Седые звезды над Кавказом. Гл. 4 Дорога домой

Зура Итсмиолорд
Дорога домой.

 - Ты о чем задумался? -  Салтан толкнул локтем  друга.

- Вспомнил деда Шамиля,- скромно улыбнулся Хайдар. - Жаль, что он не дожил до сегодняшнего дня.

- А мне не верится, что мы через пару дней будем там. Я очень волнуюсь. Боюсь, что не смогу объясняться на родном языке. Боюсь, что сделаю что-то не так. Лишнее движение, лишнее слово.

- Аллах с нами. Нам поможет наша земля. Салтан, я всю жизнь мечтал найти тот камень, под которым мой прапрадед Элмарз оставил кинжал. Его сын Болт - отец моей бабушки Саты, моего прадеда привезли в Иорданию годовалым малышом. У него там остались дяди по материнской линии. А его отец Элмарз за годы Кавказской войны потерял почти всех близких. У Човки - моей прабабушки, не осталось никого. Ее отец Бугар потерял жену Кокху и троих детей в горах Армении. Он был выходцем из селения Дади-Юрт, которого нет ни на одной карте мира.

- А мои предки покинули Магас много веков тому назад. Но я горжусь тем, что мои предки оттуда. Вряд ли я найду свои корни. Но я мечтал увидеть землю отцов.

              Всю дорогу до  самого современнего на Ближнем Востоке международного аэропорта "Королева Алия", который находится на южной окраине Аммана, друзья не умолкая говорили о стране своих предков.

              А в это время по старой Хиджаской дороге, соединяющей Амман   с Дамаском,  в одном из купе железнодорожного вагона ехал Ясан, двоюродный брат Салтана.
              Ясан волновался. Поглядывая на часы, он торопил время встречи.
              Крепко обнявшись, перекинувшись словами о доме, здоровье родственников, мужчины поспешили на  регистрацию.
              Они вылетели в Анкару. А  там вместе с Читаном, другом Ясана, они уже сидели в самолете, следующем рейсом Анкара- Москва.


               Не будем утомлять читателей подробностями погранично-таможенного контроля  в международном аэропорту Российской столицы.
 Но  потеряв багаж, в котором находились три мадабских ковра, несколько изделий из хевронского стекла, гости с Востока стояли у трапа самолета следующего рейсом Москва-Грозный.
           3 июля 1993 года - день, который мужчины вписали в  свою биографию золотыми буквами.
            Скрыть свои чувства радости от того, что они  слышат до боли родную речь, мужчины не могли. Им хотелось припасть к земле, на которой стоят их земляки.
            Они бурно обсуждали, через какое время они окажутся в Грозном, какая там погода, где они поселятся и в какое селение отправятся.
Вели себя, как дети. Хотелось каждого  земляка обнять и поделиться радостью, что они - потомки тех, кто когда-то покинул Родину в поисках лучшей доли.
Земляки  плотным кольцом обступили  гостей и пожимали им руки.
             Кроме Салтана, у которого в Аммане осталась мать, жена и трое детей, остальные -  холостяки.
             Худощавый красавец Ясан  получил степень магистра наук, изучая  экономику и международные отношения в Клермонтском университете в штате Калифорния США. Он несколько лет работал в Лондоне, но вернулся в Дамаск, когда ему сообщили о скоропостижной смерти отца. Старшая сестра Исана давно живет в Измире.  А престарелая мать не согласилась покинуть Дамаск. С Читаном он познакомился в Париже во время одной из своих деловых поездок.
               Рыжеволосый голубоглазый Читан получил образование в Босфорском университете и работает в одной из транснациональных компаний Турции.
              Предки Салтана оказались в Иране еще в 9-ом веке. Его предок получил теологическое образование в Дамаске, а со временем перебрался в Киликийское царство. Вскоре его  представили правителям Баальбека, откуда выходцем был знаменитый Саладин.
         Каждый раз, бывая в Дамаске, Салтан посещал гробницу великого полководца.
            Салтан, как и любой верующий мусульманин поклонялся только Аллаху, не сотворил себе кумира, но восхищался талантом и мудростью древнего правителя.

  - Этот рыжий тоже чеченец? Смотрите, вот тот смугленький  красив,- шептались девушки, боясь что их услышат.

            Красивые, все  как на подбор, девушки сбились в кучу и   хохотали.
Поймав на себе взгляд мужчин, они скромно опускали глаза.

              В отличие от жительниц  Востока,  чеченки  более раскрепощены.  Девушки  с распущенными волосами, ярким макияжем и без головного убора одеты  по-европейски: короткий рукав и  юбка чуть ниже колена.

  Долгожданная дорога домой отсчитывала последние минуты.
 
- Уважаемые пассажиры! Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Грозный.
            Командир и экипаж самолета прощаются с вами. Счастливых вам полетов.

               Волнуясь, словно потеряв дар речи, мужчины пожимали руки друг другу.  Выглянув из иллюминатора  в ослепительных лучах солнца Салтан заметил надпись над зданием аэропорта. Кусая нижнюю губу, волнуясь как во время своей первой операции, доктор Салтан подталкивал товарищей  к выходу.
             Глазницы наполнились слезами радости.
Ясан часто совершал многочасовые перелеты, но такого волнения не испытывал никогда.
- Как далеко отсюда Ножай-Юрт? -  так и хотелось ему задать вопрос.

- Друзья, наконец-то. Мы вдохнем воздуха Отчизны. Хвала Всевышнему, что наступил этот день, - выпалил Читан.
 Хайдар волновался больше всех. Он боялся потерять из виду девушку, которая приглянулась ему еще у трапа самолета. Русая, с большими карими глазами девушка опускала голову, когда ловила на себе взгляд молодого мужчины. Рядом с ней находилась женщина  средних лет. Но то, что они просто знакомые, случайно встретившиеся в здании аэровокзала Хайдар не догадывался.