Рожденные покупать

Елена Рог
Недавно я пришла на интервью к одной известной особе. Она усадила меня напротив, внимательно рассмотрела и сказала:
- Я вижу, что вы обеспеченный человек.
- А как вы это видите? - поинтересовалась я.
- По сумке. Если это оригинал – она стоит баснословных денег, но даже если это подделка – все равно очень дорогая вещь.
Я удивилась. Безусловно, я знаю, что в нашем мире встречают по одежке, а по аксессуарам определяют социальный статус. Но чтобы так откровенно?!
Впрочем, ничто так не выдает принадлежность человека к низшим слоям, как способность хорошо разбираться в дорогих вещах и аксессуарах.
Я невольно перевела взгляд на сумку моей собеседницы. Стильная, с узнаваемым логотипом, эта сумка гордо восседала рядом с хозяйкой и всем своим видом говорила о своем статусе. Я улыбнулась – хорошо, когда вещи имеют достоинство.

А в наше время они вообще приобрели сверхъестественные свойства. Наше желание обладать вещами превратилось в навязчивую идею. Едва родившись, человечек уже становится потребителем. Памперсы, «растишки», юбочки-штанишки. Потом, компьютеры и  приставки, плееры и мобильники. И, наконец, игрушки для взрослых мальчиков – машины и яхты,  для повзрослевших девочек - наряды и украшения.

Странно, но с каждым годом человечеству нужно все больше и больше товаров. И вот уже магазины превращаются в торговые центры, где можно проводить досуг: кататься на коньках, обедать, общаться с друзьями. На улицах городов выстраиваются торговые ряды, чтобы проходя мимо можно было бы что-нибудь прикупить. Подземные переходы и вестибюли учреждений тоже заполнены товарами. Продавцы ходят по метро и трамваям, по электричкам и поездам. Каждый плакат призывает: купи! А реклама стала формой современной литературы. В холдингах и корпорациях создаются отделы продаж и продвижения на рынок. Ведутся глобальные исследования. Только продажи приносят прибыль, за все остальное надо платить. «Дайте мне точку опоры, и  я сделаю ее торговой». Сегодня даже страны все чаще воспринимаются как рынки сбыта.

И как-то незаметно выросло поколение, рожденное покупать. Оно идет по жизни, словно по супермаркету, скупая все на своем пути. Это поколение почти не имеет выражения лица - на всех один «make up» и dress код. Их девиз – «mast have». У них вместо шкафов гардеробные комнаты. Любимое времяпровождение - шоппинг. Они инвестируют деньги в гардероб. Неудивительно, что появилась и новая профессия -  шоппер. Так называемый гид по стилю, помогающий делать покупки. И новая болезнь - шопоголик. Зависимость от магазинов. Трудно диагностируется, еще труднее лечится. Потому что «заболевшие» не хотят лечиться. А зачем? Если процесс приносит удовольствие, мы делаем это снова и снова. А процесс покупки стал изысканным. Это почти церемония. Поход в бутик – приобщение к высшей касте. А это доставляет удовольствие. Раньше повышенную любовь к покупкам именовали вещизмом и презирали, теперь потребление - почти национальная забава и поощряется на уровне государства.

Сегодня потребительские кредиты дают даже под залог …души. Пока не везде, а только в Прибалтике. Но если ноу-хау приживется, то дочерние предприятия не заставят себя ждать. Буржуазно-обывательская мораль доминирует. Символы роскоши - предметы зависти и вожделения. Правда, потребительские потоки поредели. Но в продажу поступили… друзья. Новый товар освоили пока только в Японии и Корее, однако спрос стабильно высок. Оказывается, если ты очень занят на работе и не успеваешь обзавестись друзьями, то можешь прикупить на время людей, которые на твоей свадьбе или дне рождении побудут ими. На смену товарному дефициту пришел дефицит человеческого общения. А спрос рождает предложение. В конце концов, почему нет? Если сумка иногда говорит о человеке больше, чем он сам, почему бы не включить в потребительскую корзину и немного друзей?

Рожденных покупать не смущает, что все продается. Дневник летчика, сбросившего бомбу на Хиросиму и супницы Адольфа Гитлера. Платье Мэрилин Монро и Моники Левински. Должности и внутренние органы. Девственность и диссертации. Друзья и души. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.

…Конечно, приятно, когда вещи имеют достоинство. Но лучше, если люди тоже его имеют. Через неделю я не смогла вспомнить свою собеседницу. Я помнила только ее сумку…