Особенности национального расследования версия 2

Иванова Наталья 2
Накануне шестой годовщины печальной даты , я встретилась  с вдовой командира Сергиево Посадского ОМОН – Любовью Александровной Маркеловой, с матерью погибшего бойца Дмитрия Федина – Алевтиной  Сергеевной Фединой , с сестрой – двойняшкой погибшего Александра Лазарева – Ольгой Макаровой  (все они являются лидерами инициативной группы по делу расследования обстоятельств, повлекших за собой гибель Сергиево Посадских ОМОНовцев) и для восстановления цепи событий , побеседовала с ними.
       - Любовь Александровна, расскажите, что же произошло 2 марта 2000 года?
 Л. А. – За годы войны у боевиков наработаны различные методы борьбы против федеральных сил. Один из них следующий: при подходе колонны к блок – посту производится обстрел колонны и блок – поста одновременно. Начинается перестрелка между своими. Такой метод и был использован. Тем более , что те , кто расположился около блок – поста № 53 были «настроены» открыть огонь по колонне. Первого марта сотрудники ВОВД Старопромысловского района города Грозного (свердловский отряд патрульно – постовой службы) получили дезинформацию о том , что по маршруту Моздок – Грозный пройдет колонна чеченских милиционеров, которых надо разоружить, а  в случае сопротивления – уничтожить. Зная , что чеченцы без боя свое оружие не сдадут, свердловчане заняли боевые позиции. От дороги их загораживал железобетонный забор… Но они не знали , что с приближением колонны им в спины начнут стрелять. Одновременно с обстрелом колонны был открыт огонь  по базе Подольского ОМОН и по « высоте 319» , на которой находился взвод Подольских  ОМОНовцев. Свердловчане стреляли по колонне 5 -10 минут. И около 4-х часов отряд уничтожали «неустановленные следствием лица».  Этими же лицами по всей вероятности в ночь с 1-е на 2-е марта были обезврежены минные поля , находящиеся  вокруг базы Подольского ОМОН.
   - В течение марта и начала апреля в Чечне были уничтожены колонны еще трех отрядов: Ханты – Мансийского и Пермского ОМОН и Псковских десантников. Насколько известно , дело по халатности было заведено только в связи с гибелью бойцов СП ОМОНовцев. Почему?
    - Л. А. – Я думаю : чтобы как - то  объяснить участие в боестолкновении свердловских милиционеров. Нельзя же признаться всему миру в том , что в Чечне воюют такие безграмотные командиры. Они не проверили информацию, устроили засаду вблизи населенного пункта, не согласовали действия подразделений и т. п.
   - Война – это политика. Вы считаете, что подсудимые – политические заложники?
  Л. А. -  Именно. И не только они. Мы , потерпевшие – тоже. И весь отряд с командиром. Ведь если на первом суде еще звучало: «В боестолкновении приняли участие неустановленные следствием лица» , то на втором и третьем звучало: «Отряд не ждали с этой стороны, а если бы еще у них были БТРы , то свердловчане не приняли бы русских парней за чеченцев». Значит, погибли они из –за халатности 2-х человек, а не потому , что попали в засаду боевиков.
    - Алевтина Сергеевна, каково Ваше мнение о судебном расследовании?
  А. С. – Наши сыновья честно и добросовестно выполнили свой долг и мы надеялись , что так же честно и добросовестно будет проведено расследование. На первом же суде, который состоялся в Москве, в январе 2002 года , мы поняли , что правду  нам не скажут. Я вспоминаю, как ребята, только что вернувшиеся после трагедии, молчали ,глаза полны слез. Они ничего не отвечали на наши вопросы. Только настойчивость нашей инициативной группы помогла узнать правду на судах от свидетелей и потерпевших (участников того боя). Мы выступали против того , что бы вину за гибель наших ребят списали только на халатность со стороны М. Левченко и Б. Фадеева и скрыли то обстоятельство, что расстрел был тщательно спланированной провокацией и люди , допустившие это ушли от ответственности. Если проанализировать те решения, которые выносили суды, получается: версия прокуратуры была отвергнута сразу первым судом. Экспертизу, проведенную МВД, первый суд не принял. Она была проведена заинтересованными структурами. На втором суде версию прокуратуры протащили с нарушениями УПК и Верховный суд Северной Осетии – Алании ( ?! ) отменил этот приговор. Было предложено провести третий суд, на котором добились того чего хотели, те , кто скрыл правду. Наши силы и силы прокуратуры слишком неравны. Поэтому мы обратились в Страсбугский суд. К этому решению нас окончательно подтолкнуло безразличие на наше обращение в администрацию Президента. Ордена Мужества, присвоенные бойцам ОМОН при таком отношении теряют свою ценность. Мы обратились с открытым письмом к президенту, надеясь привлечь его внимание к нашей проблеме. Не получив ответа мы пытались выйти на Красную Площадь с орденами Мужества. Акция привлекла внимание прессы , но от администрации президента  к нам никто не вышел. Милицейский кордон преградил дорогу со словами: «Площадь закрыта для профилактических работ».
  -   Ольга, обсуждались ли на суде обстоятельства при которых погиб Ваш брат?
  Ольга -  Я пыталась узнать от участников боя , как погиб мой брат. Но мои вопросы судом снимались. Причина? – «Мы не расследуем дело об убийстве». Суд больше интересовало , вышел ли Фадеев на платформу и с кем он разговаривал(как будто , если бы он поговорил с нужным человеком, то трагедии бы не произошло). Когда отменили приговор первого суда , то в «Определении» было сказано: «Провести доследование и установить, имели ли Б. Фадеев и М. Левченко реальную возможность предотвратить наступившие последствия». Засада была подготовлена заранее. Те , кто ее устроил, знали, что именно по этой дороге пойдет отряд. И не имело значения , были бы подтянуты к блок – посту № 53 дополнительные силы (Свердловские милиционеры) или нет, были бы в колонне БТРы  или нет. В перерывах между заседаниями я все – таки узнала от ребят, что мой брат пытался помочь погибающим под «Уралом» бойцам, но был расстрелян автоматной очередью. Когда – то он сказал: «Если суждено мне рано умереть, то я бы хотел погибнуть, как настоящий мужчина, в бою.» Тогда он предопределил свою судьбу. Теперь на могильной плите у Саши написаны слова из евангелия: «Нет высшего счастья, чем отдать жизнь за други своя.»
  - Любовь Александровна, мне известно от Вас , что никто не приходил в Вашу семью, чтобы рассказать, как погиб Ваш муж. Удалось ли на суде узнать, как это произошло?
  - Л. А. -  Маркелов ехал в 10-ой, предпоследней машине, в УАЗе – «буханке». Вел колонну И. О. командира Подольского ОМОН  Игорь  Тихонов. Подъезжая к окраине г. Грозного , Тихонов передал по рации на свою базу (до нее оставалось 300 м) : «Подъезжаем.». Раздались одиночные выстрелы, автоматная очередь и шквал огня со всех сторон! Маркелов дает команду: «Всем покинуть машины! Занять круговую оборону!» Сам занимает позицию у левого заднего колеса УАЗа и стреляет из автомата в сторону элеватора, откуда ведется огонь по хвосту колонны. Тихонов передает:»»Впереди наши! Надо прорываться. Здесь, на ровном месте нас всех уничтожат!»  Запрыгивают в машины. Впереди стоящий ГАЗ заглох. Пришлось заводить его с буксира – толкнуть УАЗом. По рации Маркелов кричал: «Отряд попал в засаду! Пришлите помощь!» Потом всем приказал переходить на канал рации Подольского ОМОН. Водитель машины, в которой находился Маркелов, остановил ее, чтобы забрать с дороги убитого бойца. Обогнул капот, подтянул его к дверце салона: «Афанасьич, помоги!» А у того – фонтаном кровь из левой щеки. Мгновенная смерть от снайперской пули. С начала боя прошло около 10 минут. Это я узнала со слов омоновца, который приехал по моему ходатайству из Владикавказа (отряд находился там в командировке). Об обстоятельствах гибели мужа, а также о действиях Маркелова в г. Моздоке мог бы рассказать зам. командира по тылу (он находился в УАЗе с Маркеловым в момент его гибели).Но он не явился ни на один из судов. Что это? Равнодушие или предательство?  Где грань между предательством и равнодушием?
    - Л. А. , ваша инициативная группа на судах вела борьбу против  Ген. Прокуратуры, пыталась выяснить истинные причины трагедии.(Я знаю , что Вы дважды летали на Верховные суды во Владикавказ). А рассказывали ВЫ о судебных разбирательствах в СМИ?
   Л. А. – Мы регулярно выступаем на телекомпании «Тонус», на радио «Подмосковье», «Эхо Москвы» устраивали пресс конференции, давали интервью в «Российской газете», в «Зеркале СП». С нашим участием вышли фильмы на ОРТ («Человек и закон»), ТВЦ («Наша версия»), Ren TY(«Военная тайна»), на международной телерадиокомпании «Мир».  Телеканал «Тонус» создал фильм «Клятва». Мы дважды бывали на заседании комитета по безопасности в Гос. Думе. Были на приеме у представителя Президента. Мои коллеги по несчастью даже пытались привлечь внимание к этому делу, выйдя на Красную Площадь с Орденами Мужества(я не поддержала эту акцию), но… все усилия были напрасны. Приговор последнего суда звучал так: «Погибли по халатности…» И мы решились на последний шаг: отправили жалобы в Европейский суд по правам человека(г. Страсбург, Франция). Теперь мы живем надеждой , что этот суд признает суды Российской Федерации – незаконными. Но очень важного решения Ген. Прокуратуры мы все – таки добились: нам прислали документ, который гласит: «Дело по статье убийство приостановлено. Как только выяснятся  какие – либо обстоятельства, оно будет возобновлено». Хотя приезжающие на годовщины памяти генералы МВД утверждают, что тех, кто устроил эту провокацию – уже нет в живых; что диверсионная группа, в состав которой входило около сорока человек – уничтожены. Не благодаря ли этому прекратились массовые расстрелы колонн ?
 
Очень хочется верить : правда и справедливость – восторжествуют!
 
Беседу провела Наталья Иванова