Блины и вечность

Лана Исакова
- Я этого не понимаю! Не понимаю и никогда не пойму!- воскликнула Верочка и перевернула блин на сковородке.
 Масленичный блин зашипел на всю кухню, запах сводил с ума. И я попыталась, как бы невзначай, отщипнуть кромочку у одного из высокой стопки уже готовых.
- Не хватай! – по-хозяйски прикрикнула Верочка, и я испуганно отпрянула, даже не посмев возразить, что это вообще-то моя кухня, и продукты, кстати, тоже. Что поделаешь! Традиция- есть традиция, считается, что из нас троих – Верочка лучший спец по блинам, а чтобы сесть за стол, надо дождаться Лариску.
- Ну так вот! – пафосно продолжила Верочка, подперев бок рукой. – Я не понимаю, зачем им всем жить в Питере, если они все равно не пользуются возможностями, которые предоставляет им этот город? Ходить на работу, есть, спать, посещать среднюю школу и ближайший рынок можно и в Урюпинске. Поезжайте туда! Там жизнь в разы дешевле!
    Верочкин темперамент и красноречие модного журналиста, возможно, многих страшно раздражают. Бывает, и меня тоже. Но в Масленицу, когда так вкусно пахнет блинами, когда вот-вот придет Лариска, и мы начнем безудержно наслаждаться вдохновенной бабской болтовней… Нет, в этот момент решительно невозможно сердиться на кого бы то ни было в жизни, тем более на любимую подругу.
Потому, в ответ я лишь слабо мурлыкнула- Ну ты же знаешь, в провинции сейчас плохо с работой!
Этого оказалось достаточно.
-По-твоему, это аргумент! – взвилась Верочка – Это же преступление – рассматривать Питер как огромную биржу труда… Свари, наконец, кофе - дала она, как бы между прочим, указание.
И, секунду промолчав, продолжила развивать гениальную мысль- Есть на свете города, они, как бы энергетические и культурные гвоздики, на которых держится весь мир, все человечество с его историей… Понимаешь?
     Я убедительно кивнула, насыпая кофе в турку.
- И подумай сама – Верочка подцепила блин и плюхнула его на тарелку – Люди, которым выпало такое космическое счастье- жить в этих городах, должны пропитываться их духом, во всем им соответствовать, и , по-возможности, как-то улучшать жизнь (не свою, а этих городов!) Согласна?
Я опять подобострастно кивнула.
- Если человек, например, живет в Питере, Лондоне, или Париже – Верочка все больше входила в журналистский раж – но при этом города своего не чувствует, не знает и не стремиться понять, изучить, то он в жизни занимает чье-то чужое место. Это все равно, что жить с нелюбимым мужчиной. А где-то тоскует любящая его женщина. И при этом всем плохо, мужчине в том числе. Понимаешь? Этот человек самим фактом жизни в городе портит, ослабляет его энергетику. Город ведь питается от людей, а от него город такой подпитки не получает.
-Но ведь то же самое можно сказать и  о маленьких городах…- вставила я, успев подхватить турку с огня.
- Правильно! – И Верочка шлепнула блином по сковородке – Очень важно каждому найти свое место на планете. Понимаешь, что обидно… Налей мне чашечку, будь любезна!
Я молча начала разливать кофе по чашкам, превратившись в слух.
- Так вот, самое обидное, что  у них, у этих чужих городу людей, растут дети. И они своих детей никуда не водят. Ни в музеи, ни в театры, вообще никуда. Дети так и вырастают в спальных районах. В лучшем случае, они раз в год посещают Эрмитаж со школьной экскурсией. И вырастают из них не Петербуржцы, а просто люди без роду, без племени. И при этом все они еще ругают приезжих! А, может быть, иной приезжий постигнет  этот город за полгода, и он достоин жить в нем больше, чем все они вместе взятые. Вот , например, ты…- Верочка сделала внушительную паузу и глотнула обжигающий кофе.
- А что я ? – я виновато опустила глаза, с ужасом припоминая, когда последний раз была в театре.
-Ты могла бы учить детей математике и где-нибудь на периферии. Ты по роду своей работы никак не пользуешься возможностями, которые тебе этот город предоставляет.
Такого поворота я, признаться, не ожидала.
-Послушай, Верочка, я, конечно, не ты – блистательная журналистка. И ты, благодаря Питеру, получаешь возможность общаться со звездами. Но ведь должен же кто-то учить Питерских детей математике?
-С этим я как раз не спорю! Ты мне договорить не дала. Кофе, кстати, классный. Что ты в него добавляешь?
-Перец, корицу и кардамон.
- Так вот. Раз уж ты ничего не получаешь от города по роду своей работу, ты должна организовать себе достойное увлечение. Я недавно брала интервью у одного потрясающего мужика из Этнографического музея. И он рассказывал обалденные вещи!
-У тебя блин сгорит сейчас!
-Не боись! Все под контролем! -и Верочка быстренько подцепила блин ножом, - Внимай! При Этнографическом музее есть курсы. И там читают лекции, бесплатные, для всех желающих. Запись была еще с Нового года. Попасть туда практически невозможно. Но я договорилась, и теперь буду туда ходить. Более того, я их убедила, что страшно занята, работаю то днем, то ночью. А мне бы хотелось иметь все конспекты, и мне разрешили записать еще и подругу.
- И эта подруга я?!
Вместо ответа раздалась трель звонка
 

                2
   
Я распахнула дверь и  отпрянула при виде того, что предстало на пороге. Секунду спустя до меня дошло – мы же не виделись после Ларискиного отъезда в Египет, только созванивались! Со своим бронзовым загаром и длинными, пушистыми, абсолютно выгоревшими на солнце волосами, она казалось инопланетянкой среди нашей полу-зимы.
    Лариска заголосила с порога- Девчонки! Ничто так не повышает женскую самооценку, как Египет!
     Она быстро скинула бирюзовый пуховик и рванула в кухню, на ходу перерывая свою мешкообразную сумку. Притормозив у плиты, чтобы чмокнуть Верочку, Лариска завершила свое стремительное движение, плюхнувшись на табуретку.
    - Во-первых, вот! – торжественно произнесла она, водрузив на стол невероятно красивую бутылку.
- Это что? Благодарные пациенты в честь Масленицы? – поинтересовалась Верочка.
     Лариска у  нас трудилась медсестрой, и, как человек активный, в свободное от  основной работы время еще бегала по частным клиентам с уколами, массажами и капельницами. Посему, она никогда не ныла, что государство мало финансирует медицину, а к праздникам всегда имела гору конфетных коробок и шеренгу разнообразных бутылок.
- Ты что не видишь? – воскликнула Лариска, ткнув пальцем в какую-то бумажонку на бутылке. Это же из дьютика! Тащила, руки обрывала. Зато гарантированно фирменная вещь, не подделка из Универсама.
- Ой, какие мы крутые! А говорят, все медработники в конце смены квасят разбавленный спирт!
-     А говорят, все журналисты кормят народ только заказухой и сплетнями!
- Это ты сейчас о ком? – и Верочка демонстративно приподняла сковородку.
- Это я о вашем дебильном телешоу, где вы раскопали историю, как красавчик-египтянин одномоментно женился на четырех тетках из разных городов .
-Так вот, чтоб ты знала! – Верочка подняла палец к потолку – все это чистая правда! И ведь дуры-бабы умудрились еще и детей ему  нарожать!
- Я же не говорю, что это неправда. Я говорю, что вывод из вашей передачи был сделан совершенно неверный- дескать, не езжайте, девки, в Египет, вас там обманут!
- А какой вывод делаешь ты?
-Я? Да молодец мужик! Он же всех четверых сделал счастливыми. Каждую ублажал, как мог. И от детей не отказывается. И ведь тетки( ты заметила?), хоть и сидели с надутыми губами, не собираются его выгонять. Ни одна! Каждая, по сути, доказывала, что имеет на него больше прав, чем другие, и именно с ней он должен остаться. Одна- первая с ним познакомилась, другая_- первая получила документ о браке, третья – первая ему ребенка родила…
- Четвертая больше всех в него денег вложила…
- Да, возможно, все они его отчасти содержали. Зато, может, он им в постели такое показывал, за что и заплатить не жалко!
- Между прочим, я после этой передачи провела социологический опрос, и большинство…
- Да знаю я, кто был в этом большинстве! Наши убогие мужики! Им- то, конечно, такая передача на руку. Дескать, какие бы мы ни были придурки и алкоголики, а с нами лучше! Египтяне, к примеру, вон что творят! – и Лариска возмущенно тряхнула гривой золотых волос. – Я вот тоже провела опрос в своей поликлинике.
- Вот как?
- Да, так! И все тетки сошлись во мнении, что если бы они в твоем шоу порассказали историй из своей жизни о том, что им мужики периодически устраивали.. тот это милашка-египтянин показался бы сущим ангелом!
-Слушай… Верочка чуть не поставила сковородку мимо плиты. А ты сама-то как съездила?
- Вот! – и Лариска плюхнула увесистую пачку фотографий на стол. – Завязывай с блинами, сейчас все покажу.
- Пять минут и закончу. Ты пока начинай без иллюстраций.
-Без иллюстраций неинтересно. Ты лучше расскажи, Верунчик, с чего это ты так похудела. Я уезжала, ты, вроде, нормальная была. А сейчас я на тебя смотрю – ты уже просвечиваешь! Да, кстати, брюнеткой тебе намного лучше. А то ты с мелированием была как курица- пеструшка.
-А! – Верочка досадливо махнула рукой – Был крупный разговор с режиссером, из серии «Ты плохо смотришься в кадре». Понимаешь, этому человеку надо самому как-то придумать, что он делает за свою зарплату. Поскольку для своих передач я все делаю сама – мне режиссеры не нужны, я им не доверяю. Они меня за это ненавидят, и ищут к чему бы прицепиться. И, самое печальное, они, в некотором роде, считаются моим начальством.
    
     Это была сущая правда. Верочка горела на работе. Она сама монтировала сюжеты для своих теле и радиошоу, сама предварительно беседовала с гостями перед передачей, сама десять раз проверяла, как выставлен свет перед съемкой. И уж, конечно, никому не доверяла накладывать на себя грим.
- Ну так вот, - продолжила Верочка, - один, слоняющийся без работы режиссер, решил докопаться до моей внешности. Дескать, женщина (заметь, женщина!) ведущая эфир, (мужчине, видимо, это не обязательно) должна работать не только мозгами, но и лицом. Вообще, надо сказать, сейчас есть такая тенденция в современной журналистике – программы вытягивает пожилой умный дяденька, а ему в соведущие дают молоденькую говорящую куклу. Так вот, пришлось 10 кг скинуть, ну и черное каре на башке изобразить – классика, не подкопаешься!
-Зато тебе страшно идет! И вообще здорово, когда профессиональные интересы, совпадают с личными… Ты закончила? Садись, давай!
                «
                3

    После второй рюмки Лариску понесло. Захлебываясь египетскими впечатлениями, она явно вознамерилась переговорить Верочку. Впрочем, нам с Верочкой приходится непрерывно работать языком: она перед камерой, я перед классами и учениками-одиночками, чьи родители жаждут знаний для своих бестолковых чадушек. Излишне говорить, что последние своей непроходимой тупостью доводят меня порой до белого каления, зато преимущественно доходы от занятий с ними формируют мой семейный бюджет. Моя семья- это я и мои сыновья-близнецы Олег и Владимир. Впрочем, никого из них так не называют. Оба они учатся в музыкальном училище, и, владея целой кучей музыкальных инструментов, пользуются огромным успехом у слабого пола. Олега легкомысленные поклонницы окрестили Леликом, а Вовка за мастерскую игру на банджо на одной из новогодних вечеринок навсегда приобрел себе имя Джек. Вскоре они и сами начали называть так друг друга, поначалу в шутку, а затем эти имена укоренились в семье. Этот факт, если честно, меня волнует мало, вот не стать бы бабушкой раньше времени…
- Мери, ты меня слушаешь? – окликнула меня Лариска. (Конечно, я никакая не Мери, а Маша, но про это все уже сто лет назад забыли. Когда мои детки только появились на свет, я так старалась быть образцовой мамашей, что заслужила сравнение с Мери Поппинс. Видимо, переименования- карма нашей семьи)
- Так вот, - продолжила Лариска, - как я уже говорила, ничто не повышает женскую самооценку так, как Египет. Это потрясающая страна! Там мужики на баб смотрят. Ты идешь, а они тебе в след комплименты выкрикивают. Там одеваться интересно, знаешь, что на твой наряд непременно обратят внимание, не то что здесь – все себе под ноги глядят. Там надо краситься, не только когда…Ну, в общем, всегда! Там ты постоянно под прицелом.
-Послушай, красота! – вмешалась Верочка, - А тебе не кажется, что этот прицел – чисто коммерческого свойства. И цель у этих арабских Дон Жуанов одна- раскрутить тебя на бабки: или на маленькие- чтобы ты что-то купила у них в лавчонке, или на большие- чтобы ты влюбилась и взяла к себе на содержание.
- Да это наши все мечтают о содержании! – воскликнула Лариска, - Вот , смотри! – и она вытянула из стопки фотографий одну, где Лариска, вся светясь от счастья, стояла рядом с арабским вариантом Тома Круза.
- Да, - кивнули мы с Верочкой, - красивый мальчик. _ И что? Обещал жениться?
-Ну… Если честно, обещал. Но у нас с ним ничего не было.
-В каком смысле? – Верочка чуть не поперхнулась блином.
     Зная Ларискин  темперамент, я тоже верила в это с трудом.
-Очень просто. У них же мусульманская страна. Религия им позволяет только после свадьбы. И вообще, он сначала хочет приехать сюда, устроиться на работу, денег скопить. А то у них в Египте очень-очень маленькие зарплаты. И у него в семье сложности, мама болеет, - начала загибать пальцы Лариска.
- Все! – Верочка грохнула рюмкой об стол.- Я больше могу! Они вообще оборзели!
-Кто?
- Да все эти арабские мачо. Раньше они хоть эти поездки своим телом отрабатывали, все теткам не так обидно с деньгами расставаться… А теперь им, значит, религия не позволяет. Просто так вышлите нам приглашение и билет, оплатите рабочую визу и на работу устройте. Да, и насчет зимней одежды похлопочите, а то у нас отродясь, кроме футболки ничего в гардеробе не заводилось. И кстати, питаться я тоже буду за ваш счет, все что я заработаю здесь- это маме на лекарство. И все это- просто потому, что мы друзья! –И Верочка осушила рюмку. – Сволочи! Раньше, конечно, было циничнее, но честнее.
- А ты откуда знаешь, как раньше было? – мрачно поинтересовалась Лариска.
-Я к своим передачам тщательно готовлюсь. Мэри, у тебя интернет есть?
-Пока музыканты-оккупанты не заявились, есть.
-Пошли! – Верочка встала из-за стола и уверенным шагом повела нас в комнату с компьютером.
     После определенных манипуляций с мышью ей удалось открыть целый сайт, где дамы всех возрастов и национальностей, имевшие в своем багаже те или иные истории отношений с египтянами, обменивались информацией.
-Вот, хабиби! – крикнула Верочка Лариске.- Наслаждайся! А если захочешь поржать, рекомендую набрать в Яндексе сказку «Про Хабиба-подлеца». Это пародия на «Федота-стрельца». Не знаю, кто автор, но очень талантливо.
     Оставив Лариску на курсах по обмену опытом с подругами по счастью, мы с Верочкой удалились на кухню
-
-Вернемся к нашим баранам, - воодушевленно произнесла Верочка, доливая в рюмочки содержимое Ларискиной бутылки.
- К нашим блинам, ты хотела сказать? – уточнил я, щедро намазав икрой продукт Верочкиных стараний.
- Ты даже не представляешь насколько ты права!
- В смысле?
-В самом прямом! Интервью, благодаря которому мы будем ходить на курсы в музее, было посвящено блинам!
-Минуточку! Во-первых, я еще не дала согласия насчет курсов.
-Ты это серьезно?
-Вполне. Вдруг они по времени у меня совпадут с уроками?
-Так отмени уроки! Речь идет о чем-то, что вообще может перевернуть твое мировоззрение! А ты- уроки… Прямо как в анекдоте про елки.
- В каком анекдоте? Ты не слышала? Старый анекдот- второсортному русскому актеру предлагают главную роль в Голливудском фильме. Миллионные гонорары, режиссер Пол Верховен, но одно условие – съемки в январе. Актер подумал и отвечает- Я был очень польщен данным предложением, но вынужден отказаться. В январе у меня елки!
- Ладно! Убедила! – Спорить было бесполезно, Верочка все равно задавила бы аргументами. – А что за интервью про блины?
- Кстати, под блины, и за наши новые горизонты! – Верочка подняла рюмку,- Давай!-
Диковинный ликер приятно обжег горло.
- С чего бы начать? – Верочка призадумалась, явно готовясь к серьезному разговору. – Вот ты математик… Впрочем, даже если и не математик. Скажи, какими в представлении современного человека являются пространство и время?
-Ну, видимо, бесконечными…
- А по форме?
-Не поняла…
- Ну, если ты нарисуешь время в виде геометрической фигуры?
-Я бы нарисовала прямую с координатами.
-Вот! И время и пространство для современных людей линейны. Есть прошлое, есть настоящее, есть будущее. Из настоящего в прошлое попасть нельзя. А в сознание наших предков время было цикличным, двигалось по кругу. Заканчивался один цикл- выращивался и собирался урожай, переживалась зима, и начинался новый.
- Ну со временем более-менее понятно, но ты еще упоминала пространство.
-О! Здесь еще интересней! Пространство для них делилось на  тот и этот свет. Человек приходил с того света, рождался, жил какое-то время на Земле и уходил снова на тот свет, когда умирал, снова цикличность, понимаешь? Снова круг!
-Кажется, поняла… То есть, мы воспринимаем движение во времени и пространстве как движение по прямой, а они, как движение по кругу?
-Точно! И когда ты придешь в музей,  чуть ли не в каждом экспонате найдешь тому подтверждения! Все передники, прялки… все украшено этими символами вращения.
Их еще называют солярными, солнечными.
- Надо же! Я всегда считала, что это просто завитушки.
-Завитушки! А ты видела среди экспонатов передничек, на котором вышита свастика?
-А что, есть такой?
-Представь себе! Ведь свастика напоминает пропеллер, никогда не приходило в голову? Это наш, славянский солярный символ.
-0й, как интересно! А блины причем?
- Так ведь и блин круглый! Это же ритуальная еда! – И Верочка с благоговением взглянула на сильно опустевшую тарелку.- Это же круг, вращение, солнце! И ты, кстати, знаешь, почему первый блины комом?
-Потому что сковородка еще не прогрелась!- ляпнула я, понимая, что сболтнула страшную чушь.
Верочка тяжело вздохнула.
-Первый блин, - начала она тоном школьной учительницы, - посвящался предкам. Поэтому, его нельзя было есть, его надо было разорвать.
- Про предков ты еще ничего не говорила.
- Сволочи! – вдруг раздался громкий вопль
И в проеме кухни появилась красная от возмущения Лариска.


                4
-Убедилась? – Верочка победоносно улыбнулась. Все они там сволочи, и одним миром мазаны. Поют про любовь, а у самих лишь деньги на уме.
- Да я не про мужиков!
- А про кого???
-Про баб! Про баб, которые всю эту галиматью пишут, специально всякие небылицы сочиняют.
- То есть как это специально? Специально сочиняют, что их охмурили и бросили, и специально поливают любимых грязью, да еще и фотки вывешивают? Зачем?

- Ты что, дурра, что ли? – Лариска плюхнулась на табуретку и плеснула себе из бутылки, - Вникай! У тебя в Египте классный мужик, и у  вас с ним серьезные планы…
-Ну, предположим…
- Ты уезжаешь на какое-то время, немаленькое надо казать время… Пока приглашение, то да се…
-Ну?
-А он там один остается без присмотра! А бабье так и прет толпами со всего мира. И все они, в основном, желают познакомиться.
- Ну,  это уже называется секс-туризм
-Да прямо! В основном, тетки во всем мире хотят большую любовь и стабильные отношения. Мало кто мечтает покупать мальчиков на ночь.
-Ты уверена? Они ищут любовь на курортах?
-А почему нет? Какая разница- где! Это мужики, в большинстве своем, ищут не любовь а секс, знаешь почему?
-Просвети!
-Потому что они это самое сексуальное удовольствие вполне могут получить без любви.  А у женщин, как  ни крути, оргазм начинается с сердца.
 Полный кайф можно получить только в постели с любимым. Потому всегда, во всех странах публичные дома строились только для мужчин. Женщины бы в них не пошли.
- Возможно, ты права, но зачем же чернить любимого в инете?
-Да чтобы другие на него не позарились! Едут девочки в отель, залезают в инет, прочитать о нем инфо, что да как. А тут тебе предупреждение- в баре работает красавец, но имейте в виду, у него дома три жены и пятеро детей. Я этого не знала, попала в его сети и теперь тоже беременна. А еще он мне наплел, что у него болеет мама, и я выслала ей на лечение все свои сбережения... Ну кто после этого станет с ним общаться?
-Тогда уж проще сразу написать, что у него ВИЧ.
- Нет, это уж как-то совсем… Да и вряд ли его  такой болезнью стали бы отеле держать!
И Лариска залпом осушила рюмку.
-Лар! Ну неужели ты думаешь, что все они таким образом ограждают своих любимых от посягательств? Это значит- они им совсем не доверяют! Ведь есть же, наверное, и другие истории...
-Другие? Конечно, есть.
-Ну, вот видишь!
-Что, видишь! Других мужики отшили, вот они мстят им, чтобы лишить их счастья навсегда. Подлая бабская месть!
- То есть- или оберегают, или мстят, других вариантов нет!
- Нет, как я поняла, бывают еще дурочки, которые пишут правду. Но там, кстати, ничего плохого, просто девочки осторожничают и пытаются собрать информацию. И, боже мой, как над ними все издеваются. Вот одна там, видно, совсем молоденькая, влюбилась в садовника-тяпальщика.
- В кого? – моя рука, потянувшаяся за очередным блином, застыла на полпути.
-Садовник-тяпальщик - это человек, который ходит в зеленом комбинезоне и обтяпывает обочину газонов. Ну так вот. Она, бедняжка, лишь хотела узнать не имел ли кто с ним романов до нее. А бабы как давай прикалываться! Одна пишет- Было, было. Я его давно люблю, еду к нему в следующем месяце, и уже купила ему новую тяпку. – А другая подхватывает- А я до сих пор не могу забыть, как он качественно оттяпал мой целлюлит у бассейна.- А третья вообще разошлась. Я, говорит, уже давно все решила – заберу его к себе в Россию. Он у меня на участке будет помидоры обтяпывать, а я продавать. Плюс моя пенсия - так и проживем!
И мы дружно захохотали. Я смеялась так, что выступили слезы.
- Лариска, - отсмеявшись начала Верочка, -ну давай поговорим серьезно. Ты, действительно, хотела бы выйти замуж за египтянина? И тебя не смущает даже то, что у вас разные религии?
-С религиями вопрос сложный. Он, конечно, требовал, чтобы я на улицу не надевала декольте. А это было практически невыполнимо- у меня вся одежда такая
-Вот видишь! Он тебе еще никто, а уже началось!
-Ты не понимаешь! Он не самодур, и не ради всяких там  традиций просил об этом. Мы с ним долго говорили на эту тему. Он искренне не мог понять, почему мы дома для своих мужей не наряжаемся, ходим нечесаные и в халатах, зато на улицу и в гости одеваем все самое лучшее. Неужели  важнее произвести впечатление на посторонних людей, чем на мужа? Неужели мнение людей на улице важнее?
- Ты знаешь… А ведь что-то в этом есть…- вставила я.
- Тирания мусульманская, вот что в этом есть! – воскрикнула Верочка- Погоди, он тебя еще в хиджап закутает!
- Когда тебя просто ради традиции закутывают, это обидно,- покачала головой Лариска,- а когда тебе при этом говорят, что твоя красота должна принадлежать только ему, и он не хочет, чтобы на нее смотрели другие – это так приятно!
-У! Как все запущено!  Ну а жить вы где будете? – не унималась Верочка.
- Если честно, я бы очень хотела жить там… Там кругом такая красота- небо голубое, море бирюзовое, песок желтый, и дождя вообще не бывает! И круглый год лето- к Новому году попрохладнее становится, но все равно это лето! Вот я сейчас сижу здесь, с вами… А душой я там…Египет – это как вирус.
-Что?
-Ну, в смысле, например гепатит…
Мы с Верочкой прыснули
-Че вы ржете, дурочки? Я имею в виду, что есть много болезней, которыми мы уже не болеем, но вирусы и антитела остаются в организме.  С Египтом так же. В нем растворяешься.  Мне теперь не обязательно там находиться, мне достаточно о нем мечтать…
-Ларсик, да ты что? – не выдержала я. А мы как же?
-Проблема в том, что он не хочет там жить. Зарплаты там уж больно маленькие, состоянии не сколотишь. Я, к примеру, здесь за день могу заработать столько,  сколько там за месяц. Так что будем стараться организовать его приезд сюда. А это непросто.
-Я тебя умоляю! – и Верочка заломила руки, - только не давай ему денег на все это мероприятие.
Лариска густо покраснела и опустила глаза. Я поняла , что надо как-то разрядить обстановку.
-Лар, а ты не узнавала, там вообще много русских живет?
-Да полно! И счастливо живут. В Основном, конечно, наши ,замуж повыходившие. Но есть и такие, кто продал свой бизнес, сдал в аренду недвижимость – и на эти деньги живет в Египте, как король. Я, кстати, встречала таких и среди европейцев.
- Да- вставила я, - кажется, это сейчас очень популярно- валяться где-нибудь в тропической стране на пляже, ни о чем плохом не думать. И денег от аренды квартиры хватает на все, и работать не надо. С одной стороны, это выглядит прекрасно, но с другой- ведь человек останавливается в своем развитии, деградирует, если у него в жизни пропадает цель…
-Цель? – повторила Лариска.- А если он годами пашет без отпуска, строит, скажем, бизнес, достигает ту самую цель, а потом оказывается, что он несчастен? Как тогда быть ? Если цель достигнута, а счастья нет? Может уж лучше без цели валяться на пляже?
-Но ведь если совсем ничего не делать, из жизни уходит что-то важное, понимаешь, есть такое понятие- самореализация, я бы сказала, она очень близка к понятию смысла жизни…

-Да, пожалуй, совсем не работать скучно, - согласилась Лариска . Впрочем, там все чем-то занимаются – кафешки свои открывают, или дайвингу обучают.
- Мы тоже хотим дайвинг! – раздался крик из прихожей.
И мои сыночки ввалились на кухню.
-
                5
-Вы ели? – с надеждой на положительный ответ осведомилась я.
-От блинов не откажемся- игриво подмигнул Верочке Лелик.
-В переводе это означало- естественно, мы обедали в училище, но это не значит, что мы не сметем дома все, что не приколочено.
- Давайте, зайчики, - расцвела Верочка. –Налетайте! Надо будет- Я еще напеку!
- Ну, теть Вер, ты супер! – запихивая  в рот целый блин, - воскликнул Джек.
-Ты бы маманю научила так блины печь- подхватил Лелик.
-Если бы ей это было, действительно, надо, я бы ее учила день и ночь- ответила Верочка – Но на данном этапе ее жизни, ей нужно нечто совершенно другое.
Близнецы разом прекратили жевать.
-О нет…- простонал Лелик,- только не говори, что присмотрела ей очередного жениха…
-Вот ведь маленькие, а уже насквозь пропитаны мужским шовинизмом!- возмутилась Верочка. – Ну кто вам вбил в голову, что если женщина не замужем- то это большая беда. А может быть, это- большая удача, и открывает для нее больше возможностей для самореализации.
-Понял, маленький?- ухмыльнулся Лелик, - не будет тебе блинов! У мамани самореализация.
-Да ну?
-Точно! Теть Вера врать не станет!
-Сковородкой бы вам по башке вместо блинов! – взвилась Верочка.
-По чьей башке? – уточнил Джек.
-Хватит ржать! – скомандовала Верочка. – Официально вам заявляю , что мы с вашей мамой со следующей недели начинаем посещать лекции в Музее Этнографии, которые ведет большой умница и невероятно обаятельный человек профессор Левченко.
-Тот самый?- хором отозвались Лелик с Джеком.
-А вы, что его знаете? – удивилась я.
-Ма, ну ты даешь! Его же весь город знает!
-Он наш учебник по фольклору написал!
-А когда он к нам в училище с лекциями приезжал, народ с утра занимал место в аудиториях.
-Люди даже на полу сидели.
-А последние, кому мест не досталось, открыли двери в аудитории и слушали все, стоя в коридоре.-
Затрещали наперебой близнецы
-И такое бывает в наше время? – все больше изумлялась я .
-Да ты просто не представляешь, какие интересные вещи он рассказывал.
-Представляю. Меня тетя Вера уже начала просвещать, что у наших предков представление о времени было цикличным,- задумчиво произнесла я. –Мне иногда кажется, что у меня тоже цикличное представление о времени- я даю уроки, получаю деньги, иду за продуктами, готовлю, мою посуду, и опять спешу на урок.
- Ма! Ну разве можно так примитивно?- возмутился Джек?- Вот ты, например, знаешь почему Дед Мороз приносит подарки?
-Потому что добрый, наверное…
-Добрый! Много лет назад люди жили, четко понимая, что есть мир живущих, и есть мир предков. И эти два мира существуют параллельно, очень близко , и очень сильно взаимосвязаны. И в сочельник они оставляли на ночь для предков подарки- еду на столе. А на утро они смотрели- если к еде кто-то прикасался, они были страшно рады, и говорили- Деды приходили… Понимаешь? А теперь традиция перевернулась и мы сами ждем подарков от Деда.
-Кстати, перевернувшаяся традиция- типичная вещь -вставил Лелик – Раньше в качестве приворотного зелья использовали соль, а теперь остался как бы только вывод из этого знания- раз пересолила еду, значит влюбилась
-Так вот, о предках- перебил Джек, - связь с ними была очень сильна. Они общались с ними, а в некоторые праздники танцевали на могилах.
-Ни фига себе!- не выдержала Лариска.
_А что Такого, теть Ларис!- улыбнулся Джек. Кладбище в русской традиции вообще не так давно отделилось от дома. Довольно долго хоронили под порогом дома.
-Офигеть!
-Да вы поймите! – встрял Лелик.- Это мы сейчас живем и считаем, что все пространство принадлежит нам. А в их сознании, очень много из окружающего принадлежало предкам. Порог дома- граница того и этого мира. Угол дома, кстати, тоже. Потому и иконы вешались в угол. И непослушных, разбушевавшихся детей ставили в угол, чтобы они почувствовали границу. И перекресток, кстати, тоже - граница двух миров, потому с ним связаны всякие гадания. И в сказках волшебный камень всегда стоит на перекрестке.
Мы сидели пораженные. Я полна была материнской гордости. Вот так- паришь, варишь, гладишь, таскаешь в поликлинику, а потом выясняется, что они уже выросли, и знают такое…-
-Вот видишь! – победоносно посмотрела на меня Верочка.- Твои дети и то, вон сколько всего знают!
-Знают! А чего мне стоило их вырастить таких умных! Если вспоминать с самого начала- что такое сутки рожать близнецов…
-А кстати о рождении! – вновь воодушевился Джек. – В сознании наших предков рождение- это переход из потустороннего мира в этот, а смерть –всего лишь обратный переход. А кто мог стать лучшим проводником, паромщиком, так сказать?
-Кто?- заинтересовалась Лариска.
-Вдова, разумеется. Она еще пребывает в этом мире, но, благодаря своему умершему мужу, крепко связана с тем. И посему, вдовы очень часто становились повивальными бабками.
-А вот масленица? Такой прекрасный христианский праздник…- начала Лариска…
-Христианский???- взвился Лелик,- да вы что, теть Ларис!
-А что?
-Масленица- чисто языческий праздник к христианской религии никакого отношения не имеющий. Вот Пасха- да, это религиозный праздник воскрешения Христова.
-Надо же!
-А что надо же! Ты Лариска и впрямь темнота! Зимой, между прочим, то же самое – рядом с христианским рождеством соседствуют языческие святки вмести с гаданиями и прочими забавами, - вставила Верочка.
-Знаете, у нас в медучилище фольклор не преподавали!
-Ну, во-первых, это не фольклор, это уже история религии, а, во-вторых, любой нормальный человек должен интересоваться историей своей страны!- парировала подруга.
-Когда я училась, на уроках истории еще рассказывали про научный коммунизм.
-А когда я заканчивала Универ, уже во всю шла перестройка. И гласность торжествовала. И я писала крайне смелый реферат под названием «Язычество и христианство в сознании русского человека»- предалась воспоминаниям Верочка.
-И вы это до сих пор помните?- удивился Лелик.
Помню, поскольку мысли, высказанные в реферате, были по тем временам почти крамольными. Например, что Россия генетически языческая страна, христианство было привнесено в нее извне, но не стало ей до конца родным. Именно потому в России народ с таким воодушевлением встретил сталинизм. Ведь если в христианстве ценная каждая отдельно взятая человеческая личность, то в сталинизме, как  и в язычестве, главное- достижение конечной цели, а сколько жизней будет принесено в жертву- не важно. И когда какая-нибудь старая бабка говорит- наплевать, что при Сталине всех сажали, зато был порядок! – это- проявление язычества в сознании народа.

По окончании Верочкиной речи я была полна гордости за наше поколение. Не дадим молодежи забить интеллектом! Блины, между тем, кончились. Верочка принялась по новой разводить тесто, а братья рванули к компьютеру
-
                6
Лариска с нежностью перебирала фотографии.
-Лар, - отвлекала ее я, - а говорят, там страшно, в Египте…
-Что ты имеешь в иду?
-Ну… дорожное движение например! Вон сколько аварий!
-Знаешь, Мери, хоть я и не такая образованная как некоторые, - и Лариска покосилась на стоявшую у плиты Верочку, - но, ей богу, я как-нибудь соберусь силами и напишу книгу «Мифы о Египте»
-Как?
-Ну вот так. Есть «Мифы Египта», а я напишу «Мифы о Египте». И начну с этой байки, о том, какое опасное там движение. Да все эти западные журналисты, разносящие такое по свету, у нас на кольцевой не были! А там дороги ровнехонькие, состояние идеальное- дождей-то нету! Едут все довольно медленно, а экскурсионные автобусы вообще сопровождает полиция!
-Но, ведь была же авария.
Была. Одна. А что у нас маршрутки каждый день бьются, про это, небось, по всему миру никто не трезвонит!
-А еще, говорят, там арабы страшно пристают…
-И это нормально! Когда мужчина пристает к женщине- это нормально! Вот если он этого не делает, тогда это противоестественно!
-Или пристает, но не к женщине! – подала голос Верочка.
-Между прочим, -томно вздохнула Лариска, - я однажды целовалась с голубым. Мы были очень хорошими друзьями, и как-то раз по пьянке решили попробовать.
-Ну и как? – поинтересовалась я.
_ Да никак! Никакого возбуждения. Такое впечатление, что целуешь манекен.
-А я со своим рассталась! – внезапно созналась Верочка.
-Да ты что! –мы с Лариской прямо подскочили.
Верочка единственная из нас троих имела, пусть не семейные, но довольно длительные, и, как нам казалось, стабильные отношения. Когда Верочка два года назад познакомилась со своим избранником, он был женат, но за это время успел развестись, и Верочкины мечты о семье могли осуществиться в любой момент. И даже то, что, по выражению Лариски, в анамнезе у мужика было двое детей, в данной ситуации было плюсом, поскольку своих Верочка иметь не могла.
-Из-за чего, Верусь? – мягко спросила Лариска
-Хороший вопрос! Если бы я знала…
-Он что, ушел без объяснений? – удивилась Лариска.
-А что ты удивляешься? – не выдержала я. – Между прочим, папаша этих двоих интеллектуалов тоже в свое время исчез без объяснений.
-Как это? Да вот так это. Он вообще ничего никогда не объяснял и не спорил. Он молчал. Вот другие, если не согласны, доказывают свою правоту, а он молчал. И ты думаешь- он с тобой согласен, раз не спорит. А он поворачивает за угол и все делает по-своему. Начинаешь задавать ему вопросы – а он молчит.
-Что совсем?
-Ну, не совсем. Может ответить, что-нибудь, типа «даже не знаю, что тебе и сказать», или « мне надо подумать». Вот так до сих пор и думает…
-О чем?
-Видимо, о том, стоит ли мне делать аборт!
-Девочки, вы не поняли! –друг встрепенулась Верочка. Я сама его выгнала.
-А зачем? – недоверчиво спросила Лариска.
-А затем, -ответила Верочка, переворачивая блин, - что поняла: есть люди, которые тебе благодарны за все, что ты делаешь для них, а есть те, которые постоянно предъявляют тебе список из несделанного. Вот он из категории последних!
-А я себя  со своим ощущала как в детстве…- задумчиво произнесла Лариска.
-Ну, судя по виду, -съязвила Верочка, -скорее ты годишься ему в мамочки.
-Я не о возрасте! Вот, послушайте… Когда я училась в школе, меня наградили путевкой в Артек. И я попала в отряд барабанщиков. Но у меня, видимо врожденные проблемы со слухом… А может быть, с ритмом… Короче, барабанить у меня ну совсем не получалась. А поскольку я уже тогда была чертовски хороша, меня, естественно поставили на параде в первую линию. Если бы я застучала невпопад, позор был бы страшный. Но, к счастью, за мной во второй шеренге стоял влюбленный в меня мальчик. И вот за несколько секунда до начала выступления он мне шепчет ну ухо- Убери руки за спину!- Я так и поступила. Он просунул свои руки у меня подмышками (слава богу, мы все тогда носили одинаковые курточки), и начал барабанить вместо меня.
-Да, Ларсик! Ты зажигала еще в пионерском детстве!- не выдержала я, - Ну а что потом? Вы общались?
-Потом его выгнали из лагеря.
-За это?
-Нет, этого никто не заметил. А выгнали за то. Что он баловался с галстуком. Их же делали из специальной ткани, которую, если потереть о стекло, то она электризуется, и потом прилипает ко всем вещам. Ну вот, он потер свой галстук о стекло, а потом кинул на стену. Директор лагеря входит в палату, а его галстук под потолком на стене висит. Ну, его и выгнали за осквернение символа…
-Печальная история, - вздохнула я.- А египтянин-то причем?
-А при том, что только с ним я почувствовала, какой это кайф, когда кто-то берет на себя ответственность за тебя. У меня случилась небольшая проблема- надо было срочно заказать такси в Каир. Я решила этот вопрос за полчаса на ресепшен. Но когда мой узнал об этом, он так возмущался, что я не обратилась к нему! Он долго и громко кричал - Твои проблемы должен решать я! – И чего бабы-дуры боролись за независимость? Быть зависимой так приятно! Я даже думаю, что женскую борьбу за независимость организовали мужики, чтобы снять с себя ответственность.
-Ну не скажи! –возразила я .- В зависимости, особенно материальной, ничего хорошего нет! Вот мои родители, когда были живы, жили со мной, и вроде бы мы ни в чем особенно не нуждались. А все равно у них в сознании сидело, что на свою пенсию им не прожить, что они зависят от меня. И, хотя я никогда  их не попрекала, мучило их это страшно.
-Ну это потому,- задумчиво протянула Лариска, -что они всю жизнь твердо знали, что на пенсии будут обеспечены, еще и внукам смогут помогать, а тут такая ломка сознания… А мне мой сразу сообщил, что когда мы поженимся, я работать не будут. Его долг – меня обеспечить.
-И ты поверила?- фыркнула Верочка?- Интересно, где и кем он будет работать, чтобы обеспечить тебя, своих престарелых родственников, да еще и тебя с твоими запросами???
Дискуссию прервал писк Ларискиного телефона. Ларка вздрогнула от неожиданности и схватила трубку.
-Смс от него! – прошептала она, и принялась читать.
По мере чтения Ларкино лицо вытягивалось все больше!
-Ничего не понимаю… Я же ему оставила 100 баксов на паспорт, теперь он пишет, что возникли сложности с получением и надо еще 700 . Что же делать?
-Что делать?- заржала Верочка. Послать на фиг! Интернет полон историй о таких разводках.
-А вдруг это не разводка ? Вдруг правда? И я предам нашу  любовь за 700 баксов!
-Так! – громыхнула сковородкой Верочка.- Проводим эксперимент. Напиши ему, что денег нет.
-Боюсь!
-Чего!
-Ну, вдруг он скажет, что и пошла ты на фиг!
-Не скажет, по крайней мере, в ближайшие полгода. А будет душу тянуть и придумывать всякие разные причины, почему ты должна, нет, просто обязана прислать эти деньги. Так что не бойся, пиши!
Лариска защелкала клавишами на телефоне. Минуты через три запищало ответное послание. Лариска дрожащими руками схватила трубку.
-Не может быть! – убитым голосом произнесла она, и отшвырнула телефон.
Ну! – в один голос воскликнули мы с Верочкой.
-Он пишет, что если не сделает паспорт, и не женится на мне, его заберут в армию, а это хуже тюрьмы, и он там погибнет.
-Правда в этом только то, - тоном знатока заявила Верочка,- что египтян, женатых на иностранках, не забирают в армию. Бей врага его же оружием! Пиши, что у тебя денег нет, потому что тяжело болеет мама.
-Но моя мама давно умерла, ты же знаешь.
-Она простит тебя на том свете. Пиши!
Лариска снова застрочила, потихоньку входя в азарт.
В ответ пришло сообщение, гласившее,- Любимая! Не думай больше о деньгах! Я мужчина и решу все свои проблемы сам. Это была лишь минута слабости.
-Вот видите! – Закричала Лариска! – Он не такой как все!
-Значит так , хабаби, - нравоучительно завела Верочка- недели через три тебе придет послание, где причина будет приведена еще более веская… Ну, скажем, меня забрали в полицию, или я попал в тяжелую аварию, и срочно нужны деньги, чтобы откупиться, и, заодно подлечиться. И сумма будет превышать исходную в разы.
-Да ну?
-Там люди себе таким образом машины покупаю! С мира по тысченке -хабибу на тачку!
-То есть, получается, что он меня никогда не любил? – и Ларискины глаза наполнились слезами.
-Вовсе нет! – живо отреагировала Верочка. -Вполне возможно, что ты ему нравишься. Возможно, даже, он влюблен. Да и немудрено! – подсластила он пилюлю- Ты у нас вон какая красавица! Я даже не исключаю, что он искренне хочет на тебе жениться. А почему нет? Женитьба на иностранке резко поднимет его социальный статус. А случись что, ты при разводе, в отличие от арапки, не станешь с него требовать содержания до конца жизни. Но! Иметь европейскую подругу и не попытаться вытянуть из нее кругленькую сумму… Это просто невозможно! Знаешь поговорку- у воды да не напиться! Ты пойми меня правильно, возможно после получения денег он тебя и не бросит, но деньги тянуть будет всегда- это факт! И ты у него не одна- это тоже… почти факт.
-Ну, и что же мне делать?
-Жить дальше! Блинчик, вот, возьми.- И Верочка торжественно водрузила на стол новое блюдо с блинами.- Ты все пытаешься переделать жизнь, а ты попытайся переделать себя.
-Это как? В музей с вами начать ходить?
-Ну, почему в музей…
-Теть, Ларис, вы теперь почти египтянка, мечта араба… Запишитесь на танцы живота!- возник Джек в дверном проеме. – Это классно. Давайте я вам покажу. У вас такая музычка на телефоне есть?
-Арабская? Полно!- ответила Лариска, и включила музыку.
Что начал вытворять мой ребенок! Казалось, у него резинка вместо позвоночника.
-И где ты этому научился?- изумилась я.
-Это мы на хореографии баловались.
-Но ведь танец живота- это женское искусство- заметила Лариска.
-Ничего подобного! - решительно возразил Джек.- Мужики в сто раз лучше танцуют.
-Какие все-таки у тебя дети продвинутые!- воскликнула Верочка.
-Все моей кровью! – вздохнула я.
Ты, конечно, молодец, -согласилась Верочка, - только кровь здесь ни при чем. Они- другое поколение , они пространство и время по-другому воспринимают.
-Как предки? Циклично?
-Запомнила словечко? И не циклично, и не линейно. Это какая-то третья форма восприятия. Они самим фактом своего существования стремятся все это преобразовать. Неужели, ты не чувствуешь?
  Я чувствовала. Я чувствовала себя страшно счастливой. Отчего? От еды, от тепленькой компашки, от того, что все здоровы? А может, оттого, что впереди смутно маячили новые, еще неизвестные мне горизонты, и  мое сознание плавно перетекало из зацикленной формы в линейную, а, может, и еще дальше?
-