения.. и раскол льда… льдины как временности,   непонимания….И снова всё одновременно…..
И понимание случайности всего происходящего для обоих и понимание невозможности расстаться и осознание необходимости  этого…
И на фоне Её  жених… поколение другое… пытающийся что-то снимать молодой кинорежиссёр ,в стиле новой волны….. ложь и претензия…. И опять одновременно….в одном потоке… и понимание ею лжи происходящего и бег в подвенечном платье под дождём…от жениха  к Нему….Полу.

Тому… имени которого не знает…или уже забыла… туда в квартиру…..чтобы быть любимой или изнасилованной…. ей нужно и первое и второе  сразу…. Нежность и унижение, ….эгоцентризм её женского я?
Или любовь?
Или просто истерия буржуазной молодой особы?
Она поднимает в лифте перед Героем  подвенечное платье, под которым только её густозаросший треугольник молодого тела….
Но это нечто большее….
Это джунгли….
Где есть и волшебные цветы..и ядовитые всходы способные  убить от прикосновения к ним.
Отношение к ней Его, когда он сажает её в горячую ванну и повелительный жест Её ноги , когда она молча, подставляет ту одну ,то вторую ногу ,чувствуя себя Его  повелительницей…и смиренное молчаливое  Его согласие с этим.
Она стала частью го какой-то другой, новой жизни…. Но нужной ли для неё самой?

И уже сквозящее в фильме нарастание раскола… в мелочах…деталях… на подсознательных ассоциациях…
Случайное попадание в кафе на  конкурс бальных танцев.
Они оба по всему фильму живые, пульсирующие.. живущие…
Здесь же…
Танго.
ИХ ТАНГО.
На фоне танцоров этого конкурса.
Позы танцоров искусственные….ложь….претензия….намеренность…. фальш… и жюри- благопристойные буржуа…. Мир сытых, спокойных…. И желание их, Его и Её , обоих взорвать этот благопристойный фальшивый мир, …. Искра пробившая их обоих…
Они тоже танцуют….
Она верхом на нём…
И потом ,когда он таскает её за ноги по полу…
Они разрушают всю эту благонамеренную буржуазность…сбивая танцующих….
Они ненавидят эту фальш…
Он из собственного опыта…
Она  по ощущениям…
Размахивая вне такта руками ….пьяные…. выпив перед этим виски….
Но это не танец… и не дурачество.
Протест!.
В зоне и на грани Истеричности.
И в финале он спускает штаны,чтобы прилюдно показать зад Председательнице жюри, его зад -вот ответ всей этой благопристойности.

Их Танго, это понимание обоими ,что их расставание неизбежно…
Танго - надрыв....как прощание... разрушение и дисгармония  созданного и временного... обреченого.
Встреча  в основе случайна… их острова существования расходятся..они оба уже понимают …это пляска сумашествия , отчаяния…

Он пытается что-то исправить…
Она для него ниточка к так хрупко обретённому спокойствию…но Она уже знает что всё кончено..
Бег по Парижу…
Пустые улицы… улицы забитые людьми… её дом…
Её стремительный подъём на лифте..
Он бегущий по винтовой красивой лестнице, желая догнать этот ускользающий лифт.
Лифт ,как попытка ускользающей возможности..
Вроде бы вот…он ..и она….
Вторжение в её квартиру… дверь,как пограничный столб, заслон только её жизни…

Но Она уже ничего не хочет.
Всё кончено..
Он не может допустить этого…
Но Она – единственный отросток его нового обновления,обретения  жизни.
Но это его , а не её тайна.


Тщетно..
Он врывается в её квартиру.
Но он уже не нужен ей.
Под её рукой  револьвер, память  об умершем отце….
Выстрел.
Ему в живот.
В упор.


И выход его на её балкон….
И последнийь взгляд на Париж…
И растерянный затухающий проговор о желании иметь  детей…
Всё кончено....
Он ведь ухватился за неё ,как за нить жизни..
Но выстрел,как обрыв тонкой нити..
И его смерть на чужом балконе.. скрюченным . как бездомная собака..
В позе человеческого эмбриона.
Эмбрион,как возврат к первородству...к основе его начала  жизненого пути.


И завершение фильма..
взгляд в камеру…
Её …
к зрителю…
словно оправдание перед полицией..
« Он преследовал меня… он хотел изнасиловать… он ворвался….
Я НЕ ЗНАЮ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА».

Потрясающий фильм……
Один из самых сильнейших фильмов Бертолуччи

Фильм предвосхитивший «Калигулу»…вызвавший 30 лет назад протест из-за оскорбления общественной нравственности… с приговором режиссёру  на пять лет быть под запретом на гражданское голосование.
И безобидный по отношению к сегодняшнему дню.

В этом плане фильм ещё тогда молодого автора, сразу стал вехой в истории мирового искусства.
Ведь он оказал громадное (возможно, не всегда осознаваемое) влияние на кинематографистов различных стран — и «Последнему танго в Париже» явно и косвенно подражали, с ним творчески спорили, но чаще впитывали достижения и открытия Бертолуччи: как тематические, так и кинематографические, стилевые, формальные.
Разумеется, нельзя не упомянуть, что данный шедевр вообще не состоялся бы без выдающейся игры Марлона Брандо, восхитительной работы оператора Витторио Стораро и изумительной музыки джазового импровизатора Гато Барбьери, который, между прочим, в августе 1972 года четырежды смотрел черновой материал продолжительностью в 250 минут, прежде чем сочинил своё пронзающее душу соло на саксофоне.

И студенты, после просмотра  фильма…..долго сидели молча..
 возможно потому, ……..что настоящее искусство начинается там ,

где нет…… слов.

* * *