Античность в божественной комедии данте

Диана Доронина
Ещё одна моя студенческая работа.
Сноски покурочены при постановке сюда, смотрите список использованной литературы!!!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ  И  ИСКУССТВА
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

АНТИЧНОСТЬ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ
РЕФЕРАТ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Студентки 5 курса
Дорониной В.С.
               
Научный руководитель:
Гапон Л.А.

Санкт-Петербург
2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Данте Алигьери – человек, поэт, общественный
деятель…..…………………………………………………………………..5

Глава 2. Данте и античность……………………………………………....7

2.1 Характерные особенности эпохи позднего Средневековья в
Италии и их влияние на Данте……………………………………………..7

2.2 История создания поэмы «Божественная комедия» и её
место в мировой литературе………………………………………………..9

Глава 3. Структура и содержание «Божественной комедии».
Античные сюжеты и герои…………………………………………………12

3.1 Структура «Божественной комедии»………………………………….12

3.2 Образ поэта в «Божественной комедии». Вергилий. Философы
и учёные древности…………………………………………………………15

3.3 Легендарные герои античности в «Божественной
комедии»…………………………………………………………………….18

3.4 Мифические существа и олимпийские боги в «Божественной
комедии»…………………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………....28

ВВЕДЕНИЕ

Вершиной творчества Данте Алигьери (1265-1321), итальянского поэта общеевропейского и мирового масштаба, мыслителя и политического деятеля позднего Средневековья, основоположника итальянского литературного языка, принято считать поэму «Божественная комедия».
В ряду шедевров мировой литературы, таких, как «Илиада» Гомера или «Фауст» Гёте, дантовская поэма удивительно лаконична. И тем не менее на её страницах мы найдём всеобъемлющий образ человеческой души, её страстей и драматических испытаний. Он уникален и, конечно, не прост.
Поэма Данте вызвала большой отклик после публикации, её обсуждали и на протяжении веков, комментировали, спорили о ней, обращались к ней в рамках своего творчества как к величайшему примеру.
В нашей стране Данте стал известен со второй половины XVIII века. Первым комментатором и переводчиком «Божественной комедии» стал П.А. Катенин. Самым значительным из полных стихотворных переводов поэмы, вышедших до революции, был перевод Д. Мина (1855; 1902-1906). Самым же лучшим считается перевод «Божественной комедии», сделанный М. Лозинским.
Исследованию жизни и творчества Данте посвящено немало работ. Остановимся на некоторых из них.
Своеобразным трудом мы можем назвать монографию Д.С. Мережковского, посвящённую жизнеописанию великого поэта1. Конечно, подобного рода подход отличает субъективная точка зрения автора, что в общем не делает книгу менее интересной. В ней дан прекрасный анализ личности Данте, основанный на содержании «Божественной комедии».
В 20-40-е годы XX века сложилась советская дантоведческая школа: А.И. Белецкий, А.К. Джевелегов, В.Ф. Шишмарев, С.С. Мокульский, М.В. Алпатов.
Среди монографий следует упомянуть совместный труд Н.И. Балашова, И.Н. Голенищева-Кутузова, А.Д. Михайлова, Н. Елиной «Данте и всемирная литература»2. В монографии собраны исследования, посвящённые двум проблемам дантоведения: вопросу о творчестве Данте и его месте в сложном процессе перехода от литературы средних веков к литературе эпохи Возрождения, и вопросу о влиянии Данте на мировую литературу и искусство.
Также необходимо сказать о монографии И.Н. Голенищева-Кутузова о жизни и творчестве Данте3. В ней последовательно рассказывается о многочисленных влияниях, оказанных на великого поэта событиями личной жизни, эпохи, в которую он жил, друзей и учителей, античных поэтов и учёных.
Очень много было издано биографических исследований о Данте как отдельными монографиями, так и в сборниках. Один из таких сборников «Данте. Дефо. Г.-Х. Андерсен. Ренан. Ибсен: Биографические повествования»1.
В данной работе была использована литература по общим вопросам, касающимся эпох позднего Средневековья и Возрождения, а также словари по мифологии и энциклопедии, философская литература.
Целью настоящего исследования стало изучение истории создания и существования во времени поэмы «Божественная комедия», анализ влияния,  оказанного на Данте его современностью и античностью, предания, мифы и легенды которой вновь стали выходить из небытия в эпоху раннего Возрождения, а также анализ античных сюжетов и античных героев, упомянутых в поэме.
В задачи исследования входило:
1.Анализ литературы и источников, посвящённых данной проблеме;
2.Выявление и описание реальных и мифологических персонажей античности, их классификация.
Поставленные задачи определили и структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав (Данте Алигьери – человек, поэт, общественный деятель; Данте и античность; Структура и содержание «Божественной комедии». Античные сюжеты и герои), заключения, списка использованной литературы.

1. Данте Алигьери – человек, поэт, общественный деятель

Данте родился во Флоренции в конце мая 1265 года и был крещён здесь в церкви Сан-Джованни. Ему дали имя Дуранте, что означает «терпеливый»; сокращённо – Данте.
Фактическая информация о семье поэта практически отсутствует. Мы можем только сказать, что Данте происходил «если не из знатного и богатого флорентийского рода, то всё же из достаточной семьи, на прошлое которой он смотрел с некоторой гордостью» . Поэт с детства запомнил предание о том, что его семья происходит от римского рода Элизеев, участвовавшего в основании Флоренции. Одному из своих предков, Каччагвида (жена Каччагвиды происходила из семьи Альдигьери, или Алигьери), он поставил памятник в «Божественной комедии».
Мало известно и о том, где и как Данте учился. Вероятно, наибольшую долю своего духовного богатства он приобрёл самостоятельно, путём самообразования. По словам Голенищева-Кутузова, Данте учился в Болонском университете, но «прервал своё обучение, возможно, из-за домашних дел (остался во главе семьи после смерти отца)» .
Данте любил рисование и музыку. Его друзьями были известные художники и поэты того времени: Чимабуэ, Джотто, Чино да Пистойя, Гвидо Кавальканти. А также знаменитый певец той эпохи – Каселла, упомянутый в «Чистилище».
Большую роль в формировании мировоззрения Данте сыграл Брунетто Латини, его друг и учитель. Этот человек обладал поистине энциклопедическими знаниями: хорошо знал произведения Цицерона, Сенеки, Аристотеля и, конечно, Библию. Именно Латини воспитал в Данте чувство прекрасного.
Главным событием молодости Данте мы можем назвать его любовь к Беатриче, о существовании которой до сих пор спорят. Сам же Данте утверждал, что впервые встретил Беатриче, когда ему было 9, а ей – 8 лет. Вторая их встреча произошла через десять лет. Данте посвящал Беатриче свои сонеты и канцоны.
Предполагают, что Беатриче – это дочь Фолько Портинари, жившего по соседству с семейством Алигьери. Она родилась в 1267 году, в 1287 году вышла замуж за Симона деи Барди, а 9 июня 1290 года умерла.
Данте видел в Беатриче нечто божественное и свой идеал пронёс сквозь всю свою жизнь. Она стала стимулом для писательства, и самое великое своё произведение Данте во многом посвятил ей.
После смерти Беатриче Данте долго не мог прийти в себя. Однако жизнь продолжалась. Много времени Данте посвятил изучению философии и чтению Цицерона и Боэция.
Загадкой остаётся и чувственная любовь поэта к некой Пьетре, которой он посвятил четыре канцоны и о которой ничего неизвестно. Некоторые исследователи видели в Пьетре Джемму да Мането Донати, на которой Данте женился около 1295 года. От их брака родились сыновья – Пьетро и Якопо, дочь – Антония. Судьба разлучила Данте с семьёй вследствие его изгнания из Флоренции.
Данте был активен в политической жизни. Принадлежал к партии гвельфов1. В 1296 году был избран членом Совета 100 (главный финансовый орган республики). В 1299 году был назначен посланником Флоренции по делам Тосканского гвельфского союза, а в 1300 – избран приором. Впоследствии партия гвельфов разделилась на «белых» (богатые горожане) и «чёрных» (нобили). К власти во Флоренции в 1302 году пришли «чёрные» и приговорили своих противников «белых» либо к смертной казни, либо к изгнанию. Это коснулось и Данте, который был обвинён во взяточничестве, утайке общественных сумм, подкупе, агитации против Папы.
До своего изгнания Данте помимо сонетов, посвящённых Беатриче, успел написать автобиографическую повесть «Новая жизнь» (1292), затем он  пишет философский и политический трактаты – «Пир» и «О народной речи (1304-1307). Вершиной же творчества Данте стала поэма «Комедия» («Божественная комедия»).
Последние дни своей жизни Данте провёл в Равенне, куда приехал по приглашению графа Гвидо да Полента. Жизнь его здесь была приятной и спокойной: в окружении друзей, почитателей и сыновей. 14 сентября 1321 года Данте умер в возрасте 56 лет.

2. Данте и античность

В этой главе нами будут рассмотрены такие вопросы, как: характеристика Эпохи позднего Средневековья (основные тенденции), её влияние на духовное развитие Данте Алигьери, история создания «Божественной комедии» и отношение к ней общественности в разное время, вплоть до наших дней.

2.1 Характерные особенности эпохи Позднего Средневековья в Италии и их влияние на Данте

Эпоху Позднего Средневековья в Италии мы можем охарактеризовать и как эпоху Раннего Возрождения. Именно тогда в Италии наметились тенденции к возрождению античной традиции, но уже в свете христианской.
В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (от греч. «протос» – «первый» и франц. «renaissance» – «возрождение»).
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме, что было связано с бурным развитием ремесла и торговли, антифеодальными реформами.
Для искусства Проторенессанса характерны: тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. Наиболее ранним проявлением новых веяний в XI-XIII вв. стала тосканская архитектура, где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля. А формам готики зодчие Предвозрождения придавали уравновешенность и спокойствие. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово»).
Главой этой поэтической школы (итал. «dolce stil nuovo» – «сладостный новый стиль») был болонский поэт Г. Гвиницелли, а его последователями – флорентийские поэты Г. Кавальканти, Д. Фрескобальди, а также молодой Данте Алигьери. Поэты данного направления воспевали облагораживающую, возвышенную любовь к женщине, основным поэтическим достоинством являлось изящество и музыкальность стихотворной формы.
Таким образом, Данте был одним из предвозвестников Возрождения, так как ему удалось воплотить и объединить в своих произведениях основные тенденции своего времени. Он писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля, на которой стоит город, священнее, чем думают люди»1.
Уже в эпоху Предвозрождения заметным становится утверждение преемственности античной культуры и идеалов гуманизма. Гуманистами себя называли проводники новой культуры (от лат. «humanus» – «человечный», «человеческий»). Главную роль начинают играть идеи антропоцентризма, когда центральным местом мироздания провозглашается человек. А гуманизм признаёт право человека на свободу и счастье в социуме,  принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает его от религиозных пут.
«Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых хранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесённых средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом»2.
Особенно рано, как уже говорилось, выдвинулась Флоренция – крупнейший во всей тогдашней Европе центр производства шерстяных тканей. В 1289 году Флорентийская республика освобождает крестьян от крепостной повинности, обосновывая такое решение тем, что «свобода – есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и укрепляла его на своей территории»3.
Люди эпохи Возрождения чтили христианских святых и восхищались красотой античных богов. Многие из них были набожны, но слепой догматизм умер. Христианское вероучение подчас воспринималось, как новая мифология. Поэты, живописцы и скульпторы одинаково славили своим искусством и Христа, и Аполлона.
Средневековый аскетизм уходит в прошлое, церковное учение, согласно которому земная жизнь есть жизнь «смрадная», а человеческая плоть жалка и постыдна, уже не определяет сознания людей. Гуманисты отдают предпочтение земной красоте, и этим они возрождают традиции античного мира.
Однако исследователи этой эпохи сходятся на том, что она изобиловала противоречиями. К примеру, папа Александр VI, убийца, грабитель и развратник, был как государственный деятель наделён блестящим талантом и ратовал не только за собственное благополучие и возвеличивание своего дома, но и за подчинение Риму разрозненных феодальных княжеств, то есть за объединение Италии.
Великие творцы Возрождения работали в сложном мире. Они вознесли искусство на высшую ступень, добились его расцвета, но вскоре жизнерадостная и свободолюбивая Италия вынуждена была подчиниться чужеземным властителям, в стране наступила эра феодальной и клерикальной реакции.
Среди великих творцов Предвозрождения: архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне. Наследниками Данте стали другие великие флорентийцы четырнадцатого столетия – Франческо Петрарка, родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо, основоположник жанра новеллы в мировой литературе. Вестники нового искусства: Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Мантенья, Боттичелли (скульпторы и живописцы). Отдельно мы должны говорить о Леонардо да Винчи, Рафаэле Санти, Микеланджело.
   
2.2 История создания поэмы «Божественная комедия» и её место в мировой литературе

Свою великую поэму Данте создаёт, находясь в изгнании, хотя мысль о её написании зародилась у поэта, по-видимому, несколько раньше, и сборник стихотворений «Новая жизнь» явился своеобразной прелюдией к «Божественной комедии», которую он писал в течение 1307-1321 гг. Первые две части поэмы («Ад» и «Чистилище») стали известны публике ещё при жизни Данте. «Рай» – после его смерти. 
Популярность «Божественной комедии» в разное время то угасала, то снова росла.
Впервые в завершённом виде «Комедия» («Commedia») вышла из-под пера переписчика в Болонье в 1322 г.
Поэму Данте трудно отнести к какому-либо жанру, потому что она стала поэтической энциклопедией Средних Веков и соединила все элементы различных направлений поэзии того времени. Нововведением Данте становится язык: он пишет не по-латыни, а по-итальянски. До него ещё никто не осмеливался использовать народный язык для изложения в таком объёме. Хотя истоки поэзии на итальянском языке лежат во 2-й четверти ХIII века (поэты сицилийской школы).
Почему же «Комедия»? Можно попробовать объяснить таким образом: «по содержанию её начало ужасно и печально (Ад), а конец прекрасен и радостен (Рай)», к тому же она, «в отличие от торжественной и величавой трагедии, смиренна и непритязательна»1.
Многослойность поэмы, аллегоричность, насыщенность реалиями, историческими персонажами, именами «простых смертных» – современников Данте, содержащиеся в поэме сведения из самых разных областей средневекового знания, науки, обуславливают необходимость подробного комментария к ней. В числе первых её комментаторов были сыновья поэта Якопо и Пьетро.
Затем в 1373 году в родном городе Данте были созданы публичные кафедры для объяснения поэмы. Первую из них занял Дж. Боккаччо, которому поэма обязана эпитетом «божественная» («divina»), ставшим составной частью названия в XVI веке (венецианское издание 1555 г.), «не вследствие содержания поэмы, а как обозначение высочайшей степени совершенства произведения»1. Боккаччо прокомментировал 17 песен «Ада» и написал биографию поэта. Примеру Флоренции по созданию «дантовских» кафедр последовали Болонья, Пиза, Венеция, Пьяченце. Вскоре слава поэта шагнула за пределы Италии и начала завоёвывать европейский мир.
Впервые «Комедия» сошла с типографского станка в Фолиньо в 1472 году, через два года была отпечатана в Риме, а в 1481 году увидело свет флорентийское издание поэмы, ставшее знаменитым благодаря иллюстрациям Сандро Боттичелли. К этому времени уже существовали переводы «Комедии» на латинский и испанский языки. В Испании Данте очень скоро стал одним из самых читаемых иностранных поэтов. Правда, в шестнадцатом столетии инквизиция сделала немало, чтобы уронить престиж «Божественной Комедии», но ценители и восхищённые читатели поэмы не исчезали и в самые неблагополучные для неё времена. К ним принадлежал Томмазо Кампанелла, страстный проповедник и великий утопист, который считал Данте своим учителем.
В XVII веке репутация «Божественной Комедии» была поддержана Дж. Мильтоном. Его религиозно-философскую поэму «Потерянный рай» мы можем считать продолжением английской литературы Возрождения. Живописным и мрачным изображением воинства Сатаны она напоминала дантовский «Ад».
Эпоха Просвещения (XVIII век) с её рационализмом, секуляризацией культуры, тоской по классическому искусству греков и их миросозерцанию порой весьма пристрастно судила о произведениях средневековья. Печально известны «Вергилиевы письма» профессора изящной литературы Саверио Беттинелли, который полагал, что у Данте была великая душа, но в искусстве он ничего не смыслил, «Комедию» читать невозможно, стиль её груб, а рифма чудовищна. Защищая дантовскую поэму, соотечественник Беттинелли поэт Витторио Альфиери заявлял: «Семнадцатый век бредил, шестнадцатый болтал, пятнадцатый делал грамматические ошибки, а четырнадцатый говорил».
Начало девятнадцатого столетия ознаменовалось мощным приливом внимания к творчеству Данте. Ни одно словесное произведение, даже Библия, не переводилось в XIX веке так часто, как «Божественная Комедия». В 30-40-е годы немецкая дантология отняла пальму первенства у итальянских учёных и вышла на передовые рубежи. «Штудии» К. Витте, Филалета, А. Копиша, Ф. Вегеле были известны всей Европе и за её пределами. К концу столетия «Божественную Комедию» читали уже на двадцати языках: французском и каталонском, голландском и немецком, английском и датском, санскрите и еврейском, армянском и словенском, португальском и чешском, румынском и польском, греческом и венгерском, русском и шведском, латыни и испанском.
В России о Данте впервые упоминается в 1762 г. Опыт первого перевода принадлежит П.А. Катенину, современнику А.С. Пушкина, он же стал первым русским комментатором поэмы. Позднее «Божественная Комедия» много раз переводилась и частями, и целиком.
В настоящее время исследование творчества Данте оформилось в специальную отрасль медиевистики – дантологию, изучению и популяризации его наследия посвящена деятельность специальных институтов и фондов (Итальянское Дантовское общество, например).

3. Структура и содержание «Божественной комедии». Античные сюжеты и герои

Данте не первый, кого заботила нравственно-религиозная мысль освобождения души от греховности и земных уз. В этом ряду мы можем упомянуть народных поэтов Фра Якопо и Джаколино.
Великим вопросом того времени был вопрос о будущей жизни, поэтому естественной формой литературы становится «видение», срывавшее покров с загробного мира и позволяющее человеческому взору проникать в его тайны.
Данте «выбрал изображения загробного мира из религиозной народной поэзии и внёс систему в нестройное смешение образов»1, воспользовавшись учением церкви, философскими наработками Аристотеля и Цицерона.

3.1 Структура «Божественной комедии»

Поэма Данте состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В общей сложности они составляют 100 песен, которые заключают в себе 14 230 стихов. Вся поэма написана трёхстрочными строфами (терцинами). Все три кантики заканчиваются словом «звёзды», имеющим символическое значение цели, к которой шёл Данте, а затем достиг»1.
Поэт использует числовую символику, рисуя девять кругов Ада, семь кругов Чистилища (а вместе с предчистилищем и земным раем – опять-таки девять) и, наконец, девять сфер Рая, увенчанных Эмпиреем. Он тщательно изучил «Начала астрономии» узбекского учёного IX века Аль Фергани, что помогло формированию его представлений о строении вселенной («число девять – главное число мироздания, ибо движущихся небес – девять, и девятое небо есть перводвигатель, в котором заключено мировое движение»2).
Кроме того, Данте в сфере философской мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также – отчасти – неоплатонизма, стоицизма и арабской философии. Он специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервосского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского.
Таким образом, в понимании Данте Земля – шар, Ад – конус, вершина которого в центре земли, Чистилище находится в южном полушарии земли и тоже конус, но усечённый.
Данте описывает переход из одного круга Ада в другой, используя смену жертв и их мучений, общей атмосферы и пейзажа.
Давайте определим для себя, что есть Ад: «Ад противопоставляется Раю. В дохристианскую эпоху наглядно-материальная, детализированная картина потусторонних кар, которые описывались как подобные земным пыткам и казням, но превосходящие их. Наиболее устойчивая конкретная черта Ада в Новом завете – это упоминание огня: «печь огненная», «озеро огненное и серное», «мрак вечного огня». По существу нет какого-то особого адского огня, но всё тот же огонь и жар бога, который составляет блаженство достойных, но мучительно жжёт чуждых ему и холодных жителей Ада. Ад рисуется как застенок божественной юстиции, в котором царствует сатана с бесами (чертями) в роли усердных палачей»1.
Все эти мотивы получили поэтическое выражение в «Божественной комедии». «Ад» Данте представлен большим количеством действующих лиц, немалая часть которых – герои античных сюжетов (о них ниже). Осуждённые пребывают здесь под вечной тяжестью греха, но зато сохраняют свою индивидуальность.
Исследователи говорят о материальности и телесности дантовского Ада, однако автору данной работы он видится обыкновенной театральной декорацией, не вызывающей доверия и не позволяющей поверить в него. Ад Данте холоден и чётко выстроен – в этом проявляется талант поэта. И популярность «Божественной комедии» вызвана вот чем: «…мы привыкли к сияниям, дьяволам, рогам и люциферам. Читателям, скорее всего, было интересно вот что: то подробное в картинках в цвете описание тех МЕСТ, про которые невнятно и сухо, и ЧУЖДО говорили много поколений попы. Вспомните, ведь это У НАС картинки ада на стенке, а у них не было такого порядка. Читатель осваивает и присваивает себе мир тех сказок, о чувственном содержании которых он истосковался. И мы равны этим персонажам, мы даже сами их расставляем по заслугам, то есть по кругам Ада, Чистилища и Рая»2.
Дантов ад совершенно не пугает и даже иногда заставляет улыбаться, хотя сам герой и его проводник Вергилий являются пленниками мрачности Ада, его скорби и страданий.
Порой складывается впечатление, что сам Данте сомневается: а есть ли Ад? Или это только ад земной жизни? То, чего в ней быть не должно и что нужно изгонять из неё. Скорее будет уместно смело предположить, что Данте больше склонялся к мнению о том, что человек несёт внутри себя свой Ад и свой Рай. И Ад в таком случае – смерть души, владычество тела, образ зла или порока. А формой выражения Ада была избрана популярная на тот момент идеология, несколько суеверная и слишком отвратительная (все эти чудовища, которые мы встречаем при прочтении поэмы).
Перейдём к Чистилищу: «в католическо-христианских представлениях это место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем войти в рай. Вплоть до последней четверти XII века Чистилище, которое существовало в народной фантазии и в литературе «видений», не получало признания теологов, так как его не предусматривало Евангелие. Однако давление верующих, оставлявших надежду на искупление для некоторых грешников, побудило богословов и схоластов признать наличие на том свете «третьего места» – Чистилища. В 1254 году догмат о Чистилище был официально провозглашён папством»1.
Своему Чистилищу Данте придаёт ощущение покоя, нежной грусти, надежды на будущее. Это описание воспринимается уже как более реалистичное, появляется некая теплота, делается светлее. Тогда как в Аду теплота появляется только лишь в лимбе, при встрече с поэтами и философами древности (Гомер, Гораций, Лукан, а рядом – Вергилий),  «потому что так ему хочется приблизиться к ним, стать, как они, признанным великим. Такая тут энергетика идёт, так Данте сияет. Из-за этого появилась «Комедия». Во многом. Из личностного желания приобщиться к признанным авторитетам. – Возможно, к ним он убегает от «реальности». Отдыхает с их текстами»2.
В начале пути по кругам Чистилища ангел начертал на челе Данте семь латинских P («peccatum» – «грех»). По мере восхождения происходит очищение от грехов, и буквы одну за другой ангелы стирают своими крыльями.
Рай показан нам Данте, как образ добра, внутреннего мира и счастья. Рай в христианских представлениях – «место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. О Рае известно только одно – что там человек всегда с богом, созерцает его лицом к лицу»3. Рай вызывает наиболее доверительное отношение, если следовать описаниям Данте, это самое реалистичное место во всей его поэме. Но по количеству античных героев Рай уступает Чистилищу и тем более – Аду.
Также мы должны отметить, что, «несмотря на обилие и сложность материала, присутствие целой толпы действующих лиц, могущих, казалось бы, исчерпать все средства характеристики и притупить мастерство отбора деталей, в поэме всё время чувствуется центральное положение Беатриче»4. Именно она посылает к Данте Вергилия, приходит к нему на помощь в трудные минуты и раскрывает глаза на существующие в мире пороки, на его собственные грехи. Она поэтому и показывает ему ужасы Ада и блаженство Рая, и идёт Данте на самом деле к ней – к своему идеалу и цели.
«Интересно вот что: Беатриче ведь ПОСТРОЕНА, ИЗГОТОВЛЕНА. Никак не похоже, чтобы это были его ЧУВСТВА. – В Беатриче верю. Почему она кажется изготовленной? Потому что она – недостижимый идеал. Она всегда такой была. Такие чувства логичны и только кажутся искусственно выстроенными. К тому же умерла она давно, ещё более физически удалилась. Беатриче такая и должна быть – иначе непонятно, насколько она велика для него, насколько божественна»5.
Таким образом, «Комедия» явилась жизнеописанием самого Данте. Он сумел соединить все элементы культурных традиций своего времени: история, религия, наука, политика – с личными переживаниями и мировоззрением.
 «Это КОМЕДИЯ жизни Данте. Это вроде аутотерапии, которая состояла в отстранённой фиксации и мести хотя бы на бумаге; в уяснении – и расстановке – и демонстрации – собственных ценностей (литературных ценностей прежде всего). Это личный текст»1.

3.2 Образ поэта в «Божественной комедии» Данте. Вергилий. Философы и учёные античности

 «Божественная комедия» начинается с того, что автор, потрясённый смертью Беатриче, пытается излить горе в стихах, чтобы хотя бы в них спасти и сохранить чистый образ любимой. Но неожиданно понимает, что это она, блаженная и невинная, неподвластна смерти и может спасти его самого от гибели. И Беатриче с помощью Вергилия2 проводит живого Данте, а вместе с ним и читателей, через все ужасы ада. На вратах ада начертано: «Входящие, оставьте упованья» («Ад», III, 7), но Вергилий советует Данте оставить всякий страх, ибо только с открытыми глазами человек может постичь корни зла.
Почему же именно Вергилий был послан к Данте?
В Средние века существовало нечто культа Вергилия. В народных преданиях он выступал как «кудесник, волхв и величайший в мире мудрец»3. И отцы церкви (Святой Августин) считали его лучшим и наидостойнейшим поэтом, провозвестником пришествия Христа (говорил о Золотом веке, который начнётся с рождением Спасителя-Младенца).
Вполне возможно предположить, что для Данте Вергилий был наставником и учителем в первую очередь в его творческих исканиях. Уважение и любовь Данте испытывал к нему и как к национальному поэту и певцу Рима, историку Италии. Вергилий стал для него символом разума и идеи римской универсальной монархии, основанной на началах справедливости. Иными словами, Вергилий был для Данте символом прошедших эпох, любви к своему отечеству, и он стремился возродить, переосмыслив, его идеи в настоящем.
На протяжении поэмы Данте называет Вергилия не иначе, как отцом, учителем, мудрецом, господином, другом. Наиболее часто упоминает именно героев «Энеиды», многие из которых стали известны ещё благодаря Гомеру.
Через «Божественную комедию» словно проходит противоречие между признанными в Средние века нормами божественного правосудия и собственным мнением поэта. По тексту явно видно, что Данте сочувствует многим осуждённым. В частности античным мыслителям и поэтам во главе с Аристотелем и Гомером.
Когда Вергилий и Данте спускаются в лимб, их приветствуют четыре поэта древности, которых Данте выделяет как величайших (Вергилий также входит в их круг):

И он ответил: «Именем своим
Они гремят земле, и слава эта
Угодна небу, благостному к ним».
(«Ад», IV, 76)

Это греческий полулегендарный поэт Гомер, которого Данте не мог читать в оригинале, так как не знал греческого языка, а латинских переводов поэм ещё не было. И римские поэты: Гораций (65-8 гг. до н.э.) – автор сатир, Овидий (43 г. до н.э. – 17 г.) – автор «Метаморфоз», Лукан (39-65 гг.) – его перу принадлежит историческая поэма о борьбе Цезаря и Помпея «Фарсалия, или О гражданской войне». Произведения этих римских поэтов служили Данте немаловажными источниками для написания «Божественной комедии». Лукан и Овидий будут ещё упоминаться в поэме («Ад», XXV, 94-97).
Данте помещает их в лимб, куда в католической традиции попадают лишь души некрещёных младенцев. А, по мнению Данте, души вышеназванных поэтов являются добродетельными нехристианами, поэтому заслуживают пребывать здесь. Они же встречают его словами: «Почтите высочайшего поэта!» («Ад», IV, 79). Это стремление сравниться с поэтами древности и обрести славу на земле, по-видимому, было привито Данте его наставником Брунетто Латини. Культ земной славы прослеживается на протяжении всей поэмы. Об этом свидетельствует и то, что все встречаемые Данте души просят его напомнить о себе на земле или же отвечают ему только после того, как он скажет о том, что напомнит о них, когда поднимется на землю. Беатриче превозносит земную славу Вергилия.
Таким образом, мы видим, что ренессансные представления о гордости влекли отход от христианского понятия о суетности земных успехов.
Далее мы встречаем философов и учёных древности. Среди них: «учитель тех, кто знает» – Аристотель (IV в. до н.э.), в Средние века почитался как величайший из учёных; Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (427-347 гг. до н.э.), разработавший теорию «эйдосов»; Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) – полагал, что мир возник в силу случайного сочетания атомов; философы и учёные VII-III вв. до н.э. – Диоген, Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Эвклид, Гиппократ; римские философы и ораторы – Сенека (I в.) и Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.); астроном и географ Птолемей (II в.), чьей системе мира следовал Данте; врач Гален (II в.); Аввероис (Ибн-Рошд) – арабский философ XII века, толкователь Аристотеля; Авиценна (Ибн-Сина) – философ и врач XI века («Ад», IV, 121-142).
Данте неоднократно будет вспоминать и говорить об Аристотеле и Платоне и в «Чистилище», и в «Рае».
Упомянут и Эзоп (VI в. до н.э.) – древнегреческий баснописец. Упоминание о нём мы встречаем в круге восьмом Ада, где находятся лицемеры («Ад», XXIII, 4). А также Ювенал (род. в 60-е гг. – ум. после 127 г.) – римский поэт-сатирик, Стаций (ок. 40 г. – ок. 96 г.) – современник и продолжатель Вергилия, написавший мифологические поэмы «Фиваида» и «Ахиллеида» («Чистилище», XXII, 14-23), Теренций, Цецилий и Плавт – римские комедиографы III-II века до н.э., Варий – римский поэт и друг Вергилия, живший в I веке до н.э. («Чистилище», XXII, 97-98).
Данте не объединяет по примеру Средневековья поэтов и мудрецов. Поэты играют у него б;льшую роль, чем философы. «Условия, в которых творил Данте, возродили у него понимание высокой общественной миссии поэта, вознёсшегося выше царей и пап»1. Данте сам определил себя как поэта возрождения античности, тогда как в эпоху средневековья «не замечали» античных развалин, их красоты. Этот реферат принадлежит Дорониной В.С., то есть списан с Инета! А может быть, он принадлежит самому Данте?
К этой группе примыкают и другие знаменитые исторические личности и деятели античных времён. Наверное, наиболее почитаемым Данте был Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) – не только полководец, но также и талантливый автор исторических хроник («Записки о галльской войне», «Записки о гражданских войнах»), государственный деятель, заложивший основы единовластия. Сам Цезарь считал себя потомком богини Венеры через сына Энея Аскания или Юла. В «Божественной комедии» его имя приводится не единожды («Ад», IV, 121-142; «Чистилище», XXVI, 76). Наряду с Цезарем Данте заявляет и о Луции Юнии Бруте, первом римском консуле, свергшем последнего из римских царей Тарквиния Гордого («Ад», IV, 121-142). Но и о Марке Юнии Бруте Данте не забывает: этот, предавший Цезаря, человек помещён поэтом в районе пребывания самого Люцифера вместе с другими великими предателями – Иудой Искариотом и Кассием («Ад», XXXIV, 61-67).
Упоминает Данте и Корнелию – мать Тиберия и Гая Гракхов, народных трибунов, и дочь Сципиона Африканского («Ад», XXXI, 115).
Рядом с ними мы видим Саладина – султана Египта и Сирии, прославленного и на христианском Западе своим душевным благородством («Ад», IV, 121-142).
В Аду находится и «бич божий», царь гуннов Аттила, опустошивший Европу («Ад», XII, 133). Рядом с ним Пирр и Секст: первый это или эпирский царь, воевавший с Римом, или сын Ахилла, убивший троянского царя Приама; второй персонаж – это либо младший сын Помпея Великого, боровшийся с Цезарем, либо сын последнего римского царя Тарквиния Гордого.
Уже в Чистилище мы встретим Октавиана Августа, римского императора, по повелению которого тело Вергилия, умершего в Брундузии в 19 году до н.э., было перенесено в Неаполь и там погребено («Чистилище», III, 25-27; VII, 1-4).
Неоднократно упоминается император Траян, помещённый Данте в Рай. Это римский император-язычник, который даже преследовал христиан, но был кроток и, по легенде, был освобождён из ада молитвами папы Григория, жил вторично как христианин и достиг райского блаженства («Чистилище», X, 76; «Рай», XX, 44-48, 106-117).
Таким образом, мы видим, что Данте пишет о почитаемых и уважаемых им самим поэтах (некоторые из них были современниками и друзьями Вергилия), учёных, философах, государственных деятелях, о которых он сожалеет, что видит их в Аду. А также не забывает он украсить свой текст и образами лжецов, лицемеров, предателей и просто жестоких правителей. Было бы интересно подсчитать, соблюдён ли поэтом баланс отрицательных и положительных героев, но это уже тема другой работы.

3.3 Легендарные герои античности в «Божественной комедии»

Целый ряд легендарных героев произведений античных поэтов следует рассматривать, на наш взгляд, в качестве самостоятельной категории.
Наибольшее число данных персонажей представлено, конечно же, в произведениях Гомера («Илиада» и «Одиссея») и Вергилия («Энеида»). Однако, как уже говорилось, Данте не мог читать произведения Гомера в оригинале. Он основывался на римских источниках и свидетельствах, из которых наиболее любимыми для него были сочинения Вергилия.
К «Энеиде» Вергилия Данте обращается, как к преданию об основании Рима если не самим Энеем, главным героем поэмы, то его потомками. Известно, что Данте питал большую любовь к Италии, ему было дорого всё, что было с ней связано.
Раскроем образы упомянутых в «Божественной комедии» «троянцев» и их соперников. Первыми перед нашими глазами предстают: Камилла, Эвриал, Турн и Нис («Ад», I, 106-108). Всех их вы можете встретить на страницах «Энеиды» Вергилия.
Камилла – «дочь короля вольсков, пала в битве с троянцами; изгнанный своими подданными, недовольными его тираническим правлением, король Метаб взял с собой маленькую Камиллу, подстерегаемый опасностями, он дал обет посвятить дочь на служение Диане, что и исполнил после своего спасения. Камилла стала амазонкой и погибла, участвуя в войне Турна против Энея»1. Нис и Эвриал – спутники Энея, погибшие «во время ночного нападения на лагерь рутулов, а Турн – вождь рутулов, был убит Энеем.
Далее взору Данте предстают другие знаменитые троянцы: Электра – «в греческой мифологии дочь Океана и Тефиды, мать вестницы богов Ириды и Гарпий; возлюбленная Зевса, мать Дардана, основателя царской династии в Трое; наиболее ярко Электра изображена в «Хоэфорах» Эсхила (вторая часть трилогии «Орестея») и в названных её именем трагедиях Софокла и Еврипида»1. Гектор – в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде». Прославился Гектор на десятом году войны. После вступления Ахилла в бой Гектор, невзирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую смерть самому Ахиллу.
И, наконец, Эней – сын Анхиса (Анхиза) и богини Венеры. Образ вообще интересный: Эней был рождён на горе Ида или на берегу Симоента, до пяти лет воспитывался у горных нимф. Он сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест. Имя Энея называется среди славнейших в «Илиаде». В более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разорённой Трои. На рубеже VI-V вв. до н.э. этот мотив проник к этрускам и лёг в основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта версия стала господствующей к середине 1 века до н.э. и получила окончательную обработку у Вергилия в «Энеиде». По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней по приказу богов оставил Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом). Эней отправляется на поиски новой родины. С помощью кумской сивиллы спускается в царство мёртвых, где  получает предсказание о своей судьбе и о своих потомках. Далее Эней идёт в Лаций, где местный царь Латин готов отдать свою дочь за него замуж и дать место для основания нового города. Но Энею приходится вступить в борьбу с Турном – вождём рутулов, из которой он выходит победителем. Потомками Энея себя считали представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август). «Затем основание Рима было приписано потомкам Энея, так как между падением Трои и основанием Рима прошло несколько столетий»2 («Ад», IV, 121-142).
Также упомянуты: Дидона (царица, основательница Карфагена; римская традиция связала Дидону с Энеем, а обработал её Вергилий в 4-й книге «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, Дидона по воле Венеры стала любовницей Энея. Но Эней должен был по приказу богов отправиться в Италию. Дидона, не выдержав разлуки с ним, покончила с собой, взойдя на костёр и предсказав вражду Карфагена с Римом. Карфагеняне чтили её как богиню), Елена Прекрасная (спартанская царица, прекраснейшая из женщин, слух о красоте которой распространился по всей Греции; супруга Менелая, увлёкшаяся затем Парисом, сыном троянского царя и сбежавшая с ним в Трою, источник происхождения Троянской войны), Ахилл или Ахиллес (в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны; первоначально он не должен был участвовать в походе, но жрец Калхант предсказал, что без него поход потерпит неудачу; погиб от стрел Париса; первоначально Ахилл являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции, а затем был занесён в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии), Парис (троянский царевич, которому покровительствовала Афродита, она помогла ему похитить Елену и сделать её своей женой; активным участником войны не был, погиб от отравленной стрелы Филоктета).
Другие персонажи, имеющие отношение к троянским событиям: Диомед – принимал участие в Троянской войне, ранил Афродиту; культ Диомеда был занесён в Италию ахейскими колонистами («Ад», XXVI, 55-61). Гекуба – в греческой мифологии жена троянского царя Приама. Поликсена – дочь Приама и Гекубы, которую принесли в жертву по требованию тени Ахилла, как его наречённую. Полидор – троянский царевич, сын Приама, погибший от руки Ахилла («Ад», XXX, 1-19). Синон – двоюродный брат Одиссея, участник Троянской войны, которому удалось убедить троянцев ввести в город деревянного коня («Ад», XXX, 97). Антенор – один из троянских старейшин, советник Приама; согласно римской традиции, Антенор, покинув землю Троады, основал колонию в Северной Италии («Чистилище», V, 73).
Важное значение имеет эпизод с Одиссеем или, как его называет Данте, Улиссом. С одной стороны это ещё один легендарный участник военных событий под Троей, с другой его образ наиболее близок Данте по духу после Вергилия.
Рассказ о последнем плавании Одиссея представляет собой ренессансную интерпретацию античного предания. Морской подвиг не ставится ему в вину, поскольку он прокладывал дорогу в неизвестное (что будет иметь место во время Великих Географических Открытий). Таким образом Данте противопоставляет человеческое начало животному: Одиссей стремился к знаниям и исследовал мир. Складывается впечатление, что Данте и его Одиссей – родственные души. Он близок ему и потому, что в своих путешествиях полагался только на себя, надеялся на помощь своего интеллекта, а это уже приближение к традициям эпохи Возрождения.
В связи с Одиссеем в поэме мы встречаемся с его верной женой Пенелопой. А также с Цирцеей или Киркой, тёткой Медеи, волшебницей, у которой на острове Эя Одиссей провёл целый год («Ад», XXVI, 91-91).
Эти герои вергилиевой «Энеиды» найдут своё место в поэме Данте и в других её частях – «Чистилище» и «Рае»: Эней, Улисс, Ахилл, Агамемнон, Паллант (союзник Энея), Дидона, Анхис, Рифей (у Данте этот герой, павший при взятии Трои, помещён в Рай).

3.4 Мифические существа и олимпийские боги в «Божественной комедии»

Анализ мифологических существ и персонажей следует начать с того момента, когда Данте со своим спутником спускаются в Ад и подходят к Ахерону (Ахеронту), одной из рек античной преисподней. Это лишь начало одного длинного потока, который приведёт нас к центру земли.
Река Ахерон – «в греческой мифологии одна из рек в Аиде (первая), через которую Харон перевозит души умерших», постепенно переходящая «в болото или Ахерусийское озеро»1.
Нашему взору предстаёт Харон – перевозчик душ в Аиде. В греческой мифологии он изображался мрачным старцем в рубище и перевозил только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле (так у Вергилия). Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. К примеру, Сибилла, показав Харону золотую ветвь, заставила его перевезти Энея.
Данте показывает нам Харона таким:

Недвижен стал шерстистый лик ужасный
У лодочника сумрачной реки,
Но вкруг очей змеился пламень красный.
(«Ад», III, 97)

Отличие Харона античного и Харона Данте состоит в том, что в «Божественной комедии» он превращается в беса:

А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их и бьёт веслом неспешных.
(«Ад», III, 109)

Ахерон, стекая вниз, образует болото Стикса. В греческой мифологии Стикс («ненавистная») – божество одноимённой реки в царстве мёртвых. Клятва водой Стикса – самая страшная. «От брака с Паллантом Стикс родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь»2. Болото Стикса, или иначе – Стигийское болото омывает стены города Дита, в нём казнятся гневные («Ад», VII, 100-116).
Ещё ниже поток становится Флегетоном, что в переводе с греческого означает «жгучий» («Ад», XII, 46-54), а затем водопадом низвергается вглубь земли, чтобы превратиться в ледяное озеро Коцит – «реку плача» («Ад», XXXI, 121; XXXII, 22-30).
А вот Лету, реку забвения, Данте помещает в Земном Раю, воды её также стекают к центру земли, унося с собой память о грехах («Ад», XIV, 130-136; «Чистилище», I, 41).
В Ад Данте помещает и Миноса:

Здесь ждёт Минос, оскалив страшный рот;
Допрос и суд свершает у порога
И взмахами хвоста на муку шлёт.
(«Ад», V, 4-13)

В греческой мифологии Минос был одним из трёх сыновей Зевса и Европы, рождённых ею на Крите и усыновлённых критским царём Астерием. Минос царствовал на Крите после смерти Астерия. Женой Миноса была Пасифая, породившая чудовищного человекобыка Минотавра («Ад», XII, 13-25). Минос заключил его в лабиринт. Афины присылали на съедение Минотавру раз в девять лет семерых юношей и девушек. Минотавра убил с помощью Ариадны (дочь Миноса) Тесей. В аиде Минос вместе с братьями Радаманфом и Эаком судит умерших, держа в руках золотой скипетр.
Рядом с Миносом мы видим и Семирамиду («Ад», V, 52-67). В греческой мифологии это дочь сирийской богини Деркето, жена вавилонского царя Нина. Мифологизация исторической Семирамиды (предполагается, что ею была вавилонская царица Шаммурамат, конец 9 века до н.э.) берёт начало с Ктесия Книдского, греческого врача при дворе Артаксеркса II (конец 5 века до н.э.). К нему восходит предание о висячих садах Семирамиды – одном из семи чудес света, – которые не имеют отношения к исторической царице Шаммурамат, так как были построены в 6 веке до н.э. Навуходоносором II.
Нашим глазам предстают и другие чудовища подземного мира: трёхзевый Цербер («Ад», VI, 18-31). Этот страшный пёс, страж аида,  чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом также превращён у Данте в беса – со вздутым животом, с жиром в грязной бороде, который «мучит души, кожу с мясом рвёт». Опять проявляется странная материальность дантова Ада, или некоторая непоследовательность – душа бестелесна. А вот и Плутос – в греческой мифологии бог богатства, сын Деметры и Иасиона. Позднее Плутоса стали отождествлять с Плутоном (Аидом), так как божество мёртвых мыслилось обладателем несметных подземных богатств. У Данте Плутос занимает место всего лишь хранителя душ скупцов и расточителей. Герион («Ад», XVII, 4-16, 94-103) – трёхголовый и трёхтуловищный великан, сын рождённого из крови Горгоны Хрисаора и океаниды Каллирои.
Когда Данте и Вергилий подходят к адскому городу Диту, на его стенах и башнях их встречают Эрихто (фессалийская волшебница, вызывавшая мертвецов из подземного царства) и три фурии, богини мщения – Тисифона, Мегера, Алекто («Ад», IX, 22; 37-58). Эти обитательницы царства Аида и Персефоны появляются на земле, чтобы возбудить месть, безумие, злобу. Вид Эриний отвратителен: это старухи с развевающимися змеями вместо волос, с зажжёнными факелами в руках. Могут проникать в душу человека и делать его безумным. Здесь же присутствует и образ ужасной Медузы-Горгоны со взором, превращающим всё живое в камень. Вергилий закрывает Данте глаза – в этой заботе проявляется защита силой разума от безобразия, насилия и лжи. Аллегорически эти существа символизируют состояние современной Данте Флоренции и всей Италии, а также выступают как преграда для преодоления грехов. Некоторое сходство с вышеназванными мифическими существами имеют и Гарпии («Ад», XIII, 10-13).
Знаменитые великаны: Эфиальт и От (славились непомерной силой, хотели взять в жёны Геру и Артемиду, за что были наказаны: в аиде прикованы змеями к колонне и мучаются от криков совы), Бриарей (чудовищное существо с 50 головами и сотней рук, один из трёх братьев сторуких – участников титаномахии), Антей (сын Посейдона и богини земли Геи, славился неуязвимостью, но до тех пор, пока прикасался к матери-земле; одолел его Геракл, оторвав от земли и задушив в воздухе), Титий (великан, по внушению Геры покусился на возлюбленную Зевса – Лето, за что был брошен им в аид, где два коршуна терзают его печень). И, наконец, Геракл, Геркулес или Алкид упоминается в поэме неоднократно – бог и герой. Почитался во многих городах Италии, его культ был заимствован римлянами из Тускула. Женщины не могли участвовать в культе Геркулеса. Для солдат он – бог победы, для аристократии – прообраз идеального царя, антипод тирана, мудрец, победитель чудовищ силой разума и знаний («Ад», XXV, 25-31; XXXI, 91-106, 130).

Ещё одна группа мифологических героев представлена кентаврами, полуконями-полулюдьми. И здесь мы видим Хирона, отличавшегося мудростью и благожелательностью, воспитателя героев Тесея и Ясона, учителя Асклепия, отказавшегося от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея; Несса, который был известен своим коварством, покушался на честь жены Геракла Деяниры и послуживший затем причиной его смерти; и, наконец, кентавра Фола («Ад», XII, 64-79).
Перейдём к легендарным аргонавтам, во главе которых стоял Ясон. Это герой, правнук бога ветров Эола, который добывал в Колхиде золотое руно, в чём ему помогала волшебница Медея, бежала с ним, стала его женой. Когда он решил заключить новый брак с Главкой, Медея прислала ей отравленное одеяние, Главка умерла в страшных муках. Затем Медея убила двух своих с Ясоном сыновей и умчалась на золотой колеснице, запряжённой крылатыми конями или драконами. Ясон покончил жизнь самоубийством.
Рядом с Ясоном и Медеей предстаёт образ Гипсипилы, дочери правителя Лемноса Фоанта, во время царствования которого лемносские женщины отказались почитать Афродиту, за что она наградила их всех дурным запахом, от них сбежали мужья, тогда женщины убили всех мужчин Лемноса. Только Гипсипила спасла своего отца и помогла ему бежать. Она стала правительницей острова. Была возлюбленной Ясона, когда аргонавты прибыли на Лемнос, родила ему сыновей Эвнея и Фоанта («Ад», XVIII, 84-94). Несколько слов следует сказать и об Орфее: славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги с природой. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны. Был женат на Эвридике, спускался за ней в аид. Орфей не почитал Диониса, который и покарал его: наслал на него менад. Они его разорвали на части. Тень Орфея соединилась в аиде с Эвридикой. Орфея считали учредителем вакхических оргий и орфизма – системы религиозно-философских взглядов. Данте помещает его среди поэтов, учёных и философов древности («Ад», IV, 139).
Что касается олимпийских богов, то число их увеличивается по мере приближения к Раю. Но в Аду мы встречаем упоминание о Лине, судьба которого стала темой горестных песен (лин – первоначальное название скорбной песни об умершем). Эти песни пели не только греки, но и египтяне («Ад», IV, 139). Здесь же говорится о Фортуне, римской богине счастья, случая и удачи, введение культа которой связывалось с царём Сервием Туллием. Фортуна изображалась на монетах почти всех римских императоров («Ад», VII, 61-70).
Данте говорит о Фаэтоне, который хотел доказать своё происхождение от Гелиоса, для чего взялся управлять его солнечной колесницей и погиб, испепелённый огненным жаром, чуть не погубив в страшном пламени землю («Ад», XVII, 106-109; «Чистилище», IV, 70).
Остальные образы богов в частях «Ад» и «Чистилище»: римский бог Как, сын Вулкана, убитый Геркулесом («Ад», XXV, 25-31); Юнона – римская богиня брака, материнства, женщин и женской производительной силы, супруга Юпитера («Ад», XXX, 1-19); Музы – «мыслящие», дочери Зевса и Мнемосины, богини поэзии, наук и искусств, их девять сестёр: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Терпсихора, Талия, Эрато, Полигимния, Урания («Ад», XXXII, 10; «Чистилище», I, 7); Латона – мать Аполлона и Дианы (очи неба – Солнце и Луна), родившая их на острове Делос («Чистилище», XX, 130); Прозерпина – дочь Юпитера и Цереры, похищенная богом подземного царства Плутоном («Чистилище», XXVIII, 49); Венера отождествляется с греческой Афродитой («Чистилище», XXVIII, 65-66).
По тексту «Божественной комедии» видно, что Данте относился с симпатией к древним языческим богам Греции и Рима. Возможно, на него повлияла «беседа с античными поэтами», что привело к переосмыслению им христианской небесной иерархии. Следствием этого стало размещение нескольких главных языческих богов в Раю, им поручено управлять вращением соответствующих сфер неба.
Рай открывается молитвенным обращением к богу Аполлону, который в Средние века считался подручным сатаны («Рай», I, 15-32). Часто упоминается богиня Диана, сестра Аполлона («Рай», X, 67, 139; XXIII, 25-27). А также: Гиперион – сын Урана и Геи, отец Гелиоса; Майя – мать Меркурия; Диона – мать Венеры («Рай», XXII, 143-144) и другие.
Таким образом, Данте рассматривает античных богов не как ложных, а как воплощение несовершенного представления язычников о небесных сферах.
Нами была избрана самая простая классификация античных героев поэмы Данте. Их можно разбить на два больших блока: герои реальные и герои мифические, легендарные. Однако этого делать не стоит, поскольку не все мифические герои могут таковыми являться, и историческая наука может нам преподнести ещё много сюрпризов и открытий, которые сделают этих персонажей реальными.
Ещё одной темой для исследования может стать размещение античных героев по различным кругам Ада, Чистилища или Рая, а также рядом друг с другом. В данной работе лишь вкратце приводятся размышления подобного рода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами была рассмотрена «Божественная комедия», поэма итальянского поэта Данте Алигьери, которая по праву может быть признана вершиной его творчества и представляет собой свод или синтез традиционной культуры эпохи позднего Средневековья. «Божественную комедию» мы можем охарактеризовать и как послание будущему поколению, которому придётся жить уже в эпоху Возрождения, поэма словно бы намечает основные линии развития не только искусства, но и духовного совершенствования личности.
В трёх главах этого труда (Данте Алигьери – человек, поэт, общественный деятель; Данте и античность; Структура и содержание «Божественной комедии». Античные сюжеты и герои) был дан анализ «античной» стороны творчества Данте, завершением которого и явилась поэма «Божественная комедия».
Нами был сделан краткий биографический очерк жизни Данте Алигьери как человека с его страстями, печалями и радостями, как поэта, впитавшего в себя традиции своего времени, и как общественного деятеля, искренне любящего свою страну. Все эти три аспекта взаимосвязаны, о чём свидетельствует поэма Данте.
Нами сделана попытка показать, как и почему проникали в жизнь средневекового человека античные сюжеты, как они преображались или преломлялись в его сознании. Они не могли оставаться прежними, поскольку человеческое общество прошло достаточно длинный путь эволюционного и информационного развития со времён античности.
Фабула поэмы Данте не была совершенно новой: она впитала в себя аллегорически-назидательную и религиозно-фантастическую традицию средневековых описаний хождений в загробный мир и видений.
Поэма разбита на три большие части, посвящённые рассказу об Аде, Чистилище и Рае. Троичность композиции на этом не завершается: каждая часть включает в себя тридцать три песни (первая песнь «Ада» служит вступлением ко всей поэме), написанных  терцинами, то есть трёхстрочными строфами.
В центре повествования – сам Данте, что естественно оживляет его загробные видения. Он привносит в него свои разнообразные чувства (страх, сострадание, симпатию, скорбь, любовь), а также свой идеал в образе Беатриче. Однако Ад Данте кажется ненастоящим, мёртвым, выстроенным в соответствии с тогдашними традициями и для популяризации поэмы. Чистилище представляется более реальным, а Рай очень похож на земную жизнь. Возможно, ад ассоциировался у Данте с прошлым, уже ушедшим, чистилище с его настоящей жизнью, а рай – с будущим совершенством, которого достигнет его дух.
В «Божественной комедии» мы встречаем большое число античных героев, которые участвовали в тех или иных событиях и мифах. Это и герои Троянской войны (Агамемнон, Ахилл, Одиссей, Гектор, Эней), и государственные деятели, полководцы, правители, цари (Юлий Цезарь, Брут и Кассий, Сципион Африканский и Ганнибал, Ксеркс, Тарквиний Гордый, Траян), и мифологические существа (Цербер, Гарпии, Эринии, Минотавр, кентавры), и языческие боги Древней Греции и Рима (Аполлон и Диана, Юнона и Юпитер, Венера и многие другие), и поэты, учёные, философы (Гомер, Аристотель, Платон, Эвклид, конечно же, Вергилий).
Скорее всего Данте интуитивно чувствовал, что не существует ни Ада, ни Чистилища, ни Рая, а всё это аллегории и символы его собственной жизни. Чудовища – это препятствия и грехи, античные деятели искусства и науки поддерживают его желание приблизиться к ним, стать таким же значимым и незабвенным в будущем, языческие боги просто красивы и великолепны, они делают поэму более динамичной и уводят от «тёмных веков» Средневековья в яркий, сверкающий мир.
В плане стилистики и литературного мастерства «Божественная комедия» заслуживает высокой оценки. Данте удалось добиться признания своего произведения частично при жизни, и до настоящего времени оно остаётся всё ещё популярным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Алигьери Д. Божественная комедия / Пер. с итал. М. Лозинского. – СПб., 1998. – 704 с.

Алигьери Д. Новая жизнь. Божественная Комедия / Пер. с итал. А. Эфроса, М. Лозинского. – М., 1967. – 686 с.

Письма. Из личной переписки автора с редактором литературного журнала «Край городов» А. Титовым // http://artage7.4sql.net/.

Исследования

Pommayre L. Les mythes de la Gr;ce antique. – М., 1946. – 136 с.

Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…» Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М., 1990. – 216 с.

Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. – М., 1965. – 198 с.

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М., 1967. – 287 с.

Данте и всемирная литература. – М., 1967. – 259 с.

Данте. Дефо. Г.-Х. Андерсен. Ренан. Ибсен: Биографич. повествования. – Челябинск, 1996. – 450 с.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М., 1982. – 320 с.

Мережковский Д.С. Данте. – Томск, 1997. – 288 с.

Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск, 1999. – 815 с.

Справочная литература

Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. – М., 1992. – 732 с.

Советский энциклопедический словарь. – М., 1981. – 1600 с.