Возрастающая премудрость

Андрей Кобижаев
18 октября 2009 г.

Сегодня мы будем говорить о мудрости, о благоразумии, о том, как приобрести мудрость, как мудрость приходит в нашу жизнь, и как руководствоваться ею. Это очень важно в нашей жизни. Зачастую люди этого мира не желают быть мудрыми. Даже христиане иногда тоже бывают склонными к легкомыслию.

Что такое мудрость? Образно выражаясь, мудрость – это мёд. И мудрость имеет вес. Если человек мудр, его взгляды, его поступки, его предвидение – всё это будет иметь вес. В пустой горшок можно дуть, и в нём будет гулять ветер. И люди подобны глиняным сосудам. Пустой человек неразумен, у него в голове ветер гуляет. Потому что мудрость обитает в  разуме. Но она не приходит сразу. Смолоду люди, как правило, бывают легкомысленными.

Для чего нам нужна мудрость? Очень просто. Притча о десяти девах прямо говорит, что мудрые девы вошли на брачный пир, а неразумные не были допущены. То есть мудрые души будут восхищены, а неразумные будут оставлены на великую скорбь. Поэтому нам надо согласиться на то, чтобы приобрести мудрость.

Когда Соломон предстоял перед Богом, он не просил у Него богатства, он просил мудрости. Первое, что необходимо для формирования мудрости, Писание говорит, это страх Господень. В чём он выражается? Страх Господень означает наше согласие на то, что Господь будет моим Учителем. Он будет учить меня, а я буду Его беспрекословно слушаться. Если я соглашусь на такое обучение, значит, через некоторое время есть вероятность того, что я буду мудрым человеком. Если человек не согласен на обучение – научиться предвидеть, видеть, иметь благоразумие – тогда человек обречён. Он будет оставаться глупым человеком.

Нас Бог избрал и дал нам духа любви, силы и целомудрия. Это тот же самый Дух, о котором говорится в Исаия 11:2 –  «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».  То есть, когда в нас входит Дух Божий, Он не привносит в нас что-то одно. Иногда человек думает: «Я исполнен Святого Духа. Во мне есть Бог, и я живу жизнью Божией». И даже через него проявления какие-то могут быть. Но смотришь, некоторые вещи в нём выдают беспросветную глупость. Писание говорит, что Святой Дух имеет характеристики крепости, совета, ведения, благочестия, премудрости и разума. Если в верующем человеке эти характеристики не проявляются, надо задать вопрос: почему? Ведь если в нас возрастает новая жизнь, в ней эти все качества есть, значит, происходит преобразование нашего мышления, и премудрость начинает входить в нас естественным образом.

Анна была мудрой женщиной. Она правильно просила. Молитвы мудрых людей услышаны Богом. Иногда наши молитвы неправильны. Писание говорит: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 4:3). Если мы не правильно молимся, мы не получаем ответа и потом разочаровываемся. А мудрый человек имеет познание Бога, он понимает истину и поэтому он правильно молится и получает на свои молитвы ответы.

«И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены»  (1-я Царств 2:1-3).

Мне нравятся люди, у которых все дела взвешены. Когда я нахожусь рядом с такими людьми, я стараюсь у них учиться. В нашем разуме, если представить его в виде пчелиных сот, есть много ячеек. И очень важно, чтобы все они были наполнены мёдом мудрости. Если соты не наполнены и не запечатаны, тогда там ещё ветерок может гулять. И вот, взвешенные люди они ничего не боятся. Если какая-то ситуация приходит, они анализируют и принимают решение. Благоразумие как раз в этом и заключается.

Премудрость всегда приходит с откровением. Вот как апостол Павел молится за Ефесян, своих подопечных. Он не молится: «Господь, пусть помазание на них придёт, и они на полметра от земли будут ходить, сила через них будет исходить, искры лететь!» Он так не молился. Смотрите, как он молится: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (К Ефесянам 1:16,17).

Помните, мы рассматривали механизм откровения? Как получать откровения? Напомню. Когда я с Богом имею общение в духе, в моё чистое сердце приходит Божье помазание, и после этого в моём разуме появляется откровение на ту ситуацию, которую я сейчас прохожу. То есть, откровение не приходит из моих умозаключений, оно приходит через молитву от Бога. Откровение – это знание от Бога. Моисею пришло откровение о построении скинии, когда он ходил на гору Господню. Скажите, мы можем получать откровения от Бога, если мы на гору Господню ходить не будем? Не можем. Мы тогда можем получать «другие откровения». Они тоже приходят – человеческие, что тождественно бесовским – потому что Писание говорит: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иакова 3:15). Это просто человеческий суррогат, который воняет.

Мудрость Божия, она чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иакова 3:17). И плод правды сеется у тех, которые хранят мир (Иакова 3:18). Писание должно быть в моём разуме. Потому что если Слова Божьего в моём разуме нет, приходят демоны и начинают искушать, и человеку нечем обороняться, нечего противопоставить. Слово Божье – это наше оружие, мы должны быть им вооружены и уметь пользоваться. Богу нужен «духовный спецназ» – люди, способные воевать с силами тьмы с помощью Слова Божьего. Умение обращаться с этим оружием приходит через откровение, когда мы учимся у Бога, бывая с Ним в общении на горе Господней.

Бывает так, что следующий уровень откровения не открывается в нашей жизни. Почему? Очень просто. Я получил откровение, но я это не применил в своей жизни и не закрепил это опытом. И всё. Ничего новенького я могу от Бога даже и не ждать. Когда мы строим дом из кирпича, каждый кирпичик должен быть закреплён раствором. Цемент и песок, необходимые для раствора – это мой опыт и мой труд. Я могу приобрести много кирпичей – получить массу откровений из разных духовных книжек, сложить из этих кирпичей стены, без цемента, и даже крышу поставить над ним. Но как только ветер дунет, этот «дом» просто рухнет. В любом случае такой «дом» будет непригоден для жизни.

Таким образом, ходим на гору Господню, имеем общение с Богом, получаем откровение (очередной кирпичик) и это откровение применяем. Так возводится истинный дом духовный. Моисей ходил на гору Господню, получал откровение о построении скинии, и когда этот храм был построен согласно полученному видению, туда приходила слава Божья. Мы хотим, чтобы слава Божья приходила в нашу жизнь? Когда она приходит, тогда мы являемся по-настоящему священниками. Не по названию, не по должности, а на самом деле. Если хотим, тогда план такой: ходим на гору Господню, получаем откровение, спускаемся вниз, осуществляем и после этого опять идём на гору Господню. И до тех пор это делаем, пока не завершим наш духовный дом. Когда духовный дом будет готов, приходит туда слава Божия, и мы начинаем понимать и по-настоящему познавать Бога. Это не просто так – на меня волна сошла, и я всё мгновенно понял. Нет. Познание Бога – это нескончаемый процесс.

Всё Писание пронизано премудростью. Его писали люди, пропитавшиеся Божьей премудростью, имеющие преобразованное мышление. Это были люди, познавшие Бога, живые храмы, в которых обитает Дух Божий. Найдёшь ты такой живой храм, поведаешь ему свою ситуацию, и он тебе без долгих предисловий расскажет, как надо поступить и что надо изменить, чтобы пришла благодать. Если вы строили дом сами, всё оборудование в нём устанавливали сами, то если к вам приходит человек и спрашивает: «А как окна правильно устанавливать?», вы сразу скажете: «Окна надо делать вот так, вот так и вот так». А другой человек спросит: «А как отопление провести?» Вы ему тоже без промедления объясните, как.

Точно так же и все принципы жизни, если мы их правильно прожили и правильно построили свой духовный дом, являются нашим личным опытом, и мы имеем тогда и слово. Но если я в своём доме что-то как попало построил, и у меня кто-нибудь спросит совета, то чем я могу тогда с ним поделиться? Чему я могу его научить? Только тому, что я на самом деле сделал хорошо. Если я рамы хорошо сделал, а крышу – плохо, в таком доме плохо жить. Если крышу хорошо, а двери – плохо – в таком доме тоже плохо жить. То есть, всё должно быть по ГОСТу. И человек, сформировавший себя в соответствии с откровениями, полученными с небес, будет святым храмом, построенным по ГОСТу небес – это есть «Иисус Христос в нас». Понимаете, как просто всё? Но это процесс. Это не щелчок пальцами.

Мгновенно приходит откровение. Но его реализация – это процесс. Человек купил кирпичи, и он так рад! Он заплатил цену, и у него есть кирпичи. Чтобы построить дом, каждый раз надо заплатить цену. И если мы хотим хороший дом построить, то и цену надо платить немаленькую. Мы иногда хотим один раз заплатить, и чтобы дом уже готовый был. А мы только на фундамент купили стройматериалов. Надо цену платить постоянно. Если мы постоянно платим цену, – в духовном понимании тоже, – значит, постоянно в нашей жизни будут идти преобразования. И когда наш дом построен, мы становимся опытными людьми, которые смогут помочь и другим людям построить по всей улице, во всём городе, во всей стране дома. Вот что желает сейчас Господь. И это есть премудрость.

У меня сосед говорит: «С работой сейчас плохо. Написать, что ли: умею делать всё»? А он действительно, человек – на все руки мастер. То есть человек построил и обустроил дом, и теперь он пишет: «Я могу всё, что хотите, сделать, и можете меня нанять». Если мы построили свой духовный дом, мы можем, как тот сосед, только в духовном смысле, представить себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу. Если я себя предлагаю, значит, я должен быть сам построенным. Священничество – это руководство и инструкция по возведению дома духовного. И сейчас, в наши дни, христианство должно выйти на этот уровень. Не просто абстрактное летание в облаках, а благоразумная практичность сейчас нужна. «А зачем это надо? Бог всё даст сейчас» – это заблуждение. Такие люди очень быстро разочаровываются, и через некоторое время их жизнь приходит к кораблекрушению в вере. Медом не заполнил он свой бочонок. Веса никакого нет. Закона он так и не понял.

Когда Бог приходит, нас наполняет благодать, и мы чувствуем себя на небесах. Всё земное кажется таким далёким. Но мы не должны забывать, что пока ещё живём на Земле, и Божьи законы мы должны принять, понять и применить. Вот тогда интересно будет. Тогда радость будет совершенная. Апостол Павел о себе конкретно сказал: «Я домостроитель» (Колоссянам 1:25). Он говорит: «Мне открыта тайна домостроительства (Ефесянам 3:9), я знаю, как построить духовный дом». И человек, который хочет построить свой духовный дом, но ещё не знает, как, он должен согласиться на абсолютное послушание.

Но мы часто хотим строить так, как мы сами хотим. Без чертежа, без плана, без сметы. Мудрые люди для строительства дома нанимают подрядчиков. Самая большая проблема в строительстве – это когда заказчик, особенно женщина, ничего не понимая в этом деле, требует, чтобы исполняли его прихоти, которые часто противоречат строительным нормам и требованиям безопасности. «А я хочу, чтоб мне было красиво». В духовном домостроительстве  точно так же. Мы должны, прежде всего, согласиться на то, что нам помогут построить наш духовный дом. Дом духовный нам помогают строить наши наставники – родители, служители в церкви, учителя. Евреи с детства стараются вложить в детей мудрость. Они очень много времени и сил вкладывают в образование и воспитание. Потому что от этих вещей дети будут пожинать добрые плоды всю оставшуюся жизнь.

«Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих» (Притчи 4:1-5).

Уста отца говорят, и чтобы приобрести разум и мудрость, надо что делать? Внимать. Когда мы рождаемся свыше, семя Божеской природы есть в нас. Но чтобы это семя возросло,  необходимо наш разум преобразовать. Насколько мой разум преобразован, настолько следующий уровень открывается. А если я из дома ушёл и уже наставления отца я больше не принимаю, как я могу дальше возрасти? Меня улица ничему не научит, хорошему. Я тогда уйду на самый низ и буду находиться в низком уровне, в животном состоянии. Поэтому очень важно находиться в семье Отца. Иногда люди говорят: «А зачем церковь мне нужна?» А Писание говорит конкретно: «Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тимофею 3:15). Если здравая церковь, здравое учение, то человек, если он внимает, записывает и размышляет, о чём говорится, этот человек обязательно будет успешным. Он мимо своей жизни не пройдёт. Потому что Бог будет говорить, он будет внимать и применять, и благословение Господне будет совершаться в его жизни.

«Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:6-7).

Люди, которые всего в своей жизни достигли – и богатства, и положения, и успеха, часто говорят: «Знаете, что самое главное? – У меня всё это в голове есть. Если даже у меня всё отнять, ровно через год у меня будет то же самое и даже больше». Иногда бедные завидуют таким людям и объясняют их успехи тем, что у них были богатые родители, высокие покровители, поэтому они смогли так подняться. А я хочу сказать – не только поэтому. Некоторым – да, всё родители дали. Кому-то огромное наследство пришло, но они ничего не смогли сделать и даже сохранить богатство. В голове чего-то не хватило. А у других ничего не было, немножко им было дано, но благодаря мудрости, они это преумножили. Если мудрость в голове есть, я понимаю тогда законы мироздания. Мне понятны и отношения, и природа явлений и так далее.

«Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни» (Притчи 4:8-10).

Ты получишь венок – это слава, то есть почтение людей. Например, в деревне мудрый человек естественным образом становится старостой. К нему приходят и спрашивают: «Ну что, Митрофаныч, когда сеять будем?» Он посмотрел на небо, землю потрогал: «Ещё рано». И все ждут. Спустя пару дней он говорит: «Надо сеять». И вся деревня начинает посевную. Как он таким мудрым стал? Мудрость к нему пришла через опыт и через годы жизни. Он учился у своих дедов, он наблюдал за погодой, за природой. И он научился безошибочно понимать жизнь окружающего мира и принимать точные решения.

К примеру, если на улице слякоть, и на дорогах жижа и грязь, то на мощной машине с широкими колесами проехать практически невозможно. Большие джипы застревают. А у ГАЗ-69 колёсики тоненькие, и они продавливают эту жижу, и машина достаточно легко идёт по твёрдому грунту. А раньше делали телеги с деревянными колёсами и на них проезжали по любой грязи. Лошади было легко телегу катить. Позже на колёса телег стали надевать резиновые шины, и коню было очень трудно тащить телегу. Она не катилась а шла волоком. И мудрый человек видел, что сегодня надо надеть резиновые колёса, а если ехать туда-то, то – с железным ободом. А глупому всё равно. Или кто моторную лодку имеет, тот знает, что мотор надо обязательно привязывать к лодке. Потому что бывают случаи, когда мотор срывается за борт, и без страховки его можно и не достать со дна.

То есть, в каждом деле надо знать тонкости. И никто не может знать всех этих тонкостей. Поэтому если мы идём в какую-то экспедицию, мы должны брать с собой проводника. И все люди, которые идут в этот поход, большие они или маленькие, должны слушаться проводника. В чём мудрость выражается, это когда мы попадаем в какую-то ситуацию и видим, что этот человек лучше знает, как из неё выйти, нам надо быстро переключиться и стать маленькими, довериться более опытному человеку. Мудрость не заключается в том, что мы всё знаем. Мы всё знать не можем. Но мудрый быстро увидит знающего человека, обратится к нему за помощью и будет послушным его советам. Глупый будет пыжиться: «Я сам знаю!» Ну, знаешь, выкручивайся сам тогда. И, смотришь, он из года в год и из десятилетия в десятилетие постоянно попадает в одни и те же проблемы. Ходит по кругу, вокруг одной и той же горы. «Господь! Я хочу прорываться!» Никуда он не прорвется. Чтобы выйти из «заколдованного круга», надо не прорываться, а просто согласиться и поучится у того человека, который уже достиг какого-то результата, который уже там, куда нам надо. Писание говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Притчи 6:6).

Иди и стань учеником, и только тогда в твоей жизни будет настоящий прорыв. Придёт мудрость, придёт опыт, и придёт благословение, богатство и слава. Если мёдом заполнен улей – это большое богатство. А если мёда нет, а мы верой провозглашаем, что мы едим мёд, то это самообман. Если мы не насадили семечку, а верим, что получим плод, ничего не будет. Когда Бог вкладывает вам Слово от Себя, Он говорит: «А теперь это провозглашай и об этом молись», и тогда это сбудется. Но многие люди получили разочарование, когда они что-то в книжках прочитали и начали провозглашать, и ничего не получили. Это есть нездравость. Сначала надо вникнуть в себя, посмотреть, что именно в тебя Бог вложил, и этому дать рост. А Бог когда что-то вкладывает? Когда приходит определённый уровень зрелости. Потому что младенец не может ничего зачать. И потому младенец ничем не отличается от раба, и он находится в доме своих родителей. Будешь принимать наставления отца, мудрость придёт в твою жизнь, и твоя жизнь будет успешной. Не будешь принимать – твоя жизнь будет колесом историй. Больше я никак сказать не могу.

«Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься» (Притчи 4:11-12)»

В премудрости есть такая сторона, не то что осторожность, а – предвидение. Если зимой ты едешь на машине далеко, возьми валенки, кинь шубу на заднее сиденье и всё такое. Не надо надеяться на свою машину. Это железо, которое может встать в любой момент. И если что – дошёл до ближайшей деревни и остался живой. А в туфельках тоненьких, в пиджачке – всё может сложиться совсем по-другому. Могут смеяться: «Да ты трус какой-то». Но это мудрый человек. Не надо путать боязливость с предусмотрительностью. Бог нас, если посылает куда-то, Он нас хорошо оснащает. Мы должны быть как спецназовцы подготовлены, только к духовной войне.

Сейчас наступают такие времена, когда надо, наверное, повсеместно проводить тренинги по выживанию, потому что люди привыкли к тепличным условиям, в комфорте жить и пальцем пошевелить уже боятся. Если что случится, как он без электричества и без всего остального проживёт? Человек должен быть разносторонним. Чтобы в сложных ситуациях он мог и о себе позаботиться и других людей спасти. Мы, христиане, должны быть именно такими людьми. Смотрели фильм про Александра Македонского? Совсем молодой человек. А сколько в нём энергии и мудрости было! И он хотел не просто завоевать мир, но установить в нём справедливое общество, всеобщее процветание. Но нам дано такое же царское помазание, да ещё и священническое в придачу. И мы больше, чем Александр можем стать. А мы порой в маленькой своей ситуации охаем и ахаем.

Писание говорит, что не только у муравья, но ещё и у горных мышей надо нам поучиться (Притчи 30:26). Они устраивают свои дома в скалах, подальше от воды. Нам с вами это хороший урок. Мудрые люди раньше никогда не строили свои дома возле реки, тем более в зоне разлива паводковых вод. И города строили на возвышенностях. Церкви вообще строили на самых высотах. А вы знаете, что столица мировой цивилизации – город Нью-Йорк – он неправильно построен? Не правильно  расположен. И сейчас многие источники говорят, что этот город почти полностью под воду уйдёт.

Мудрые люди это те, которые предусматривают все ситуации, которые могут произойти, и принимают такие решение, чтобы избежать вероятного вреда. Это благоразумие.

«Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя» (Притчи 4:13).

Наставление относится к жизни. Наставление отбросил – жизнь твоя может закончиться. Не оделся тепло – пошёл, простудился, слёг и помер. Резину не поменял – поехал, с дороги улетел, разбился. Когда мы теряем бдительность, когда мы пренебрегаем благоразумием, когда мы не обращаемся к премудрости, мы попадаем в темницу жизни.

«Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притчи 5:22).

Если мы чувствуем себя в какой-то клетке, значит через неправильные действия в прошлом, когда мы не прислушивались к голосу благоразумия, мы попали в эту ситуацию. Кто-то в банке взял огромную сумму и теперь находится в кредитной тюрьме. Кто-то слово бросил, а выполнить не мог, и люди с него требуют, ему так плохо, и выхода нет. Чтобы так не попадать, нужно иметь мудрость и пользоваться благоразумием.

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» (Притчи 3:13).

Какой человек блажен? Мудрый и разумный. А на Руси кого называли блаженными? Сумасшедших. С одной стороны безумный человек блажен тем, что ему ничего не надо. Но Писание так не говорит. Понимаете? Не в этом состоит блаженство, что у человека ничего нет, и отнять у него ничего нельзя. В традиционном понимании блаженными являются наши виссарионовцы. По ним сразу можно увидеть – люди, добровольно впавшие в слабоумие. Пошли не за тем духом.

Учёные-геофизики пишут, что в нашем краю сконцентрировано очень много негативной психической энергии, которая выплёскивается в форме духовных оргий – ежегодный праздник «Саянское кольцо», непрерывная оккультная медитация виссарионовцев, большое количество шаманов и колдунов с их действиями. Здесь проходит разлом земной коры, который может в любой момент прийти в движение. И наращивание духовных мистерий может к этому привести. Землетрясение может случиться с силой до 9-ти баллов. Эти учёные доказывают, что камлание шаманов и духовные действия, вроде фестиваля «Саянское кольцо», могут вызывать тектонические сдвиги через высвобождение психической энергии, преобразующейся в другие виды энергии. И хотя они предупреждали, что нужно запретить этот фестиваль из-за сейсмоопасности для СШГЭС, но к ним не прислушались. И вот авария случилась.

Но если увеличится молитва христиан к Богу, можно будет предотвратить любые бедствия. Когда Иона пришёл-таки в Ниневию и объявил о предстоящих судах, и жители города покаялись в своих грехах, Господь отменил бедствие.

Мы не слышим Бога тогда, когда у нас в ушах большой слой серы, потому что мы увлечены земными вещами. Но если мы будем прислушиваться к тому, что Он нам желает сказать, мы будем мудрыми людьми и будем во всякой ситуации знать выход.

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава» (Притчи 3:13-16).

Кто-то скажет: «Зачем это надо – богатство, слава? Долгоденствие ещё туда-сюда…» Но когда долгоденствие есть, да ещё есть богатство и слава, то что человеку на этой Земле ещё надо? Но мы-то с вами понимаем, что не это главное. Важно познать духовные принципы. Тогда всё остальное будет прилагаться.

«Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные» (Притчи 3:17).

Жизнь в Боге должна быть приятной. Не горемыки мы должны быть какие-то.

«Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притчи 3:18).

Вот где, оказывается, древо жизни, от которого Адам так и не вкусил! Мы говорим, что мы питаемся от древа жизни. А оно выражается в премудрости. И люди, хранящие мудрость, блаженны, то есть счастливы. Хранить мудрость – это значит, применять её. Помните, мы говорили о кирпичах? Купить его мало – надо уложить в кладке и зацементировать.

«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность» (Притчи 3:19-21).

Премудрость открывает тебе путь, а Дух Божий делает то, чтобы мы понимали Божьи принципы и могли их применять. Здравость – это когда мы имеем мудрость. Нездравость – когда мы её не имеем. А рассудительность означает необходимость рассуждать. А рассуждать мы можем ровно настолько, сколько в нас есть мудрости.

«И они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притчи 3:22-26).

Если у тебя будут мудрость, здравомыслие и рассудительность, ты будешь спать спокойно. Страха никакого не будет в твоей жизни.

«Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притчи 6:1-5).

«Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Притчи 8:10-12).

Когда человек не рассуждает и не анализирует, то мудрость далека от него.  Я раньше как думал? «Водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи» (Римлянам 8:14) – «Значит, сейчас мне Бог в ухо скажет, я пойду это сделаю». Даже что сегодня варить! И я какое-то время так жил. И я помню, так обижался на Бога, что я не всегда «слышал» что надо делать! Но, слава Богу, что истинное понимание пришло! Бог оказывается, нам всё дал. Он Сыну это дал, а Сын передал всё нам. Если ты хочешь успеха, или хочешь здоровым быть, возьми, изучи, поговори с опытными людьми и примени это. Потому что Бог установил определённые законы, и Он этих законов менять не будет.

«Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притчи 8:15).

 Мудрость необходима на всех уровнях правления. И последнее место Писания:

«Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (Притчи 22:3).

Мудрый человек умеет избежать любой неприятной или опасной ситуации. Иосиф был мудрым человеком? Безусловно. Он предвидел ситуацию многолетнего голода и убедил фараона сделать запасы хлеба. И в наше время, когда сложности нарастают, людям без мудрости будет не просто выжить. Авигея была мудрой женщиной. Она быстро сориентировалась и дала Давиду весь необходимый провиант. Ной был мудрым человеком. Он, во-первых, услышал Божий голос, а во-вторых, глупый человек никогда такой ковчег не построил бы. В нашей жизни бывают ситуации, где мы должны проявить благоразумие и заранее укрыться от бедствия.

О чём мы всегда можем молиться, так это просить: «Господь, дай нам мудрости!» А Бог, когда мы так просим, Он знаете, что делает? Он поворачивает наше лицо – и куда? К муравью. Посмотри, и поучись у него. Или к горным мышам – научись предусмотрительности. Одним словом, мудрость Божья это не что-то сверхъестественное, что не доступно нашему пониманию, а вполне понятная вещь, заключающаяся в здравомыслии, рассудительности, благоразумии и так далее, о чём мы сегодня много говорили. Будьте благословенны. Храни вас Бог. Аминь.