смерть Саин-хана

Виктор Нам
Саин-хан открыл глаза. Сон уходил медленно, остывая, покидая его. Начинали приходить свет и тревоги. Вспоминались дела и планы и союзные с ними неприятные мысли. Сегодня он должен принимать каких-то посланников. Старый китаец, врачевавший его, предупреждал, что при его болезни надо стараться хранить внутреннее равновесие. Надо придумать, как отодвинуть нежелательные разговоры.
Эти каракорумские интриганы снова задумали какие-то игры. Снова какой-то поход на Запад, который верно втянет Великую Орду в новую разорительную войну. Курултай принимает решения, не слушая его доводов все чаще и чаще. А сын его Сартак не умеет управлять чувствами, удерживать слова, льстить и наговаривать. Ему не место в Каракоруме. Любимый сын талантлив, но не сосредоточен. Но главное у него нет чутья на опасность, на неискренних людей, на пустые обещания. Ученость не заменяет мудрость. Тревога за него – тяжелая ноша.
Походы. Сколько их за спиной. Сколько товарищей, верных и преданных потерял он, ведя тумены к последнему морю, выполняя завет великого деда, наполняя славой имя рода Джучи. Сколько ночей провел он, слушая мудрого Субедей-багатура, который сумел выжить и в бою, и при дворе. По крупицам выстроил он свой подход к войне. Обход и внезапность, знание врага, мельчайших деталей о его решениях, отношениях с ближними людьми. Сколько советов дал мудрый воин о том, как важно понимать своих воинов, нойонов и темников, как построить свой шатер власти. Бой заканчивается тогда, когда ты только бросаешь своего коня вперед, когда только поднимаешься с ковра после военного совета. Бой выигрывает тот, кто его начинает. Случай может только изменить степень твоей усталости, когда ты ступаешь на землю после погони за врагом или дичью.
Как отец любил охоту. С каким азартом строил загонщиков или несся на своем белом коне по степи. И как он тяготился войной, как тянул время, прежде чем получить очередной свиток от запыленного гонца с потемневшей медной пайцзой на груди. Почему случай так рано унес его в небо, не дал ему состариться, примирится с судьбой. От него пахло праздником, застольем, теплом, когда он обнимал, прижимал к себе, смеялся и говорил друзьям о том, какой умный сын растет у него. Он рассказывал про деда, про его замыслы, про белые бунчуки на знаменах чингизидов, которые несли покой и порядок в разоренные междуусобицами племена и страны. Про веру в единого бога, в единый закон для всех.
Опять занемело в боку. Теперь придется еще полежать. Узоры ковра замысловато сплетаются в какие-то знаки. Как странно они повторяют друг друга. Большие спирали состоят из маленьких спиралей. Большие - в середине, они рассыпаются в мелкие ближе к краям, но каждая из них все равно подобие центрального узора. Искусны же мастера в городах Чагатаев. Этот ковер как символ власти и мира. Создай гармонию в малом и тогда можешь пытаться управлять целым. Управление народом не имеет смысла и цели, точнее смысл управления в создании гармонии между страстями многих людей, которая сама себя удерживает, удерживает людей в равновесии и взаимодействии.
Как часто он делал эту извечную ошибку, присущую нетерпению молодости. Пытался изменить мир под свои планы. Бросал своих воинов в ненужные атаки, штурмовал незначительные крепости, добивался правоты в Курултае, подсылал шпионов и поднимал мятежи.  Благодарение небу, что смерть соратников дала ему зрение увидеть невидимые нити, связывающие людей. С их помощью он построил свой шатер власти. Его опора, его темники и беки, внимают не только его словам, но и чувствуют взаимосвязь между собой, потому что каждый из них на своем месте и почти незаменим. Больше того в своей орде, как в своей юрте, любой из них полный хозяин, но в одиночку не может выстоять и в небольшом бою. Только вместе, только зная, что другие  рядом также бьются изо всех сил, они -  неодолимая Белая орда, гордость и слава Саин-хана, владетеля улуса старшего сына Чингиз-хана.
Тяжесть сдавила грудь. Мягкая темнота, похожая на сумерки, заполнила покои. Неужели спал так долго, что приблизилась ночь. Да, быстро летит время. Уходят в тень и устают его воины, уходят в свои племена, уходят в могилу. Нет рядом уже Субедея, не дошел он до последнего моря. Другие дошли, дошли вместе с ним. Бурундай, Менгу, Ногай, Берке…