Белый верблюд
БЕЛЫЙ ВЕРБЛЮД
или
Как я впервые снимала кинО
Витька скатился в каюту и с восхищением выдохнул:
Ну, началось!
Я почувствовала сильный толчок. Это к нашему катеру причалил «Городок»…Следом, раздался звон гитары и пение.
Так! Теперь они напьются и завтра мы опять ничего не снимем.
Я ненавидела это соединение творчества и пьянки. Надо же, чтобы за нами увязался катер, наполненный водкой!
Толя едва держался на ногах или где- нибудь спал.
Он едва не уронил камеру в Енисей , а я стояла рядом со слезами на глазах и умоляла снимать. -Нужно, ты понимаешь, нужно!
Крики и пение раздавались всю ночь...
------------------
- Где Витька?
Витьки не было нигде. Куда он делся? Нужно снимать! Смотрите, cмотрите, верблюды уходят! Тамара, пойдите и задержите их!
-Как?..
-Идиотизм…
-Кино это не искусство!
Я –( шепотом) Идиотка. - Ви-и-и-тя!
На верхнем гребне горы стоял Витя, ассистент оператора. Он сложил руки, как Наполеон, и смотрел вдаль. Услышав крик, он быстро скатился вниз и подбежал к нам.
-Ну вот! Они ушли... Бежим, -крикнула я оператору.- Возможно, еще успеем. И мы побежали.
Как прекрасно неслись верблюды! Равномерно переставляя ноги и гордо неся длинные шеи. Я никогда не представляла, что верблюды могут так быстро бегать!
-Черт,- сказала я,- cцена с верблюдами! Это было бы гениально! Небо, горы и два верблюда! Черный и светлый. Здорово! А еще лучше, выкрасить их, как у Антониони, – одного в черный, другого в белый!
- Можно, в зеленый,- засмеялся оператор.- Все равно в “черно-белом” все будет черным.
– Ну вот, опять ничего не сняли..
----------------
. Я вышла на палубу, подошла к штурвалу, возле которого едва держался на ногах капитан.
- Можно мне?
–Давай.-
Я встала у штурвала. Почему то, это оказалось не трудно. Была черная звездная ночь, мерцала река. И тихо до жути. Капитан ушел пить в «Городок» и было как- то особенно хорошо.
Стоять за штурвалом... Это давало ощущение силы, мужества и гордого одиночества. Я думала о Великом кино, и мне хотелось врезаться, вгрызаться в жизнь, в деревья, в холодную воду, в горячий песок. У меня была такая огромная жажда снимать кино! И это доходило до физического ощущения, когда руками врезаешься в землю, копаешь эту землю, когда под ногтями уже черно, а ты все равно роешь и роешь…
Появился пьяный Толя. -Знаешь, - сказал он, - знаешь, ты настоящая девчонка! Молодец. У штурвала!
- Иди спать. Завтра будем у порога, может, что снимем.
- Ты что, впервые в кино, что ли? Всю жизнь снимали в пьяном виде и будем. Даже лучше получается. Настоящая ты девчонка. Дай штурвал.
-Не дам.
- Ну и черт с вами. Все женщины сволочи.
- Толя, Толя, иди сюда! -кричала Тамара. -Иди к нам…
----------------
-Что это Вы все одна и одна сидите, - спросил пьяный Юрзус , поэт из Литвы, непонятно каким образом оказавшийся на нашем катере- Не скучно?
-Нет.
Помолчал – Это не может не быть скучным…
-Видите ли, я не пью.
-А зря. Надо полно брать от жизни. Надо пить, любить, есть сырое мясо, охотиться..
-А я и живу полной жизнью. Просто меня интересует другое.
-Духовное? О, это великий самообман! Вы когда-нибудь любили?
-Нет, - солгала я.
-Так запомните, главное – любовь! Вы знаете, почему застрелился Маяковский?
-Предполагаю…
-Нет, не знаете. Из-за сифилиса.
-C Маяковским произошла трагедия духовная…
-Вы маленькая девочка еще. И вообще, Маяковский не поэт.
Заграницей даже сейчас идет спор об этом. Просто вы ничего не понимаете в поэзии.
-Ладно, -сказала я и ушла на корму. «Маяковский не поэт». А ты кто такой? Я вообще тебя не знаю! Я не признаю людей, которые болезнь путают с грязью и пороками, которые про Чехова говорят. что он, всего лишь, импотент, а про Достоевского, - что он развращал малолетних...
И опять все то же желание отгородиться. Сохранить ощущение чистоты от Енисея, тайги по обоим его берегам, от Тувы. Но этого не хватило, и я взялась за Экзюпери. Я жадно читала слова, фразы, целые главы. – “Нет ничего дороже уз, соединяющих человека с человеком...”
-Читать Сент-Экса здесь – это пресыщение, - сказал Толя.
Я что-то пробурчала.
Подошел Иван Иваныч: А я летчиком был в войну. Разведчиком. За "языком" ходил. Поймал раз. По осколкам ходил босиком. Было, и выжигали. Вот, смотри! – Он распахнул рубаху, и там были рубцы и швы. Я сам из Ленинграда. Ну, к сыну раз приехал друг из Киева. Ну выпили, а он и говори: Поедем, Вань, в Туву...
----------------------
-Я пойду пообщаюсь с ними! - кричал Толя, который был еще пьян. Пьян был также и поэт. Они некрепко держались на ногах и бросали на берег сигареты и чай.
У берега вязали плоты плотные, загорелые парни, - бритоголовые, мускулистые.
-Это лагерь, - сказал Юрзус. Мне стыдно, что у нас это есть. Смотрите, тут сидят “Cолженицины.”
На нас смотрели толстощекие,бандитского вида парни. В их лицах не было ни мысли, ни чувства. Я думаю, что это просто были воры, бандиты, насильники.
-Наверное, в таких вот лагерях сидела интеллигенция.
- А причем тут интеллигенция? –возразил Юрзус.
- А потому что страшно, когда ночью арестовывали во всем городе и увозили в Сибирь, в болотистую местность, где выжить почти невозможно...
Катер причалил к плоту , Толя и Юрзус вышли на берег и тут же бросились наверх. Побеседовав с начальником охраны, они спустились вниз. Позже я узнала, что они просили у него катер, чтобы доехать до «Городка», который где-то отстал и опохмелиться.
-----------------
Через некоторое время мы причалили к песчаному берегу. Капитан категорически заявил, что пока не проспится, дальше не поедет. Я была зла и думала, что никому неинтересны подробности в работе, а смотрят на результат.
Мы сошли на берег. Берег был белый, ноги утопали в горячем песке, вокруг были огромные ели и кедры, а позади –синий Енисей. Ощущение полноты захватило и закружило.
-Мне бы на коняшке поскакать, - сказал Витька,- Фить-фить! Ветер свистит в ушах. Развевается по ветру длинный хвост лошади, а ты сидишь, крепко прижавшись к шее, и все, нипочем!
-А мне, - увидеть белого верблюда!- сказала я.- Воображаешь, белый верблюд! Говорят, где- то в песках есть белые верблюды! Я хочу увидеть его и посидеть на нем. Голубое небо, серые юрты и белые верблюды! Здорово!
Мы шли по какой то необыкновенной равнине. Вокруг горы и высокая цветущая трава. Земля раскалена и звон цикад.
–Бежим! - крикнул Витька и побежал. Мы бежали , мы вязли в белом песке, падали, валялись в нем, орали. Потом, взяли винтовку Юрзуса и стали стрелять в кедровые шишки. Потом, мы опять валялись в белом, как белые верблюды песке и Витька, изображая всадника, кричал – “Вот бы на коняге поскакать!” А я лежала на животе, уткнувшись лицом в жаркий песок, и мечтала о том, как у синего озера я увижу белого верблюда и когда-нибудь, сниму белый фильм о Любви.
Пока мы стояли, подошел «Городок». И снова всю ночь не спали, кричали и пели. Снова я злилась, плакала, умоляла не пить и наконец, при свете очень тусклой лампы читала Экзюпери: “ Нет ничего дороже уз, соединяющих человека с человеком...” Потом пришел пьяный Иван Иванович, опять стал уже в сотый раз показывать свои раны, дыша в лицо перегаром, плакать об ушедшей молодости, рассказывать интимные подробности своей жизни с женой. Говорил он это несвязно, часто повторяя одно и тоже, сильно жестикулируя. И я не могла не уйти, -так как уже разделась и спала,- ни прогнать его. Потом, Иван Иваныч стал разглядывать книгу Копелева о Брехте...
- Что это за слово, - Брехт?
- Это имя.
- А... Интересная книга?
-Да.
-Я его в кино видел, где- то, - сказал Иван Иванович.
-Нет,- возразила я.- Он драматург, писатель.
-А... Здесь без очков, а тут в очках... Еврей?
-Нет. Немец.
-На еврея похож, Зюзя... А тут и картинка есть.Дай,погляжу. Это что же, мужчина, переодетый в женщину?
-Нет. Это женщина, актриса, его жена.
-А я думал, – мужчина. Он закрыл книгу и отдал мне . Потом, расстелил брезент и лег на полу. –Посплю немного...
Мне хотелось заплакать. Но я сдержалась. Уже потом , думала о двойственности человеческой натуры, соединяющем противоположные чувства и, наконец, о превратностях, так называемой “судьбы”.
Я вспомнила “Суханово”, откуда уехала, вспомнила тихие вечера, когда мы пили чай с коньяком, когда приходил к нам сосед – детский писатель с женой и мы смотрели диапозитивы по Италии, круиз по Венеции, a утром, я сидела в бывшем имении Волконских в мягком кожаном кресле и читала Марселя Пруста...
И вот я в каюте катера, ночью, плыву по Енисею , а рядом, почему-то спит Иван Иванович, которого я знаю всего третий день и который, по сути, очень добрый человек, и, видимо, более широкий, чем я, - каждый раз он с гордостью смотрит, как мы пожираем его стряпню и тычет большим пальцем в живот, мол, -“ ешь, ешь!”- И хочется ему поделиться , поговорить с кем -то о своей жизни, чтоб не прошла она незаметно для других, и хотя - бы, рассказать о ней...А он мне так надоел, и мне противны его рассказы, и хочется его прогнать.
-
Я оделась и вышла на палубу, и стала думать о своем белом верблюде и о том , что когда-нибудь, сниму прекрасный фильм о любви. Мне безумно хотелось снять белый фильм о любви...
В институте я мечтала об идеальном содружестве двух-трех человек. «Теперь мы можем работать с кем попало и с нами может работать кто попало»,- так сказал мне однажды знакомый старичок архитектор.
Неужели, так будет вечно?
Все это детские мечты, - сказала мне Тамара, наш администратор “Детство”.
-“Детство?”
От этой поездки остался один кадр, где я действительно сидела у озера на верблюде. Но верблюд был серым, обыкновенным верблюдом, а я час ходила вокруг него, умирая от страха, пока меня не усадили между двух горбов. И сфотографировав, тут же сняли...
-
-
-
-
© Copyright:
Нина Шорина, 2009
Свидетельство о публикации №209102700474