Первый комендант рейхстага

Галина Бинецкая
…Знамя реяло над рейхстагом! Его было видно всем: и нашим частям, которые стальным кольцом сомкнулись вокруг центральной части Берлина, и врагам, еще не сложившим оружие. Да разве только лишь над рейхстагом? Наше знамя взметнулось над поверженным Берлином, над разгромленным гитлеровским рейхом! Видным оно стало с того апрельского вечера всему миру, видным остается уже годы и десятилетия, и выпала ему славная судьба сиять в веках!.. Сбылось! Вот она какая, взлелеянная в мечтах, оплаченная страшной ценой, неизмеримыми страданиями, миллионами жизней, увенчанная бессмертным подвигом великого советского народа, Победа. Она вставала на наших глазах, в грохоте еще не закончившихся боев, величественная, долгожданная!..
Именно эти строки из книги «Герои штурма рейхстага» Героя Советского Союза, первого коменданта рейхстага Зинченко Федора Матвеевича пришли мне на память во время торжественного открытия мемориальной доски  в его честь. Событие приурочили ко дню освобождения Украины от немецких захватчиков.
…Фёдор Матвеевич Зинченко родился 19 сентября 1902 года в деревне Ставсково, ныне Томской области в многодетной украинской крестьянской семье.
В Красной Армии с 1924 года. В 1926 году вступил в ряды ВКП (б). В 1930 году окончил Владивостокскую военную пехотную школу. С 1938 года — военный комиссар батальона Ленинградского училища связи.
На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1942 года. После окончания курсов комсостава весной 1944 года Ф. М. Зинченко назначен командиром 756-го стрелкового полка (1-й Белорусский фронт).
В ходе Берлинской операции, несмотря на упорное сопротивление противника, полк под командованием полковника 3инченко Ф. М. преодолел оборону противника и в составе своей дивизии к 29 апреля вышел в район рейхстага.
…Самой главной задачей в тот вечер было пробиться к куполу рейхстага. Просто не мыслилось закончить день, не водрузив знамя, не сделав того, о чем столько мечталось, чем только и жили все эти дни.
Было ясно, что ни за вечер, ни в течение ночи рейхстаг полностью от противника не очистить, но знамя, знамя должно быть установлено любой ценой!..
Как только разведчики с развернутым знаменем появились на крыше, их сразу же заметили гитлеровцы из района Бранденбургских ворот и из зданий восточнее рейхстага. Они открыли такой сильный огонь, что нельзя было ни шагу ступить. Драгоценные минуты бежали, а выхода, казалось, не было.
Быстро темнело. О том, чтобы поставить лестницу и взобраться по ней на купол под градом пуль и осколков, нечего было и думать. Однако знамя должно быть установлено, и, притом на видном месте!
И тут, осматривая фронтон, Кантария обратил внимание на скульптурную группу.
— Давай, Миша, установим туда, — предложил он Егорову.
Место действительно было подходящее, видное отовсюду, и пробраться к нему хотя и непросто, но можно. Так и сделали.
Вражеские пули посвистывали вокруг, одна из них вонзилась в древко знамени, расщепив его. У Егорова были прострелены брюки, у Кантария — пилотка. Но и в этот момент они не дрогнули, не отступили, мужественно прошли эти последние метры и исполнили свой долг.
В ночном берлинском небе, густо настоянный на пороховом дыме, весенний ветер медленно развернул и заколыхал красное полотнище Знамени Победы…
Так описал это историческое событие в своей книге Федор Зинченко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за умелое руководство полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками полковнику Зинченко Фёдору Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Проведя почти 5 лет в Германии, в 1950 году полковник Зинченко  вышел в отставку и переехал с семьей на родину жены – Украину. Его боевая подруга и супруга, Зинаида Сергеевна, вместе с ним прошла адские вехи войны. Они встретились в 1944 году, и уже не расставались до самой смерти.
 - Мы встретились во время переправы через Эльбу, в 1944 году, - рассказывает женщина со слезами на глазах, вызванных воспоминаниями прошлых лет. – Я, старший сержант медслужбы, находилась в распоряжении 756-го стрелкового полка, которым командовал Федор Матвеевич. До этого окончила школу минометчиков, довелось освоить и профессию снайпера – на войне приходилось иногда врага уничтожать не только в открытом бою. За участие в уличных боях за Берлин, работая на пункте медицинской помощи и оказав первую помощь 17 раненым бойцам и офицерам, я  была награждена медалью «За отвагу». В арсенале моих боевых наград – еще одна медаль «За отвагу», орден Отечественной войны, более 15 медалей. Сразу после войны мы проживали в Германии, где у нас родились две дочерей и сын. После войны Федор Матвеевич вышел в отставку, и мы переехали на Украину, мою родину. Более двадцати лет Федор Матвеевич работал в автошколе и одновременно ездил с рассказами о взятии рейхстага по всему миру.
Многие юные слушатели впоследствии выбрали для себя профессию военного.
Часто на этих встречах к нему подходили люди, которые вместе с ним участвовали в этой операции.
...В Москве во время празднования 30-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне ко мне подошел уже пожилой, но стройный и бодрый, с юношеским задорным взглядом полковник. На его груди поблескивали Золотая Звезда Героя Советского Союза и десятка два боевых орденов и медалей.
— Федор Матвеевич, с праздником вас! — сказал он, протягивая руку для приветствия.
Я поспешно перебирал в памяти имена, события, пытаясь припомнить, где я видел этого, такого знакомого лицом и фигурой, человека. Видя мое затруднение, полковник встал по стойке «смирно» и так же звонко, как 30 лет назад, доложил:
— Бывший майор Башкиров Виктор Андреевич. Во время штурма рейхстага поддерживал вас с воздуха!
Воистину неисповедимы пути человеческие. Мы крепко, по-братски обнялись...
Скончался Фёдор Матвеевич Зинченко 15 октября 1991 года.
Награды
• медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 7385
• орден Ленина
• 2 ордена Красного Знамени
• орден Суворова 3-й степени
• орден Кутузова 3-й степени
• орден Отечественной войны 1-й степени
• орден Красной Звезды
• медали
• иностранный орден
от автора
Я благодарна судьбе, что живу в доме, где когда-то проживали Герой Советского Союза Федор Матвеевич Зинченко и народная артистка Украины Ольга Павловская… Это обязывает меня честно трудиться и не обращать внимания на мелкие удары судьбы и политические интриги нынешних правителей. Я искренне верю, что придет время, и Украина опять возродится народными героями, готовыми стоять за свою Родину до конца…