Посадка...

Георгий Петров 2
Я так думаю, что ни для кого не будет откровением, что самый сложный элемент полёта – посадка. Причём банальность этого утверждения даже не в том, что оно истинно, а в том, что некоторые типы, вроде меня, умудряются предельно усложнить для себя самого этот и так непростой этап полёта … Казалось бы есть чёткие рубежи, режимы, есть и самый главный «инструмент» на посадке – собственная жопа, но ведь ищем мы на этот самый инструмент приключений, чтобы с честью из них выйти и рассказывать потом, на старости лет, лётные истории, … а то бы и рассказывать-то было бы нечего.

После выполнения ночного полёта в зону на малой высоте, предусматривался визуальный заход на посадку на высоте 300 метров, но в силу того, что полёты не были целевыми, для всех была установлена на этот день система захода 2х180 на высоте 600 метров - простая и надёжная схема, когда на посадочный выходишь на удалении 16 км. Хватает времени исправить, в случае чего, ошибку, плавно выпустить закрылки, отработать стабилизатор, установить обороты и спокойно снижаться к дальнему до высоты 200 метров. Так я и сделал в этот раз, но после прохода привода меня угнали на второй круг, там для взлёта очередь небольшая выстроилась, и действия РП были оправданы.

Я  убрал закрылки, добавил обороты и начал разворот на курс обратный посадочному. Высоту я набрал 300 метров, чтобы выполнить визуальный заход на траверзе дальнего привода … я подумал, раз уж РП угнал меня на второй круг, я могу нарушить установленную схему. Ну, вот и траверз. Посадочный свободен, на полосе уже никого нет, проверяю выпуск шасси и начинаю разворот с докладом:

- На третьем, шасси выпущены, заход визуально.

РП – подтвердил заход, я проконтролировал выпуск шасси и вот тут одним местом почувствовал, что что-то не то. Как потом оказалось, радиокомпас НЕ переключился на дальний привод при уходе на второй круг (из-за того, что я НЕ убирал шасси) и я начал заход на посадку с траверза БЛИЖНЕГО. И только развернувшись на 90 градусов, я это понял. Грамотное решение было одно: выполнить ещё один проход и зайти на посадку как все люди … Но тогда мне пришлось бы признаться, что я перепутал траверзы или сказать, что просто не справился с «хулиганским» заходом: хотел мол выделаться, но не смог, сел в лужу. Короче я продолжил заход … обосраться, подумал я, всегда успею, но вдруг – получится.
 
Как вы понимаете, такой заход должен быть абсолютно точным, ведь исправить его можно только уходом на второй круг, что нежелательно. И вот я на развороте с креном 45 градусов (промазать нельзя), со снижением с 300 до 50 метров выпускаю закрылки, теряю скорость с 550 до 350 км/час и отрабатываю стабилизатор …  Моментально вспотел, перчатки стали мокрыми, но появилась невиданная раньше чёткость мысли и даже время как будто бы остановилось. Я увидел, что «вписываюсь» в нормальную глиссаду где-то на высоте 80 метров и спокойным голосом запросил посадку.

Как потом оказалось, на старте спорили – сядет или нет, на ЦЗ тоже пари заключали … Мой техник спор выиграл.