Последний щелчок

Беляков Алексей Андреевич
                Кончался  апрель. Водители  гаража заканчивали  подготовку  автомобилей  к  очередному  ежегодному  техническому  осмотру, подкрашивали,  подкручивали, протирали  и  смазывали. Всем  этим  многосложным   процессом  руководил  механик  гаража -  Василий  Михайлович  Панков,  человек в  возрасте, опытный, с  огромным  водительским стажем,  знающий  массу  поучительных  историй  из жизни  водителей. Михалыч, как  его  уважительно все называли, шел  от   одной  машины  к  другой,  придирчиво  заглядывал  под  капот, под двигатель, проверял   светооборудование  и  прочее оснащение. Подошла  очередь  и  «пазика», на  котором  работал  Валерка   Шершов, молодой  парень,  шебутной,  острый  на  язык, любитель   быстрой  езды,  за  что  его уже  прозвали  «космонавтом».
-  Ну   что,   к    «полету»  готов? -  придирчиво оглядывая  автобус,   подошел  и спросил  Панков.
-  А как же,   у  нас  завсегда  лучше  всех  -  хвастливо  заявил  Валерка, вытирая  ветошью руки,  -  Вы  же  знаете,  мы  всегда  первые.
Но  Михалыч,  не  обращая  внимания  на  заверения  Валерки, заглянул  под  кузов, залез в  кабину, пощелкал  переключателями, потянул  ручку  ручного  тормоза. Валерка  все  это время  ревниво  следил за его  действиями.
-  Ну  что   я  говорил,  у  меня  все  как на  ракете,  -   затараторил  он  снова,  когда  Панков  выпрыгнул  из  кабины.
- Все,  да  не  все,  -  заявил  Панков, недовольно  глядя  на  Валерку,  - у  тебя  «ручник»  не годится  никуда,  на  последнем  щелчке  схватывает,  давай-ка  регулируй,  как  положено.
- Михалыч,  да  ведь  это  целый  час  работы, да и  какая  разница,  на  последнем   или  предпоследнем  схватит,  все  равно  им  никогда  не  пользуемся, - взмолился  Валерка, рассчитывая  в этот  день отпроситься  пораньше. Задержка  никак  не  входила  в  его  планы.
- По мне,   хоть целый  день  работы,  а  чтобы   все  было,  как  положено.   Не  сделаешь,  в  рейс  не  выпущу,  - отрезал  Панков  и  пошел  к  следующей   машине.
Пока  происходил  этот  разговор, начал  накрапывать  дождик,  который минут  через  десять  перешел  в  ливень  и  заставил  всех  водителей  свернуть  временно  работы  и  собраться  в  курилке. Мужики  рассаживались  на  скамейках  по  кругу, обсуждали  дождь, предстоящие  выходные, и  все,  что  можно  обсуждать  в  компании  за  сигаретой. Последним  зашел  Панков.  Мужики  подвинулись,  освобождая  место,  и Михалыч  уселся  рядом  с  недовольно  сопящим  Валеркой,  в  адрес  которого  уже  прозвучало  несколько  едких   шуточек.
    -   Ты  вот  говоришь,  какая  разница, -  как бы  продолжая  начатый  разговор,  обратился  он  к  Валерке,  -  я  вот  расскажу  тебе  одну  историю,   а  ты  над  ней  подумай на  досуге.
  В  курилке  установилась  тишина, все  знали, что  у   Михалыча   простых  историй  не  бывает.
          
-  Было  это  дело  на  юге,  еще  молодой  я  тогда  был  и  послали меня  в  командировку  в  один  из  отдаленных  районных  центров  в  предгорьях   Кавказа, -  начал   Панков. Ну, с заданием  я  справился  быстро,  и  на  последний  автобус    не  спешил,  а  решил,  пользуясь  случаем,  проведать  своего  товарища  по  срочной  службе,  он  как раз  в этом  центре  жил.  Как  положено,  посидели  за  столом, угощений  всех  попробовал. Там  у  них   помидоры,  во-от   такие,  -  Михалыч  показал  свой   жилистый  кулак.
-   Ну,  уж  прямо  такие,     -    недоверчиво  хмыкнул   Валерка.
-   Точно,  там  такие,  я  на  уборке  урожая  там  бывал,  сам  видел,  -    подтвердил  кто-то  из  присутствующих.
-   Выезжал   я  рано утром,  первым  рейсом, -  продолжал   Михалыч,  -   пассажиров  было  мало, в  основном   женщины. Сел я  на  переднее  место, по  привычке,  чтобы  иметь  хороший  обзор впереди.  Водитель,  пожилой,  загорелый  армянин,  машину  вел  уверенно,  двигатель  работал  ровно,  и  монотонный  звук вместе с  ровной  дорогой  быстро  убаюкали  большинство  пассажиров. Мне  спать  не  хотелось, все  смотрел   по  сторонам,  так  как  в  тех  местах  был  впервые,  а  посмотреть  было  на  что,  это  ведь  Кавказ, там  одна  природа  чего  стоит.
Дорога  шла  постоянно  с  небольшим  уклоном  вниз, слева  тянулась  сплошная  посадка  из  акации, а  справа,  сразу  за  обочиной  дороги, начинался  крутой   увал, который   заканчивался  где-то  километрах  в  полутора  глубоко  внизу, руслом  реки  Уруп,  а  затем  так  же  косогор  поднимался  вверх,  на  расстояние  нескольких  километров. А  за  ним  просматривались  очертания  главного  Кавказского  хребта, там  такой  простор,  такая  перспектива.  Это,  мужики,  надо  видеть.
За  разглядыванием  окрестностей  я не  заметил,  как  автобус  потихоньку  остановился. Водитель  вышел  из  кабины  и  что - то  делал   позади  автобуса. Но  вот  за  стеклом  поплыли  потихоньку  назад ближайшие  кусты  боярышника. Я еще подумал,  как  мягко водитель стронул  тяжелую  машину с  места, даже  оборотов  двигателя  не  прибавил. Глянул  на  место  водителя  и  оторопел!  Водителя    там  не  было!  Краем  глаза, в  зеркале  заднего  вида, я  увидел,  что  водитель  бежит  в  нескольких  шагах  за  автобусом.   А  автобус  уже    набирал  ход,   потихоньку  забирая  вправо. Сорвавшись  с  места,  я  рванул  ручку  ручного  тормоза,  но  автобус  продолжал  двигаться  под  уклон  дороги,  набирая  скорость  и  угрожающе  приближаясь  к  увалу…
Тут  Михалыч  сделал  паузу, прикурил  потухшую  сигарету и  оглядел  мужиков.
- А  ехал  я  на  автобусе марки «ЛАЗ».  Там  еще водительское  место  от  салона  такой  гнутой  трубой  отделено.
- Да,  знаем  -  закивали  мужики, -   неудобная  конструкция, но что  дальше-то было?
- Так  вот,  пришлось  мне  под  эту  конструкцию  левой  ногой  залезть,  дотянуться  до  педали  тормоза  и  утопить  ее  до  пола,  да  еще  и  руль  влево  вывернуть, чтобы  не  завалились  мы  с  увала. Кувыркаться- то  пришлось   бы долго.
Машина  стала. В  салоне  было  тихо. Я,  вывернув  голову  влево,  кинул  взгляд  в  салон. Все  пассажиры  дремали, разморенные  утренним  солнцем.  Все  произошло  так  быстро,  что  никто  ничего  не  заметил.
    Через  несколько  секунд  дверца  открылась  и  в  дверном  проеме  появился  водитель. От  его загара не  осталось  и  следа, лицо было  белое, как  лист  бумаги. Скорчившись  под  ограждением,  я  все   держал  автобус  на  тормозе. Водитель с  трудом  запрыгнул  на  сиденье  и  передернул  ручник.
-  Можно  ногу  убрать,  -  облегченно   выдохнул  он. Его  всего  колотило,  от  частого  дыхания  грудь  высоко  вздымалась.
-  Что  же  у  тебя  ручник  не  держит?  -  в  сердцах  я  добавил  вполголоса  еще  пару непечатных  слов.
- Да  он  у  меня  на  последнем  щелчке  схватывает.
 
    Мы  постояли еще  пару  минут. К  этому  времени  водитель  пришел  в  себя,  на  лице  его  появился  румянец,  а  потом  и  загар.
- Ну,  поехали. 
В  Армавир  мы  приехали  по  расписанию. На выходе  водитель  остановил  меня: - Спасибо  тебе,  парень.  Если  бы  не  ты,  я  бы  его  уже  не  догнал,  сердце  уже  схватывать  начало.
   Я  молча  пожал  ему  руку  и   пошел  к  остановке  троллейбуса.

  -   Вот  так-то  бывает,  а  ты  говоришь,  какая  разница, -  закончил  свой  рассказ  Михалыч,  -   ладно,  заболтались  мы  тут,    дождь - то  вон  давно  уже  кончился,  работать  надо.   Мужики  расходились  молча,  Валерка  подошел  к  Панкову  и,  впервые  без  гонору,  сказал:   -   Михалыч, ты не  сомневайся,  я все  сделаю.
- А я  и  не  сомневаюсь,  -  ответил  тот  и  пошел  прочь.


15.12.2003г.