Воспоминания

Дмитрий Толстой
Мне  кажется,  что  помнить  себя  я  начал  лет  с  трёх.   Отдельные  эпизоды
из  своей   ребячьей   жизни  запомнились  так  ярко,  будто  это  было  вчера,  а    не 
семь  с  лишним  десятков  лет  тому  назад. Хорошо  помню  наш  небольшой  домик  в  парке,  три  ступеньки  у  крылечка,  низкое  окно  с  видом   в  этот   парк, 
густо  заросший  кустами  сирени,  большой,  как  озеро,  пруд  невдалеке.  Через  улицу  двухэтажный  деревянный  дом.  На первом  этаже  его -  столовая  рабочих.  Там  работает  поваром  мамина  подруга,  тётя  Мотя.
        В  этом  же  парке  в  зеленом  домике -  детский  сад,  откуда  я  часто  убегал  домой.  Мама  всегда  была  занята  с  маленькой,  крикливой  куклой -  моей  сестричкой.  В  сиреневом  кусту,  через  который  проходил  дощатый  забор,  была  моя  лазейка -  раздвигалась  одна  дощечка.
        Изображая  игру  с  машинкой  возле  лазейки,  я  следил  за  нянечкой. И  как  только  она  отвлекалась,  тут  же  нырял  в  глубину  куста,  и  домой.  Вскоре  за  мной приходила  няня.  Я  прятался  под  кровать  и  оттуда  слышал  их  разговор:
       - А  Дима   домой  не  прибегал? -   как  бы  всерьёз  спрашивала   няня.   Мама
   всегда  отвечала,  что  меня  дома  не  было.
       - А как  же  здесь  оказалась  машинка,  с  которой  он  играл  в  садике?-      продолжала  спрашивать  нянечка. -  Я  слышу  кто-то  шуршит  у  вас  под  кроватью.  И  мама   отвечает,  что  там  наверно  мышка.
        Обе  заглядывают  под  кровать  и,  к  моей  досаде,  вместо  мышки  извлекали  меня.  Рёва  я  не  устраивал, как  поступили  бы  другие  малыши.  Покорно,  ведомый  за  руку,  следовал    в  садик.  И  не  скажу,  что  там  мине  не  нравилось.  Просто  это  была  как  бы  детская  шалость,  а  скорее  всего,  игра.
          Следующий  эпизод,  мои  походы  в  гости  к  тёте  Моте.  Крылечко  в  столовую  было  высокое  и мне  приходилось  одолевать  его  на  четвереньках.  Как  только  я  там  появлялся,  кто-либо  из  рабочих  или  обслуги   звали  тётю.  Она  тут  же  выходила  в  зал  и  спрашивала  меня:
         -  Что,  Дима,  обедать  будем ?  -  Я  утвердительно  подтверждал  своё  намерение  и  делал  заказ:
        - Мне  яичницу  с   «глазами»! -  Это  значило  -  глазунью .  Тётя  Мотя  и  все  присутствующие   тихонько  хихикали.  А  я  был  доволен,  что  меня    считают  за 
взрослого.
        -Тогда  моем  руки  и  садимся  за  стол, -  велела  она. Я  исполнял  её    приказ
 Вскоре  тётя  приносит  яичницу  из  двух  глазастых  яиц  и  садила  меня  к  себе  на  колени.   Съев  своё   яйцо,  я  просил  компота  или  молока.  Потом  кто - либо  из  рабочих  отводил  ребёнка  домой.
          Несколько  раз  мама  вылавливала  меня  из  пруда.  Занятая  по  хозяйству  и  с  беспокойной  малышкой,  не  могла  она  уследить  за  егозой.
Этим  я  и  пользовался.  Подтащив  к  окну  стульчик,  я  забирался  на  подоконник,  оттуда  на  высокую  завалинку,  потом  опускался  на  землю.
         Воду  любил  и  люблю,  как  свою  стихию.  По  гороскопу  я  -  Рыбы. Пруд  и  его  чистая  гладь  влекли  всё  время. Прибежав туда, садился  в воду  у  бережка  и  плескался,  пока  меня  не  извлекала  мама  или   кто-то  из  прохожих. 
           Мама  рассказывала,  что  непоседой  я  был  с  пеленок.  Пеленаний  не  терпел,  а  по  полу  ползал  удивительно  быстро.  Когда  же  начал  ходить,  заботой  её  было  удержать  ребёнка  в  комнате.  Из  кроватки  я  один  раз  вывалился, но каким-то  чудом, крепко  ухватившись  за  бортик  ручонками висел    и  кряхтел  без  воплей  и  слёз.
           Плача  моего она никогда  не  слышала, поэтому, отлучаясь из дому, она  мягким  кушачком  опоясывала  меня  и  привязывала  к  ножке  стола  поводком.  Оставляла  ненадолго  на  одеяльце  с  игрушками. А  когда  приходила, часто  заставала  меня  не  за  игрой. Я  сосредоточенно  вертел в  ручках  узелок,  стараясь  его  развязать
           Вспоминаются  и  другие  случаи,  когда  родителям  доставлял  немало  волнений  и  неприятностей.  Однажды  я  ненароком  «наказал»  свою  добрую  тётю  Мотю.  Перед  этим  отец  купил  мне  игрушку -  ружьё,  которое  выстреливало  небольшую  стрелочку  с  резиной  присоской.  Я  быстро  научился  метко  стрелять  по  мишени  на  дверце  шкафа.
            Когда  тётя  забежала  к  нам,  я  направил  на  неё  ружьё  и  спросил:  «Тетя,  стрельнуть  в  тебя ?  А она  подыграла  мне  и  говорит:
«Стреляй!  Всё  равно  я  уже  старая,  никому  не  нужная!»  Я  тут  же  выстрелил  и  присоска  прилипла  у  неё  под  глазом.            
           Глаз  припух.  Тётя  охает,  как  же  на  работе  появиться  с  таким  лицом.  У  меня  отняли   игрушку  и  поставили  в  угол. С  тех  пор  в  людей  я   больше  уже
не  стрелял  никогда.
           А  птичек  и  животных  любил  до  ужаса.  И  однажды  обнаружил   за  столовой  в  неглубокой  помойной  яме  лягушек. Забравшись  туда,  начал  ловить  их  и  сажать  в  карман.  Когда  меня увидели  за  таким  занятием,   рабочие  смеялись  до  упаду.  Вытащив  незадачливого  ловца  из  ямы,  спрашивали,  что  я  там  делал?
          -Ловил  птичек! -  серьёзно  отвечал  я.  И, вынув  из   кармашка   оставшуюся
  лягушку,  показал  им  свою  добычу.  Смеялся,  наверно,  весь  рабочий  посёлок.  А  назавтра  в  доме  у  нас  появилась  сизая  голубка,  ручная  и  ласковая.  Мы  с  ней  были  неразлучными  друзьями.
           В  один  из  осенних  дней,  уже  начинались  холодные  утренники,  на  скотном  дворе   в  корыте,  из  которого  поили  животных,  я  обнаружил  воду  и,  не  долго  думая,  забрался  туда.  Когда  меня   увидели   женщины  доярки,  как   я, 
посиневший, с  удовольствием  плескался  там,  был  жуткий  переполох. Простуды  от  такого  купания   не  возникло.
            На этом  же  скотном  дворе  у  меня  произошла   встреча  с  грозой      всего
  посёлка,  племенным  быком - убийцей.  Немного  ранее  он  убил  у  водопоя  лошадь.  Его  вообще  все  боялись,  кроме  скотника,  который  за  ним   присматривал. 
            С  хвростинкой  в  руке  я  оказался  перед  грозным  и  страшным  зверем,  которого  раньше  не  встречал.  Мы  стояли  друг  против  друга.  Бык  грозно  сопел  и  рыл  землю  копытом.  А  я  ему  что-то  говорил  и  помахивал  этой хворостинкой.  Как  случилось,  что  он  не  тронул  меня?  Уму  не  постижимо.
           Конечно,  вначале  была  немая  картина.  Все, кто  увидел  нас, замерли  в  оцепенении.  Потом  скотник  увел  быка,  а  меня  принесли  домой. 
          Мама,  измученная  бессонной  ночью  из-за  малышки,  вздремнула,  а  я  убежал  через  окно,  которое  она  забыла  закрыть  на  шпингалет.
           Даже  в  четыре  года  было  у  меня   несколько  случаев,  о  которых следует
рассказать. Так,  играя   во  дворе  с   сельхоз  техникой, умудрился   я  забраться   в 
узкую  щель  сенокосилки,  что  потом  пришлось  вызывать работников,  разбирать   
узел  этой  машины,  чтобы  вытащить  меня  из  этой   ужасной  щели.
          Потом,  на  майские  праздники,  одетый  в  беленький   матросский  костюмчик,  гуляя  в парке,  заметил  я  птичку  попавшую  в  беду. Кто -то  пролил  возле  тропинки  чёрную  липкую  жидкость.  И птичка  в  погоне  за  мошкой  попала  в  эту  ловушку.  Лапки  и  кончик  крылышка  уже  прилипли. Птичка  жалобно  пищала  и  я,  не  задумываясь,  полез  её   выручать. А   когда   попытался   
выбраться  из  чёрного  пятна,  сандалии   мои  остались  там.  Достать   их  мне   не
удалось.  Зато  измазался    весь  предостаточно.
           Пообтерев,  сколько  можно  было,  лапки  и  крылышко,  птичку  я  отпустил. Но  каково  было  родителям  видеть  своё  чадо  босиком,  вымазанным  в  мазуте  или  дёгте,  дающим  невразумительные  пояснения о  какой-то  птичке  и
о  сандалиях,  которые  никак  не  достать.
            И ещё  об  одном  случае,  который  потом  часто  беспокоил  меня  во  сне.  Это  была  первая  моя  драка. В  это время  мы  жили  в  местечке Крупки  недалеко от  Борисова.  А  все  предыдущие  случаи происходили  в   совхозах  Киселевичи  и  Дойничево  Бобруйского  района.
            В  один  из  летних  дней  вся  наша  семья  отправилась  погулять. Там  очень  красивые  места  вдоль  берега  реки  Бобр.  Уже  возвращаясь  домой,  родители  решили  зайти  в  магазин.  Меня  и  сестрёнку  оставили на  детской  площадке.  Малышка  с  большой  куклой  сидела  в  песочнице.
Я  был  рядом.  Вдруг  чумазая  девочка  выше  меня   ростом,  видимо  и  старше,  подскочила  к  сестричке,  выхватила  у  неё  из  рук  куклу  и  бросилась  бежать.
            Как  коршун, налетел  я  на  неё,  свалил  с  ног  и,  сидя  верхом,  колотил, таскал воровку за  волосы.  А она, молча, навалилась  всем  своим
телом  на  куклу  и,  пытаясь  вырваться,  отбивалась  одной  рукой.
           Выбежали   отец  с  мамой, разняли  нас.  Куклу  вернули  зарёванной  малышке.  А  воровку  отпустили.  Отец  сказал  тогда,  что  я  поступил,  как
настоящий  мужчина. А  вообще  драться  с  девочками – некрасивое   дело.
Это запомнилось  на  всю  жизнь  и  не  было  у  меня  случая, когда  бы  я  ударил  женщину.
            Очень  рано я  проявил  интерес  к  картинкам  в  детских  книжечках,    к  надписям  и  буквам   под  ними.  Стоило  показать  мне  букву и  сказать,  как  она  произносится  или  называется,  сразу же  запоминал  это.  К  пяти  годам  я  умел  читать  такие  книжечки.  Хорошо  запомнил  счёт  и  порядок  чисел  до  двадцати. Легко  слагал  и  вычитал  числа  в  пределах  десятка.
Одним  словом,  к  школе   был  готов   заранее.      
            Отец  был  ответственным  работником  района  по  сельскому  хозяйству,  поэтому  дома  бывал  не  часто. Занималась  со  мной  мама.
Отец  только  удивлялся, хвалил  меня  и  гладил  по  белобрысой  голове,
спрашивая  при  этом,  что  из  книжек  или  игрушек  подарить  мне.
            Кстати,  об  игрушках.  Лет  до  четырёх  не  было  у  меня  такой  игрушки,  которую я не  разобрал  бы  на  части, после  первых  двух  дней знакомства  с  нею. 
Меня  интересовало,  как  она  устроена,  что  там  у  неё  внутри?  Если  она  долго  не  поддавалась,  то  подождав,  когда  мама отлучится  из  дому,  забирался  под  кровать  и  с  молотком  «разбирался»  с  нею  «основательно». После  таких  иссле-  дований  её  приходилось  выбрасывать, хотя  всякий  раз  я  противился  этому.
            Но  книг  и  картинок  никогда  не  портил, а  бережно  собирал  и  часто  с  ними  беседовал, фантазируя, будто  они  живые   и  не  я  их  читаю,  а  они  со  мной  разговаривают. 
                Январь   2008 г.