Копилка удовольствий. Хорватия, 2005 г

Мария Мурашко
Добро вечар, Жрачна Лука. Да, это хорватский язык, сочетающий в себе хохлятско-итальянские нотки и название международного аэропорта в г. Пула, куда мы приземлились 12 августа 2005 г. Ощущение такое, что кроме россиян аэропортом больше никто не пользуется. Что вполне объяснимо, так как вся Европа как на ладони и добраться автостопом будет проще, дешевле и быстрее. Хорватия – это нечто потрясающее по своей энергетике. Страна с неиспорченной, но облагороженной современной цивилизацией. Это маленькая Швейцария, в которой я никогда не была. Это соседка-Италия, подарившая хорватам узкие улочки, вкуснейшую пиццу и ароматный кофе, искреннюю европейскую приветливость и фонетическую эмоциональность разговорной речи. Это родная Россия-матушка со славянскими лицами, сосновыми лесами и безграничным радушием, знающим себе цену.
Наш город – Поречь. Небольшой, как и все курортные городишки, и очень милый.  Обычно курортные города остаются только туристическими центрами, однако Поречь отличался и энергичной бизнес-прослойкой местных жителей. В городе много офисов, банков и административных зданий. От нашего отеля до центра города около тридцати минут пешим ходом по «Пешачна зона», около десяти минут на забавном городском безрельсовом паровозике или около пятнадцати минут на велосипеде. Город радужный и очень душевный. Теплый, насыщенный любовью и выстроенный с легкой небрежностью. Узкие каменные переулки. Просторные площади. Булыжные аллеи со свисающими ветками лиственницы. Пешеходные тротуары вдоль моря и отдельно выделенные дорожки для велосипедистов. Полуразрушенные стены, затянутые свежей травой. Бухты с вереницей рыболовных корабликов и без претензий соседствующие на одном якоре белоснежные яхты. Маленькие пиццерии, уютные кофейни, деревянные лавочки со стареющим лаковым покрытием. Типовые супермаркеты и сувенирные лавочки, наполненные обычными, но все же очень неожиданными вещицами: засушенными морскими звездами, феничками, коралловыми шкатулками, деревянными статуэтками. Хвойные парки по всему побережью. Ночами прохладно (не более 17-20Со), и утром, когда только-только поднимается солнце, и воздух остывает под росой, выходя на балкон, ощущаешь, как на тебя несется волна необычайной свежести – запах хвои с соленым морским привкусом утренней росы. Это ощущение свободы и безмятежности всплывает в памяти каждый раз после дождя в сибирском сосновом бору.
У нас была всего неделя, поэтому мы провели ее здесь, в городе, в отеле. Каждый вечер после ужина в отельном ресторане с великолепной кухней и десятками метров столов изобилия (поварам браво!), заказывая «газовану воду» в качестве напитка к трапезе, мы обязательно прогуливались по  аккуратной территории пляжа и по набережной. Рассматривая соседние  отели, приходили к выводу, что отель, выбранный нами (Laguna Materada, 4*) был оправданно достоин той цены, которую за него просили. Номер небольшой, но очень уютный. Как будто дизайнером индивидуально подобранное освещение к персиковым стенам и тяжелым шелковистым шторам. Хорошая мебель, ежедневно сменяемое хрустящее белье, просторный балкон с видом на море и городом на горизонте.
Немного отойдя от территории отеля с очень своеобразным пляжем, мы пробирались босиком по острым камням и, закатывая джинсы, шлепали пятками по прохладной, кристальной воде Адриатического моря. Чище моря я не видела никогда. Глубину в три-четыре метра можно было невооруженным глазом разобрать по камешкам. Для августа вода холодная, но чертовски комфортная. Пляж как таковой отсутствует, в море спускались по хромированной лестнице - как в бассейн. Территория приотельного пляжа условно делилась на две половины: первая была прямо у моря, с большими пластами каменных плит, на которых лучше было лежать на шезлонгах; вторая часть была покрыта зеленым газоном, и расположившиеся на пляжных ковриках люди, под вечнозелеными пихтами принимали солнечные ванны, играли в карты, читали книги или просто спали. И сон в Хорватии не ленивый какой-то, а энергетически насыщающий кислородом.  Чуть прикроешь глаза, тяжелеют веки, и ты тут же проваливаешься в бесконечность. Дышать здесь приятно, так и хочется поглотить всё окружение запахов… На этом пляже в перерывах между здоровым сном и плаваньем я впервые прочитала «Парфюмера» Зюскинда, что только усилило моё впечатление об окружающем мире.
В пятидесяти метрах от основного пляжа располагался пункт проката водных мотоциклов, на которых мы, конечно же, прокатились. Здесь же был бар и небольшой навес для обеда. На территории отеля располагался большой бассейн, который каждое утро наполнялся веселым фитнесом. У самого выхода из отеля на пляж навалены надувные матрацы, шайбы, детские резиновые игрушки, которые уже к полудню разбредались по пляжу вместе с посетителями отеля. Мы начинали свой день только тогда, когда мир просыпался, наполняясь детским смехом, плеском воды, звуком столовых приборов и разговорами на разных языках мира.
Вечерами солнце садилось в ватные облака очень долго, привычно, но рано! Уже около 9-10 часов вечера было плотно-темно. Звезд не помню, но небо низкое. Пока светит солнце – жарко, как только оно падало за горизонт, то и дело рука тянулась за джемпером или платком на плечи. Иногда вечерами дождик моросил и поднимался ветер, что скорее счастливило нас, чем расстраивало. Ведь на фоне ежедневного пляжного пекла – ночи были оазисом для души и тела. Климат этих мест замечательный, щадящий - почти как наше сибирское лето, только море рядом. Солнце Хорватии хоть и жаркое, но очень нежное. Чтобы сгореть под солнечными лучами – надо сильно постараться! Влажный, комфортный ветерок, зеленые лужайки вместо песка на пляже у воды. Много крикливых и полураздетых немцев, и много итальянцев – потрясающая нация. Невероятно приветливая, веселая, околдовывающая. А на территории братской Хорватии…невозможно было не влюбиться в эту страну и их постоянных туристов-соседей. На улицах вообще было очень много автомобилей с европейскими знаками стран Евросоюза. Хорватия – это то место, куда едут отдыхать представители многих стран Европы, большинство выбираются буквально на субботу-воскресенье (судя по приливу-отливу автомобилей).
Хорватский язык очень приятный на слух, мурлыкающий. Читать надписи проще простого, по сути, наши русские слова, написанные латинскими буквами (если кто еще имеет нерусифицированный мобильный телефон и пишет SMSки именно так, особенно поймут, о чем говорю). Если разговаривать с местными жителями неторопливо на родном русском, то перевода для них не потребуется. Как собственно и их некоторые слова понимались сразу и имели не только фонетическую близость, но и несли за собой тот же смысл. Очень многие хорваты разговаривают даже между собой на итальянском, что придает этой стране дополнительную изюминку и своеобразный колорит.
Развлекательные программы в отеле в основном велись на итальянском языке, из-за большого количества отдыхающих туристов «европейского сапога» (а итальянцев в отеле  было около 80%, если не больше). Спустя пару дней мы, не владея этим языком, понимали, о чем примерно сейчас пошутил ведущий или что он «требует» от публики.
Каждый вечер на террасе отеля из инструментов талантливых ребят разливалась живая музыка разных направлений, разных стран. Отдыхающие в нашем отеле итальянцы среднего возраста синхронно отплясывали в ритм пропадающей мелодии 70-х годов. Усидеть было невозможно, но оторвать взгляд от этих итальяшек было еще труднее. Русских в отеле было не больше дюжины. Нас в Хорватии вообще немного. Возможно, эта страна не привлекает российских «разгильдяев» из-за достаточного дорогих путевок и цен на территории страны; из-за отсутствия вечно пьяных диско-улиц с бесконечным количеством баров. Здесь в основном отдыхает зажиточная буржуазия, студенческие компании из обеспеченных семей, средний класс, знающих толк в комфортно-душевном отдыхе, и те, кто не может обойтись без романтики. Рыночно-пацанский элемент на улицах отсутствует в принципе. Обычного для туристических городов тусовочного шума после 10 вечера нет. Тем не менее, много европейской молодежи, особенно предпочитающей отелям дешевые и доступные апартаменты и бунгало (то есть домики при отелях, без отельного питания). Да и что еще нужно? Закинув в рюкзак пару вещей, обналичив дорожные чеки ты падаешь с друзьями в автомобиль и через пару сотен километров въезжаешь в рай, расставляешь пластиковую мебель на террасе под пихтами и жаришь мясо на решетке, запивая его холодным  хорватским пивом с терпким ароматом свободы.
Кстати, пиво хорватское нам очень понравилось: как разливное, так и баночное. Насыщенный вкус, да еще и названия были упоительно забавными, типа «Пан», «Паточка», «Ажучка» и что-то там еще. Супермаркет «Конзум» с зелено-красной фирменной символикой радостно встречал нас каждый день.
В отеле то и дело устраивались вечеринки. Как-то приезжал танцевальный коллектив, показывая свое мастерство в латиноамериканских танцах. Был сам а-ля Элвис Пресли – певец-пародист. Потрясающий голос, и, благодаря гриму, действительно похож на настоящего короля рок-н-ролла.  Чаще была просто музыка – легкий городской джаз, романтично и почти неузнаваемо перепетый ребятами Энрике Эглесиас и кто-то еще из современных популярных исполнителей, зажигающие ритмы 80-х, завораживающие бессловесные мелодии и душевные стихотворные переливы неизвестных авторов, положенные на невероятно подходящие этим местам музыку. Иногда мы слушали все это, выходя на балкон своего номера. Открывали бутылку красного вина из винограда, выращенного буквально на поле через дорогу от отеля, и упоительно втягивали  всепланетную энергетику этой страны.
До Венеции по морю два-три часа ходу. Однако въезд на территорию Италии для русских был закрыт с первого июня. Ходили слухи, что после последних майских праздников пара компаний русских туристов  громко «загуляли» в Венеции, и, вовремя не вернувшись в Хорватию, окончательно исчерпали терпение радушных хозяев, после чего возможность посетить каналы Венеции можно было, только имея шенгенскую визу, которая отсутствовала в паспорте при посещении Хорватии.
Мы плавали на яхте. Прогулка по морю до соседнего города Ровинь. Он показался старшим братом нашего Пореча. Более статный, более старый, с невероятной коллекцией запахов тухлой рыбы и специй. Набережная площадь с памятником «Павшим борцам за свободу против фашистского террора, 1956 г.». Оливковые деревья, растянутые аллейкой по улице, как наши березки и тополя по городу. Этой поездкой мы захватили небольшой островок-отель с живописными скалистыми берегами. Меж камней в хрустальной воде – небольшие крабы, которые не боялись наших прикосновений. Поднявшийся ветер и намек на морскую бурю принес лиловые облака. Сосны наклонялись к земле, скалы оживились, море стало старше и сильнее. Дождь так и не пошел, однако, красота предвкушения морского буйства неописуемая. Мы возвращались в  отель со скорбью о том, что мы не увидим это вновь! Автобус забыл высадить нас у отеля и увез в другой город за 10-15 км от нашего Пореча. Мы возвращались уже в полумраке на белом стареньком «Мерседесе» (представителя нашего тур-оператора), пропахшем соляркой и бензином. Жутко замерзли, так как буря все же достигла берегов и принесла 12-15 градусов выше ноля со шквальным ветром – холодными, обжигающими нашу кожу языками ветра. Мы выпили горячего чаю с лимоном, похохотали над своей беспомощностью в такой ситуации и отправились под мелким моросящем дождем к бушующему берегу Адриатики. Запахи в такую погоду неописуемые.

«Хорватия… – это душевно…» - так сказал один мой знакомый, когда я попросила в двух словах описать его поездку в эту страну. Соглашусь с ним полностью.
«Подумаешь море, камни и сосны», - скажет заядлый путешественник. Однако мы с искренним и настежь открытым сердцем вышли на пирс и выбросили из ладони в морскую гладь две монетки на счастье, с надеждой вернуться сюда за упоительным глотком умиротворенной жизни и за копилкой душевных удовольствий.