Обь-Енисейский канал. Вторая попытка. На байдарке

Юрий Игнатюгин
                путевые заметки непутёвых
            туристов захотевших хлебнуть
            лиха в комарином краю
                или
            (восемь лет спустя)

 7 июня выехали мы на 602 весёлом
из Новосибирска. В Томск прибыли в три часа дня. Езды то
• -всего ничего. На трамвайчике перебрались на другой вокз
ал. Томск-2 называется. В19,40 отправились на 307м и ехал
и до конечной. Белый Яр называется. Было уже три часа
"ночи, гремел гром и поливало. У меня вступило в плечо
люмбаго, а может быть «прострелило". Но багаж всё равно
таскать нужно. На ПАЗике доехали до остановки "Пристань"
и я нагрузившись, поплёлся под дождичком за толпой местн
ых. Сергей остался на остановке. Ориентируясь на ругань
 впереди , в кромешном мраке добрался всё таки до двух-
этажного барака. На первом этаже коего, в большой комнат-
е мы и провели остаток ночи. Надо сказать - с относитель
 ным комфортом, правда удобства были во дворе, но зато
 вокзальные "диваны" были с отломанными под
локотниками. Не успели вытянуться каждый на своём ди-
ване, как были атакованы КОМАРАМИ! Выбежали на берег
и там грызут. Сонмище их в подьезде у лампочки. Аборигены
, оказалось, страдают от них не меньше чем приезжие.
Но вот наконец, вышла уполномоченная тётка и обьявила
посадку. Вышли на берег и полчаса любовались окрест-
настями и железобетонным памятником победителям, о чём
можно догадаться по спискам у подножия этого сооружения.
Памятник этот, напоминающий на первый, да и на второй
взгляд непосвящённого в замысел ваятеля, рваные паруса
или бельё развевающееся  почему-то, на вертикально на
тянутой верёвке. Бельё развевается на две стороны. Види-
мо вдохновение создатель этого шедевра черпал из того же
источника где пьёт Церетели. Бог с ним!

    Короче, впихнулись мы в теплоход " Заря". Удалось даже сесть. А как сели так сразу и уснули. Проснувшись, приступили к общению с соседями. Выяснилось, что "Заря" идёт только до "Дружного" леспромхоза, а дальше придётся добираться автостопом. Поговорили с капитаном "Зари" и он стал переговариваться по радио с обгоняемыми тихоходными плавсредствами. Просил всех подобрать двух туристов, т.е. нас, в "Дружном" и доставить до Усть Озёрного. А там начнется, собственно, наш байдарочный переход из Оби в Енисей. Попуток там не будет, зато будут приключения!
    В "Дружном", а точнее на его пристани (сам "Дружный" в 10км. от берега) мы наблюдали как несколько славян, с несовсем благополучным прошлым, о чём можно было судить по расписным грудям и плечам, пытались с баржи съехать на "МАЗе" автокране. Баржу, понадеясь видимо на авось, плоховато закрепили. И "МАЗ" чуть было не рухнул в воду, но его вовремя привязали за стрелу. Работнички сели ждать трактор. Я сходил и договорился, что они будут включать ревун каждому идущему в попутном направлении пароходу.
    Не прошло и трёх  часов нашего пребывания рядом с людьми спасшими (чуть не погубившими) дорогостоящую технику, как появился РТ-232. Труженики гака включили ревун, мы засвистели, заорали, замахали, выказывая этим своё желание прокатиться и, РТ клюнул в берег. Нам выкинули парадный трап и, ликвидировав после нашего вторжения грязные следы, приняли в свою семью. 10 июня 1990года мы провели на борту 232го в дружеских беседах за чаем и так далее... Не путать "и так далее" с выпивкой! На Кети страшный сухой закон и никто не захотел с нами выпить! И мы не стали!!
    Часов до двух ночи ждали мы в Степановке РТ-238 чтобы пересесть на него, потому - что 232й дальше не пошёл, но зато капитан по радио переговорил с идущим где-то сзади 238м. У того, видимо, были причины для задержки. Мы успели выспаться с максимальным комфортом в корабельной каюте! В восемь часов нас подняли и высадили на берег - капитан повёл своё судно на задание! Помахали на прощание и приступили к сборке байдарки. Мы не рассчитывали, что нас увидят с проходящих судён. Будем каждому наперерез выплывать "сарынь на кичку" орать и молить чтобы взяли на борт. Сборка шла медленно. Мешало отсутствие опыта. Байдарку то мы купили  перед самым отъездом и опробовали только один раз - на Юго-Западном озере в Ленинском районе Новосибирска. НА том озере было много ленинских комаров, но они не шли не в какое сравнение с Кетскими! Плюс к комарам, величиной с небольшой "Мессершмдт" летали тут несколько миллионов мелких мух. Одну такую даже и не посадишь под микроскоп чтоб разглядеть - ни поймать, ни увидеть невооружённым глазом - до того мелка эта гнусь! А вот когда их, этих мушек, собирается миллион в одну тучу, воздух аж гудит и, кажется, солнце меркнет!
   Терпели, терпели потом Сергей и говорит:"не могу найти репеллент, и не помню даже брал ли!!"... И... заплакал... Или пот смахнул, или нос вытер. Я его успокоил и побрызгал на него и на себя чем-то антикомариновым. Сборку закончили в относительно спокойных условиях и, пока не закончилось действие химии успели занять плацкарту на РТ381. Капитан 381го, слыша переговоры в радиоэфире, решил сам нас подобрать. Без просьб и мольб! Население этого РТ состояло из капитана Анатолия Николаевича, штурмана Николая Константиновича, матроса Виктора, поварихи (кокши - по корабельному) Любы и двух Жень. Жени были двух цветов - белый Женя и чёрный Женя. Оба - юнги, оба из Новосибирской школы юнгов - Речного Училища. Ещё была четырёхлетняя Наташа - дочь поварихи и матроса. Эта семья бежала из под Чернобыля и, по окончании навигации им обещали дать квартиру, а пока их дом был РТ-381.
    Обедали и ужинали мы вместе с командой. Сделали предложение угостить хозяев нашим самогоном. Отказались категорически! Правда, когда КЭП отказывался, беженец Витя мне подмигнул, а позже объяснил мне, что старшой у них депутат. И поплакался, как трудно ему тут живётся: вчера кэп заставил его мыть гальюн, а Витя мыть гальюн не стал - не мужчинское это дело! И послал туда жену - повариху. Она конечно вымыла, ведь мыть сортиры самая женская работа. А старшой как то узнал и пообещал лишить Витю премии. Вот сволочь! Мы пообещали к вечеру облегчить его страдания, но вышло так, что когда мы подошли к Усть Озёрному, была не его вахта. Он, наверное, обсуждал меню на ужин. Проводить нас не вышел.
   На пароходе что-то красили, и мы решили на нашей лодочке написать название. Объявили конкурс.Сергей отказался участвовать . Я предложил имя "АВОСЬ". Поскольку других предложений не было - выиграло моё! Написали. И не успело название подсохнуть, как нам скомандовали: «Геть!"
И мы закончили наш путь на перекладных.
   Поставили палатку на знакомом мне, по первому путешествию, песочке. Развели костёр. Сергей закинул удочку. Повезло мне с напарником - сам закидывает! Поскорее обмыли окончание первого этапа. Надо спешить, а то, кто ни будь, запретит! Я успел, а Сергею пришлось со стаканом бежать к удочке - зазвонил пойманный окунишше! Вот такенный!! Оставил я напарника с недопитым стаканом и окунем, а сам поехал на тот берег к Устьозёрцам в гости. Первый, кого я встретил, оказался почтальоном. Посетил его. Впечатлил новенький забор из штакетника. Соток тридцать огорожено. Можно было бы в этакой глуши жердями огородить. Но красиво жить не запретишь! А за забором два дома новеньких, две бани и, самое потрясающее - во дворе печь! Прямо из книжки про братца Иванушку и гусей-лебедей! Хотел купить конфет - магазин закрыт. Погрёб восвояси. Сергей за время моего отсутствия поймал ещё трёх рыб. Доволен! Обмыли улов. Закусили полпалкой колбасы, а то она уже начала припахивать. Из мяса у нас только тушёнка осталась. Ничего, тайга прокормит!
    Второй этап начался утром следующего дня. В семь подъем купание, сборы лодки и до свидания Кеть, до свидания Усть Озёрное. Даёшь Енисей! Или, хотя-бы, Кас! Тронулись не помолившись и в 8,30, вошли в реку Озёрную, и Долго ещё не могли распрощаться с деревней - после каждого поворота к нам на берег выбегали то два, то три дома. И ни одного человека. Все заняты делами. Даже стыдно заниматься ерундой, когда у людей страда. Успокоили себя тем, что заработали свой отдых законно. Оба целый год дышали далеко не озоном в прокопченных стенах Новосибирской ТЭЦ-3. Имеем право подышать костровым дымом, помахать вёслами! И три часа гребли до входа в речушку Ломоватую. В устье натянут трос, и он сдерживает несколько десятков бревен. Затор. Кстати о заторах-запорах. Второй день не можем посетить гальюн. Вовсе не потому что его нет, насчёт мест, где можно устроиться - будьте спокойны! Но все кусты оккупированы комарами! Решили потерпеть до Красноярска. Если не сорвёт резьбу! Ну что же всё о грустном. Засор речной мы преодолели - легко нашлась для нас щелка. Через 800 метров обнаружился деревянный мост, запущенный, но функционирующий, судя по недавним тракторным следам. Под мостом ещё одна запруда. Перелезли. Вода здесь течёт гораздо быстрее. Значит, продвигаться будем медленнее.
    Вот, наконец, увидели первый шлюз - "Ломоватый". За восемь лет у него осталась только одна стена - левая. Правую смыло. Пообедали прямо на шлюзе. Комарей!!! Но у нас радость - нашёлся репеллент! Теперь у нас три банки. Держитесь, сволочи! После обеда ринулись искать шлюз "Весёлый". Вскоре река раздвоилась. И ширина одинаковая и течение. Референдум снял сомнения - направо. Не ошиблись - через полкилометра обнаружился шлюз. На самом деле весёлый - забит карчами полностью! Где волоком, где таской, но прошли. А прийдя стали на ночлег. Для первого дня достаточно - 15 км без предварительных тренировок! Но темп нужно увеличить, это ясно. Поужинали кашей, оставшейся с обеда и спать.
   13 июня. Подъём, развёл костёр, искупался, посмотрел на часы - пять. Перевалов спит. И я опять уснул. В отпуске мы - имеем право! Второй подъём состоялся в 10,40. Больше не ложились, а взялись за ум, т.е. за вёсла. До шлюза красного" шли около 4х часов. Идём второй день по графику - 15-20 минут гребли, 5 минут перекур. Сергей бросил махорку в воду - бросил курить. Самое время! За "Красным" - мы его выгребали с сипом и хрипом (слив очень быстрый) - пообедали. Искупались. Жара стоит, да и комаров надо приучать к нам. Без приключений прошли "Ильинский" и встали на стоянку на высоком берегу, в сосновом лесу. Поужинали двумя чирками, сваренными в овсяном бульоне. Сергей съел всё, а я только мясо. Клейстер душа не приняла, хотя я и убеждал её и даже выпил. Нет и всё. Перед сном зарядил один ствол пулей (от медведей), второй картечью (от волков). Сергей вдруг предложил пройти ещё пару километров - на завтра, мол, меньше останется. Нет, легли спать.
   14 июня. Вперёд "Авось"! Пальцы болят, спина. Про седалище вообще ничего не скажу - нет слов...Сидим то на фанерных сиденьях, предусмотренных в конструкции. На второй день начали под себя подсовывать всё мягкое, что у нас было. Посадка стала выше, грести стало легче, скорость добавилась, перекуривать стали через полчаса! А к "Николаевскому" от "Генерала" шли два часа ровно, без перекуров. "Генеральский" пришлось обносить - быстрина! На "Николаевском" попили чаю из лепестков  роз. Тут этих роз, в смысле шиповника, видимо-невидимо! Пообедали уже приванивающей колбасой, предварительно обжарив её, по остяцки, на чапсе. Чапса - оструганная палочка. Нанизал колбасу, утку, рыбу, воткнул рядом с жаром этот шампур и дело в шляпе! Знай поворачивай.
    За три дня мы прошли 65 километров. На "Новом" видели стан. Хозяина не было, но зато был трактор. Дорог нет, а трактор есть! Оставили записку. На бересте. Заняли две газеты. Обе "Комсомолки" и обе за 5е июня. На "Николаевском", как и восемь лет назад, в полной сохранности и дом, и лабаз и даже туалет. Но перейти обводной канал по мокрым, по причине дождя, жердям мы не захотели. Я занялся ужином, Перевалов стал, как он говорит, рыбу рыбачить. Благо удочку нашёл на берегу. Осмотрели лодку. Оболочка в мелких царапинах дырок нет, несмотря на езду по корягам.  Как то будет на Касе с его каменным дном.
    15 июня. Перетащили "Авоську" по берегу и, не умываясь (проспали) ринулись навстречу подвигам! В темпе, без перекуров, вышли на озеро в шести километрах от места стоянки и сразу взяли курс на противоположный берег. Озеро на схемах продолговатое, но нам показалось круглым. Куда держать курс - непонятно. Начали искать с левого берега. Пошли вблизи, вглядываясь во все заливчики между камышовыми островами. По пути вспугнули несколько табунов уток и двух лебедей. Но лебеди далеко - видно только, что большие белые и шеи длинные. Наконец увидели тычки. Подплыли - точно сети стоят. Много рыбы. Взяли одного карася - поделились! Поплыли от тычки к тычке и доплыли до стеклянной банки на палке. Обрадовались - близко люди. К тому же от банки нас потянуло течение. Значит мы уже на Енисейской стороне! Въехали в Красноярский край.
   Через пару километров встретили четырёх колоритных мужиков - все с бородами! Да с какими!
 Они валят здесь лес и сплавляют его на шлюз "Казанцево". Будут строить пятый дом. Все свои - родня. Братья. А во главе отец. Поговорили пять минут, размяли кости и вперёд! Течение слабое, но попутное - кайф!
   Дошли до "Казанцева". Поговорили с женщинами. Дети прячутся. Обнесли шлюз по берегу и полыли по каналу местами шириной аж до полутора... метров. Потом, после впадения в Кас наш канал-ручей превратился в речушку пяти метровой ширины, а благодаря многочисленным ручейкам, к "Марьиному стану" и до пятнадцати метров подрос! Девятый шлюз - "Марьин стан". На нём обитает семья из пяти человек. Для поддержания уровня в верхнем бьефе на обитаемых шлюзах сооружены бревенчатые затворы и поэтому пришлось опять тащить лодку по берегу.
   Гребём уже полтора часа, а обещанных "Мокряков" нет. Были какие-то брёвна... и это шлюз? Прошли, на всякий случай, ещё минут двадцать и заночевали. Погода дождливая. Чтобы себя развлечь приготовили ужин: щука печёная, карась жареный, чай с сахаром!
   16 июня. За четыре часа гребли прошли около тридцати километров. Решили, что на сегодня хватит, а то завтра делать будет нечего. К тому-же наши планы изменились - мы после разговоров с аборигенами изменили точку поворота и решили, что с четырнадцатого шлюза полетим на самолёте. Есть возможность посмотреть на эти болота сверху. Если купим билеты. Не спеша выбрали себе стоянку на песочке. Песочка хватило только на устройство палатки и туалета. Сергей, набросав под ноги веток начал таскать чебаков. Я поставил в омуток сетёшку, постирал, поштопал и теперь сижу в палатке и провожу эксперимент. Оказывается, мошкара не лезет в палатку, потому-что в ней чуть-чуть темней и я отвожу душу - чешусь, чешусь. И пишу.
   Теперь о канале: здесь он живописнее, чем с Кетской стороны. Берега тут круче, есть пески, нет завалов. А если есть, то прорублены проходы. Так как по берегам живут люди. Живут давно и навсегда. Через каждые пять километров стоит заимка и живут люди. Семья, две. Беседовали с бабушкой-дедушкой. Им лет уже по сто и непонятно, как и чем они тут живут. Стояли у порога своей хижины, обирали с лиц напившихся комаров, одетые во что попало. Рядом озерко, в нём рыба и в реке она есть, а как её ловит старик и где старушка покупает соль, спички? 
   Живут на "Налимном" два брата: два дома, два мотоцикла, "Буран", два "Вихря" и куча старой
техники. Есть и скотина и высоченные навозные грядки, приготовленные под огурцы. Деньги на
жизнь они добывают  сдавая кедровые орехи. А вот пчёл нет - варатоз.
   18 июня. Пишу уже на аэродроме "Александровского" шлюза. За два дня спокойного плавания мы прибыли сюда. Ночевали под дождём и ехали тоже под дождём. Мошкара грызёт даже когда идём на полной скорости. Сети ставить негде - все более или менее пригодные для рыбалки места уже оккупированы местными рыбаками. По берегам, под плакатами» охота запрещена!" стадами бродят зайцы! Кержаки зайчатину не едят, а мы бы съели но "ферботен"!
   Прожили на "Александровском" два дня на сеновале у начальника взлетно-посадочной полосы. В первый же день хозяева истопили баньку и откупорили банку медовухи! Вечером состоялся футбольный матч! За неимением стадиона играли на "выгоне". То есть днём туда гоняют скотину, а вечером спортсменов. Спортсмены топчут траву, а скотина ест невытоптаное и мстит - закладывает "мины"! Перевалов пришёл с ног до головы "заминированный". Правду говорят: медовуха по ногам бьёт - не держали Серёгу ноги! А местные как то лавируют - ни один не подорвался! У местных футболистов имена: Авдей, Фадей, Фатей и бороды лопатами! Встретил я у сельпо Фёдора "Медного". О нём упоминают все, кто бывал на этом канале как о единственном метеорологе в этих краях. А кто не бывал, тот расскажет о беглом колчаковском офицере Феде "Медном" живущем в этих непроходимых болотах.
   В общем ели пили и не знали, возьмёт - ли нас самолёт. Билеты надо заказывать заранее. А у нас груза много - одна "Авоська" весит больше тридцати килограммов. Но всё обошлось. Лодку продали за полцены нашему хозяину. А улететь удалось по несчастному случаю: за больной женщиной прилетел санитарный самолёт, и с ним улетело много наших конкурентов. Рейсовый тоже был забит. В самолёте оказался даже Федя Медный (с двумя тазами помидорной рассады). Кроме Феди было много другого люду с мешками. От земли оторвались, но высоты не могли набрать, пока пилот не скомандовал из хвоста перебраться вперёд. В хвосте сидели мы с Сергеем. Пришлось нам весь полёт стоять в дверях пилотской кабины как третий и четвёртый пилоты. Лёту оказалось полтора часа, а душу этот самолёт вынул из меня всю. Не было в воздухе ни одной канавы, в которой бы мы не побывали! Когда прилетели, мы так быстро побежали от самолёта, что забыли сумку с продуктами. Переночевали на пристани. Вечером ходили на экскурсию. Ярцево очень пыльный посёлок. Примечателен обилием мотоциклистов. В музее не были. Наверное, есть - как не быть, ведь здесь отбывали ссылку известные люди. Одного - писателя Волкова даже я знаю! А сколько неизвестных тут горя хлебнули. Удалось полюбоваться Енисейским закатом, а потом и рассветом. Енисей заслуживает того чтобы о нём рассказал кто-нибудь талантливый. А я только скажу: какая ширь! И добавлю: и мощь!
   19 июня. В 5,30 утра на "Метеоре" стартовали. Вечером были уже в Красноярске. В поезде удалось проехать два перегона в кабине машиниста. Первый перегон я сам выпросил у машиниста, а второй он меня. Интересно стало ему послушать про наше путешествие. А вам?

               
               
                Ю.Игнатюгин                14.12.2006
                г.Херфорд \Германия\