Записки Прогдиггера 22 Jazz-rock and Fusion

Андрей Фко
Джаз-рок был исторически одной из самых первых форм ухода от обычной рок-музыки в сторону прогрессивных идей: четырех музыкантов стало мало, пригласили саксофониста, перкуссию, медную группу – и получился маленький биг-бэнд. Собственно, на этом развитие непосредственно джаз-рока и остановилось: музыка либо тяготела к звучанию джаз-оркестров (Chicago, If, Blood, Sweat and Tears), либо – к вокальному джазу в сопровождении джаз-рок-комбо (Julie Driscoll & The Trinity). Идеи на этом быстро исчерпались, и единственной формой джаз-рока, которая смогла просуществовать до конца семидесятых, оказался фанк – динамичный джаз-рок с синкопированным ритмом, мощной духовой секцией и вокалом, тяготеющим к соул. Этот весьма коммерческий продукт олецитворяла собой группа  Earth Wind & Fire.

Характерные особенности джаз-рока:
   - Джазовая ритмика
   - Духовая секция
   - Джазовый/блюзовый (белый) вокал

Классики джаз-рока: Blood, Sweat and Tears, Chicago, If, The Jazz Crusaders

Другой формой синтеза джаза и рока стал фьюжн. Я очень долго не мог найти вразумительного объяснения, в чем именно принципиальная разница между этими двумя направлениями, пока не разобрался в довольно сложной эволюции самого джаза. Теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что в отличие от джаз-рока, который строится на традиционном джазе (прежде всего, свинге), фьюжн базируется на современном джазе (хард-бопе, кул-джазе и фри-джазе).

О стилях джаза речь еще впереди, но, для ясности, назову некоторые фундаментальные отличия современного джаза (бопа) от традиционного:
   - Использование блюзовой гаммы (так называемых, блю-ноутс)
   - Непрерывное солирование (без оркестровых моментов)
   - Совместное солирование (два и более инструмента, играющие разные партии одновременно)
   - Напряженная, быстрая, иногда амелодичная и даже атональная фразеровка солирующих партий
   - Перенос основной ритмической нагрузки с основного барабана на тарелки.

Еще одной важной особенностью фьюжн стало свободное смешение джаза, рока и прочих направлений музыки – этнической, академической, авангардной. От этого он и получил свое название fusion, что значит сплав, слияние, синтез. Возможно, именно это позволило фьюжн не застояться в собственных рамках, как это случилось с джаз-роком, а стать одним из самых динамично развивающихся и востребованных направлений в современной музыке, не теряющей аудитории на протяжении всей своей истории по сей день.

Пионером фьюжн стал один из самых величайших джазовых трубочей – Майлз Дэвис, который стоял у истока практически всех стилей современного джаза, а заодно записал и самый первый альбом в стиле фьюжн – «Miles in the Sky» 1968-го года. Он же вывел в свет и многих будущих героев фьюжн, в том числе, и самого знаменитого пианиста фьюжн – Чика Кори.

 Классики фьюжн: Chick Corea and Return to forever, Mahavishnu Orchestra (with John McLaughlin), Weather report, Brand X.

Приложение: список групп из моей коллекции с некоторыми комментариями):

Jazz-rock

Affinity
Bakerloo
Bill Bruford
BIood, Sweat and Tears – пожалуй, самая известная джаз-роковая группа. Знамениты своим роскошным блюзом со струнным вступлением - "I Love You More Than You'll Ever Know".
Brain Auger
Burning Red lvanhoe
Centipede (Keath Tippet)
Chase
Chicago – довольно простые, но очень продуктивные американцы.
Colosseum – очень мощный и интересный джаз рок, с отличной гитарой и сложными композициями.
Earth Wind & Fire
Funk, Inc
Greatest Show On Earth
If – британский ответ BIood, Sweat and Tears. И очень не плохой ответ.
Jack Bruce – басист Cream, записавший несколько неплохих джаз-роковых альбомов
Julie DriscolI, Brian Auger & The Trinity  – считается одной из первых чисто роковых фьюжн-групп Америки. Впрочем, больше напоминает психоделический коллектив, достойный Вудстока.
The FIock – интересная и редкая группа, использующая струнные в аранжировках.
The Jazz Crusaders
Zebra

Fusion

Al Di Meola – очень известный гитарист, но на мой взгляд – слишком мягкий и не сильно выразительный.
Alain Caron (bass)
Back Door – известны своим уникальным басистом, разработавшим технику игры на басу аккордами.
Bjorn Jason Lindh (Sweden) – невероятно красивый фьюжн с флейтой
Brand X – одна из самых лучших и коммерчески успешных групп, которая при этом почти не давала концертов, так как барабанил в ней Фил Коллинз, в основном игравший с Genesis. 
Carlos Santana – знаменитый мексиканец, создавший свой неповторимый стиль на основе латиноамериканской музыки.
Catapilla
Chick Corea and Return to forever – тут просто нет слов. Это классика.
Dixie Dregs – веселая команда под предводительством Стива Морса – ныне гитариста Deep Purple. Очень красиво и динамично звучит скрипка.
Greg Howe
Hiroki Tamaki & S.M.T. (Japan) – японский скрипач.
Hiromi Uehara (Japan) – молодая звезда современного джаза и фьюжн, японка с непередаваемой энергетикой. Любовь с первого взгляда. Может играть хоть кулаками, но это будет просто восхитительно. Одно из самых ярких новых имен в современной музыке.
Hozan Yamamoto (Japan)
Jaco Pastorius – басист всех времен и народов, ставший известным в Weather Report. Очень светлая и позитивная личность, погибшая от алкоголизма...
Joe ZawinuI Syndicaty – этно-фьюжн-проект знаменитого клавишника из  Weather Report.
Joxan Goikoetxea (accordion)
Kraan (Germany)
Mahavishnu Orchestra – еще одни классики, на этот раз гитарного фьюжн. МакКлафлин – это гений гитары, второго такого больше не было.
Osibisa
Perception  (France)
Shakti – проект МакКлафлина с индийскими музыкантами
Stanley CIarke (bass) – очень известный фанковый басист.
Tetsuo Sakurai (Japan)
The Keith Tippett Group
Trio of Doom  - 1979 - Mcloughlin, Pastorius, Williams
W.i.n.s (Japan)
Weather report – гениальная группа, способная по пятнадцать минут играть одно и тоже так, что не становится скучно. Неувядающие классики фьюжн.