Профессорство- будни, памятка, студенты

Владим Филипп
Раб материал.к повести " Кафедра"

* * *
Зимняя сессия.
Все уже всё сдали….
Остались единицы,  с несдачей по уважительным причинам.
Но не только.
Пора уже уходить…и так задержался.
Поздно…
Сколько можно торчать на кафедре ?
Но…дверь открывается ..и входят двое.
Кажется второкурсники…..
Где-то я их видел…
Аааа, ну да.. на первой недели ,.. в сентябре… вон тот, на дятла похожий.Четыре месяца назад.
- Вы не знаете, где можно увидеть профессора Ф…..?... Это-о-о-о….Нам  того…экзамен
 надо сдать… по направлению… 
- Я Ф…….
- !!!!!??????.......... Нам так нравится…. Ваш предмееет!!!!

* * *

- Чего такая грустная сидишь? Работай! Есть же что делать ?.
- Да мама опять звонила… из Пскова.
- Ну и как мама?
- Да опять спрашивала…«Ты чего в университет поступила, чтобы который год одни
   только задания по предмету Ф… делать ?
- И чего ответила?
- Так интересно же!!

* * *

На улице  холодно. -20.
В аудитории тоже.
Сдача зачётов.
- Кто следущий?
Встаёт… подходит… что-то жуёт…. Похоже  жвачку…
- Тащите билет.
- Чё?
- Берите билет… и выньте жвачку изо рта…
- Чё?
-  Полагаю, не нужно объяснять, что выходить к преподавателю не вынимая жвачку,   
   разговаривать с преподавателем … НЕПРИЛИЧНО!
-  Чё?
-  Нужно объяснять приличия и неприличия? Вынь жвачку изо рта ,сказал,  когда  разговариваешь  с преподавателем!... Я тебе не приятель и ты не на дискотеке. Это понятно?
- Понятно…..
  Вынимает изо рта жвачку и приклеивает ко мне на стол снизу столешницы.
- Отлипи от стола и положи в карман… или приклей себе на лоб!... Спросишь «Чё?»   
  будешь пересдавать многократно…. Так понятно излагаю ? Или ещё объяснить?
Аудитория насторожилась из-за моей интонации…
Старое студенческое правило -  худшее …разозлить преподавателя при сдаче в сессию.
Персонаж молчит.
Пальцем рыщет по перевёрнутым билетам….
Нерешительно…
В итоге тянется через весь стол,  и перед  глазами …вижу её пупок  унизанном   
пирсингом.
С мозгами явно у ней проблемы.
-  Мормышки не мёрзнут на голом пузе?... Зима всё же?!
-  Какие мамышки ?
-  МОРМЫШКИ!!..Блестящие, для зимней подлёдной ловли рыбы, те , которые перед глазами моими . .. из твоего пупка торчат!
Может проще стол обойти?

Аудитория хохочет…

Каждый студенческий коллектив- это слои.
Интеллектуальные.
Продвинутые.
Социальные.
Поведение персонажа нарушило общие правила, которое гласит:
« Препа злить нельзя… Думай о товарищах!»

Похоже ,что после «полета» была внутри группы разборка.

Впредь стала приходить аккуратно одетая… Вежливая…. И без жвачки…

* * *
Конец сессии…
Впереди каникулы…
Надоело всё же постоянное присутствие в универе.
Хочется пописать …отключиться  от повседневных забот… немного помять кисти…
Пора валить… но кто-то чапает на кафедре к аудитории..

Входят трое.
С пакетом.
Пакет четырёхгранный.Фирменный.Из" Ароматного Мира"- салона коллекционных вин.
- И?- встречаю вопросом…..про себя : «Кажется,… с третьего курса?».
- Мы того… по направлению…хвосты сдать..
- А в пакете что ?
- Это…. Того…самого…. Вам !!
- Взятка что ли ?... Или презент?
Взятка – это плохо… это они знают.. отвечают: « Презент!»
-  Ну что ж… презенты беру!
Заглядываю в пакет. Там 0,7 л виски. Подарочный вариант. Достойный. Видно сбрасывались на троих….Улыбаюсь…Они удовлетворенно  переглядываются.
- Ну а теперь за столы и записывайте вопросы.
Ошарашено смотрят.. на меня… друг на друга…. Называю узловые темы…
Продолжаю:
- Значит так… Ухожу на три часа.. Ваши возможности - взять книги в библиотеке,.. звонить за консультацией друзьям,… рыскать в Интернете, ….работать со справочниками.. со всем чем нужно,… раз конспектов своих у вас нет.
Обречённо рассаживаются.

Выхожу из универа… сижу в кафе… читаю газеты… иду в книжный…гуляю… пора возвращаться.
- Ну как ?
- Отлично! Готовы!
Чуть ли не наперегонки готовы сдавать. У каждого исписанных листов по 20.
- Зачётки на стол
С радостью вытаскивают зачётки. Вижу,…  раскатали губы на « отлично».
- Значит так….в срок не сдавали …минус один….конспектов нет…..минус один…
  материал в полном объёме не знаете…минус один…итого ???....
Физиономии потерянные.
Продолжаю:
-  Но с другой стороны вроде ...  работали!?..... Вон сколько исписали… … Прямо не знаю, что с вами делать?...М-да…
Молчание…
Долгое.
В воздухе начинает звенеть напрряжение.
И неуверенность.
Тяну время…Надо психологически лоботрясов дожать…
- Однако…………………Молодцы!...Заслуживаете « Хорошо»….
Облегчённо вздохнули.
- Бумаги оставьте себе… даже смотреть не буду.. знаю, что всё написали правильно.
- Как не будете?...Но мы старались…ведь!
- Вот и говорю- МОЛОДЦЫ!
  Хоть какие-то узловые темы усвоили.. свободны!

Расстались довольные друг другом.
Они с « Хорошо»
Я с виски, который отнёс и поставил в кафедральный шкаф.
Бывают же праздники  и у преподавателей, когда может просто не хватить…
Платят-то с воробьиный нос.

Забота о коллективе- дело святое!

* * *


Сессия.
Три авторучки.

1.«Parker» с золотым пером -  подаренная на юбилей.
2.«Watermann» с серебряным- подаренная на 50летие.
3.Простая авторучка гнусно-зелёного цвета. Цвета плесневелой жабы.

1. для « Отлично»- пишу специально большими буквами,залезая на другие графы зачётки.
2. для « Хорошо» - серебряная
3. для « Удовлетворительно»..- та  гнусно-зелёная.

Студенты знают….
Какая на что, и всегда настороженно следят за тем, какую ручку возьму.
Отвечают…и  пытатся отгадать какая же?
Ответила.
Смотрит выжидающе….
На руки…
Затаила дыхание…
Сам …
Выдерживаю паузу…
Долго перебираю…ручки..
Одна, зелёная  медленно  перемещается над зачёткой…
Смотрит, … дыхание почти не слышно..…

Тереблю зелёную…долго…
А потом « Parkerom»  быстро ставлю широкое,размашистое  « ОТЛИЧНО»!

Ликующее « ВАУУУУУ!!!»

Боже…
Какие же они маленькие дети!

Так и живём.

* * *


ПАМЯТКА СТУДЕНТУ


1.
Не обременяй препа ненужными вопросами и старанием  показать свой ум.
Большое количество вопросов, подчас ненужных, вызывает не уважение, а раздражение.

2.
Следи за одеждой.  Дело не в её дороговизне, а её чистоте.
Опрятность в одежде - Порядок в мозгах. Это всегда  преподаватель чувствует.

3.
Не носи драгметаллы.. цепочки,кольца.. на экзамены.
Вуз не собачья выставка, где нужно показывать свой статус и возможности .
Твоё тщеславие.. может быть оскорбительным для препа с зарплатой недостаточного для прокорма кошки..

4.
Следи за обувью. Она должна быть всегда чистой.
Можно одеть на себя мешок из-под картошки и он будет смотреться нормально , если в обуви видишь своё отражение.

5.
Готовь шпоры только рукотворно…
На экзамене может быть ситуация, когда воспользоваться ей не удастся…
Поможет моторная память.. на тройку как-то выгребешь..
Комп в шпоре не помощник , а вредитель…

6.
Не заискивай перед препом!
Не поражай его подобострастием и лояльностью.
Он больше уважения испытывает не к твоему  клубничному сиропу, а к достоинству.
Когда начинают юлить, заглядывая в глаза, значит где-то в подготовке дырка…
Это всегда на 100%
Возникает желание эту дырку найти.

7.
Помни!
От тебя требуется не аристократизм, и изыск, а элементарные правила приличия.
Не обеднеешь, если при входе в аудиторию, просто поздороваешься.

8.
Не притворяйся больным, хромым, убогим, и пр….
Всегда заметно твоё желание в снисходительности от преподавателя.
Сие унизительно!
Не оценит.
Больше подходит состояние аутотренинга и внутренняя установка- « Я скала ,а ты болото!»..
Это даёт состояние внутренней уверенности и преп может подумать, что твои знания обширны и глубоки… Что и надо!
Меньше будет приставать с вопросами.

9.
Не пей пива за день до сдачи! Может остаться выхлоп… Препы чутки , как ищейки.
Для них это оскорбительно.
Могут не оценить !
 На фига неприятности!?...
«Стипана» же надо получать?! Чего судьбу искушать?!

10.
Не делай маникюр и причёску перед экзаменом.
Вымой голову и старайся быть чуть консервативным. 
И аккуратным….
Все препы в возрасте….
Навороты и ирокезы могут не понять.

11.
Заранее узнавай, как зовут препа…
Не рыскай по кафедре с вопросом : «Где можно найти маленькую ,  толстенькую? ..или
« Этого? …Как его ?... Ну такого.. в полосатом галстуке? В костюме?»»
Можешь на них и наткнуться, если по другому одеты.

12.
Постарайся по интересующей  тебя дисциплине выйти за рамки полученных знаний…
И если будет что-то неясно подойти к препу с вопросом.
Это всегда вызывает уважение и благосклонность… с его стороны…
Тебя запоминают.
Может в сессию  пригодиться.

13.
Не качай права, не переходи границы приличий.
И разговаривай с препом без примочек и сленга..нормально..
Оставь в покое слова – «блин», «ништяк вопрос», «круто» , другое..то что ближе к тусовке.
Преп может не оценить.

14.
Удачи !

Проверено на себе..


ПАМЯТКА ПРОФЕССОРУ

1.
Будь со студентом на равных.
Не на равных в ранге «амикошонства»/ «свиной дружбы» по Льву Толстому с похлопыванием по плечу /, а на равных с точки зрения Человека.
Выслушивай аргументацию и возражения. Внимательно и с улыбкой.
Даже ,если не согласен со всем.

2.
Не высмеивай студента за ляпы при аудитории, если можно обойтись без этого.

3.
Не дави авторитетом. Ставь вопросы так, чтобы студент сам признал твою точку зрения.

4.
Объясни так, чтобы и другим стало интересно, чтобы узнали новое, осознали как  даль горизонта  так и то, что пока знают  минимум.

5.
Следи , как студент  одеты.
Если увидишь ,что кто-то носит одно и тоже с первого курса до диплома будь особенно внимателен.
Значит, в семье нехватка денег и студента на сессии щади.
Подсказывай.
Уводи от тройки.
Пусть получит свою нищенскую стипендии, которую выдаёт теперь государство и пусть хоть четыре дня нормально поест.

6.
Пришёл зелёного цвета?
Узнай причину.
Может, сдал 500гр крови  утром перед занятиями? Деньги дома нужны.. или за девушкой надо ухаживать ?
Можешь ? Добавь сотню, вторую  и отправь домой.
Пусть купит бутылку Каберне для восстановления  и отлежится.

7.
Если студент на занятиях регулярно, а потом …длительное отсутствие… не устраивай истерик!
Причин может быть несколько.
Дома проблемы с деньгами и нужно было идти работать.
Влюбился! А чтобы с девушкой зайти в Мак и то нужно иметь хотя бы 500р.
Не девушка же будет платить!?
А если это не студент, а студентка?
Следи за молодёжными ценами…шмотки дороги.
Молодости хочется быть нарядной.
Не будь занудой и жлобом.
Студентам плевать на твои лампасы и звёзды.
Они ценят в тебе человека.
Всё возвращается сторицей.
Не встревай с обвинениями или замечаниями , пока не узнаешь причину.

8.
Видишь что девчонка не в себе.
Заплаканы глаза?
Потеряна?
Задержи и спроси один на один  ,всё ли нормально?
Причин обычно две.
Несчастная любовь?….Скажи ,что нечего расстраиваться, уходит обычно то, что тебе не принадлежит.
Развод в семье и уход отца? …. ГОРЬКО ,НО НАДО ПЕРЕЖИТЬ!
Отец всё равно её любит.. и всё равно будет всегда рядом в трудную минуту…
Если алкоголик и скотина? Нечего страдать, … и плевать что на это скажет тётя Мотя!
 

9.
Да. Студент ныне малокультурен.
Малоначитан.
Малообразован.
Феллини с "Феррари" путают.
Но они не « трамвайные дети».
Они дети тех, кто не мог дать им то,  что следовало.
Они родились в годину переворота и вранья.
Когда государство обворовало их родителей.
Выбросило с заводов и фабрик.
Распродало и
Уничтожило НИИ и ОКБ.
Лишило страховок и накоплений.
Их родители были вынуждены спасать детей случайным прокормом.
Продавать на улицах турецкие трусы и бюстгальтеры.
Грузить в частных магазинах.
Работать кондукторами.
Их предало государство.
Не вина детей в их незнании мировой культуры..
Не вина родителей,что не смогли дать и ознакомить.
Вспомни сколько стоит билет в Русский музей или Эрмитаж?
На эти деньги можно накормить обедом семью.

11.
Отдавай все знания так жадно, словно через 10 секунд умрёшь!
Студенты благодарны.
Они всегда чувствуют искренность и самоотдачу.
Если сердце холодно, ты хреновый преп!

12
Будь честен.
Есть учебные сроки сдачи и они для всех одинаковы.
Предупреди об этом сразу же всех.
Скажи , что могут быть подвижки сдачи в случае болезни, беды дома и пр., что у каждого в сессию ещё возможность выйти на сдачу долгов дважды .
НО...
с начала семестра нового, с долгами без уважительных причин,  всё кончается.
Преп не обязан тратить своё время на лоботрясов и бездарей бесконечно при той зарплате ,которую получает .
Потому СТУДЕНТ при долгах  обязан приходить, работать, показывать, искать решение,и только   получив "добро", может брать направление на пересдачу и официально платить в кассу универа за дополнительное время преподавателя и никак не раньше.
Иначе нечестно...
И студент должен знать , что половину заплаченного получает универ.
И никто не собирается его сажать на крутые деньги, но чтобы запомнил и чтобы лишний раз не сходил в ночной клуб, Мак, не было бы денег на девушку,  чтобы понял, он сам во всём виноват..И ЗА БЕЗДЕЛЬЕ НАДО ПЛАТИТЬ.
Преподаватель не вымогатель,  всё должно быть честно.
И по-человечески,и профессионально .
У препа  есть своя жизнь, творчество и никто не обязан тратить её бесплатно на лоботряса , которому всё по фигу.
Главное не предать искусство и сделать работу.
Все предупреждены на первом занятии.
И всё  по-честному.


13
Если , преп просто с работающего весь семестр студента специально  цыганит с него деньги заваливая на зачёте, чтобы потом принять его как платный, значит такой  такой преп росто  СВОЛОЧЬ!
И должен уйти с преподавания в вузе.
Так будет честно.

14.
Если видишь , что кто-то слаб, не тянет,..но старается.. и объективно понимаешь ,что не в старании дело,  а в мастерстве и способностях, как-нибудь доверительно поговори с парнем, или девчонкой, ….у тебя больше опыта… подскажи решение ему или ей по силам, которое даст возможность потом ,  после окончания вуза зарабатывать… возможно сменив специальность.
У  них самих знаний меньше.
Да и родители могут быть не всегда в помощь.
Будь мудрым… и доверительным..
без спеси.

15.
Если студент нагл?
Сидит в аудитории на столе?
В верхней одежде на лекции?
Не обращает внимание на твои замечания?
Будь безжалостным!
ПРИ ВСЕХ !!
Посоветуй ему лучше подумать , где и как он сможет заработать 2-3 тысячи
на платную пересдачу зачёта или экзамена через кассу университета,
т.к. зачёт ему не светит.
На каждое возражение добавляй по 1000 руб.
Пока не наступит момент его слома.
Он наступает.
И в дальнейшем,  не обращай внимание на его сопли и сложности в сессию.
Одного раза для дальнейшего хватает.

16.
Если на улице мороз  -20.
А девчонка ходит на лекции с голой спиной и почками.
В джинсах на бёдрах, так что торчат стринги, … задержи её после лекции и
tet-a-tet объясни:
-   если хочет показывать стринги, они должны быть очень хорошего качества.
    Для этого и  придуманы джинсы на бёдрах.
-   Рано или поздно , но она захочет быть матерью.
    Нечего студить почки и насиловать женскую натуру. В одинокой старости радости
    мало.
-   Объясни, если ещё раз увидишь, как она хамски относится к своему здоровью, ей будет   
    очень тяжело сдавать сессию.
Они покупают джинсы не в бутиках. Бутики им не карману.
А на развалах, где дешевле,..турецкие и пакистанские…
Там жарко и экономят ради прибылей тряпку
Попроси  девчонку , что тебе спокойней на душе будет, если себя побережёт.

Будь уверен , сегодня стринги ты видел в последний раз.

17.
Если в группе двоечник и прогульщик,  следи за ним… и отмечай невыполненные им задания. Они разные… двоечники. Может он матери помогать должен. Вынужден работать.
И , если при сдаче на сессии, всё не сделал , но хоть что-то выполнено ярко и талантливо,
Не занудствуй!
Не будь крохобором!
Бухгалтером!
Талант  надо уважать!
Особенно , если представленная работа авторская и неординарная.
Ставь «Отлично»!
И плевать на всё остальное им не сделанное!
если смог так сделаТь,значит вообще может многое .

18.
Делись со студентами своими сомнениями..не стыдись собственных размышлений прилюдно с ними , выводи на спор,.. на диалог,.. раскрепощай их.. приучай МЫСЛИТЬ,.. а не ориентироваться на догмы, ибо догмы  не всегда  верны.

19.
Защищай студента на всех уровнях! 
Им труднее жить при нынешнем государстве ,чем было тебе , когда учился сам.

20.
ПОМНИ!
Ты должен стать тем , которого запомнят,  и в память которого состарившись,
они  когда-то потом ,уже поседевшие, поднимут рюмку водки
при своей встрече….со словами:

« Классный мужик профессор был! ….Нам повезло!»


* * *