Рядовой-иголка

Руслан Титор
Был у меня случай, по первому году, аккурат на день рождения. Обычно негласно принято, что именинник идёт "выходным". Ну забыли и забыли в начальстве заставы: в рабочей группе на Правом, от перехода с Седьмых ворот и до вышки Поста Наблюдения, по выемке "Кармана", бетонные столбы вкапывали - для дополнительной линии ИТЗ. Лопата - одна на всех и "кусок" рукавиц не выдал, почему-то. А голыми ладонями браться по-всякому, таскать да устанавливать узловато-шероховатые, увесистые "карандашики", а особенно утрамбовывать одним из них землю вокруг - удовольствие, скажем так, намного ниже среднего.
Пришли с границы, мне говорят: "Пляши! Родители приехали, в Отряд поедешь, трое суток увольнительной!" А как раз суббота была. Ну, думаю, помоюсь в кои-то веки по-человечески, со вкусом и не дёргаясь, да и поеду вторым ночным поездом до перевалбазы. А оттуда, с оказией, с утра - в Гадрут. Вдруг прибегает замполит к складу ОВС, где мы массово чистое нательное бельё получали перед баней, лица на нём нет: "Быстро собирайся!!! Через полчаса должен быть как штык на полустанке, на первом вечернем поедешь!"
Да ёкалэмэнэ!!!

И поехал в несвежем, но в парадке и шинели. Ничего не понимаю, ведь с Перевалбазы только утром уехать можно. А ради рядового рядового-первогодка никто спецом с Отряда машину гонять не будет, это ж остаток вечера и всю ночь куковать, до утра!
Так и вышло.

От соблазна помыться в базовской бане, по зрелому размышлению, отказался: попятили бы и парадку, и всё, что приглянётся, как пить дать. Благо "старый" всего лишь да когда с Перевалбазы и Отряда активно дембеля начинают ехать после расчёта. Не, лучше не рисковать!
Просидел всю ночь, весь на нервах и как на иголках. Под утро вспомнил, куда еду и - почистил сапоги, образцово-показательно, до полного зеркального изумления. Ещё мысль погрызла, что вроде чего-то сделать тоже запамятовал, но никак не мог сообразить - что именно, ускользало.
И вот поздним утром приехал в Отряд, захожу в караулку КПП, а там - младший брат, пацан шести лет, стоит на стуле и с огромным выражением декламирует:

"Три часа поёт петух,
Три часа - и Пугачёва.
Магазин закрыт до двух,
Ключ - у Горбачова!"

Народ катается от смеха. И тут же мама сидит. Объятия, эмоции через край и надо идти в штаб, увольнительную выписывать. Хотел сам смотаться по-быстрому, но мама почему-то вцепилась в руку. Ладно, пошли вместе, прихватив брата, к дикому разочарованию караула и остальных благодарных слушателей.
Идём, все встречные гарнизонные, особенно офицеры, как под копирку: сначала - умиление: к солдату родня приехала, потом на меня глянут и... каменеют лицом. Где-то на пятом-шестом офицере до меня дошло, точнее сообразил, ещё точнее - ВСПОМНИЛ, ЧЕГО Я ЗАБЫЛ СДЕЛАТЬ: БЛЯХА РЕМНЯ НЕ НАДРАЕНА!!! А уже плац перед штабом пересекаем. Как здорово, что не один пошёл: уже на ступеньках штаба повстречали одного майора, выходящего из. Тот брату моему: "Ой, какой славный мальчик, к старшему брату в гости приехал!" Маме что-то галантное сказал, перевёл взгляд на меня и - чуть не забылся: мгновенно перекосило всего, уже рот раскрыл явно рявкнуть, но вовремя вспомнил, где он и что "солдат" - не один! Вновь залучился лучезарно. (Мама на меня всё смотрела, поэтому ничего не заметила.) Однако украдкой штабной посмотрел эдак многообещающе. Зашёл в штаб за нами следом. Улучив момент, прошипел: "Ничего, вот когда они уедут, ты у меня попляшешь!"

Пока там бумажками шелестели, я маме сказал, что надо отойти ненадолго, мол - приспичило. Шасть в туалет, а там трое "драконов" с "учебки". Меня увидели и вытаращились во все глаза. (Ну ещё бы - месяц только на учебном, а тут к ним заваливает такой вот, злостно неначищенный.) Говорю им: надо в темпе бляху почистить. Один моментально умёлся, а двое оставшихся, ну не молчать же, спрашивают несмело:
- А вы с заставы?
Киваю.
Помялись, ещё более нерешительно:
- А с какой?
- С "Пайки".
Тут у них глаза вообще - по рублю юбилейному, и один другого пихает в бок, и - полушёпотом:
- Видишь, сержанты не врали ни чуточки. А ты - враньё, сказки, не верю.
Тут третий прибежал с "бархоткой". Те двое третьему что-то шушукнули, он чуть не выронил всё из рук. Давай я бляху в темпе надраивать, а сам думаю, чего это "драконам" наплели про нас?

В общем выхожу, бляха идеальнейше сияет, как кошачьи помидоры. Глядь - давешний майор НШ (начальника штаба) ведёт и даже успел на инерции торжественно выдать:
- Вот, товарищ подполковник, полюбуйтесь на этого красавца, с Пятой, каков, а? Совсем обнагле...
Сверившись с выражением изумления-недоумения на лице начштаба, и не усмотрев искомо-ожидаемой реакции, глянул сам и - рот раскрыл. Быстренько оправился от "волшебной" метаморфозы, глазки сузил и мне:
- Все равно тебя полгарнизона и пара УПЗ видала, с тёмной пряжкой. Так что готовься на "губу".

И тут меня зло взяло: зачем-то сорвали с заставы в спешном порядке, не дали подготовиться как следует, даже помыться, пожал плечами и "грубанул":
- На "губу", так на "губу".
НШ спросил, какого я призыва. Усмехнулся майору:
- Вот, поздравляю, новая смена "пайкинцев" подросла. Что с этой заставой делать, ума не приложу. Ладно, он - твой, потом.
Тут маму увидели и - мелкими бесами порассыпались, кавалергарды мля, сю-сю, му-сю, забирайте сына, на трое суток.

Уже в гостинице спросил, почему мама в меня вцепилась на КПП и не хотела от себя никуда отпускать?!
И она мне рассказала следующее. Приехали они в Отряд накануне дня рождения, провели их в штаб, она назвала мою фамилию. Ей сказали: "Айн момент, сейчас сообщим ему о вашем приезде и через несколько часов увидите сына". Она ждёт-ждёт-ждёт, никто не подходит и не говорит, когда же сын приедет. Полдня прошло, пошла сама. А ей, округлив глаза, сообщают потрясающую новость: "Нет на заставе такого рядового и никогда не было". Можете легко представить, что она подумала. Подняла на уши весь штаб: "А ну быстро мне сына доставьте! Куда дели!?" Оказалось, что штабные меня искали на... соседней заставе, "Омане". Почему, не в курсах до сих пор. Фамилия у меня была - спутать очень трудно и нечасто встречающаяся. После уточнений, кого-то осенило, позвонить на "Пайку" и - "отыскался, пропажа".

Мозаика сложилась. Стали понятны и перепуганные офицеры заставы, получившие от штаба за здорово живёшь "накачку" по самые уши и дикая спешка, и остальной дурдом. Хотя вот не стали машину средь ночи на базу высылать. Очевидно посчитали и решили: раз отыскался "солдат", подождут его ещё ночь. И вот он, венец высочайшего профессионализма штаба - десяточек "губы", когда родные уедут. Плюнул мысленно и выкинул из головы.

Трое суток увольнительной пролетели замечательно, отлично отдохнул: спал, когда и сколько вздумается, кушал домашнее и гражданское, разговаривали про новости дома, про родственников, как там на "гражданке" нынче, смотрел телевизор, ел, снова спал. Неудобно за несвежий зимний "тельник" было, ну да для мам-то наших мы всякие хороши. Посмеялась и сказала, чтобы не думал о всякой чепухе.
И вот последний день, время подходит им уезжать и тут меня осенило: опять с ними в штаб, оформить "явку", потом - проявление изощрённого коварства: поехал с мамой и братом на такси, до желдорстанции Горадиз - где рядышком База располагалась. Там, посадил их на поезд до Баку, а сам, преспокойно дождался на вокзале своего и поздно ночью был уже на заставе. Пока в штабе и на базе разберутся, где это я, пока дозвонятся до заставы, то-сё... Решил, а чего их баловать: сами меня потеряли, вот пусть снова и вызывают в Отряд. Охотно подменил заболевшего и во вторую смену ЧГ (пограннаряд "Часовой границы") на Правый умотал. Для подстраховки, чтобы немедленно не выдернули. Ну и из редкого садизма: чтоб в Отряде меня ещё страстней возжелали представить пред очи, но грызли локти до... полудня. Раньше, только если персонально машину с Отряда выслать. Врядли.

Спокойно оттащили вторую смену, пришли и спать завалились. А рано утром "Пайку" подняли по тревоге и начался Кумлахский инцидент. После него, по всем признакам, забыли, не до какого-то "борзого"-срочника стало.
Если бы в штабе Отряда меня не "потеряли", чуть не доведя маму до инфаркта, если бы не стали в лучших армейских традициях "исправлять упущенное", но традиционно же - через известную часть организма - "Давай-давай, быстрей!!!", разве бы я заявился в таком "неуставном" виде?
Вот так, видимо, и возникали мифы про самый страшный штабной "ужастик" в ПВ - "дикие" заставы.

Да, на всякий пожарный: никого и ничего не очерняю, и не гребу под един гребень: как было, так и рассказал.