Патриция Хайсмит - биография мистера Рипли

Михаил Лероев
ДЕРЗОСТЬ И ПОРОК.
ХИЧКОК ОТ ЛИТЕРАТУРЫ

Американская писательница Патриция Хайсмит (1921-1995), непринятая на родине – и вознесённая на Олимп в Европе, автор психологических детективов с оттенком нуара - всегда привлекала меня своей смелостью в выворачивании наизнанку человеческих страстей и пороков. Вопреки всем нормам морали читатель (а вослед ему и зритель) – неожиданно ловит себя на мысли, что сочувствует главному герою – преступнику, убийце, психопату... Секрет даже вовсе не в особой обаятельности героя – просто мы с вами тоже не раз находились на грани, будучи искушаемыми совершить нечто, граничащее с проступком или преступлением. Мы не смогли – у Тома Рипли получилось...
Не бойтесь показаться страшными сами себе, если почувствуете то же. В преступлении завораживает не порок – а полная свобода...

Посмотрел очередной фильм об одном из своих любимых литературных персонажей. И решил как-то классификация всему увиденному-прочитанному-прочувствованному не помешает.

Эта эпопея - своеобразный эталон творчества Патриции Хайсмит. В ней она наиболее глубоко выворачивает наизнанку человеческую душу, исследуя самые глубины тёмной её стороны.
Найдётся, наверное, не так много людей, не знакомых с мистером Рипли хотя бы понаслышке. Молодой, преуспевающий в искусном деле афер и авантюрных решений, типичный парвеню, Том Рипли цепляется за жизнь как может, всеми «правдами и неправдами», порой не останавливаясь ни перед чем – и именно в этом его главный талант, подкреплённый невероятными способностями к перевоплощениям.

В первом эпизоде серии по просьбе американского миллионера он отправляется в Европу, для того чтобы вернуть на родину «блудного сына» своего заказчика. По ходу дела влюбляется в свою жертву, становится одной из вершин не совсем классического любовного треугольника - но по всем законам жанра это лишь пролог к остросюжетному повествованию. К финалу количество живых и здравствующих действующих лиц существенным образом поубавится...

Замечу, что практически все преступные решения главного героя выглядят вынужденными – может быть, единственно возможными – что заставляет читателя (зрителя) напряжённо следит за коллизиями, частично отождествлять себя с героем и даже сопереживать ему. А поскольку у истории ест продолжение – и не одно – опасность «заразиться» мистером Рипли существенна.

Во второй истории повзрослевший Рипли втянут в авантюру с картинами. Трагически погибает подающий большие надежды молодой художник, и его друзьям приходит гениальная идея скрыть сей факт от общественности, дабы не потерять грядущую выручку. Не стоит удивляться, что один из заговорщиков – наш друг...
В третьем романе Рипли богат, женат и немолод, а очень солидное состояние его имеет как законны, так и незаконные источники. Всё бы ничего, но покой Тома нарушен некоторыми обидами, а тут ещё поступает заказ на устранение одной неугодной кому-то «фигуры» - и гениальный авантюрист причудливым образом умудряется сплести в единый клубок месть и игру. Клубок, из которого самому придётся ещё долго и мучительно выпутываться...
В четвёртой части герой выступает наставником молодого отцеубийцы, с которым - неудивительное дело, если вспомнить первый эпизод - у него возникает полное взаимопонимание...
В последней книге эпопеи читателя, возможно, ожидает развязка всех сюжетных линий, но умолчу о сюжете, чтобы оставить вашей фантазии основательную лазейку. Лучше скажу, что о Рипли следует читать и смотреть!


Итак, книги о Томе Рипли:
1. «ТАЛАНТЛИВЫЙ МИСТЕР РИПЛИ» (The Talented Mr. Ripley, 1955)
2. «МИСТЕР РИПЛИ ПОД ЗЕМЛЕЙ» (Ripley Under Ground, 1970)
3. «ИГРА МИСТЕРА РИПЛИ» (Ripley's Game, 1974)
4. «ТОТ, КТО ШЕЛ ЗА РИПЛИ» (The Boy Who Followed Ripley, 1980)
5. «МИСТЕР РИПЛИ ПОД ВОДОЙ» (Ripley Under Water, 1991)

Фильмы о талантливом мистере Рипли:
1. «НА ЯРКОМ СОЛНЦЕ» - Франция, 1960, режиссер Рене Клеман, в роли Рипли Ален Делон – фильм мгновенно сделал из молодого актёра звезду. Экранизация первого романа «Талантливый мистер Рипли».
2. «АМЕРИКАНСКИЙ ДРУГ» - ФРГ, 1977. Режиссер Вим Вендерс. В основу легли второй и третий романы Патриции Хайсмит о мистере Рипли «Мистер Рипли Under Ground» (неверно: буквальный перевод «Мистер Рипли под землёй») и «Игра Рипли».
3. «ТАЛАНТЛИВЫЙ МИСТЕР РИПЛИ» - фильм-ремейк «Яркого солнца» от режиссёра «Американского пациента» Энтони Мингеллы. В роли Рипли – Мэтт Дэймон.
4. «ИГРА РИПЛИ» - 2002. Режиссёр Лилиана Кавани. Джон Малкович в роли Тома Рипли. По третьему роману цикла.
5. «ВОЗВРАЩЕНИЕ МИСТЕРА РИПЛИ» - 2005, реж. Роджер Споттисвуд, Рипли играет Барри Пеппер. Экранизация второго романа.
Четвёртый и пятый роман пока не экранизованы. Что ж, с нетерпением будем ждать новых картин.

Также по романам Патриции Хайсмит (не входящим в серию о Томе Рипли) сняты картины:
6. «НЕЗНАКОМЦЫ В ПОЕЗДЕ" - 1951, режиссер Альфред Хичкок(!!!) Два случайных попутчика – молодой симпатичный человек Бруно и известный теннисист Гай – сообщают друг другу о мучающих их обстоятельствах. У первого конфликт с отцом, другому мешает соединиться с прекрасной возлюбленной ненавистная жена. «Знаешь, а у меня есть прекрасная идея. Давай я убью твою жену, а ты убьешь моего отца. Поскольку для таких, перекрестных, убийств у нас с тобой мотивов нет, то и наказания нам удастся избежать – не найдет нас полиция. А семейные проблемы будут решены. Давай?» Согласия Гай не даёт, но через несколько дней в городском саду его жену находят задушенной. Проблемы с полицией сопровождаются беспреспрестанным преследованием «сообщника» Бруно...
Мастер купил права на экранизацию задолго до публикации произведения - и тем самым карьера начинающей писательницы была обеспечена.
7. «ГЛУБОКИЕ ВОДЫ» - 1981, режиссер Мишель Девиль. Ревнивый муж убивает своего соперника, что квалифицируется судом как несчастный случай, но это не последняя смерть в сюжете фильма...
8. «СКАЖИТЕ ЕЙ, ЧТО Я ЕЕ ЛЮБЛЮ» - Франция, 1977. Режиссер Клод Миллер. В ролях: Жерар Депардье, Миу-Миу. По роману "Эта сладкая боль" — Главный герой строит "семейное гнездышко" для своей возлюбленной вопреки тому, что она намерена выйти за другого... Ничего не напоминает? Вспомните «Психо» того же Хичкока!
9. «КРИК СОВЫ» - Франция, 1987. Режиссер Клод Шаброль. По мнению критики, солидный, но не самый увлекательный фильм-экранизация Хайсмит – повествует «о волчьих повадках французской буржуазии».