Ославльские протестанты, 9. Марина

Евгений Каширский
9. МАРИНА
…Он встретил ее в ославльском книжном магазине «Глобус», куда зашел ради профессионального интереса. Часть магазина была отдана под отделы по продаже косметики и бытовой химии – верный признак агонии заведения розничной книготорговли.

Рыжеволосая девушка, которую он признал за москвичку, спрашивала литературу по юридическим вопросам. Нужных ей книг в продаже не оказалось. Девушка чуть приподняла голову, скрывая недовольство, и направилась к выходу.

Сергей понял, что самое время действовать:
– Извините, пожалуйста, – обратился он к ней, – вам нужен закон о милиции? У меня есть эта брошюра. До завтра подождете? Я вечером съезжу в Верхневолжск и утром привезу. Хорошо?
– Не беспокойтесь, – ответила девушка, тревожно посмотрев на Сергея, – я поищу в Интернете.
– Слушайте, у меня целый магазин этой литературы. Хоть вам пользу сослужит.

Они вышли на улицу.

– Это вы так знакомитесь? – сказала она.
– Надо же как-то начать разговор…

Девушка снисходительно улыбнулась.
– Ваше лицо мне знакомо, – сказала она, – но не могу вспомнить…
– Мы виделись пару месяцев назад, я спросил, не москвичка ли вы…
– Да, точно. А вы что, в книжном магазине работаете? – спросила она.
– Ну да, занимаюсь книготорговлей.
– Интересная работа, – сказала девушка, – с утра до вечера можно читать…

В ее голосе Сергею почувствовалась ирония.

– Читать можно, только не в рабочее время.
– Книжки домой берете?
– Не рекомендуется, хотя у нас особо никто и не стремится. Сегодня мало кто читает, разве что большие любители…
– А вы – большой любитель?
– Раньше только и делал, что читал. Из любви к литературе даже закончил филологический. Меня, кстати, зовут Сергей Фролов.

Девушка замялась, говорить или нет:
– Марина, – произнесла она свое имя, будто выдала стратегическую информацию.

«Немного зажата, – подумал Сергей. – Похоже, у нее нет опыта в общении с мужчинами. Это хорошо». Спросил, интересуется ли она литературой? следит ли за новинками? Оказалось, что Марина тоже любит литературу, но в последнее время почти ничего не читает. Слишком занята – работа, учеба… Она работает бухгалтером на мебельной фабрике и получает второе образование, учась заочно на юридическом.

«Интересно, сколько она зарабатывает на этой фабрике? Скорее всего, немного. Теперь понятно, почему она во второй раз в тех же джинсах и майке».

– Как там на работе? – спросил он, – не обижают?
– Нормально …
– Шеф не пристает?
– Да вы что! Наш шеф – очень порядочный человек. К тому же я достаточно взрослая, чтобы контролировать подобные ситуации, а в случае чего могу и постоять за себя, – Марина посмотрела Сергею в глаза, – я занимаюсь дзюдо, кандидат в мастера… Сейчас, правда, отошла от тренировок – времени нет.
– Никакой личной жизни?
– Какая там личная жизнь! Я же говорю: работа, учеба…
– А почему именно юридический?
– Во-первых, сейчас без юридического образования никуда. Во-вторых, хочу работать в прокуратуре. Я о прокуратуре с детства мечтаю.

«Волевая, ей только в органах и работать», – подумал Сергей …

– А почему сразу после школы не пошли на юридический?
– Отец заставил. Говорит, сначала получи экономическое, а там учись на кого хочешь, – ответила Марина и, бросив на Сергея осторожный взгляд, спросила: – Что вы делаете в Ославле?
– Получил здесь в наследство домик от тетки, теперь думаю, что с этим домом делать.
– А где жила ваша тетушка?
– На улице Трудолюбия.
– А, знаю, Куклиновка …
– Мне кажется, в этом городе все знают друг друга.
– Не все…
– А кто ваши родители?
– Папа тоже работает на мебельной фабрике, а мама… ну, в общем неинтересно... А кто ваши?
– Отец был строитель, погиб в автокатастрофе, – сказал Сергей, – мать работает в лаборатории, не самое приятное место… Знаете что? пойдемте я вам дом покажу.
– А что мы там будем делать? – лукаво улыбнулась Марина, – нет, лучше уж воздержимся от посещений …
– Слушай, давай на «ты»?
– Хорошо.
– Так ты думаешь, что как только мы придем, я начну свои гнусные действия?
– Я ничего не думаю, но зачем мне смотреть твой дом? Что я, домов не видела?
– Хорошо, – сказал Сергей, – тогда давай просто пройдемся. Покажешь мне свой город …

Они пошли вдоль набережной.

– Ты женат? – спросила Марина…

Сергей замялся:
– Нет, я не женат.
– Как-то неуверенно ты это сказал, – Марина улыбнулась, – учти, я с женатыми не встречаюсь.
– Я был женат …
– Давно развелись? Причина развода?

«Прокурор из нее получится, это точно», – усмехнулся Сергей.

– Почти три года… Причина простая: она не захотела со мной жить…
– Ну, можешь не рассказывать, если это тебе все еще больно.
– Да нет, все нормально. Просто я потом два года думал, почему это произошло…

Дошли до конца набережной и повернули обратно. По дороге встретили православного священника, выходившего из супермаркета. Священник был маленького росточка, румяный, полный, с окладистой светлой бородой. Рядом с ним шествовали жена и три дочки, одетые в старинные платья а ля рюсс. Отец семейства рассказывал им что-то смешное, а они, оглядываясь по сторонам, осторожно смеялись. Судя по огромным пакетам, семейство закупило провизию на неделю. Эти пакеты они тащили к черному джипу, стоявшему на стоянке.

– Отец Валерий, – сказала Марина.
– Смотрю, на джипе гоняет.
– Ему весь город помогает.
– И-е-рей... – произнес нараспев Сергей, – а ты знаешь, что означает по-гречески это слово? Иерей – это жрец, который совершал жертвоприношения и предсказывал по внутренностям жертвы…
– Как-то ты не очень почтительно… – строго посмотрела на Сергея девушка.
– Ты ходишь в церковь?
– Иногда. Перед экзаменами недавно ходила…
– Понятно.

Сергей чуть не сказал, что он тоже ходит в церковь, только другую… Благоразумно решил не торопиться с такими заявлениями. Неизвестно, как она отреагирует…

Вернулись к магазину «Глобус». Марина сказала, что ей пора домой. Договорились о следующей встрече, на этом же месте.

– На машине не приезжай, я не катаюсь с незнакомыми людьми.
– Это правильно, – сказал Сергей.

«Значит, Марина из местных, – анализировал Сергей ситуацию, – это хорошо – меньше претензий. Судя по всему, живет небогато. И все же, как интересно получается: мой отец сошелся с бухгалтершей, и Марина – тоже бухгалтер. Значит, это у меня наследственное»…

Ночью ему приснилась Клаудиа. Пухленькая немка томно улыбалась и манила его к себе.
– Mein lieber Sergei, du bist sehr h;bsch… (Мой дорогой Сергей, ты очень красив…)

* * *
Марина пришла домой в хорошем расположении духа. Она познакомилась с очень даже интересным человеком. Ведет себя прилично. Разговаривает вежливо, без приторности и пошлости. Не пытается купить. Это плюсы. Так, а какие минусы? Минусов Марина нашла два: нерешительный и, по всей видимости, ограничен в средствах. Работает в каком-то книжном магазине. Для мужчины – это, конечно, более чем оригинально, но все же лучше, чем магазин музыкальных инструментов, в котором работает знакомый ее подруги Светланы.

Марине вспомнились слова подруги, когда та решила захватить приглянувшегося ей продавца аккордеонов: «мой будет!» Она тоже повторила эти слова: «мой будет!»

До встречи с Сергеем у Марины было несколько знакомств, и даже пара серьезных увлечений, но сближений она избегала, давно решив, что не будет размениваться на пустяки.

* * *
Сергей прочитал очередную главу из Книги Исход. Запомнились слова: «Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь»…

Побрился, почистил зубы, спрыснул себя остатками одеколона. Положил в карман пачку мятной жвачки. Порядок, можно идти на свидание. Перед выходом помолился Богу… Ему еще не было открыто, та ли эта девушка или ему надо искать другую?

К месту свидания Сергей добирался на маршрутке. Сел на первое сиденье, рядом с благообразным старичком, держащим на коленях большую сумку. С другой стороны прохода сидела жена этого старичка и отчитывала его за какую-то провинность. На следующей остановке, у рынка, вошла еще одна пожилая женщина, пропихивая перед собой кучу сумок и пакетов. Зацепилась этим имуществом за сумку старичка. Кое-как отцепилась и плюхнулась на сиденье сзади. Через какое-то время жена этого старичка вдруг говорит своему мужу: «не приставай к женщинам!» Говорит громко, на весь салон. И театрально грозит ему пальчиком.

Все посмотрели на старичка, который пристает к женщинам. Сергей не понял, это шутка такая или она серьезно? Скорее всего, это шутка, подкрашивание юмором дорожной скуки. Сергей поморщился, отвернулся к окну.

Сзади раздалось хихиканье женщины с сумками:
– Ничего, ничего, это я сама виноватая.
– Я и не пристаю ни к кому, – начал оправдываться старичок, – сижу себе смирно. Да и кому я нужен, на меня уже давно женщины не смотрят. Они даже не садятся со мной. Теперь со мной только мужчины садятся. Вот – молодой человек подсел…

Теперь все вопросительно посмотрели на Сергея: с какой целью он подсел к старичку? Сергей не выдержал и попросил остановить микроавтобус с сумасшедшими пассажирами. До места свидания добрался пешком.

К удивлению Сергея Марина не сделала ни малейшей попытки поразить его внешним видом. Пришла, что называется, как есть – не накрасилась, не приоделась. Опять те же джинсы, только сменила майку.

– Пойдем отсюда, – сказала она, – не хочу, чтобы нас встретили мои знакомые. Город маленький…

… Они ходили вдоль заросших камышом берегов Молочи, любовались красивыми видами противоположной стороны реки … Перепрыгивая через ручей, впадавший в Молочу, Сергей поскользнулся, из кармана брюк у него выпали ключи и плюхнулись в ил. Пока шарил по дну руками – в воду из внутреннего кармана пиджака выпорхнул паспорт, который у Сергея, как благонамеренного гражданина, всегда был при себе. Течение тут же потащило документ в Молочу. Не снимая ботинок, Сергей бросился в воду, но паспорт вызволить не сумел – его понесло в мировой океан. Зря только намочил ботинки.

Марина засмеялась, обнажив ровные здоровые зубы.
– Ты забавный, – сказала она. И, не меняя интонации, спросила: – ты любил свою жену?
– Да.
– Изменял ей?
– Что за вопрос, Марина! Я не изменял ей… никогда, – гордо сказал Сергей.

Марине ответ понравился, и она украдкой одобрительно посмотрела на Сергея.

– Куда ты теперь с мокрыми ногами? Иди домой.
– Ты разве меня не проводишь? Пойдем, посмотришь, где я живу.
– А что мы там будем делать?
– Чаю попьем … а что? Есть еще какие-нибудь предложения?

Марина поморщилась:
– Ладно, пошли. Я только посмотрю, где ты живешь, и сразу уйду.

… Марина посмотрела на дом с улицы, зашла во двор, заглянула в сад, обошла дом по периметру.
– Хороший домик, – сказала она. – Ладно, иди, переодевайся, я подожду на улице. В дом не пойду, не обижайся.

* * *
Вечером Сергею позвонила Татьяна Титова.

– Видела, видела тебя с этой! – говорила она, все более распаляясь, – все-таки сошлись? Сережа, я же тебя считала культурным человеком…
– Татьяна, – твердо сказал Сергей, – прошу выбирать выражения. Это моя… невеста, и я, как благородный человек, не допущу…
– Ах, вот так, да?

Татьяна бросила трубку.

«Зачем я сказал, что Марина – моя невеста? – удивился Сергей. – Не надо было травмировать эту бабищу. Устроит скандал. А что, у нее ума хватит, с такой психикой запросто устроит».

«Ужас Мой пошлю пред тобою»… вспомнились ему слова из прочитанного утром.

Скандал, действительно, состоялся. В тот же вечер. Часам к десяти, Татьяна Титова, изрядно хлебнув домашней смородиновой настойки, пришла к  дому Сергея. На улице стоял Анатолий Борисович и смотрел на облака, пытаясь определить погоду на завтра.
– Ба! Кого мы видим! – поприветствовал он Татьяну. – Зря стараешься, он себе уже нашел. Молодую, рыжую…

Это известие подействовало на Татьяну как сильнодействующий препарат.
– Я ее знаю!… завопила она, – на ней клейма ставить негде! Гадина! А этот? Дурачком прикидывался! Тоже мне христианин!

Татьяна вернулась к себе. «Всё, – сказала она, – с личным счастьем покончено». Допила остатки смородиновой, повалилась в постель и разревелась.

* * *
Наутро Сергей вернулся в Верхневолжск. Надо было делать новый паспорт. В паспортном столе заполнил анкеты, сдал фотографии. Паспортистка посмотрела на них, нахмурилась.

– Не нравятся мне эти фотографии… – сказала она, – не возьму я их.
– Почему?
– Странные они.
– Как странные?
– А что они у вас такие?
– Какие?
– Мухами засиженные! Какие-то жирные пятна, будто кто-то пальцы вытирал… а это что? не пойму… губная помада, что ли? Нет, не возьму, идите перефотографируйтесь.

Делать нечего. Фотографии, правду сказать, были не новые, лет шесть валялись… Сергей поехал в срочную фотографию. Хорошо хоть, что в ателье не было посетителей.

На всякий случай уточнил у приемщицы:
– У вас фотограф профессиональный?
– Профессиональный, – ответила приемщица, едва сдерживая негодование от дерзости посетителя.

Вышел фотограф. Приемщица иронически передала ему вопрос Сергея:
– Тут интересуются, профессиональный у нас фотограф или так себе?
– Что у вас? – обратился фотограф к Сергею, – а на паспорт… ой, подумаешь, какие проблемы… это ведь служебные фотографии, на них все равно никто не смотрит, другое дело, если бы художественные…

Все-таки вопрос Сергея его несколько задел, и он, посадив любопытного клиента на высокий стул, стал внимательно рассматривать его лицо.

– Так, поверните голову чуть влево, – наконец, сказал мастер, – еще левее, левее, левее, стоп! много, немного правее, а то у вас ухо торчит… А теперь опять чуть левее, а глаза правее. Поднимите голову повыше, а то нос уходит. Всё! замрите!

Сергей замер, и фотосъемка состоялась.

В милиции паспортистка, посмотрев на фотографии, вздрогнула, потом расхохоталась. «Никогда так не смеялась», – сказала она.

Странно, ничего особенно Сергей в фотографиях не обнаружил. Разве что выглядел на них немолодым и не вполне здоровым человеком, будто только что вышел из больницы.

* * *
Прошло несколько ничем не примечательных дней, в течение которых Сергей и Марина созванивались и посылали друг другу эсэмэски.