Автовокзал Районы родного города

Сергей Решетнев
Сергей Решетнев

Автовокзал

Вот интересно, какой-нибудь москвич говорит какому-нибудь иностранцу: «Даа… Байкал – это наша гордость, это озеро самое большое, глубокое, там столько процентов всей пресной воды мира, там омуль!..».
Какой Байкал? Да до него дальше, чем до Африки… Намного дальше… А школьники в Хабаровске пишут сочинение в 9 классе «Петербург Достоевского». Какой Петербург? О чем вы? 7 часов разницы между этими городами…
Евгений Гришковец. Как я съел собаку.

Если Мебельная и Жилмассив – это спальные городские районы, то автовокзал – это район развлечений. Хотите поспорить? Выйдете заполночь летом на площадь у вокзала. На скамейках тусуется молодежь. Рядом до самого позднего (или до самого раннего?) часа работают ларьки. Продуктовые магазины не закрываются до одиннадцати, а два вообще круглосуточные.
Много новинок в городе сначала появилось на Автовокзале. Посмотрите: первое шестиэтажное здание, первые видеосалоны, первое мороженное в вафельных стаканчиках, первый торговый центр, первая частная телекомпания, вращающаяся реклама, часы на здании, первые игровые автоматы, первый специализированный магазин интимных товаров. Здесь расположена авиакасса, касса железнодорожных билетов. Здесь же загадочное здание ФСБ, в одном из самых живописных мест на берегу реки.
Главный продукт, который производится в Горно-Алтайске – это люди. Хорошие люди. Посмотрите, сколько в нашем городе школ. Дети вырастают и покидают наш город. Да, у нас чудесно можно жить первые шестнадцать лет. Прекрасные учителя, много друзей, близость школ дополнительного образования, условия для занятий спортом, туризмом, уникальная природа. Компактность проживания обеспечивает уровень нравственности достаточно высокий по сравнению с многими маленькими городками России.
Школа №9, республиканский и городской лицеи, вечерняя и художественная школы, детская библиотека, республиканский и городской центры детского творчества находятся в районе Автовокзала.
И все-таки самое главное в этой части города собственно вокзал. Мир, конечно, огромен. И здесь ворота в этот мир и обратно. Ну и, конечно, знакомство с нашей республикой, для большого числа туристов тоже начинается отсюда.
Даже в таком маленьком городе как наш, выйдя из дома, можно пропасть надолго. Воскресный зимний денек. Жмуришься на ярком солнце. И хотя мороз обжигает, ты знаешь, что это только так, ерунда, Новый год уже прошел и, значит, скоро будет весна. И вышел-то ты не по делу какому-то, а просто так – сигареты купить. И в кармане у тебя полторы тысячи. До зарплаты, которая будет через неделю, – хватит.
Подумать только – полторы тысячи! Это же больше двухсот рублей в день. Это не тысяча, которую всегда жалко тратить, тогда она уже перестает быть целым, круглым числом, это тысяча и еще что-то, что прямо-таки и подталкивает тебя к какой-нибудь покупке. Но лучше истратить за неделю пятьсот, а тысячу отложить. Да, все именно с этого дня и начинаю откладывать, копить, преумножать, взращивать, лелеять, строить свою будущую финансовую империю. И, главное,  за квартиру ты заплатил, девушки у тебя, к счастью (пока или уже) нет, свой основной капитал – молодость, ты растратил только наполовину. Мороз кусает тебя, а ты дразнишь его, расстегивая куртку, жарко тебе, от одной только мысли, что все – впереди!
Разбивает всю эту идиллию мобильник. О, да это же твой друг Костя, как ты мог забыть, что сегодня у него день рожденье. А он такой же бедняк, как и ты, поэтому День рожденье его будет проходить на природе. Все уже собрались на горке, и только тебя не хватает. И вот ты покупаешь другу – краски. Не сметь смеяться! Друг-то художник. А хорошие краски меньше двухсот рублей и не стоят. Ну и черт с этим! Это же раз в году бывает. Но нельзя же идти с пустыми руками! Подарок – не считается. Так, берем пиво? Нет, лучше водку – мороз все-таки. И сосисок. Ибо Костя сказал – будем жарить сосиски. И главное у тебя еще остается тысяча и двести рублей, а это ого какой капитал!
Ты заворачиваешь за здание спортзала «Батыр», переходишь по мосту. И думаешь, вот что значит сила привычки – зимой же можно же было прямо по реке пройти.
Над рекой скала, на скале березы, под березами друзья. Костер трещит, мечется из стороны в сторону, но не может никого согреть. Магнитофону это удается лучше, плясать в сугробах весело, но скоро сядут батарейки. Чай из термосов быстро остывает.
Автовокзал – это одно из самых узких мест в городе. Горы Тугая и Комсомольская здесь близки, как нигде больше. Летом прохладный северной склон Комсомолки, полянки и просеки в сосновом и березовом лесах хороши утром и днем. А вечером приятно взобраться на один из южных отрогов Тугаи, он выше Комсомолки, с него видно большую часть города. Кто видел Горно-Алтайск с высоты в освещении заходящего солнца, тот не забудет. Зато на Комсомолке много мест, где зимой пронестись на самодельных санках из сломанного школьного стула настоящий экстрим. Что там какой-то бобслей по телевизору. Узкие просеки после обильных снежных осадков обрастают такой стеной сугробов, что несешься между ними, как по ледяной трубе.
А когда все – 5 –10 человек вместе сцепятся паровозиком и помчатся вниз?! Сколько визга, криков, снега в лицо, сколько кувырков, падений, разбитых носов, порванных курток, сколько радости, куража, азарта, адреналина, счастья. И от хмеля не осталось и следа.
Мне иногда кажется, что человек, который любит кататься с горки в компании лучших друзей, никогда не сделает ничего очень плохого другому. Радость жизни, ребенок живущий в душе, никогда не позволят это сделать.
После веселого зимнего дня на горе, теплой компании особенно трудно расстаться. Но чем моложе коллектив, тем труднее решить, куда пойти. Дома – родители, в кафе или бар – дорого. А на улице – мороз крепчает. И вот оказывается у кого-то родители ушли в гости. А значит – ура - идем туда без всякой опаски, что к нам будут приставать с нравоучениями, старыми детскими фотографиями, расспросами о планах на будущее, о здоровье, можно слушать ту музыку, что любишь, говорить, что думаешь, танцевать, как хочешь. Ты берешь пиво, лимонад, кириешки, чипсы, рыбку - ведь у тебя есть деньги! И как-то быстро остается в кармане чуть меньше тысячи. И все-таки это деньги. Ну не начнешь ты копить, взращивать, строить с сегодняшнего дня. Праздник-то дороже! Тебе хочется, чтобы все были довольны и счастливы, чтобы глаза сияли, чтобы разговоры пенились, как пиво, чтобы шум стоял. И ведь удается. Стены словно отодвигаются, сознание расширяется. Откуда только вспоминаются смешные случаи и анекдоты. Как-то, по-особому, строятся фразы. И девушки становятся бесподобными, они какие-то влекущие и остроумные, заботливые и ироничные, и хочется ухаживать за всеми сразу, причем бескорыстно, без всяких задних мыслей. Куда только потом исчезает эта ирония, этот шарм, заботливость и остроумие? Почему, чем ближе они становятся, тем больше требуют, меньше смеются твоим шуткам, чаще осыпают упреками?
И вот уже одна, избранная и выбравшая тебя, сидит у тебя на коленях и пьет из твоего бокала. А перед тобой проходят как в кино картинки вашей будущей жизни. Ты видишь все-все от свадьбы до внуков.
Но тут приходят родители. И вечеринка быстро сворачивается. Все на улицу! Девушкам уже пора домой. И все идут их провожать, по очереди. Город-то маленький, пройти его в веселой компании такое удовольствие.
Удовольствие, кабы не такой мороз. Что ж – на Автовокзале всегда можно найти такси. И всей гурьбой загружаемся в него. Мчимся по ночному городу, мелькают фонари. И шофер качает головой: «Кэкой вэсолый к`элэент! Вэсь стэкло запотел!» Ты расстаешься со своей одной из единственных. Это ведь ради неё ты платишь за такси – 200 рублей (Почему так много? - «Столько много к`элэент, столько много ездил»).
Конец вечера? Но – «что это за мужики, которые не могут посидеть как мужики и поговорить на свои пацановские темы?» И вы идете, ну, например, в кафе «Старый замок» (что там от замка, так и непонятно 10 лет уже, да и нет уже этого кафе там теперь офис банка). Каждому по бутылочке пива. Ты уже достиг той концентрации алкоголя в крови, когда брать сдачу от красивой девушки за стойкой бара тебе кажется неприличным. Минус еще 200. Ну и что? Мои деньги, что хочу, то и делаю с ними. У меня еще их больше полутысячи. А это много. Я ведь и собирался на пятьсот прожить эту неделю. А на лишнее можно взять еще бутылочку пива. На посошок. Распить ее всем вместе на улице, поскольку «Замок» закрывается в 23:00.
Нет, все-таки Мебельная есть Мебельная, а Вокзал есть Вокзал. Здесь центр ночной жизни города. Здесь кафе и бильярдная, которые притягивают тех, кому не спится, и в отличие от большинства кафе в других районах, заканчивают обслуживать клиентов гораздо позднее.
Жаль, так хорошо сидели, а теперь надо расстаться. А время-то детское. Вот же есть кафе уйгурской кухни «Зайтуна». Только в «Зайтуне» все столики заняты. Ну не стоять же у стойки. Барменша предлагает отдельный банкетный зал. 100 рублей час. Час да наш. Странно выглядит именинный стол. Пять кружек пива и маленькая тарелочка кириешек. Бойцы вспоминают минувшие дни, И битвы, где вместе рубились они.
Тут входят какие-то темные личности. Им тоже не нашлось столика, они приносят пиво. Что ж, в тесноте, да не в обиде. Знакомимся – спортсмены. А кто в нашем городе не спортсмен, хотя бы и бывший? Оказывается и среди нас есть бывшие – горнолыжники, самбисты, атлеты, культуристы, да, в общем, полный срез всего, чем занимаются в детско-юношеских спортивных школах города. Стали выяснять какой спорт лучше всех. Решили проверить это методом состязаний. Пустой стол оказался кстати. В финальном поединке по армрестлингу сошлись шахматист и боксер. Победила гармония.
Час пролетел быстро. Но расходится теперь, заполночь, было бы просто глупо. «А не покатать ли нам шары?» И нетвердой походкой плавно перемещаемся в биллиардную «Лузу Б». Но на полпути берем пиво – в «Лузе» слишком дорого.
Яблоко стоит 30 рублей. Ты предлагаешь его девушки, которая тебе понравилась. Девушка вежливо отказывается. «Ну и черт с тобой! Сам съем», а яблоко-то – кислятина. Вот, глупая, взяла и праздник разрушила. А я ведь уже стал подумывать, а не ошибся ли, может, эта вот так мило держащая кий в руках и есть судьба. Ничего подобного. Ты вспоминаешь другую, которую провожал сегодня. Стыдно. Но ты не признаешься себе, что тебе стыдно. Ты садишься за автомат и стреляешь по врагам. А враги твои – отсутствие нормальной работы, безденежье, одиночество. И ты стреляешь и стреляешь по ним без конца. Пока в кармане не остается всего лишь сотня. И тут тебя хлопают по плечу. Ба! Какие люди. Старый знакомый – ныне помощник прокурора одного из района республики. «Ребята, - говорит он, - я в городе на один день, мне срочно десять тысяч пропить надо!» Ну что ж, в таком важном деле мы все рады помочь. Но сначала – подарок Косте – бутылка «Мартини». Снова такси, выгружаемся в совершенно незнакомом месте.
Входим в ночной бар. Играет какая-то попса. Помощник прокурора заказывает медленную музыку. Но тут входят два подозрительных субъекта, заказывают водочку и «Владимирский централ…». Наш помощник настаивает, чтобы звучала именно его музыку. Возникает конфликт. Слово за слово. Атмосфера накаляется. И тут входят бравые парни в камуфляже, касках, с пластиковыми щитами и дубинками. Наш помощник прокурора достает свою красную корочку. Но и у подозрительных субъектов появляются в руках удостоверения. Командир стражей порядка говорит: «Ладно, ребята, сами разбирайтесь». Что делать - четверть трудоспособного мужского населения города работает в правоохранительных органах. Четверть в криминале. Остальные – женщины и дети.
И вот все садятся за общий стол, и начинается такое, что ты чувствуешь, где-то был пройден тот рубеж, когда надо было остановиться… Костя везет тебя домой. На твою последнюю сотню. «Не в деньгах, блин, счастье, блин, Костян!»
Снова Автовокзал. Место встреч и разлук. Не надо грустить. Завтра будет новый день. В котором, может быть, поджидает тебя настоящее счастье.