Золотая верность

Анатолий Просняков
Двое юношей в военной форме шли по притихшей улице Петрозаводска. Путь они держали к одному из общежитий столицы Карелии. Друзья вели между собой разговор, главной темой которого была предстоящая встреча. Леонид Петренко устраивал смотрины своему другу Проснякову с подругой его невесты. Петр волновался, ощущая неудобство такого визита к девчатам.
- Ты бы сначала издали показал мне девушку или познакомил как-нибудь случайно, - произнес Просняков.
Да ничего страшного, все будет хорошо. Познакомишься, поговорите, а там видно будет. - Петренко бросил взгляд на друга. - Ну, выше голову, Петр, возможно, спутницей твоей жизни станет Анна-то. Дивчина что надо, по-моему, она краше моей Насти.
- Куда там, - махнул рукой Просняков. - Она же студентка, по твоим словам. А я, считай, только букварь одолел.
- Ну, причем здесь грамотность, Петр? Главное, чтобы вы друг другу понравились.
Может, еще бы спорили юноши о проблемах будущего знакомства, но перед ними оказалось здание общежития студенток.
Петру Проснякову шел двадцать пятый год. Многие девушки заглядывались на молодцеватого парня - тракториста колхоза «Тракторострой» на волжской земле, но отклика в душе Петра они не находили. А вот кареглазая, веселая и статная карельчанка покорила сердце волжского казака. Словно магнитом притянула, приворожила Аннушка молодого суженого.
Свадьбы шумной, застольной, не было: он - военный, она - студентка. Свои нехитрые пожитки молодая чета Просняковых принесла в неизвестно какими путями выхлопотанную комнатушку одного из многоэтажных домов города. Друзья же где-то раздобыли кровать, стулья и стол, за которым прозвучало слово „горько".
Не успели молодожены, как следует, обжиться, показаться родителям той и другой стороны (в письмах, правда, сообщили о женитьбе}, как грянула война. Она, окаянная, спутала все житейские планы молодой семьи, попавшей в этот водоворот смертоносной пороховой чумы. Начались горечь, муки и слезы.
Петр Просняков оказался в строю истребительного батальона, вставшего на защиту Петрозаводска от финнов. В одном из боев его контузило и повредило правую руку. В военном госпитале подлечили, затянулись раны. Решил заглянуть домой, повидать жену. Квартира оказалась безлюдной. Все домашнее - на месте, а хозяйки нет. Не знал Петр Алексеевич, что Анна с новорожденной дочкой вместе с другими эвакуированными уже едет в Вологду. А оттуда она вместе с сестрой и зятем уехала в Архангельск.
В боях за Беломорско-Балтийский канал Проснякова снова ранило в ту же руку, только серьезнее. Истекая кровью и потеряв сознание, долго лежал он на холодном льду. Случайно его заметил и подобрал офицер, а то бы каюк. Лечился долго. Чудом осталась рука, хотя врачи неоднократно высказывали мысль об ампутации. Воевать больше не пришлось.
Занялся фронтовик розыском жены. Нашел нить к Архангельску и махнул туда, не раздумывая. А ее уже и там не оказалось. Опять не знал он, что Анна со своими родственниками, спасаясь от холода и голода, перебралась в Сибирь. В дороге простыла, заболела и умерла дочка, которую отец так и не видел. Однако в северном городе Петру Алексеевичу подсказали точный адрес местонахождения семьи.
За долгие годы разлуки, испытавшие лиходолье войны, наконец, встретились супруги Просняковы в селе Косогорово близ станции Яшкино Кемеровской области. Началась их спокойная сельская жизнь. Петр Алексеевич работал в животноводстве, а Анна  Александровна - заведующей начальной школы.
После войны жили и в Карелии, и в Волгоградской области. То есть на родине и Петра и Анны, давая образование и умелое воспитание детям.
Старшая дочь Галя с мужем по жизненным обстоятельствам оказалась в Шелехове, сюда и переманила родителей.
Аккуратный, добротный дом на улице Ангарской приютил супругов Просняковых. Чистота, порядок говорят о хозяйственности, порядочности и трудолюбии этой обоюдно обожаемой пары. Полвека связаны они узами семейного счастья. Вместе перенесли все тяготы и лишения трудных лет. Теперь радуются и гордятся образованными детьми, подарившими им десять внуков.
Праздник Великого Октября Петр Алексеевич с Анной Александровной отмечают пятидесятый раз со дня их женитъбы, Новые золотые кольца на трудолюбивых руках являются подтверждением супружеской верности первой любви, которая согревает их до сей поры.
П. Третьяков
7 ноября 1990 года

Примечание Анатолия. Мне остается только дополнить, что день 7 ноября всегда отмечался в нашей семье, как большой праздник. Прежде всего, это был день рождения нашей семьи, день свадьбы папы и мамы, бабушки и дедушки. Через две недели у обоих были дни рождения, да еще в этот день был официальный праздник – Великого Октября. Это был праздничный день, поэтому со всех сторон приезжали дети и внуки, был большой сбор, было всегда празднично и весело. В центре внимания были, разумеется, дедушка и бабушка, основатели просняковской семьи.
Автор статьи Павел Третьяков, ныне покойный, был корреспондентом городской газеты «Рассвет коммунизма», через два года сменившей свое название на более скромное.

Следующая часть: http://proza.ru/2009/11/02/25