Дом на углу

Нина Ершова
Глава 2.

  А дальше события стали развиваться удивительным образом…
Вместо замызганной заводской окраины Таня стала жить в центре прекрасного города, тогда еще называвшегося Ленинградом.
  Получилось это так. Танин отчим женился против воли своей матери. Та была женщина суровая, из семьи староверов. Вообще-то это была не совсем обычная семья.
  Дед отчима еще до революции служил дворником у богатого купца-старовера. Жили они на Таврической улице, в подвале роскошного особняка. Бабка отчима была строгой женщиной.
Дети воспитывались с помощью палки. В основном она сидела во главе большого стола, и когда дети проходили мимо, она попросту била их палкой, на всякий случай.
Когда она при этом успевала заниматься домашними делами, одному богу известно.
  Детей было много, но Татя знала только трех сестер матери отчима, которую ей велели называть Бабусей, но на Вы.
  Судьба у сестер была удивительной. Они все закончили  еще до революции гимназию, благодаря их покровителю-купцу. Дело в том, что он обратил семью в свою веру, поэтому и заботился о них. Девочки все были умные. Особых успехов добилась старшая Маня.
  Таня видела ее фотографию в семейном альбоме, в красивом длинном платье и шляпе с полями. Это был выпускной бал, после которого Маня занялась преподаванием в гимназии.
  После революции она вышла замуж за большевика. Им дали большую квартиру в новом сталинском доме. Но затем произошло несчастье. Будучи в загранкомандировке в Лондоне, муж Мани застрелился по неизвестной причине. К тому времени у них было двое детей. Но Маня выучила детей,  воспитывала потом внуков. Сила воли у нее была удивительная. Худенькая, с короткой стрижкой, она постоянно курила «Беломор». Иногда приезжала навещать Лизоньку. Так она называла Бабусю.
   Средняя сестра Людмила вышла замуж тоже за большевика и уехала в Москву, где им дали квартиру недалеко от Красной площади и дачу в Кратове, предмет бесконечных разговоров между сестрами. Они все решали, кто и когда поедет отдыхать туда, соблюдая очередность.
   Младшая Шура тоже вышла замуж, имела дочь Людмилу. Семья жила в большой комнате в коммунальной квартире где-то на Таврической. Туда их переселили после революции.
   Лизонька вышла замуж в восемнадцать лет. Муж был гораздо старше ее. Он был очень милый, интеллигентный человек. Квалифицированный рабочий, он трудился на дому. Семье дали прекрасную квартиру на Невском, в которой жил сбежавший заграницу статский советник. Квартира была обставлена старинной мебелью, пришедшей в ужасное состояние после блокады и долгих лет пользования. Часть мебели сожгли в блокаду.
  Лизонька никогда не работала, только во время войны ее пристроили работать в госпитале.  Надо отдать должное Бабусе, она была деспотичный, но кристально честный человек. Суровое воспитание матери не прошло даром.
  В семье было два сына. Старший сразу погиб на войне. Младшего призвали в восемнадцать лет, он год прослужил командиром расчета зенитной батареи, но был ранен.
   Семью отправили в тыл, в Казахстан. Затем они вернулись удачно в свою же квартиру.
   Сын закончил Мореходное училище и служил в пароходстве, где и познакомился с Таниной мамой. Ему было уже тридцать лет и жениться он не собирался. Предлагаемые матерью невесты ему не нравились. Но в Танину маму он влюбился, и они появились в квартире на Невском, будучи уже расписаны в Загсе.
  Бабуся страшно разгневалась, разделила ордер и выписала на свою же площадь семью сестры с дочерью Люсей,уговорив их сдать комнату на Таврической государству.
  Как только Люся въехала в квартиру, между родственницами начались ссоры.
Но уже родилась Аленка. Бабуся приезжала за ней, чтобы забрать на неделю на Невский.
  Привозила она ее на выходные. Таня нянчилась с Аленкой, водила гулять во двор. Ведь она была старшая сестра.
   Таня во всем была предоставлена самой себе.
  Дальше - больше. Сестры Бабуси настаивали на соединении семьи и предложили Люсе переехать в Танину комнату. Таня же с мамой и отчимом переехали в ее комнату на Невском проспекте, в старинный дом на углу Невского проспекта и улицы Марата. Удивительный дом, с двумя подъездами - с Невского проспекта и с улицы Марата, а точнее, со двора.
   Вот так Таня попала в сказку прекрасного города, но потеряла свободу.
Ей было уже десять лет. Гулять она могла где угодно, это не интересовало никого, но дома была под постоянным надзором Бабуси. Той мало было забот с Аленкой, к которой с малых лет ходила учитель английского язык. Кроме того, ее водили на фигурное катание и записали в школу с  усиленным преподаванием английского языка.
  Таню никуда не водили и не записывали. Училась она в школе, которая много позже стала гимназией. Это красивое здание до сих пор находится на улице Восстания. До революции там находился  Павловский институт благородных девиц, иногда посещаемый самим государем - императором в дореволюционные времена.
  В ее классе учились известный впоследствии музыкант и певец и известная фигуристка. Девочки подружились, вместе ходили на Совет дружины, как было положено в то время.
  Больше всего на свете Таня любила читать, благо в квартире была хорошая библиотека.
   Быстренько сделав уроки, она усаживалась за старинный стол в стиле «ампир» с бронзовой чернильницей в виде медведя и раскрывала книгу. Стол потом при переезде сдали в Русский музей, медведь остался. Еще она любила смотреться о огромное позолоченное зеркало с мраморным столиком, что вызывало гнев Бабуси. Она кричала, что нечего смотреться на себя, надо трудиться, что вызывало у Тани недоумение. Ведь она и так хорошо училась...
 
  Как ей жилось там, будет видно дальше.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:
http://www.proza.ru/2009/11/01/1225