Записки Прогдиггера 26 Sympho Prog

Андрей Фко
Симфо-прог – мое самое любимое направление классического прогрессива. В общем-то, это легко понять, поскольку симфо-прог является высшей точкой развития арт-рока, выразившееся в неуклонном движении к симфоническому звучанию. Наконец-то был преодолен барьер восприятия рок-музыки как развлекательного жанра – рок стал серьезным искусством, в котором можно было уже выражать серьезные идеи сложным музыкальным языком. Текст как таковой был отодвинут на второй план, и наибольшее внимание было теперь приковано к музыке.

Основных тенденций в симфо-проге было две: писать рок-музыку как симфоническое произведение, или играть классику как рок-музыку (здесь, конечно, речь вовсе не идет о «классике в рок обработке»). И в том, и в другом случае отличным примером могут служить ELP, чье влияние не ослабевает до сих пор. Это трио, образованное экс-участниками King Crimson, исполняло весьма динамичную музыку на основе звучащих как целый оркестр клавишных инструментов.

Тем не менее, наибольшее влияние на симфо-прог оказали две других великих группы – Yes и Genesis. Именно они служат ориентирами для классификации симфо-проговых коллективов: любая группа в этом жанре играет либо «немного похоже не Yes», либо «немного похоже на Genesis», и от этого, к сожалению, никуда не деться. Даже возрождение Прогрессива в восьмидесятых (нео-прог) стартовало с появления клонов Genesis, которые сегодня уже сами по себе считаются классикой, несмотря на то, что их трудно отличить от оригинала (Marillion, IQ, Queensryche).

К концу семидесятых, симфо-прог, не выдержав конкуренции с панк-роком и пост-панком, выродился в коммерческий поп-рок. Даже классические группы, включая упомянутые выше, стали играть незатейливую танцевальную музыку с приторно-коммерческим звучанием. И только с возрождением интереса к Прогрессиву в начале девяностых, классики жанра вернулись к сложным композициям и серьезному звуку.

Характерные особенности:
   - Сложные композиции и гармонии, обилие ритмических переходов
   - Эпичность, космичность, концептуальность
   - Богатый, плотный звук
   - Использование аналоговых клавишных и прочих живых инструментов (флейта, саксофон, струнные, ксилофон и т.д.)
   - Виртуозное исполнение
   - Второстепенная роль вокала, иногда - только инструментальная музыка
   - Преимущественно высокий чистый вокал, многоголосие
   - Цитаты из классики, нередко – джазовые вставки
   - Эмоциональность соседствующая с отстраненностью

Классики симфо-прога: Yes, Genesis, King Crimson, ELP, Van der Graaf Generator, Gentle Giant, ELO

Приложение: список групп из моей коллекции с некоторыми комментариями:

Abstract Truth (South Africa)
Area (Italy) – одна из самых популярных итальянских групп. Итальянский симфо-прог вообще выделяют в отдельную категорию, но я так и не смог проникнуться этой музыкой – мешает совершенно глупо и местечково звучащий для меня язык. Впрочем, альбом 1973-го года этой группы – весьма достойный образец качественного и самобытного симфо-прога.
Atmosphere (IsraeI) – как и заявлено в названии: атмосферно, красиво, приятно.
Bacamarte (BrasiI)
Bachdenkel – редкая и очень интересная группа, записавшая всего два альбома с невероятно красивой и драматичной музыкой. Второй альбом носил название «Сталинград», написанное кириллицой.
Banzai (Belgim)
Begga  s Opera – вообще-то, по времени и звуку – это, скорее, протопрог, но обилие цитат из классики и неплохой материал заставили меня поместить группу в этот раздел
Bubu (Argentina) – очень красиво по музыке, но мне впечатление портит испано-язычный вокал.
Cathedral – последняя волна симфо-прога, очень сильная группа в духе йесовского симфонизма.
Druid – практически, клон Yes, но очень неплохой клон.
Earth and Fire (Holland) – еще одна группа, более близкая к протопрогу. Некоторыми моментами напоминают Aphrodita’s Child
Ekseption (Holland)
ELO – прямое продолжение Move, а по сути – более легкое и коммерческое использование идей ELP
ELP – классика клавишного симфо-прога
Enid – редкая группа, игравшая в каком-то своем ключе.
Esperanto – в чем-то сродни Enid.
Family – классики раннего симфо, известные своим вокалистом с сильным вибрато.
Finch (Netherlands)
Focus (Holland) – очень авторитетная группа, прославившаяся интерпретацией классики и разными музыкальными хулиганствами. Одни из лидеров направления.
Genesis – ввели моду на плотный обволакивающий звук и эпические композиции на сказочные темы. Устраивали целые театральные представления, что тоже переняли их ярые последователи. Часто использовали флейту и прочие живые инструменты.
Gentle Giant – изумительная группа, игравшая очень интеллигентную музыку в духе Yes времен расцвета, с использованием многолосия и ксилофона. В отличие от Yes, навсегда остались верны однажды выбранному пути.
Gnidrolog – сложная и весьма эпическая музыка.
Happy the Man – одна из самых интересных американских групп, вызывающая у меня ассоциации скорее с фьюжн, хотя в их музыке совершенно нет джазовых корней. Играют немного отстраненно.
Jonesy – исполняли музыку в духе ранних King Crimson
Kaipa (Sweden)
King Crimson – одни из пионеров Прогрессива. Сложная музыка, тяготеющая к классике начала двадцатого века с авангардными тенденциями. Непререкаемые авторитеты семидесятых.
Klockwerk Orange (Austria)
Lady Lake (Holland) – невероятно изысканный инструментальный симфо.
M.I.A
Mahoujin (Japan)
Mike OIdfield – вообще-то, довольно коммерческий по звуку исполнитель, записавший свой самый известный альбом (Tubular bells, 1973) в одиночку. Альбом, в целом, неплох, но мне хватило на один раз.
Nektar
Northwind (USA)
Pentwater (USA)
Pink Mice – ранний симфо-прог в духе цитирования классики с использованием первых синтезаторов.
Rick Wakeman – знаменитый клавишник Yes, сделавший достойную сольную карьеру.
Sebastian Hardie (Australia) – очень приятный и интересный состав.
Shingetsu (Japan)
Sky – считаются продолжателями дела Focus. Впрочем, знамениты прежде всего блестящей интерпретацией классики. Чисто инструментальная музыка.
Starcastle – очень достойные клоны Yes, но интересны только в смысле разнообразия.
Synergy
Tibet
UK – были названы «последней группой Прогрессива». Весьма уважаемы многими, но на меня произвели мало впечатления.
Van der Graaf Generator – интеллектуальная классика симфо-прога. Питер Хэмил – лидер группы – неутомимый экспериментатор и новатор. Лично мне кажется, что именно у него Genesis позаимствовали свой звук в самом начале их карьеры.
Welcome (Switzerland)
Windchase (Australia)
Yes – на мой взгляд, самая влиятельная команда симфо-прога, разработавшая подход к музыке и композиции, который стал эталоном жанра. Для них характерна специфическая ритмика и высокий вокал, а также продуманные сложные аранжировки, с равной долей участия клавишных и гитары.
Yezda Ufra – очень интересный американский коллектив, смешавший музыкальные идеи Yes и Gentle Giant так, что их никак не назовеш клоном этих групп.
Yonin-Bayashi (Japan)