через иркутские тернии к Байкалу и вдоль него

Юрий Игнатюгин
через иркутские тернии к Байкалу

дневник


ЧЕРЕЗ ИРКУТСКИЕ ТЕРНИИ К БАЙКАЛУ
Давненько это было. Антону стукнуло намедни 12.То есть ровно в 88м году. Я тогда был начинающим сплавщиком и имел в своём активе только сплав по Буготачке и Мундыбашу. Да и то благодаря семейству Вязаницыных. Вязаницыны - Раиса Кузминична с дочкой Леной встретились на пути нашего лыжного отряда совершавшего переход со станции восточной на Ояш. Они обкатывали Ленину сломанную ногу, с которой вчера только сняли гипс. Мы посидели у костра, выяснили, что у них есть две надувных лодки, любящий муж Раисы Кузминичны и безжалостный отец Лены, выгнавший обезножевшую дочь на мороз. Впоследствии, а следствие не замедлило проявиться, мы познакомились и с лодками и с владельцем надувашек. Буквально через неделю мы явились с Юрой Слободчиковым в гости к Вячеславу Николаевичу, который оказался весьма гостеприимным. Мы -то представляли его, со слов женской части семейства Вязаницыных, этаким монстром: сам сидит дома, а жену с ребёнком - инвалидом на мороз выгнал! Попили чаю. Чай наверное оказался приворотным в следствии чего я уже 19 лет непериодически стучу в их дверь и даже если мне не открывают, прихожу снова и снова. Много Вязаницынских мемуаров выслушали мы в этот вечер. Было это в марте, а в апреле мы прошли под их руководством Буготачку. А на майские сплавились уже и по Мундыбашу. Проверили свои возможности, наслушались инструкций, прониклись мечтой Вязаницынской покорить Иркут. Собрали описания бывавших в этих местах и вот мы уже в поезде Новосибирск - Иркутск. Мы - это я, мой сын Антуан и зять Володя.
Расселись, провели ревизию продукции на предмет выяснения, что сьесть в начале, а что выкинуть сразу. Выяснили, что масло сливочное мы забыли, а вина, увы, не взяли. Полтора суток в плацкартном вагоне пролетели незаметно как, и вот мы уже в Иркутске.
Сразу скажу читающим этот опус: хорошо продумайте всё! Я вот не продумал и поэтому мы вышли из поезда, который шёл до Читы и с муками и приключениями ехали от Иркутска до Култука на электричке, а могли бы в этот Култук приехать не высаживаясь! А у нас что получилось: сошли мы с поезда и с пересадкой доехали до автовокзала. В зале ожидания бросили мешки в угол, и начали собирать информацию опрашивая пассажиров, кассиров и справочную тётку. Выяснилось: на Култук ходит электричка, а автобус не ходит. В те поры билеты на пригородные поезда брали предварительно, и мы поехали в предварительную кассу. Она, естественно, находилась в Иркутске в совершенно противоположном конце города относительно железной дороги и, естественно, от автовокзала. В кассах заняли очередь, и Володя остался, а я поехал к Антону на автовокзал, чтобы перевезти наши мешки на ЖД вокзал. Мешков много. Кое-как, короткими перетаскиваниями, чтобы не терять из виду ни Антона, ни багаж, доставил вещи на остановку. Из подошедшего трамвая вывалились туристы и выдали новенькое: электрички не ходят! Я усомнился и, оставив Антона с мешками на остановке, налегке поехал на Вокзал. Вот оказывается и среди нашего собрата-туриста попадаются прикольщики - есть в расписании две электрички! Вздохнул с облегчением и поехал выручать Володю. Проезжая мимо стоящего на остановке Антона помахал ему - приободрил, заодно прозевал свой выход и проехал на остановку дальше. Вернулся бегом к Антону, хлопнул его по плечу и побежал на этот раз пешком к Володе. Прибегаю, а того нет. Расспросил стоящих: видели ли мужика в брезентухе? Уже купил - говорят. Прибегаю к Антону и вижу огромную толпу на остановке: трамваи не ходят!
К таксистам - 5 рублей хотят! Мы же не миллионеры! Туристы! Слава богу, показался трамвай. Втиснулись. Пересели на следующий. Этот не долго ехал - сломался! Перетаскали в исправный и наконец, добрались до вокзала. С остановки стаскали вещи на ступеньки. В следующий приём попали в зал ожидания. В 15,43 электричка ушла. Без нас. Антон плачет - дядю Володю жалко! Володя пришел ровно в 19.30.
Где был выяснять некогда, пусть сестра выясняет, а нам надо готовиться к ночлегу и значит перетаскивать опять мешки. Потаскать в этот день нам с Антоном было что: 3 рюкзака,3 мешка, палатка, весла, кинокамера.
Сейчас, пиша эти строки, поражаюсь, сквозь какие тернии приходилось продираться нашему брату: информации никакой - только из уст в уста, снаряга - самодельная. Спальники, палатки - тяжеленные! Кино-фото пленку добывали с трудом, цветные слайды, чтобы изготовить, нужно было сдать плёнку и ждать 2 месяца! Продукты на всё путешествие нужно было брать из дома и тащить на себе. Путешествуешь из последних сил, экономишь, не доедаешь и вот на сэкономленные в походе копейки, обессиленный по самое не могу, берёшь такси и минуя автобусные пересадки с мечтой добраться до подъезда родного дома, вдруг утыкаешься в раскопанную теплотрассу! Такси не едет и два квартала приходится тащить по непролазной грязи и байду и рюкзак. Но и этого оказывается мало в этот день. Чтобы почувствовать радость встречи с семьёй нужно затащить всё это барахло на 8й этаж пешком, потому что лифт как раз отключили на профилактику! Нет, не ту страну назвали Гондурасом! Прав был поэт. Но о доме нам думать ещё рано - мы ещё едем " туда"!
Перекусили сибирскими "позами" - Так называются варёные беляши. Сроду не пробовал и вам не советую эту экзотику есть. Володя остался стеречь мешки, а мы с Антоном умылись в сортире (назвать "это" туалетом - язык не поворачивается!) и посетили центр города, памятник Ленину, музей Депо, кинотеатр "Гигант". Посмотрели фильм в тему: "сос над тайгой" Фильм о несчастьях на таёжной реке по Чивилихину. До того всё натурально, цветно, стерео и страшно, что посетила мысль: а не зря ли я всё это затеваю? К утру мрачные мысли развеялись, тем более что я выспался, отлично завалившись на мешки. Мои родственники посчитали неприличным так спать и терпели всю ночь, сидя в "креслах".
Вот мы и в электричке! Ещё на перроне мы увидели людей с веслами и постарались втиснутся в одну дверь с ними. Удалось! Хотя битва за место в вагоне была не шуточная! Перезнакомились: Виктор, 2 Толи, Света, Лена, Марина - иркутяне и едут по тому же маршруту, что и мы. Повезло. Виктор старший у них и бывал в тех местах не раз! Часа через четыре мы высадились на Чёртовой горе, чуть не доезжая до Слюдянки. спустились с этой горы и на автобусе выехали из посёлка. Автобус развернулся и, пыля белой пылью, укатил обратно в Култук. Мы посидели на белоснежной щебёнке - это оказалась мраморная крошка - её возят с месторождения лазурита и мостят ею дороги. Кругом зелено, а дорога снежная! Виктор быстренько поймал автобус и за 9 рубчиков нас всех доставили в посёлок Быстрое, а там полчаса ходу до реки.
Попили колхозом чаю, накачались, упаковались и в четвертом часу выплыли. Забыл проинформировать, что мы с Антоном поплывем на Вязаницынской двухместной, с высокими бортами, лодке, а Володя на обычной охотничьей надувашке. Поэтому он сразу отстал, а байдарки ушли вперёд - встретят нас за Куличьей шиверой. Это через 5 км. Пока река спокойная, но вскоре - через 2-3 км начали попадаться камушки. Начал тренировать Антона. Догнал Володя, кое-что ему показал. Он тоже потренировался. Немного волнуемся, но жилеты при нас. Особенно хорош Антонов. Я, не найдя в магазине ткани типа "болонья" собрал по родне все старые куртки из такой ткани, распорол, отстирал, отгладил, выкроил и сшил что-то типа спецназовской разгрузки. Только в карманах не гранаты, а детские надувные игрушки. Держат тело на воде - будь спок! У Володи краденый с парохода спас жилет - тяжеленный как броник, а у меня надувной Вязаницынский. где они его взяли я не знаю.
Но вот и Куличья! Километра 2 болтанки и сразу за ней нас ждут. Выбрались. Почти не намокли: у нас литра три, у Володи полтора ведра. Выплеснули и дальше! Через 15 км Зуб Когана, а через тридцать минут ещё, впереди зашумело. Рановато, но я встал и только стоя, в 150 метрах, увидел порог - уже темнело и мрачнело. Слив приличный с метр. Это у нас, а Володя шел за нами и поэтому успел уйти вправо - там полегче. Ещё 5 км и нас на левом берегу встречают. Накрапывает. Быстро ставим палатку, убираем лодки и полило! Над столом натянут полиэтилен, но надо мной дырка. Не ухожу - некуда. Приняли согревающего за экологию и окружающую среду, сьели, под проливным дождём приготовленные Светой шашлыки из свинины. Причём Антону, как не пьющему, подали их в постель. После перенесённых стрессов стрескал и сало! Лёжа в мешках повосторгались своими подвигами и уснули мертвецки!
Утром подьём в 7.00. Антон помогает по кухне Свете и Марине, а мы занимаемся эвакуацией. Дождя нет, но утро мрачное. Перекусили и поплыли. Через 6-7 км зашумело. Причалили. Я залез повыше на скалу - нет, это ещё не порог - шивера. Поехали дальше. Слева база шишкарей, значит через 1.5 км Большой порог. Показались на левом берегу байдарки наших товарищей. Самих нет. Обносят вещи. Ухватили и мы свои вещички и потащили. Мы с Антоном берегом, а Володя - лесом. Упорол аж на полкилометра ниже общей базы. Байдарочники оставили своих женщин на берегу и пошли штурмовать стихию, а Антон напросился идти, как не отговаривали. Взяли у людей ему каску и вперёд! Володя пошел обносить свою душегубку, а мы отдались воле волн. Пошли серединой. Вопреки схеме. По ней надо идти справа. А байды вообще пошли всем указаниям наперекор - слева. В самой кипени Антон даже завопил от восторга: "я всю жизнь мечтал проводить время вот в такой каше"!!! Ну, думаю, надо покупать свою лодку - коли так парню нравится вода.
Обсушится не удалось - надо прощаться с иркутянами. Больше не увидимся! Они ушли, а за ними и мы. Через 8 км Косая шивера. Нам плюхнуло, утерлись рукавом и вперёд на мины! Этих "мин" встречается много. Пару раз, прозевав, налетали на внезапные камушки и стали внимательней. На ночёвку стали у реки Бурлик. Вечером дождило. Мошка. Рыбы нет. Зацепил блесну, забрёл отцеплять - думал, кончусь. Не вода, а жидкий лёд! Ужинали гречкой с колбасой в палатке. Костёр затух под дождём, а нам и так весело. Выпили потому что!
Утром мошки море. Антон мыл голову и плакал: мыло ест глаза, мошка ест спину, ноги, руки. Я после него мылся, но звуков не издавал - вода - нет терпежу! Володя окунулся ради фото, но вместо "сыр!" почему то кричал: "кипяток"! Весь день били балду! На ужин пшёнка с колбасой и, конечно, дождь!
11 июля 88 года
Поднялись пораньше - в 10.00. Завтрак, сборы и в 11.45 отчалили. Чао, Бурлик! Через часок прошли порог Бык. Как и было рекомендовано: левым берегом. Потом остров. Мы прошли правой протокой. Через километр Мотский - прошли у самой скалы. Хорошо! Но вскоре на плавном левом повороте, точнее перед ним - шивера! Безымянная. Хлебнули! Тут же хлынул тропической силы ливень. К берегу не приставали - пересидели под полиэтиленами. Потом ливень закончился и пошел нормальный дождь и пошли мелкие шиверки. В 5 стали на стоянку. На утро опять подъём в 10. Завтрак супом из пакетов. Доели последние три липучки и последний хлеб. До Шаманки нам ешё ходу около 25 км. Течение стало тише и даже заводи появились. Наконец доплыли до деревни. Магазин перед паромом. Купили 3 булки хлеба и 3 пачки вафель. Одну буханку уничтожили сразу и доели колбасу. Колбаса уже приванивала, а хлеб был ещё теплым - вкуснотишша!
Проплыли, не гребя, ещё одну деревню и перед Веденщиной стали на стоянку. Ловили гальянов и пескарей. Мои менее опытные компаньоны ловили удочкой, а я вспомнил своё босоногое... Взял котелок, бросил туда пару корок, укрыл майкой и опустил в реку: ловись рыбка! Через полчаса кило рыбы. Кишки долой и на сковороду!  Благо масло ещё осталось. С маслом у нас, вообще то, вышла неувязочка: оно у нас ехало в Володиной лодке, а бутылка была заткнута какой- то хитрой пробкой с пружинкой. Володя видимо волновался и сучил от этого ногами. Зацепил пружинку, масло вылилось и покрыло пленкой воду, в которой Володя и сидел, пока не доплыл до берега. Пришлось воду из лодки выливать вместе с маслом. Но остатков на жарёху хватило.
На второе была пшеничная каша. Выбора не было, а голод не тётка - стрескали за милую душу. В те поры мы не знали о существовании сникерсов и памперсов. Зато нынешний народ не знает что такое саранка, а я её нашёл, полюбовался, выкопал и со товарищи съел.
14.07. Тронулись в 10. 00. Проплыли Баклаши, Шелехов и вот и Смоленщина! Течения почти нет, иногда внесёт в омут - едва выгребем! Но к 16 часам не только дошли до прибрежной станции электрички, но и успели обсушиться. Двухминутный марш-бросок, с полной выкладкой, до станции, 15 минут в вагоне и вот мы уже в Иркутске. Сдали шмутки в камеру хранения, перекусили в беляшной. Традиционные беляши не подвели: как были вкусными, так и остались. Не то, что непонятные, хотя и сибирские, "позы". На этот раз втроём отправились на прогулку по городу. Уж и не помню, что мы видели в городе, но фильм посмотрели мы замечательный - " Раз на раз не приходится!» отдохнули, нахохотались и подались на ночлег. Ночевали, в этот раз все трое, в "креслах". Мешки не стали получать и поэтому и я спал сидя.
Утром купили запросто (был будний день) билеты на пригородный по 85 (!)коп, и через два часа высадились на станции "переезд". Отсюда мы ринемся к Байкалу! И ринулись! Под моросящим дождичком, укрывшись полиэтиленами и укрепив их на голове верёвочками, чтобы освободить руки, мы помаршировали вниз. Не сразу вниз, а вначале то вверх, то вниз, но постепенно начали снижаться. Вскоре, как и было записано в моей "сказке" появился разрушенный мостик. Значит, прошли 8 км. Идти трудновато - под ногами то хлюпает, то плещется горное болото. Периодически в траве поблёскивает что-то. Рассмотрел: оказалось битое зеркальное стекло. Позже получили информацию: оказывается, в старину по этим местам двигались кандальники к местам каторжных работ во глубину сибирских руд..., а позже, уже в наши дни, этим же маршрутом спускаются зимой на лыжах, иркутяне. И не каждый, но некоторые съезжают на пятой точке, потому-что крутовато! А поскольку уж точно каждый лыжник, а особенно лыжница, имеет за спиной "сидор", а в нём чаёк в термосе, то эта часть - зад, я имею в виду, перевешивает. Чай остается в рюкзаке, а стёкла термосные выплёскивают и они потом красиво поблёскивают в траве. Этакий млечный путь.
За первым мостком показался второй, третий... восьмой. Становится всё мрачнее и сырее. С кустов уже, стоит только задеть, не капает, а обрушивается вода! Мы уже не видим конца пути и возможности присесть, когда показался в устье реки с красивым названием "Крутая губа", ажурный каменный мост. Сквозь его арки видны горы и Байкал! Дождь закончился, и мы достали фотоаппарат и снялись на фоне моста. Тут же и перекусили. Могли бы и потерпеть, но на боку Антонова рюкзака появилось масляное пятно, и мы решили проверить груз. Груз оставался цел, но был испятнан растаявшим сливочным маслом. Соскребли всё! И съели! И с пакетов и с сапог.
Перекусили и почапали направо в сторону Слюдянки. Сразу за мостом вошли в туннель и около 300 метров брели в темноте. Где то в середине появился лучик света. Это был выход из темноты прямо на скалу, нависшую над водой! Повелительная надпись на камне, запрещала снимать штаны. Мы не снимая, и даже не расстёгивая свои вернулись в темный туннель и побрели по шпалам к выходу. Вышли и опять задождило. Опять под полиэтилены спрятались. Выглядим как бедуины. Навстречу попалась семья: папа, мама, и двое ребятишек. Все передвигаются с максимальным комфортом: у каждого персональный полиэтиленовый мешок, в котором помещается и сама персона и её рюкзак. А у папы ещё и поленица дров поместилась. Напротив лица вырезана дырка, и они нам улыбались сквозь неё. Спросили мы: зачем дрова в лесу?
Папа ответил: лес на скалах! Видим - правда - многие шпалы остроганы и отёсаны. И вскоре мы тоже пощипали немного железнодорожной лучины на растопку, когда стали на ночлег и попытались развести костёр из мокрых веток. Сами вымокли до нитки, пока ставили палатку и нарвали травы под неё. Легли в сухом. Два мешка разложили и сшили по бокам. Ужинали в сухомятку, но по 100 грамм всё-таки выпили.
16.07.88. Проснулись, обсушились, позавтракали супом из пакетов и пошкандыбали.
Мои ноги, после вчерашнего слалома, едва разошлись к Ангасолке. Нормальным шагом до неё час ходу, а мы шли три. Везде совали нос. Во всех более или менее продолжительных туннелях пробиты выходы на берег. Туннелей тут хватает. Выйдешь из одного, а уже виден следующий! Дорога полузаброшена. По ней ходит только "Матаня" - тепловоз и два вагона. Один пассажирский и один товарный. Он и перевозит местное население и снабжает его же. Дорога была построена ещё при Николашке и называлась "Кругобайкальской". А когда Ангару запрудили, то затопили часть её от Порта Байкал до Иркутска. Но зато проложили напрямую от Иркутска до Слюдянки новую железную дорогу. И по ней бегают пассажирские и ползают грузовые поезда. Мы наблюдали, как забирался с берега Байкала на гору товарняк. Двойной тягой. Даже четверной! Два тепловоза спереди и два сзади. А старая кругобайкальская доживает свой век в тишине. Туристам здесь раздолье. Иди, любуйся , а устал - садись и поезжай! Нам прокатиться на "Матане" не удалось, но налюбовались мы досыта!
В Ангасолке застали открытым сельпо. Оно тут стоит прямо на пути и в нём мы приобрели баклажанную икру. Тут же, на шпалах, срубали. Ночевали на галечном пляже, что было не очень здорово. Утром Байкал нас удивил: вся вода у берега оказалась покрыта белой пеной. Купаться не рискнули, и пить тоже. Сходили за водой на Ангасолку. Позже с моря подплыл на плоту рыбак и пояснил, что эта пена от знаменитого ЦБК. Он вырабатывает высококачественную целлюлозу  необходимую для обороны нашей страны от супостата. А Байкал жаль!
Володя попытался купить омуля у этого рыбака, но тот заломил такую цену, что у нас аппетит сразу пропал. Так и уехали, не попробовав этой знаменитой рыбки. Правда, прежде чем уехать, пришлось забираться в гору аж 3 километра. Со станции с красивым названием Тёмная падь началась наша дорога в сторону дома.