Я желаю биться в Яжелбицах

Юрий Красавин
Валдайский поэт Виктор Юдашев свято верит в силу слова (см. фото)

Яжелбицы растянулись на три километра вдоль трассы «Россия» недалеко от Валдая. Тысячи фур и легковых автомашин проносятся мимо него ежедневно.

Вот и повод для корреспондента притормозить и вновь обратить внимание на поселение с красивым названием Яжелбицы — «Я желаю биться». За что бьёмся в мирное время, сельчане?

Аист с пропиской

Центральная улица в Яжелбицах, уводящая в сторону от бешеных скоростей автострады, — свидетель многих улучшений, произошедших в последние годы. Стоит пройтись по ней с фотоаппаратом, как возникает желание многое запечатлеть: вот железные ворота частного дома украсил детский рисунок с ромашками и Петрушками — не желают жители его быть похожими на других! А вот здесь поселились аисты. Их гнёзда прочно свиты на обрубках деревьев — как будто с пропиской живут здесь! Напротив церкви приютился «Гном» — стильное по архитектуре здание, которое с трудом назовёшь сельмагом. Это, скорее, теремок с продуктовыми полками: в фантазии местному предпринимателю не откажешь.

Если пройти дальше, через речку Полометь, то можно увидеть ещё много интересного. Но путь мой лежал на самую окраинную улицу — Садовую, в самый последний дом — к Виктору ЮДАШЕВУ, автору книги «Непричёсанная муза». Почему к нему? Да потому что «поэт в России больше чем поэт», как сказал Евтушенко. Следовательно, и в деревне он — фигура явно значимая.

На территории Яжелбицкого поселения проживают, согласно последним административным данным, 2166 человек. Есть среди них немало уважаемых людей: учителя, механизаторы, птицеводы, инженеры, реставраторы, краеведы… Да и поэт не один, но к Виктору Юдашеву — отношение особое. Он из разряда тех, кто пишет не лирику, а очень даже несговорчивую прозу.

Кстати, Юдашев — поэтический псевдоним Виктора Долбешкина. Возник просто по традиции, а не из-за неблагозвучности фамилии. Наоборот — фамилией он своей гордится! Она, как выяснил Виктор Владимирович, у него исконно новгородская. Древние жители Приильменья выдалбливали себе лодки из цельного дерева — вот и прозвали их долбёжниками.

Сборник стихов и коротких рассказов автор Юдашев издаёт уже в четвёртый раз. Как только друзья и знакомые разберут скромный самиздатовский тираж — так пора думать о новом, улучшенном и дополненном. В обмен у яжелбицкого поэта скопилась целая библиотека поэтических, научно-исторических, прозаических сборников от таких же, как он, авторов. Сельских и столичных, именитых и безвестных, кого в принципе-то читают и даже обсуждают в прессе, а вот издавать некому.

— Да и ладно, я и сам найду денег издаться, — рассуждает Виктор Юдашев. — Я не понимаю, как можно писать в стол или прятать свои мысли. Если родилось в голове что-то прекрасное, то этим обязательно надо поделиться.

Увидеть черёмухи шаль...

Стихи Виктор Долбешкин (Юдашев) стал писать в 15 лет. В одном из первых своих стихотворений он говорил:

Скорей бы пройтись мне по лугу,
Окинуть зелёную даль,
Почувствовать силу природы,
Увидеть черёмухи шаль…

— Стихи и работа у меня всегда вперемежку, — говорит Виктор Владимирович. — Грядку ли копаю, травы ли кошу, но если придёт красивая фраза или интересная мысль в голову — бегу домой записывать.

Трудное послевоенное детство и материальные трудности в семье, болезнь матери не позволили ему сразу получить высшее образование — сначала поработал простым рабочим, шофёром в совхозе. В 1973-м окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и пришёл работать в родной совхоз уже инженером. Карьерная лестница вывела молодого специалиста в директоры. Совхоз «Лычковский» Виктор Долбешкин возглавлял 19 лет. Задача перед 34-летним председателем стояла непростая: в кратчайшие сроки поднять упавшее хозяйство.
— Действовать  зачастую приходилось личным примером, — вспоминает Виктор Владимирович. — Брал в руки грабли, лопату  и показывал молодым, как надо работать.
В те времена в совхозе работали около 500 человек. Большой трудовой коллектив под руководством Долбёшкина в основном неплохо справлялся с производственными планами. «Лычковский» был на подъёме, партия и правительство, как говорится, его наградами не забывали.

Теперь же ударный труд — в прошлом. Виктор Владимирович на заслуженном отдыхе. Лишь иногда подрабатывает в лесу, помогая заготавливать дрова, — скромной пенсии явно не хватает на жизнь, особенно когда захочется издать книжку.
Не может бывший председатель спокойно переносить вид годами отдыхающих полей. Никто их не пашет, не засеивает, и это наводит на ветерана труда тоску и тревогу.

— Если так дальше дело пойдёт, то останемся однажды без куска хлеба, — грозно предрекает он.

Впрочем, на полевых фронтах в Валдайском районе потихоньку ситуация меняется. На одной из яжелбицких горушек обосновалась птицефабрика «Валдайская». Судьба у этого предприятия непростая — не раз оно уже переходило из рук в руки, меняя хозяев, но в последнее время дела там идут неплохо.

Увеличение производства естественным образом ставит и вопрос освоения местных сельхозугодий. Дешёвые дополнительные корма — хороший козырь против любого конкурента. Механизаторы с птицефабрики вспахали нынче 200 гектаров земли. То ли ещё будет.

Храм святого благоверного

«И как же больно мне смотреть на все разрушенные храмы…» — так пишет в одном из своих стихотворений Виктор Юдашев. Возможно, с этой фразы и началось возрождение церкви в Яжелбицах. Ведь точно так же думали и односельчане. И стали собирать деньги.
Сегодня, как признаётся и автор, известные строки его стихотворения, к счастью, не столь актуальны. Возрождён Иверский монастырь, десятки других храмов на Новгородской земле, а в его родном селе завершается восстановление церкви имени святого благоверного князя Александра Невского, чьё имя стало «Именем России». Пока храм ещё стоит в лесах, а служба проходит в молельном доме, но реставраторы радуют деревенских спорой работой.

В книге «Непричёсанная муза» есть фотография церковных кирпичных стен, поросших свежими берёзками, но весной 2009 года  на центральной улице Яжелбиц — почти законченный храм. В конце апреля на колокольню был поднят шатёр с освящённым позолоченным крестом.
С ноября 2007 года реставрационные работы на объекте ведёт новгородская фирма «Инжстрой». На восстановление церкви в общей сложности затрачено около 40 миллионов рублей.

Лишь первоначально храм реставрировали на пожертвования прихожан. По всему посёлку тогда были развешены ящики для сбора денег, накопили около 50 тысяч рублей. Сумма явно недостаточная, но решающая. Затем уже подключились районные, областные власти. Храм попал в федеральную программу «Сельская церковь», благодаря чему на счёт реставраторов поступило 24 миллиона рублей.

Чтобы завершить объект, строителям требуется теперь выполнить отделочные работы. По их оценкам, нужно ещё не менее 20 миллионов, но большая часть доброго дела уже сделана.
— Будем работать над тем, чтобы довести дело до конца, — говорит глава администрации поселения Виктор КУРАЧЕНКОВ. — Активно за идею восстановления церкви мы взялись восемь лет назад и обязательно завершим начатое.

Его супруга, Вера Егоровна, кстати, является старостой церкви. Теперь без возрождённого храма жители посёлка себя уже не мыслят. Всё же Яжелбицам  более пяти сотен лет. Здесь вершились важные дела в истории государства Российского. Чего только стоит Яжелбицкий мирный договор, положивший в 1456 году начало процессу присоединения Новгородской республики к Москве.

Церковь Александра Невского была построена в 1805 году благодаря императору Александру I. Он вложил в нее немалые средства — три тысячи рублей серебром. Остальные деньги собирали с прихожан. В 30-е годы прошлого столетия здание было переделано в дом культуры, во время войны здесь соорудили огневую точку, а в послевоенные десятилетия им вообще никто не занимался — вот почему на разрушенных стенах стали даже прорастать берёзки. Природа решила взять дело в свои руки, но люди всё же образумились.