Дом, где раскрываются сердца

Ольга Езовская
       Есть в Тамбове одна удивительная школа, где работают не менее удивительные учителя. День за днём, год за годом они совершают подвиг. Все эти учителя настоящие подвижники, отдающие, по Сухомлинскому, сердца детям. Кропотливо и упорно они пробуждают в своих учениках жажду познания, вместе радуются их открытиям и успехам. Но, главное, они терпеливо раскрывают души детей свету, всему необъятному миру! И ребятишки, в силу определённых причин и жизненных обстоятельств лишённые чувства защищённости и уверенности, вновь обретают его в стенах этой школы. Но, по порядку…
      Недалеко от набережной Цны в старинном здании, ранее принадлежавшем монастырю, располагается муниципальная специальная школа коррекции, где учатся дети с трудной судьбой. Есть среди них те, кто с раннего детства был лишен родительской заботы и внимания. Мамы не пели им колыбельные, папы не пускали с ними кораблики, бабушки не рассказывали сказки. Детишек никто не учил рисовать, лепить из пластилина, с ними не разучивали стихи и песенки. Родителей не выбирают…
          Большая беда подстерегает таких «внестандартных» детей, когда им приходится осваивать школьную программу. Темп, темп урока – одно из непременных требований дидактики! Но ребёнок, не державший до школы в руках карандаш, не успевает, катастрофически не успевает за этим стремительным темпом. День за днём он отстаёт от своих одноклассников, не в силах выдержать такой сумасшедший марафон. И становится вечным «камчаточником»...
        Есть ещё одна категория детей, которым тоже очень трудно учиться в, так называемой, «массовой» школе. Эти ребята в полной мере ощутили и любовь, и заботу родителей. Они с младенчества слышали нежное воркование мамы у колыбели. Но вхождение в этот мир началось для них с беды!.. «Родовая травма» – часто это звучит, как приговор. Последствия могут быть очень тяжёлыми: подорванная нервная система, нарушения речи, ослабление памяти, рассеянное внимание.
        К сожалению, некоторые родители подчас не могут (или не хотят) смириться с мыслью, что их ребёнок не вписывается в «стандарты».  Определяя всеми правдами и неправдами ребёнка в «массовую» школу, они не понимают, что, лелея свои амбиции или надеясь на чудо, наносят жесточайшую психологическую травму своим детям. Их можно понять – «злые языки страшнее пистолета»! Но стоит ли родительское самолюбие слёз наших детей?
       К счастью, многие папы и мамы вовремя осознают, что покой и ощущение комфорта для их ребёнка стократ важнее, нежели все остальные аргументы. Они приводят ребёнка сюда, в эту школу над Цной, где под опекой добрых, понимающих и заботливых учителей малыш буквально через несколько месяцев оттаивает и расцветает!   Первоклассник, впервые увидевший кисточку, через год начинает рисовать удивительные картины; пятиклассник, с трудом узнающий буквы, к 9-му классу пишет сочинения и рефераты на твёрдую «пятёрку»; у девчушки, не проговаривавшей половины звуков, спустя два года просыпается талант декламатора. И все, без исключения, начинают петь!
       В чём же секрет таких невероятных превращений? «В любви!» - в один голос утверждают учителя. Слово «любовь» - главное в этой школе! Любовь звучит в голосе гардеробщицы, когда она снаряжает группу продлённого дня на прогулку; любовью светятся глаза повара, когда она потчует ребят обедами; любовь в каждом ласковом прикосновении к плечу шалуна и в словах одобрения за успехи. Только любовь! И высочайший профессионализм! Большинство учителей школы имеют большой, в 2-3 десятка лет, педагогический опыт. Они в совершенстве владеют приёмами и средствами коррекционной педагогики, но продолжают повышать квалификацию, учиться, чтобы учить детей ещё более эффективно. Работают в школе и молодые учителя. Конечно, не все остаются здесь навсегда,- некоторые уходят. Это объяснимо – нести на своих плечах чужую боль не каждому под силу. Но те, кто прошёл испытание на прочность, становятся для ребят вторыми мамами. Так сами дети говорят, и это признание дорогого стоит. Показательный факт: в нынешние морозы, когда учебные занятия были отменены, многие ребята всё равно пришли в школу. Почему? «Мне здесь хорошо, тепло, обед вкусный, со мной учителя занимаются». Школа, где детям хорошо, как дома, сама – Дом!
       Кроме слова «любовь» из уст каждого педагога звучит – «индивидуальный подход». Суховато. Но за этой официальной педагогической терминологией кроется очень многое. Выслушать – каждого; объяснить – каждому; посильное задание – каждому; проверить тетрадки у каждого и каждый день. Приласкать и обогреть – каждого! Было удивительно наблюдать, как во время перемены симпатичный улыбчивый мальчишка запросто входит в кабинет директора. «Я соскучился!» Вот так! Ученик соскучился по директору,- такое не часто встретишь! Здесь это – норма.
        Я пришла в школу коррекции по заданию редакции. Цель была написать о тех не равнодушных людях, которые помогают школе всем, чем могут. Но, окунувшись в атмосферу тепла, царящую здесь, увидев глаза  учителей и детей, поняла, что обязана рассказать больше.
         Начальные классы. Урок начинается с артикуляционной гимнастики. Ребятишки вооружились зеркальцами, чтобы проверять самих себя. Сосредоточенно вытягивают губки, надувают щёчки… Но как же хочется рассмотреть незнакомую тётю! Девчушка за первым столом поворачивает зеркало так, чтобы видеть меня. Наши взгляды встречаются. И вот уже розовый язычок отражается в стекле. Подразнилась и с хитрой улыбкой продолжает гимнастику. Дети! «Они все наши дети! Все – наши цыплятки!» - говорит педагог-организатор Марина Сычёва. 
          Уроки в старших классах – русский и английский языки, химия и биология, математика и физика – имеют  практическую направленность. Делая синтаксический разбор предложения, строя графики функций, или решая уравнения окислительно-восстановительных реакций, ребята грамотно используют предметную терминологию. Да и вообще увлеченно и с удовольствием выполняют задания.
        Во время перемены мы с М.Сычёвой ходим по коридорам школы. Обычный шум, гам, топот. В спортивном зале под присмотром физрука ученики кувыркаются на матах, весело хохочут, бегая за мячом. Из соседнего кабинета музыки, как и полагается, доносятся звуки мелодий и ребячьи голоса. Упреждая мой вопрос, Марина поясняет: «Во время перемены ребята сами выбирают, что делать – слушать музыку, танцевать или бегать. Посмотрите, - обращает моё внимание на молодую учительницу в дверях спортзала.- Сейчас прозвенит звонок, и она уже готова собрать детей и повести на занятия». Действительно, ребята ни на минуту не остаются без присмотра – ни на уроке, ни на перемене. Постоянное внимание и опека со стороны учителей – не об этом ли мечтают все родители, отправляя детей в школу?
        На уроке музыки шестиклассники готовились к празднику, репетировали. Я, грешным делом было, подумала, - ну, какое вокальное мастерство может быть у двенадцатилетних подростков? Однако уже через минуту, как завороженная, слушала чистое, звонкое, слаженное пение. А вертлявый темноглазый мальчишка с таким куражом и вдохновением исполнил «Чёрные глаза», что я не выдержала и зааплодировала. Всё-таки одно  дело видеть многочисленные дипломы за победы в вокальных конкурсах, другое – слышать ребячье пение! Как же повезло им, подумалось мне, иметь такого прекрасного, талантливого, преданного делу учителя музыки, как Игорь Дюков!   
        Надо сказать, что мои впечатления о школе в полной мере разделил поэт Евгений Кожевников. Сам бывший военный, майор в отставке, он пришёл к ребятам на праздник, посвященный Дню защитника Отечества. «До глубины души меня тронули доверительные отношения между учениками и учителями, - сказал он, - забота и любовь, какими окружают детей педагоги».
        Мою экскурсию по школе продолжила директор Валентина Фёдоровна Бугрова. Мы шли с ней по притихшим коридорам, а она рассказывала о школе и с точки зрения педагога, и с точки зрения хозяйственника. В. Бугрова с сожалением говорила о том, что в обществе зачастую существует предвзятое отношение к детям, которые учатся в  школе коррекции. «Часто люди просто не замечают той позитивной динамики, тех положительных изменений, которые происходят с детьми за 9 лет. Но те гости, которые приходят в школу, видят, насколько наши ребята талантливы». И успехи своих подопечных директор всецело относит к заслугам учителей, их педагогическому дару и трудолюбию.
        «Об этом как-то стесняются говорить вслух, но все мы ходим под Богом. В каждой здоровой семье может родиться такой проблемный ребёнок. Об этом нельзя забывать».  «Проблемные дети»… Совсем избавить их от проблем, наверное, никому не по силам. Но возможно (и нужно) адаптировать их к жизни, ввести в эту жизнь. «Основная задача школы состоит именно в том, чтобы помочь ребятам занять достойное место в социуме. Они должны иметь работу, семью, уверенно чувствовать себя в обществе. Иметь профессию». В коррекционной школе девочек учат швейному делу, мальчиков – столярному. Выпускникам школы, успешно освоившим программу, присваивается квалификационный разряд, что позволяет сразу по окончании девятилетки устроиться на работу. Ну, а желающие могут продолжить обучение в массовой школе или профессиональных колледжах. Кроме того, в школе коррекции ребят обучают такому редкому ремеслу, как ковроделие. Прекрасно оборудованные специализированные кабинеты дают ребятам все возможности проявить фантазию и творческие способности. Красочные коврики с самыми разнообразными рисунками, необычные по красоте аппликации из ткани, добротные, аккуратно выполненные изделия из дерева – всё это сделано трудолюбивыми руками ребят. «Наши детишки вообще любят труд. И даже если в будущем они не станут швеями или столярами, то просто для жизни уметь ремонтировать мебель и шить полезно, согласитесь, каждому!»  Трудно не согласиться с этим утверждением. Тем более что это слова опытного хозяйственника.
       Да, директор школы – прежде всего хозяйственник. Обеспечить школу всем необходимым – чтобы было светло, тепло и чисто,  чтобы, приходя в класс, ребята чувствовали себя уютно, - всё это функции директора. Но исполнять их становится всё труднее. Финансы, финансы… Недофинансирование со стороны государственных органов продолжается с 1992 года. И не выжить школе, если бы финансовые потребности частично не компенсировались с помощью тех людей, которых волнуют её проблемы. Например, в прошлом году на просьбу школы о помощи в оснащении учебно-воспитательного процесса откликнулись управляющий тамбовским отделением Сбербанка России Н.Бородин, депутат областной Думы К.Болдырев, гендиректор супермаркета «Южный» М.Лапин, Российский Детский фонд в лице Г.Серовой, гендиректор ЧП «Мир обоев» В.Шатунов, кафе «Кондитерская» (директор К.Стегачёв) и другие. Всем им директор школы коррекции выражает искреннюю признательность. Но особые слова благодарности звучат по адресу генерального директора ООО «Тамбовагрегат»  Анатолия Валентиновича Гордеева.
        «Мы пишем очень много писем с просьбой о помощи в различные организации. Но чаще всего они остаются без ответа,- говорит В.Бугрова. – Конечно, может быть, у тех, к кому мы обращаемся, есть более серьёзные дела. Но то, что сделал Анатолий Валентинович, нас просто поразило!»
        А.Гордеев пришел в школу сам, без просьб и обращений. Увидел в теленовостях сюжет о школе коррекции, услышал о проблемах и решил помочь. Бывает, что школе помогают, если там учатся дети, внуки. Но Анатолия Гордеева ничто не связывало с этой школой. Никакой личной выгоды, никакой корысти! Помощь от души, от сердца, от простого человеческого желания помочь детям! Инженер по образованию,  он легко нашел общий язык с детьми, проявив истинно педагогический талант. Он часто заходит к ребятам на праздники, и дети всегда ждут его. Уже почти год А.Гордеев помогает школе, не афишируя свою деятельность, не получая никаких дивидендов за свою благотворительность. И то, что я пишу о нём, для него самого будет сюрпризом. Такой человек!
       Столы, стулья, линолеум, краска – это неполный список того, чем снабдил школу генеральный директор «Тамбовагрегата». Но разве мало в нашем городе крупных предприятий и фирм, которые могли бы внести свою посильную лепту в оснащение школы? Энтузиазм и бескорыстие,  которые проявляют  учителя, - великое дело! Ведь, бывает, на свои деньги они покупают детишкам из малообеспеченных детей тетрадки и ручки. Но это не выход, не решение проблемы! Конечно, школ у нас много, им тоже, вне всякого сомнения, нужна помощь. Но давайте не забывать, что школа В.Бугровой – особенная. Вернее, школа-то самая обычная, только дети особенные.
       Перед тем, как попрощаться с педагогическим коллективом школы коррекции, я попросила учителей немножко помечтать. И даже не немножко, а дать полную волю фантазии, - какой бы они хотели видеть свою школу в недалёком будущем? Мы сидели в просторном кабинете музыки и вместе мечтали о новой школьной мебели и раздвижных досках (где вы, мебельные предприятия?); о новых лыжах и волейбольных мячах (спортивные магазины, откликнитесь!); о фрезерном и шлифовальном станках и новых столярных инструментах (заводы, помогите детям!); о теле-, видео- и аудиоаппаратуре; о настольных играх для группы продлённого дня. И, конечно, – мечтать, так уж мечтать! – о компьютерном классе.
       Я уходила из школы с двойственным чувством. Глубокое уважение к подвижничеству учителей смешивалось со смятением. «Кто? - спрашивала я себя. – Кто поможет решить трудные проблемы «трудной» школе? Кто, если не я? Кто, если не вы? Кто, если не все мы?»
      Я очень надеюсь, что смогу хоть немного помочь этим очерком. А чем поможете вы?

                2007 год.