Ославльские протестанты, 14. Попытка разобраться

Евгений Каширский
14. МАРИНА ПЫТАЕТСЯ РАЗОБРАТЬСЯ
При осмотре дома Олег послушно ходил вслед за воодушевленным хозяином по комнатам и вежливо хмыкал. Наконец, выдавил из себя скупую похвалу: «нормальный домик».

«Завидует, – подумал Сергей о друге, – в нем еще слишком много плотского».

Собрали нехитрый ужин, выпили по рюмочке коньяка. Олег подобрел и попросил показать окрестности славного города Ославля. Друзья пошли в сторону озера через всю Куклиновку. За разговором не заметили, как добрались до слободки Бараньи Горки, окраины Куклиновки, с ветхими деревянными бараками и такими же ветхими частными домами. Большинство из домов было построено в середине прошлого века.

Сергей делился своими впечатлениями о городе, о людях, с которыми он уже успел здесь познакомиться. Вдруг за спиной послышались громкие женские голоса, смех… Друзья обернулись. В метрах двадцати от них шла компания подвыпивших молодых женщин. Типичные обитательницы Бараньих Горок – грубо накрашенные, развязные, крикливые. Одна из них вела за руку девочку лет пяти.

Друзья прошли еще пару кварталов. Женская компания не отставала. Наконец, идущие сзади поравнялись.

– Ребята, может, познакомимся?– сказала одна из девиц.
– Пойдем к нам, здесь рядом … – поддержала другая.
– Мы не можем, – не поворачивая головы, ответил Сергей.
– А чего так? – засмеялись женщины.
– Понимаете, милые дамы… – сказал Олег, замедляя шаги.

Сергей дернул его за рукав:
– Идем, идем.
– Зря! – крикнула вслед удаляющимся мужчинам третья женщина низким грудным голосом.
– Здесь все время так? – спросил Олег, когда они покинули слободу.
– Почти… мужиков не хватает, вот и пристают, когда напьются…
– Еще и ребенка таскают. Уроды! Кстати, а чего мы не пошли? какие проблемы? Утешили бы бедных женщин …
– Я этим теперь не занимаюсь…
– Да что ты говоришь?

Олег хотел было отпустить какую-нибудь шуточку, но промолчал, заметив, что другу разговор неприятен. «Парень слишком увлекся религией», – подумал он, будучи убежденным, что никакая религия не должна мешать нормальному ходу жизни.

Между тем, Сергей сделал вывод о Шишкине, что у того серьезная проблема с моралью. Всегда готов «оприходовать» первую встречную, и вроде бы умный человек…

* * *
На собрании Олег сидел с непроницаемым видом. Сергей время от времени посматривал на приятеля, пытаясь понять, нравится ли тому здесь или нет? Ничего понять было нельзя. Никакой реакции. Сергей обиделся и решил не спрашивать Олега о впечатлениях. Расскажет, когда посчитает нужным. Все же ему было досадно, что приятель, похоже, не испытывает тех чувств, которые охватили его самого при первом посещении Дома молитвы.

После собрания задерживаться не стали – Олег торопился на дневной автобус. Вернувшись, пообедали супом, приготовленным Сергеем специально к приезду друга. Казалось, от супа Шишкин был в большем восторге, нежели от богослужения. «Нарочно восхищается моими кулинарными способностями, лишь бы не говорить о церкви», – злился Сергей.

– Я знаю, что «суп изумительный», скажи лучше, как тебе собрание? – наконец, не выдержал он.
– Нормально, – не сразу ответил Олег, – примерно подобное я ожидал увидеть. Нет, все хорошо… искренние люди. Мне понравилось.

Олег уехал, а Сергей побежал на встречу с Мариной. У него был намечен с ней важный разговор.

Поначалу ему казалось, что Марина быстро согласится с его доводами насчет религии, и после двух-трех бесед перейдет на сторону протестантов. «Нельзя же идти против очевидной истины?» Вместе с ним вступит в общину, и всю оставшуюся жизнь они проживут в любви и согласии, как и подобает христианской семье.

К удивлению Сергея, Марина с большой неохотой поддерживала разговоры о религии, заявляя, что в этом вопросе она сохраняет нейтралитет. Пусть все будет как есть: он – протестант, она – православная. И не надо спорить о вере.

«Ерунда какая-то! – возмущался Сергей, – ну и какой тогда может быть семья? Муж – в одну церковь, жена – в другую. И как, скажи мне, воспитывать детей?»

Марине не хватало аргументов, ибо Сергей постоянно цитировал Библию, с которой теперь не расставался. «Вот бы сюда маму! – думала Марина, – она быстро бы разбила его доводы». Но маму вовлекать было нельзя. «Может, посоветоваться с отцом Валерием? Тоже нельзя… сразу маме все перескажет. Хотя можно придумать, что это ее подруга с ней спорит … да, точно, подруга ходит к протестантам».

Марина решила, что ей надо разобраться прежде всего с тремя аргументами Сергея. Она их сформулировала так:
1. Правда ли, что где двое или трое собрались во имя Иисуса Христа, то Он будет среди них? А это означает, что все христиане, если живут по Библии, одинаково угодны Богу.
2. Правда ли, что есть только один посредник между Богом и людьми – Иисус Христос?
3. Правда ли, что Евхаристия – это не жертва, приносимая священниками, но дары Иисуса Христа? А раз это так, то священников в христианской Церкви быть не может. Нет жертвы – нет священников.

* * *
Отец Валерий был человек начитанный, и в другое время он бы с удовольствием объяснил девушке все заблуждения протестантской ереси, но в этот день у него было плохое настроение. Только что он получил разнос от благочинного, приезжавшего с проверкой. Благочинный был весьма недоволен низкими сборами средств, и соответственно – размерами посылаемой дани в епархию. Пригрозил выслать его из Ославля в село Смертино, где он будет питаться луком и чесноком. Поэтому отец Валерий ограничился тем, что вручил Марине увесистую брошюру, сказав, что в ней она найдет, все что нужно. Брошюра называлась «Душеспасительные беседы с протестантами».

Читая «Беседы», Сергей испытывал два чувства одновременно: азарт охотника и возмущение. Более всего его возмутило, что в книге весьма некорректно излагается протестантская позиция. Так, автор сообщал читателю, что жадные и хитрые руководители протестантских общин обманывают простодушных рядовых членов. «Это наш Петрович-то хитрый и жадный?!» – горячился Сергей. Да и себя он вовсе не считал простодушным, которого куда-то там заманили… В отличие от автора, он знал протестантскую общину изнутри.

Сергей с удовольствием показал Марине все ошибочные места, в очередной раз подкрепив свои доводы цитатами из Библии.

– И чего ты все споришь? – говорил он, – рассуждаешь о протестантах, будто это жители Новой Гвинеи, «протестанты то, протестанты сё»… Сходи к нам на собрание, сама все увидишь… Все сразу будет понятно.
– Хочешь, чтобы я пошла на ваше… – Марина затруднилась с поиском нужного слова…
– Богослужение, – подсказал Сергей.
– Хорошо, пусть так, «богослужение»… но как может пойти к вам православный человек?
– Ой, какие мы гордые! Будто мы там не Богу служим, а Вельзевулу! Как ты думаешь, чем мы там занимаемся?
– Не знаю, не знаю …
– Протестантское богослужение – это диалог Бога и Его народа. Представь себе два потока. Один идет снизу – вверх, другой сверху – вниз. Народ молится Богу, славит Его. Бог отвечает народу в Слове, благословляет… В нашем богослужении нет никакого действа, представления... Звучит только Слово Божие.
– А Причастие?
– Все, как во времена первых христиан – преломляется хлеб и передается чаша с вином, можешь почитать об этом у апостола Павла, Первое Послание к Коринфянам, 11 глава.

Марина подумала, что Сергей, возможно, прав насчет того, чтобы посмотреть на их собрание своими глазами. Надо же составить собственное мнение. Сказала, что даст ответ через пару дней.

Сергей сообщил, что сегодня в собрании был его друг Олег Шишкин. Ему понравилось. Между прочим, Олег – владелец газеты и типографии, не простачок какой-нибудь.

– Надо будет тебя с ним познакомить. Отличный парень.

Марина промолчала. К новым знакомствам она относилась осторожно.

* * *
Отец Валерий, в очередной раз выслушивая по телефону разносы благочинного, вспомнил слова Марины, пришедшей к нему на прием.

«А ведь тут есть о чем подумать! В городе полно сектантов… – размышлял он, положив трубку, – семь или восемь общин. Это только известных, а сколько тайно собирается? смело можно помножать на два… Так, и что? А вот что: создать центр, антисектантский … – думай, Валера, думай своей бестолковкой… центр имени…»

Он перебрал несколько достойных имен. «Так, центр имени Феофана Затворника. Задача центра: очистить святой град Ославль от протестантской ереси».